На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Родная школа  
Версия для печати

Вставайте, люди русские!

На юбилей Сергея Сергеевича Прокофьева

Если спросить нас, какой актер играет Александра Невского в фильме,— почти все ответят правильно: народный артист СССР Николай Константинович Черкасов.

А вот на вопрос, кто написал музыку к кинофильму «Александр Невский», вероятно, ответят немногие, да и самую музыку вряд ли хорошо помнят: такие события разворачиваются на экране, такая грандиозная битва происходит — до музыки ли тут!

Между тем музыки в этом фильме очень много и она такая замечательная, что исполняется даже отдельно от фильма, как самостоятельное музыкальное произведение.

Афиша к концерту Ленинградской государственной академической капеллы: Читаем:

«С. С. Прокофьев. «Александр Невский».

Кантата для хора и симфонического оркестра».

На сцене не будет декораций. Займут свои места оркестранты во фраках, выйдет и построится хор — четкие ряды женщин в длинных белых платьях и мужчины в черных костюмах. Дирижер взмахнет палочкой, и линия белых листков прочертит эти стройные ряды: хористы приготовят ноты.

Но начнется музыка, и все исчезнет. Перед вами встанет измученная, разоренная монголами Русь, собирающая силы для борьбы с новым врагом.

«Вставайте, люди русские!

На славный бой, на смертный бой!» —

запевают мужские голоса.

Мощно и грозно звучит их призыв; то низко рокочуще, то высоко и звонко ведут они мелодию песни. Вот слились вместе, будто идущие из разных мест ополченцы собрались в единую, могучую рать:

«Вставайте, люди честные,

За нашу землю русскую!»

Широко и плавно разлилась мелодия — запели низкие женские голоса:

«На Руси большой,

На Руси родной

Не бывать врагу».

Вступили сопрано — будто зазвенела прекрасная мелодия высоким чистым звоном.

И снова клич по всей Руси: «Вставайте, люди русские!»

Теперь уже поет весь хор, и женщины и мужчины, — еще мощнее, еще грознее зазвучала песня, сзывая всех на битву с врагом.

Одна за другой сменяются части кантаты — и вот, наконец, «Ледовое побоище».

...Мглистый, туманный рассвет над ледяным полем. К засевшим в засаде русским войскам приближается непобедимый доселе знаменитый стальной клин тевтонской «свиньи». Лязгает, громыхает броня, и сквозь лязг прорываются высокие резкие голоса — это монахи исступленно поют свои католические молитвы. Но и молитвы, и страшный лязг доспехов — все заглушает песня, боевая песня русских воинов. Мужественно и грозно звучат низкие, мощные голоса русских богатырей...

Атака! Грудь в грудь сошлись, сшиблись в грозном бою тевтоны и русские. Все истошнее становятся вопли монахов, все мощнее, все громче звучит богатырская песня «Вставайте, люди русские». Еще краше, еще вольнее становится ее напев на фоне однообразных католических песнопений...

Битва окончена. Безмолвно и неподвижно ледяное поле, только огоньки факелов мелькают в темноте. Это матери, жены, невесты разыскивают воинов, не вернувшихся с битвы. Задумчиво и грустно льется над ледяным простором песня. Ее запевает красивый, глубокий женский голос.

Псков встречает победителей. Снова песня — счастливая, радостная. Сверкающей нитью вьются вокруг ее мелодии высокие, звенящие подголоски женщин.

Замечательный советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев, автор музыки к кинофильму «Александр Невский», хорошо знал, какой необычайно разнообразный, какой выразительный инструмент — поющий голос. Ведь голос человека может быть и низким и высоким, и резким и нежным; голос певца-мужчины вы всегда отличите от голоса женщины, а звонкие и чуть резковатые мальчишеские голоса звучат совсем по-особому. Недаром многие профессиональные хоровые коллективы имеют в своем составе хор мальчиков.

Я сказала «имеют в своем составе». А что такое состав хора?

Голоса в хоре распределяются по характеру звучания. Прежде всего они делятся на мужские и женские; обе группы, в свою очередь, делятся на высокие и низкие голоса. Высокие голоса мужского хора называются тенорами, а низкие — басами. В женском хоре высокие голоса — сопрано, низкие — альты.

Итак, хор разделен на четыре основные группы — можно петь четырехголосное хоровое произведение. Ну, а если оно восьмиголосное, тогда как? Да очень просто — каждую группу можно снова разделить на первые и вторые голоса: первые и вторые тенора, первое и второе сопрано, и так далее. Первые голоса обычно более сильные, более звучные и высокие.

В хоре мальчиков голоса делятся так же, только там высокие голоса называются дискантами, а низкие — так же, как низкие женские, - альтами.

Некоторые части больших хоровых произведений композиторы пишут специально для хора мальчиков.

В оратории Прокофьева «На страже мира» хор мальчиков поет едва ли не больше, чем взрослый хор. И песню о голубе, и финальный хор, и некоторые фразы нежной задумчивой колыбельной, и, наконец, известный, часто исполняющийся по радио и на концертах хор «Урок русского языка» - все это поют ребята.

А что нам говорит музыка в фильме?

«... Печальные следы битв на разоренной монголами Руси — груды человеческих костей, мечи, ржавые копья. Поля, заросшие сорными травами, развалины сгоревших деревень...»

Высокие резкие звуки как будто вскрикивают и замирают на фоне низких, густых, тянущихся нот. Между ними тоскливая пустота. Даже если не смотреть на экран, то можно представить себе очень ясно необътные просторы измученной, разоренной Руси..

...Несколько мужиков в длинных рубахах тянут из озера невод. И откуда-то издалека плывет, разрастается величавая и простая песня-былина. «А и было дело на Неве-реке», — тихо, но значительно запевает невидимый хор, неторопливо рассказывает о подвигах этих самых мужиков, бредущих сейчас по колено в воде с бесконечным неводом. Ведь это славные дружинники ярославского князя. Все громче звучит песня; теперь в ней слышатся отзвуки прошедшей битвы. Славит русский народ недавние подвиги Александра Ярославича, прозванного за битву на Неве Невским.

С экрана смотрит на нас мудрое и спокойное лицо Александра Невского.

О том, как создавали этот фильм, об увлекательной работе с советским кинорежиссером С. М. Эйзенштейном много интересного рассказывает сам Прокофьев в статье, которая называется «Музыка к «Александру Невскому».

«Несмотря на огромные и все продолжающиеся успехи звукозаписи,— пишет композитор, — последняя еще не достигла полного совершенства, и присутствие некоторых хрипов и искажений можно открыть в самом лучшем микрофоне... Явилась мысль, нельзя ли использовать отрицательные эффекты. Например: известно, что сильная струя звука, направленная при записи прямо в микрофон, ранит пленку, на-носит на нее травму, производящую при исполнении неприятный треск. Но так как звук тевтонских труб был несомненно неприятен для русского уха, то я заставил играть эти фанфары прямо в микрофон, что и дало любопытный драматический эффект... Известно, что в оркестре есть мощные инструменты, например тромбон, и более слабые, скажем фагот. Но если мы посадим фагот у самого микрофона, а тромбон в 20 метрах от него, то получится огромный, сильный фагот и на фоне его крошечный, еле слышный тромбон... Еще пример: в одну студию мы помещали трубачей, в другую хор, которые исполняли свои партии одновременно. Из каждой студии шел провод в будку, где производилась запись и где простым поворотом рычага мы могли усилить или ослабить ту или другую группу, в зависимости от требований драматического действия».

То, что автор скромно называет «любопытным драматическим эффектом», на самом деле сдавленный, хриплый рев тевтонских военных рогов.

Воспроизводят его рычащие валторны. Только в фильме, придвинутые к самому микрофону, они звучат уже действительно страшно.

А гобой здесь поет своим настоящим, красивым, задумчивым голосом. Ему поручил композитор певучую и грустную музыкальную тему многострадальной Родины в начале фильма.

Особенно много и интересно изобретал Прокофьев, когда писал музыку к «злой ледовой сече» на Чудском озере.

Если вы когда-нибудь будете смотреть фильм, — обязательно послушайте, какая выразительная и яркая музыка сопровождает почти всю картину битвы: тревожная и затаенная вначале, когда рассвет еле-еле брезжит над застывшим озером и русские войска, в засаде, ожидают наступления тевтонов; лязгающая, а затем громыхающая музыка «стального скока» непобедимой тевтонской «свиньи»; героические богатырски могучие фразы хора «Вставайте, люди русские» и снова злобная музыка немецких рыцарей, исступленные молитвы католических монахов.

Поднялось в атаку народное ополчение — снова музыка: на этот раз насмешливый плясовой наигрыш.

И треснувший лед, и паническое бегство струсивших рыцарей, и захлебнувшийся военный рог — теперь уже совсем не страшный — все это слышится в музыке «Ледового побоища».

Работники студии Мосфильм вспоминают, как, сочиняя этот музыкальный номер, Прокофьев переслушал все имеющиеся у них шумовые и ударные инструменты и многие из них использовал.

Получился довольно любопытный список.

Военный барабан — высокий.

Военный барабан — низкий.

Большой барабан.

Тарелки.

И... ящик из Мосфильма!

Такого инструмента симфонический оркестр еще не видывал!

В других музыкальных номерах фильма, где Прокофьеву нужно передать в музыке красоту родной природы, мужество русских людей, оркестр звучит просто и благородно, в строгих традициях русской классической музыки. Тогда, так же, как у Чайковского, широко льется прекрасная мелодия скрипок, альтов, виолончелей; мягко аккомпанируют арфы, напоминая переборы старинных русских гуслей (этот прием очень любили Глинка и Бородин); сдержанно и мужественно поет мужской хор и звенят ликующие женские голоса, споря с малиновым перезвоном псковских колоколов.

Необыкновенно богато звучание оркестра у Прокофьева. Но всегда и прежде всего это великолепная музыка, выразительная, яркая, по-настоящему русская; музыка большого мастера, талантливого художника, каким был Сергей Сергеевич Прокофьев.

Галина Левашева


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"