На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Родная школа  
Версия для печати

Белинский и мы

Победитель VII Международного литературно-художественного конкурса «Гренадеры, вперед!»

Лев Толстой говорил, что в критики идут литераторы, которые сами не могут писать, но любят поучать и объяснять, как надо писать. Были, конечно, и такие. Лев Николаевич знал, что говорил. Но только к Белинскому это замечание совсем не относится. Он бы и сам мог писать и не хуже многих своих современников, но выбрал тернистый, неблагодарный путь критика.

Писателей хватало, писали замечательно. Но многие произведения, при всей их кристальной ясности и удобочитаемости, не всегда объективно и полно воспринимались читателем. Необходим был литературный «толмач», который бы с такой глубиной и четкостью проанализировал художественный текст, что и для «заторможенного» читателя многое бы прояснилось. А в отдельных случаях и сам автор бы удивился и про себя подумал: «Эх, черт, критик-то какой толковый. Нашел у меня даже то, что мне и в голову не приходило!»

Попасть на «разбор» такому критику считалось большим везением. Вот таким первостатейным критиком и был наш гениальный земляк.

Литература, в понимании Белинского, – это не просто «красивое письмо». Литература на Руси (в этом он единогласен с Пушкиным) – это очень важное дело. Потому что где же еще, как ни в литературе, выразить все то, что в душе русской накопилось, что не дает покоя, будоражит, определяет смысл жизни, дает силы, укрепляет веру, сплачивает нацию, выставляет нравственные ориентиры. И кому, как ни писателю, высказать от имени всего народа, в художественной (а значит самой действенной) форме «истину царям». В стране, где вездесущие «мундиры голубые» пристально следили за «настроение умов» и «добронравием», без литературы и равноценной ей критики совестливому и думающему человеку можно было задохнуться, а то и в уме повредиться.

Белинский был человеком и специалистом многогранным. Он стремился во всем дойти до сути.

Его интересовали особенности нашей государственности, он хотел понять истоки наших побед и поражений, постичь «плюсы и флюсы» национального характера. Он изучал педагогику, философию, религиозные течения, историю.

Интересен взгляд Белинского на Петра Великого, на его роль в судьбе России. По мнению Виссариона Григорьевича это величайшее явление не только нашей истории, но и истории всего человечества. «Он воззвал нас к жизни, вдунул душу живую в колоссальное, но поверженное в смертную дремоту тело России», – писал Белинский о «большевике на троне».

– Перед одной из битв – восхищенно говорит Белинский – Петр поставил позади своего войска казаков со строгим приказанием убивать без милосердия всякого, кто побежит вспять, даже и его самого, если он это сделает. Так же точно поступил Петр и в войне с невежеством, выстроив против него весь народ свой, он обрезал ему всякий путь к отступлению и бегству. Будь полезен государству, учись или умирай: вот что было написано на знамени его борьбы с варварством.

По мнению Белинского, Петру некогда было медлить и выжидать. Надо было догонять Европу, которая во многом обошла нас. Не потому, что была населена первосортным людом (как она высокомерно считала), а потому лишь, что сколотила гигантский капитал беспощадным грабежом колоний и, что еще более важно, была избавлена, благодаря русским, от «трехсотлетнего ига».

Белинский сравнивает Петра с прозорливым кормчим, который предвидел скорую бурю и велел всему экипажу не щадить ни трудов, ни здоровья, ни жизни, чтобы приготовиться и напору волн, порывам ветра. И, когда настала буря, корабль-Россия выдержал ее неистовую силу. Петр действовал круто и решительно, потому что понимал: полумеры никуда не годятся. Коренные перевороты в том, что складывалось веками и уже закоснело и прокисло, не могут производиться вполовину. Надо делать или больше чем можно сделать или ничего не делать, – считал Петр.

В кабинетах нынешних реформаторов-модернизаторов висят портреты Петра Великого. Интересно, они хоть иногда оглядываются на царя-плотника, глядят ему в глаза, на его «ужасный и прекрасный», по слову Пушкина, лик? Вряд ли. Не выдержать этот гневом кипящий взгляд. А каких усилий стоит царю удержаться, чтобы не пустить в ход палку.

Но однажды он шагнет, как Командор, и поучит уму-разуму дряблых и лукавых властителей. Объяснит по-народному просто и доходчиво, что это такое – державная власть в России и ответ за нее перед Богом.

Сейчас часто спорят о Петре Великом, о его роли в нашей и мировой истории. Многие трусливо склоняются к тому, что, мол, очень уж крутой и беспощадный был самодержец. Почитайте Белинского, словоблудные господа. Может быть, задумаетесь и хоть что-то в ваших скособоченных мозгах прояснится.

Сейчас, образно говоря, над страной – морок Вальпургиевой ночи, шабаш нечисти. Низ и Верх поменялись местами.

Телеящик настырно предлагает нам, молодым, «сбегать за «Клинским»», «жить в кайф», «не давать себе засохнуть», «оттягиваться по полной» и т.д., и т.п. А когда открываешь Белинского – настраиваешься на размышление о главном о вечном. «Мелкие бесы» отступают, в голове проясняется, чувствуешь прилив сил и желание сделать в этой жизни что-то путное, стоящее, по-настоящему необходимое тебе и людям.

Вот за это – низкий поклон Белинскому.

Дарья Кудряшова, уч. 10 кл., МОУ СОШ № 5 г. Каменки Пензенской области


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"