На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Родная школа  
Версия для печати

Как спасти славянскую культуру в России?

Тревога

Прошу вас и умоляю, возлюбленные,

будем иметь большое попечение о наших детях

и всячески заботиться о спасении их души.

Святитель Иоанн Златоуст из «Слова о воспитании детей»

 

 

Славяне — крупнейшая в Европе семья народов (общая численность славян около 260 млн человек (БСЭ – данные на 1970 г.), проживающая на землях Центральной, Южной и Восточной Европы, на территории Сибири и Дальнего Востока России, а также во многих государствах Западной Европы, Америки, Средней Азии. Славянские государства в совокупности — это обширный культурный макрорегион, в котором действуют глубокие культурные связи.

Духовная сила славян, художественная мощь их языка, уникальность культурных феноменов во многом обусловлены преемственными связями с великими историческими культурами Руси, Византии и Европы. Врождённая широта славянской натуры, сочувствие красоте природы, образное восприятие окружающего мира – всё это нашло отражение в особой духовности славянской культуры и в неисчерпаемости творческого потенциала славян.

Гибкость в общении с другими народами, терпимость к иным культурам, миролюбие и готовность к сотрудничеству сочетаются в славянском характере с глубоким патриотизмом и стойкостью в защите своего Отечества.

В начале третьего тысячелетия нашей эры на фоне процессов глобализации обострилась тенденция попыток силового доминирования со стороны западной культуры над многотысячелетними культурами народов мусульманского востока, индуизма, буддизма и над культурой славянскиx народов.

Один из основные ударов приходится по славянской культуре, которая является водоразделом между востоком и западной сферой влияния.

Как спасти славянскую культуру в России?

Прошу вас и умоляю, возлюбленные, будем иметь большое попечение о наших детях и всячески заботиться о спасении их души.

Святитель Иоанн Златоуст из «Слова о воспитании детей» стремящейся оxватить всю планету. Идеи глобализации и принципы устройства мира, насаждаемые экономически развитыми странами, обнаруживают в первую очередь направленность на разрушение духовного единства славянских, мусульманских и других государств путём обособления, разжигания противоречий и сталкивания народов, населяющих эти страны. В недавнем прошлом это были Югославия, Ливия, Сирия, Ирак и другие страны, а в настоящем — Украина, где уже начался этноцид в отношении русского языка и геноцид в отношении его носителей — русскоязычного населения.

События в Украине показывают, что главной целью инициаторов антиконституционного переворота является не только захват политической власти, но и разрушение внутреннего единства славянских народов. Украина как славянское государство, в котором последние двадцать лет в идеологической сфере методично разрушалось национальное единство между славянскими этническими группами, в результате утратила внутреннюю стабильность и оказалась под угрозой распада перед внешними вызовами и давлением со стороны западной цивилизации. Пример Украины показывает: государство, в котором отсутствует национальное единство между коренными этническими группами, может стать внутренне нестабильным и даже быть обречённым на распад под воздействием идеологически манипуляций и насаждения извне идеологии противостояния с любой частью собственного народа (в Турции, Иране — курды, в Хорватии — сербы, в Украине — русские, во многих странах — евреи и т.д. и т.п.). Такие факты проявления «управляемого» неонацизма, как орудия «нового мирового порядка» свидетельствуют о том, что человеческая цивилизация уже стоит на краю пропасти, из которой в будущем, возможно, придётся выбираться нашим потомкам, если мы не предпримем неотложные меры сейчас!

«Духовная брань» между западной идеологией потребительства и духовностью славянской цивилизации много раз в истории Европы приводила к военным столкновениям, а в современном мире трагически проявилась как в разрушении балканских славянскиx государств (Югославия и др.), так и в циничном уничтожении многих тысяч мирных жителей Донецкой и Луганской областей.

Но даже при мирном развитии событий это давление активно проявляется прежде всего в гуманитарной области: во всём мире объёмы учебно-образовательных программ славяноведения сократились за последние 10 лет более чем на 50%. Это — показательный пример необъявленного, но фактического этноцида славянской культуры.

По нашему мнению, именно об этой опасности говорил в Краснодаре осенью 2012 года руководитель нашей страны В. В. Путин на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи: "...Как показывает в том числе и наш собственный исторический опыт, культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды – это сфера жёсткой конкуренции, порой объект открытого информационного противоборства, не хочется говорить агрессии, но бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственная академия славянской культуры» (далее — Академия или ГАСК).

Начало современной государственной политики в этом направлении положено в государственных программах «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и «Государственная политика и федеративные отношения», включающих комплекс подпрограмм, основной из которых является «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)».

Позитивная направленность этих программ частично нивелируется общей проблемой — отсутствием научно-обоснованных методик реализации. Причина этого — в отсутствии научного руководства этими программами со стороны государственных компетентных учреждений и прежде всего со стороны Федерального агентства научных организаций (ФАНО), академических институтов и ведущих российских вузов, имеющих огромный практический и научно-методический опыт в воспитании молодежи. Отсутствие комплексного научно-методического подхода, дефицит профессиональных кадров ведёт к фактической подмене системы патриотического воспитания его составной частью, а именно военно-патриотическим воспитанием, являющимся важным, но не главным элементом духовно-патриотического воспитания. В итоге, при совершенно правильном содержании каждого конкретного пункта, указанный противоборства – это точно, и уж точно хорошо срежиссированной пропагандистской атаки". Президент нашей страны также указал и путь устранения этой опасности: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм» (http://www.kremlin.ru/news/16470).

Руководство нашей страны, определяя пути сохранения российской нации, формулирует основную задачу как укрепление гражданского единства и развитие культурного многообразия народов России на основе патриотического и духовного воспитания молодёжи в контексте традиционных ценностей славянской цивилизации.

Очевидно, что для укрепления национальной идентичности всех народов России необходимо становление и развитие научных школ, исследующих историю и культуру всех народов, населяющих Россию. При этом изучению и преподаванию в России славянской культуры, являющейся культурой подавляющей части (более 70 %) населения Российского государства, должно быть отведено особое значительное место.

 

Задача формирования единой системы воспитания является особенно актуальной на фоне ускоряющихся темпов миграции населения из бывших республик СССР, Китая и других государств на территорию Российской Федерации и других славянских стран.

Нарастающие масштабы миграционных потоков и участившиеся атаки на полях информационной войны создают предпосылки для подмены и вытеснения духовно-ценностного ядра славянских культур принимающих

регионов. Это происходит путём распространения и насаждения, в том числе принудительного, среди населения России и особенно среди молодёжи новых ориентиров, которые противоречат традиционным ценностям, определяющим облик культуры и менталитет народов славянского региона.

Пути решения этих проблем были разработаны в ГАСК на основе собственной образовательной концепции.

Сегодня Академия — один из признанных во всём мире международных научных центров по изучению славянских культур, о чём свидетельствуют многочисленные награды и грамоты, а также мероприятия международного масштаба, разрабатываемые и проводимые Академией (http://www.gask.ru/about/history/).

Среди них особенно значимыми являются отмеченная грамотами «ЮНЕСКО» Международная молодёжная миротворческая миссия «Юность славянского мира», этапы которой прошли в Болгарии, Польше, Чехии, Словакии, Беларуси, Украине, на Кипре, на Святой Земле и в регионах России, а также Международная Ассамблея ректоров Славянских университетов.

Сущность славянского мировоззрения, отражённого в христианстве и прежде всего в Православии, проявляется в уникальном сочетании светского и духовного направлений учебно-воспитательного процесса в Академии. Академия не только единственное в России светское государственное учебное заведение, но и единственный во всём мире государственный вуз, в котором концепция Православия как культурообразующей религии большей части славянской цивилизации в различной степени отражена в учебно-образовательном и воспитательном процессе.

Духовным стержнем всей деятельности Академии является домовый храм во имя преп. Серафима Саровского, основанный по благословению патриарха Алексия II первым среди вузовских храмов на постсоветском пространстве. Среди росписей и икон храма, выполненных нашими студентами, особое место занимает уникальная по иконографии роспись «Собор славянских святых» как художественное осмысление символа духовного единства всех славянских стран. По благословению Патриарха Алексия II, а затем Патриарха Кирилла каждый год 21 сентября в День Рождества Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля проходит молебен с посвящением студентов Академии в первокурсники.

Вместе с ними в торжестве всегда принимают участие первоклассники московской православной гимназии «Радонеж» и Православного центра непрерывного образования им. преп. Серафима Саровского.

Уникальность Академии обусловлена тем, что при соблюдении норм Образовательных стандартов специальностей, реализуемых в Академии, в учебный план каждой из них входит изучение славянских культур и языков, что способствует формированию единого культурного пространства не только Академии и России, но и всего славянского мира, а  также вузов неславянских стран, изучающих славянскую культуру.

Таким образом, в своей деятельности Академия стремится найти баланс между научным, художественным и религиозным методами постижения мироустройства, реализуя возможность их синтеза в сфере духовной культуры.

В образовательном процессе и научной деятельности Академии используется научно-диалектический метод познания мира, а в воспитательной части учебного процесса наши преподаватели на примерах многовекового культурного наследия России и славянских стран практически осуществляют синтез светского и православного духовных компонентов славянских культур. В соответствии с этим образовательные программы Академии и повседневная практика их реализации полностью соответствуют образовательным стандартам Министерства образования и науки России.

В существующем корпусе работников Академии имеются высококвалифицированные научные кадры, способные обеспечить научное обоснование и предоставить методическую базу способов, путей и технологий сохранения национального самосознания и духовного развития России на базе ценностей славянской цивилизации.

Особо следует отметить Целевую ориентированность практической деятельности Академии, включающей систему разносторонних по своей направленности программ. Студенты изучают славянский мир не как сторонние наблюдатели, а как реальные его участники в рамках десятков разнообразных внутренних и международных проектов и программ Академии.

Неотъемлемой частью всех образовательных программ Академии является патриотическое воспитание, основанное на приобщении молодёжи к национальному русскому и славянскому, в целом, духовному опыту. Одним из примеров тому может служить программа безвозмездного восстановления росписей православных храмов в России и в славянских странах. Группа студентов и выпускников Академии под руководством преподавателей безвозмездно расписала уже около 5 тыс.кв.м. площадей. Оценка стоимости этой многолетней благотворительной работы даже по минимальным рыночным ценам составляет сумму свыше 5 млн долларов.

Оптимальное сочетание теоретических и творческих дисциплин позволяет раскрыть и развить творческий потенциал молодёжи, задать направление выходу эмоций, помогает положительно реализоваться каждому студенту, а также резко снижает деструктивные желания «поэкспериментировать» в таких сферах, как анархизм, экстремизм, суицид, употребление наркотиков и т.п.

Высокий профессионализм преподавателей, в число которых входят выдающиеся ученые, деятели культуры и искусства с мировой известностью, а также мощный воспитывающий и обучающий эффект творческой социокультурной среды, созданной в ГАСК, подтверждают высокие достижения наших студентов и выпускников.

Например, уже 10 выпускников ГАСК стали членами Союза художников Российской Федерации. В 2014 году две студентки награждены Дипломами Министерства культуры РФ.

В 2013-2014 годах студенты факультета хореографии (Институт танца ГАСК) стали лауреатами XVII фестиваля российского искусства в Каннах (Франция), Международных фестивалей в Китае, Индии, Международного конкурса «Молодой балет мира» Ю. Григоровича, XIV Московского международного конкурса артистов балета, VI Международного фестиваля-конкурса сольного танца им. Махмуда Эсамбаева, Международного конкурса артистов балета в Сполето (Италия).

Четыре выпускника получили почётное звание Заслуженных артистов республики Дагестан и Северной Осетии-Алании. Студенты факультета музыкально-исполнительского мастерства (фортепиано) стали лауреатами первой и второй премий Международного конкурса славянской музыки в Москве в 2012 2013, 2014 годах, а в 2014 году студентка этого факультета стала лауреатом третьей премии Международного фестиваля в Болгарии.

Образовательная и воспитательная программа Академии носит инновационный характер, что подтверждено наградами

Министерства образования и науки РФ – серебряная медаль X Московского международного салона инноваций и инвестиций, статус опорной инновационной площадки в программе «Инновации в воспитании», диплом лауреата конкурса Минобрнауки РФ за лучшую авторскую разработку экспозиции вузовского музея и др.

Но при этом никак нельзя обойти молчанием тот факт, что, в отличие от Православия, такие культурообразующие религии, как Иудаизм, Ислам и другие вероисповедания с учётом существенно меньшего числа их носителей в России тем не менее более широко представлены в программах светского обучения и воспитания молодёжи в государственных высших учебных заведениях нашей страны.

Так, например, только в Москве историю и теорию основ иудейской культуры и вероисповедания преподают в трёх вузах: в Международном еврейском институте экономики, финансов и права для еврейских юношей, в Международном экономико-гуманитарном институте «Махон Хамеш» для еврейских девушек и в Государственной классической академии имени Маймонида. Это свидетельствует о том, что руководители еврейских общин хорошо осознают, насколько важно для укрепления национальной идентичности становление и развитие научного сообщества, профессионально занятого изучением истории и культуры еврейского народа.

Другой пример. Исламоведение изучают не только в исламских институтах и университетах в Москве, Казани, Уфе, Махачкале и в других российских регионах, но и в светских программах государственных вузов. Так, проректор Московского исламского университета по учебно-воспитательной работе Р.Р. Измайлов сообщает:

«Финансирование фактически государственной программы развития исламского образования включено в систему финансирования Приоритетного национального проекта "Образование". За последние два года на уровне Правительства РФ и Министерства образования и науки Российской Федерации предпринят ряд шагов для оказания помощи развитию исламского образования. По решению Министерства образования и науки РФ семь исламских вузов прикреплены соответственно к пяти государственным вузам.

Создан консорциум вузов по исламскому образованию при Министерстве образования и науки РФ. Реализуется комплексная программа по содействию развитию сферы религиозного образования (прежде всего мусульманского).

Она нацелена на оказание помощи духовным управлениям мусульман в подготовке их представителей по светским программам, связанным с историей культуры ислама. Такая подготовка на бюджетной основе идёт в шести российских государственных вузах. Правительство одобрило представленный Минобрнауки РФ план по подготовке специалистов с углублённым знанием истории культуры ислама в светских вузах, а также по оказанию методического содействия в информационно-технической помощи высшим учебным исламским заведениям...» (Измайлов Р. Р. Концептуальные проблемы исламского образования в России // URL: http://www.miu.su/archives/4127).

Перечень подобных примеров можно продолжить. В то же время поддержка государственных вузов России со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации в области изучения славяноведения, славянской культуры и Православия не только фактически, но и формально отсутствует.

И это положение сохраняется несмотря на то, что Президент нашей страны – В. В. Путин — однозначно указывает на необходимый баланс присутствия всех традиционных конфессий России в деле служения государству и в воспитании молодёжи: «В основе всех побед и достижений России — патриотизм, вера и сила духа... Сегодня исключительно востребовано углубление совместной работы, партнёрства государства и всех традиционных конфессий. Русская православная церковь, другие традиционные религии должны возможности для получить все полноценного служения в таких важнейших сферах, как <...> воспитание и образование <...>, молодёжная политика, <...> Сегодня и в России, и в странах канонического присутствия Московского патриархата среди наших соотечественников на разных континентах Русская православная церковь <...> помогает сохранить те нити, которые связывали нас веками, по сути, сплачивает многомиллионный русский мир» (http://www.kremlin.ru/news/17409).

В противоположность установкам руководства страны, единственный профильный в области славяноведения вуз — ГАСК — находится под беспрецедентным давлением со стороны Минобрнауки России вплоть до угрозы ликвидации путём слияния с другим вузом. И когда руководству Академии было предложено стать факультетом бывшего Российского государственного торгово-экономического университета (ректором был С. Н. Бабурин, РГТЭУ не имел никакого отношения к культуре, в дальнейшем был присоединён как подразделение к Российскому экономическому университету им. Г.В. Плеxанова), то Академия уже в порядке крайней меры вынуждена была обратиться к Правительству России, с открытым обращением. Только личное вмешательство Председателя всероссийской политической партии «Единая Россия» Д. А. Медведева удержало Минобрнауки России от фатального решения о ликвидации Академии как самостоятельного вуза! Однако это не остановило продолжения ежегодного недофинансирования ГАСК и постоянного игнорирования её самых неотложных потребностей и материальные проблем, разрешение которых необходимо для выполнения процедуры восстановления лицензии и аккредитации вуза.

Это при том, что Президент России В. В. Путин однозначно обозначил ту позицию, которая должна быть у государственных органов исполнительной власти: «Русский народ является государствообразующим — по факту существования России. Великая миссия русских — объединять, скреплять цивилизацию. Такая цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности. Огромная роль здесь принадлежит образованию.

Гражданская задача образования, системы просвещения — дать каждому тот абсолютно обязательный объём гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа» (Путин В. В. Россия: национальный вопрос // Российская газета, 23.01.2012 г. URL: http://www.rg.ru/2012/01/23/nacvopros.html).

Мы помним и знаем, что славянская культура является неотъемлемой частью «стержня, скрепляющего ткань этой уникальной цивилизации — русского народа, русской культуры», и является неотъемлемой частью «русского культурного ядра». И мы уверены в том, что ГАСК, наряду с другими аналогичными вузами России, имеет право не только на существование в  неизменном статусе.

Академии была гарантирована Правительством Российской Федерации, распорядившимся создать Академию в 1992 году.

Убеждённость коллектива Академии в своём праве на профессиональную деятельность и развитие крепнет с каждым годом вопреки тому обстоятельству, что в последние пятнадцать лет Академия вынуждена непрерывно отбиваться от атак чиновников различных уровней. Так, в 1999 году прежним руководством Москвы в одностороннем порядке был расторгнут договор аренды единственного здания Академии, заключённый с нею на 49 лет. Это здание бывшего детского сада было разорено и пустовало более 6 лет до въезда в него Академии. Оно было отремонтировано специально для проведения учебно-образовательного процесса на бюджетные федеральные средства.

А в 2010 году это здание было изъято у Академии под предлогом возврата помещения детям в московский городской фонд детских садов.

Академия выехала, но оставленное здание (по адресу ул. Героев Панфиловцев, д. 39, корп. 2) в настоящее время разорено, а прилегающий к нему гектар земли до сих пор пустует. Никаких детей и детских учреждений там нет, и судя по всему создание детского сада в ближайшем будущем там не предвидится. В таком случае, если не для детей, то для чего и для кого было отнято здание у Академии?

Ответ даст ближайшее будущее.

В результате этих неправомерных действий Академия лишилась своей лицензии и аккредитации по независящим от неё объективным причинам, так как закон запрещает иметь лицензию, если у вуза отсутствует помещение.

«Новое» здание (а точнее, старое помещение в полуаварийном состоянии, простоявшее без капитального ремонта более 50 лет по адресу Хибинский проезд, д. 6) Академия «обрела» только к концу 2013 года. Несмотря на постоянные просьбы Академии, средства на капитальный ремонт и на переоборудование здания для приведения помещения в соответствие действующим программы Академии, Минобрнауки России не выделяет, что создаёт дополнительные трудности для восстановления лицензии. И таким образом порочный круг замкнулся.

Недавним апофеозом борьбы на фронте выживания Академии стала череда судебных процессов, направленная по форме на признание ректора и Академии «виновными» за то, в чём они никак виноватыми не могут быть. По сути, судебные процессы направлены на неправомерное преследование и наказание Академии, которой удаётся ежегодно выполнять государственный заказ, несмотря на отсутствие лицензии и необходимых для её восстановления условий. При этом Минобрнауки России требует безусловного выполнения госзаказа, но одновременно лишает Академию финансирования в надлежащем объёме, которое необходимо для восстановления главных инструментов развития ГАСК и выполнения вузом государственного заказа.

Всё это вредит не только единственному в мире государственному славянскому вузу, но и наносит ущерб всей системе воспитания и гуманитарного образования в России в целом. Если бы аналогичные действия были предприняты в отношении учебных заведений иных конфессий, то, очевидно, нашлись бы средства массовой информации, расценившие подобные шаги как проявление намеренного ограничения равноправия на образование и сохранение культур, основанных на религиях народов, проживающих в России.

Тем не менее коллектив Академии убеждён: в ближайшем будущем Академия останется значимым и важным инструментом в решении задач государственной программы научно-образовательной и воспитательно-патриотической деятельности в России, направленной не только на изучение, сохранение и развитие славянской культуры, но и на духовно-патриотическое воспитание российской молодёжи! А для того, чтобы преодолеть существующие трудности, преподаватели Академии вынуждены по-прежнему опираться на внутренние резервы.

Для повышения эффективности и результативности мероприятий, предусмотренных федеральными программами, коллектив ГАСК предлагает создать на своей базе Славянский центр духовно-патриотического воспитания (далее

— Центр) при непосредственном и активном участии Института славяноведения РАН и других академических институтов, Федерального агентства научных организаций, Министерства образования и науки Российской Федерации, а также Министерства культуры Российской Федерации.

Идеология развития образования и воспитания в России может быть освоена прежде всего через систему непрерывного образования: школа – колледж – бакалавриат – магистратура – аспирантура – докторантура. Именно на это нацелены уже разработанные в Академии методики непрерывного образования, за которые группа преподавателей ГАСК стала лауреатом Государственной премии России.

Процесс социализации молодых людей прямо зависит от развитости чувства ощущения себя частью единого целого, от крепости духа. В последнее время экстремистские настроения среди молодёжи принимают характер массового явления, выражающегося в отрицании действующих в обществе правил и норм поведения. Усилились манипуляции националистическими идеями, попытки внедрить идеологию нацизма, национальную и религиозную нетерпимость в умы славян. Подобные попытки часто приводят к массовым беспорядкам, провоцируют агрессию и жестокость. Потенциал предлагаемого к созданию Центра позволяет оказать поддержку правоохранительным органам и в этом направлении путём организации производства независимых, научно-обоснованных экспертиз в рамках уголовных дел по разжиганию религиозной ненависти и вражды, а также иных экстремистских проявлений.

Предлагаемый к созданию Центр должен быть включён как системное звено в разработку и реализацию программы по духовно-патриотическому воспитанию молодёжи и граждан Российской Федерации, обеспечивая научно-методические решения поставленных руководством страны задач путём создания единой научно-образовательной платформы для действий уже имеющихся в государстве сил и средств.

Наработанные практики позволяют сформировать команду высокообразованных креативных преподавателей и занимающих активную гражданскую позицию специалистов-воспитателей для работы во всех сферах и отраслях деятельности от средней и высшей школы до армии, полиции и государственного аппарата.

Предлагаемое решение позволит в кратчайшее время на основе имеющихся сил и средств создать систему научно-методического и кадрового обеспечения воспитания граждан России на основе принципа патриотизма, базовых ценностей славянской цивилизации как естественного развития многонациональной и многоконфессиональной российской государственности. Кроме того, предлагаемое решение может стать уникальным по значимости проектом межведомственного взаимодействия, осуществляемым ради главной цели Российского государства — сохранения и развития многонационального российского народа.

Несмотря на трудности, сопровождающие деятельность Академии, по сути ГАСК уже является центром духовно-патриотического воспитания молодежи. В ближайших планах, помимо продвижения идеи создания этнокультурного центра духовно-патриотического воспитания, в Академии предполагаются открытие реставрационного центра, издательского центра, мастерской иконописи, дальнейшее тематическое развитие экспозиции Музея славянских культур, создание школы современного бального танца, академического студенческого хора, лингвистического центра, дальнейшее развитие международных контактов, открытие новых специальностей, углубляющих изучение русской и славянской культур, а также реализация целого ряда иных идей, ориентированных на потребности современного общества и всего славянского мира.

Из высказываний Президента Российской Федерации В.В. Путина видно, что парадигма патриотизма рассматривается руководством нашего государства не только как система воспитания, но как нравственная и духовная основа существования России, как необходимое условие устойчивого развития нашей страны и славянской цивилизации. В этом контексте разрушение Академии является стратегической ошибкой всей системы государственного управления.

Славянская культура не исчезнет, но ущерб от реорганизации ВУЗа, будет нанесён развитию всего государства: ослабнет славянская национальная идентичность, усилятся инспирированные извне процессы разрушения славянского национального самосознания и государственного единства.

Академия обращается ко всем гражданам России и к соотечественникам за рубежом с прошением о помощи в сохранении единственного государственного вуза славянской культуры, выпускающего уникальных специалистов, призванных сохранять и развивать на высоком профессиональном уровне знания, многовековой опыт и традиции славянской культуры.

Преподаватели и студенты ГАСК просят не допустить необоснованного унижения коллектива Государственной академии славянской культуры путём её ликвидации как самостоятельного образовательного учреждения через реорганизацию и слияние с другим вузом. А для этого необходимо:

1) обеспечить необходимые условия и возможность Академии беспрепятственно восстановить лицензию с последующим трёхлетним восстановительным периодом для проведения ремонта полученного старого здания, поскольку более трёх лет Академия вынужденно была лишена лицензии из-за отчуждения у неё здания на фоне системного недофинансирования Академии;

2) восстановить в 2015 году полноценное финансирование Государственной академии славянской культуры и вернуть ей финансовые средства в объёме «планового» недофинансирования со стороны Министерства образования и науки РФ (хотя бы за последние годы), чтобы Академия смогла сделать капитальный ремонт здания, в котором она сейчас находится, и оборудовать его надлежащим образом для нужд учебного процесса, а также реализовать план оптимизации Академии, который заведомо невозможно выполнить без финансовой поддержки со стороны Минобрнауки России.

Обо всём изложенном также сказано и в открытом обращении к Президенту Российской Федерации В. В. Путину, опубликованном на сайте Академии (http://www.gask.ru/news/docs/081213.pdf). Нельзя не отметить, что в этом обращении говорится о необходимости продлить до 2016 года трудовой контракт Минобрнауки России с ректором, повторно избранной конференцией всего коллектива Академии на 5 лет до 2016 года.

Это открытое обращение к Президенту России поддержали более 4000 человек (http://www.gask.ru/news/408/).

Среди них — широко известные деятели культуры и искусства Российской Федерации и славянских стран, включая Беларусь и Украину, Народные артисты и Народные художники России и СССР, известные писатели и деятели культуры, Герои Российской Федерации и Герои Советского Союза, выдающиеся деятели науки, врачи, представители российской и зарубежной общественности, депутаты Государственной Думы России, видные представители международных организаций, ряд руководителей всероссийских политических партий. Открытое обращение подписано также и представителями Русской православной церкви. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл направил ходатайство (http://www.gask.ru/news/488/) о сохранении Академии в адрес Президента Российской Федерации В. В. Путина.

Академия обращается ко всем лицам, заинтересованным в сохранении культурных и духовных ценностей российского общества, с просьбой поддержать Академию и подписать Открытое обращение Академии к Президенту Российской Федерации В. В. Путину (http://www.gask.ru/news/408).

В создавшихся условиях государственная поддержка и должное финансирование Академии является важнейшим фактором сохранения и развития отечественной и зарубежной славянской культуры. И если четырёхтысячный хор голосов не услышали в Минобрнауки России, то добавление к нему Вашего голоса даст нам шанс быть услышанными в вышестоящих структурах государственной власти.

Преподаватели и студенты Академии уверены, что предложенными мерами можно эффективно уберечь от системного подавления славянскую культуру в России.

Мир видит, как уже более полугода практически ежедневно гибнут представители славянской культуры — русские и украинцы — мирные жители Донбасса и Луганщины, среди которых старики, женщины и дети. Общее число жертв составило многие тысячи человек! Останется ли этот конфликт локальным или разгорится до мирового масштаба — неизвестно, но ясно всем, что «светоч демократии», США, уже стоит с «дубиной западной культуры» на пороге нашего дома и ломится к нам в дверь.

Чем и как мы, славяне, сможем защитить Родину, славянскую культуру и наших соотечественников в России и за рубежом? Смогут ли славяне одуматься и остановиться в междоусобной войне по форме, а по сути, в войне между западной и славянской цивилизациями? Ясно главное: давно настало время прекратить братоубийственную войну и объединиться в единую славянскую семью во имя мира на планете.

Сила славянского единства признаётся уже всеми европейскими и мировыми странами «истинной демократии».

Пора уже славянам перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления. Пора противопоставить сказкам о призраке русских имперских амбиций манифест единения славянских народов и возрождения славянской культуры.

Настало время — и мы призываем: «Славяне всех стран, объединяйтесь во имя мира и справедливости на Земле!»

Нам и нашим потомкам нельзя забывать историческую и культурную миссию России во всём мире и прежде всего в семье славянских народов.

О воспитательном значении духовно-культурно наследия отечественной истории нам напоминает А. С. Пушкин в своём знаменитом произведении «Капитанская дочка»: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие...». Новым поколениям России необходимо изучать героические события, которые показывают, как на протяжении многих столетий наши предки защищали себя, свою культуру и своих соседей – славянские народы – от иноземцев, безжалостно грабивших славянские земли. Наши предки защищались от набегов татаро-монгольских завоевателей, от немецких рыцарских орденов, от Османской империи, от шведов и французов, от Австро-венгерской империи и фашистского третьего рейха, при этом спасая целые народы.

"...Как это не раз бывало в судьбоносные моменты истории, наш народ ярко продемонстрировал и национальный подъём, и жизненную стойкость, и патриотизм..." (из Послания Президента Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года (http://www.kremlin.ru/transcripts/47173).

Славянская культура в России нуждается в защите, бережном сохранении и развитии, как основная часть православного фундамента духовно-патриотического воспитания молодёжи России!

 

P.S. Основные положения данной статьи изложены в открытом обращении к Президенту Российской Федерации, утверждённом на Ученом Совете ФГБОУ ВПО «Государственная академия славянской культуры» (http://www.gask.ru/news/docs/081213.pdf).

Автором статьи является ректор Государственной академии славянской культуры профессор Алла Кирилловна Коненкова — почётный работник высшего профессионального образования, награждена почётными знаками «Ректор года» (2012, 2013 годы), орденом «Единения» (Европейский комитет по наградам и премиям ООН и др.), медалями и грамотами Русской православной церкви, Грамотой Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, памятным знаком «Самарский крест» и почетным Серебряным знаком Древней Плиски (Болгария) за вдохновенную и преданную работу во имя взаимности России и Болгарии, медалью префектуры г. Москвы «За доблестный труд» и другими наградами.

Настоящая статья впервые опубликована на сайте журнала "Национальный контроль. РФ" (http://nacontrol.ru/obshchestvo/kak-spasti- slavyanskuyu-kulturu-v-rossii/). С разрешения издательства журнала "Национальный контроль. РФ" статья размещена 08.12.2014 на сайте ФГБОУ ВПО "Государственная академия славянской культуры" (http://www.gask.ru/news/docs/nk08122014.pdf).

По вопросам размещения статьи в других изданиях, предлагается обращаться по тел. 8(499) 188-62-10, (499)188-78-83. 8(499) 188-38-22.

Алла Конёнкова, профессор, ректор ФГБОУ ВПО «Государственная академия славянской культуры»


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"