На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Родная школа  
Версия для печати

Русский язык как основа русской цивилизации

К Дню славянской письменности и культуры

Язык, которым Российская держава

великой части света повелевает,

по ея могуществу имеет природное изобилие,

красоту и силу, чем ни единому языку не уступит.

М. В. Ломоносов

 

В современных социокультурных условиях, когда состояние русского языка и науки о нём вызывают тревогу и обеспокоенность, на государственном уровне признаётся, что забота о русском языке – это важнейший социальный и политический вопрос. Правильный ответ на этот вопрос способен обеспечить крепость государства и национальную безопасность, а ошибка в его решении приведёт к необратимым трагическим последствиям. Именно поэтому обращение к жизни русского языка в современном мире как основе бытия, осознанное и целенаправленное изучение русского языка и обучение ему как родному, второму родному или иностранному – непременное и первостепенное условие сохранения русской цивилизации.

Лингвисты, изучающие положение русского языка в странах ближнего и дальнего зарубежья, филологи из этих стран отмечают, что знание русского языка обеспечивает самостоятельное освоение новой информации, обмен научными знаниями, расширяет возможности культурного общения. Этим объясняется сохранение русского языка, повышенный интерес к нему в целом ряде государств.

Так, определяя роль и статус русского языка в Армении, профессор Э.М.Оганесян пишет о том, что многие родители стремятся дать детям русское образование, о нелегальном существовании в школах с армянским языком обучения – русских классов, поскольку русский язык роднее и ближе, чем любой иностранный.

На фоне радостных воплей: «Русский язык скоро станет древним, мёртвым…» (не называю автора, чтобы не создавать ему дополнительной рекламы) особенно значимыми становятся подкреплённые фактами утверждения тех учёных-русистов, которые говорят: «Авторитет русского языка по-прежнему очень высок в мире. Знание русского языка обеспечивает каждому человеку возможность общения с людьми других национальностей и открывает новые перспективы международного и межнационального сотрудничества… Русский язык, как и раньше, остаётся ключом к знаниям всех отраслей науки и техники». Это свидетельство человека, приложившего немало сил к тому, чтобы русский язык «как источник знаний, источник информации о русской мировой науке и технике» являлся одним из основных предметов в школах и вузах Монголии (Чойдон З., 2007, с. 750).

Говоря о месте и роли русского языка в современной Турции, профессор Х. Арслан отмечает: «Знание русского языка стало важным фактором для успешной профессиональной деятельности многих граждан Турции, что послужило толчком к началу преподавания русского языка в государственных и частных университетах» (Арслан Х., 2007, с. 723).

После некоторого затишья в Словакии наблюдается настоящий взрыв интереса к русскому языку. в новых экономических условиях он становится жизненно необходимым, востребованным для многих и многих людей. «У русского языка в Словакии есть будущее» (Шаррави Э.,  2007. с.752).

В университете Нанта (Франция) желание научиться говорить по-русски охватывает всё большее количество молодых людей. За последние годы число студентов, изучающих русский язык, выросло больше чем в 3 раза.

Достаточно полная картина распространения русского языка в современном мире, его позиций, тенденций изменения ситуации, в которой находится русский язык в различных регионах, представлена в специальных докладах Министерства иностранных дел «Русский язык в мире», в преамбуле которых говорится о том, что задача сохранения позиций русского языка занимает приоритетные места в работе Министерства иностранных дел Российской Федерации, что проблема языковой культуры, поддержки и защиты русского языка как величайшего национального достояния «занимают все более заметное место в общественном сознании россиян» (Доклад МИД, 2003). Место и роль русского языка в современном мире нашли всестороннее освещение в статьях и выступлениях Президента МАПРЯЛ и РОПРЯЛ Л.А.Вербицкой, где доказательно и убедительно представлена картина бытования языка, которым владеет более полумиллиарда человек,  который занимает третье место по числу говорящих и второе по распространенности м современном мире. Это знание о статусе русского языка особенно ценно, поскольку многие языки на нашей планете находятся в поистине бедственном положении: ежегодно на Земле исчезает более двадцати из них. И существование русского языка сейчас далеко не безоблачно и благополучно.

Отмечая, что в самом сложном положении русский язык оказался на постсоветском пространстве, аналитики делают очень серьезные выводы о том, что разрушения русскоязычного пространства вызывает тревогу, поскольку последствия этого процесса крайне негативны. Это касается вытеснения русского языка из общественно-политической и хозяйственной жизни, области культуры, средств массовой информации; сокращения возможности образования на русском языке, что затрагивает права миллионов граждан и не отвечает интересам самих новых независимых государств.

Разрушение системы образования на русском языке осуществляется на Украине, где половина населения считают русский язык родным; в Туркмении, где закрыты факультеты русской филологии в университете и педучилищах; в странах Балтии, где полностью ликвидировано обучение на русском языке в государственных вузах.

Серьезные изменения произошли в положении русского языка в странах Центральной и Восточной Европы, где в 90-е годы русский язык был исключен из числа обязательных предметов школьной и вузовской программ и занял позиции факультативного и малоизучаемого.

И все же в странах Западной Европы после резкого сокращения объемов изучения в конце 90-х годов намечается рост интереса к изучению русского языка.

В общеобразовательных школах русский язык изучается в Германии, Франции, Англии, Австрии; в Бельгии, Ирландии, Исландии, Испании русский язык изучается в высших учебных заведениях.

Русский язык преподается в Китае, Монголии, КНДР, Вьетнаме, Индонезии, Филиппинах.

Благодаря выпускникам российских (советских) вузов сохраняется русский язык в лицеях, школах и вузах стран Африки, таких, как Египет, Мали, Сенегал и др.

В странах Америки, где сейчас живут многочисленные группы населения, считающие русский язык родным, растет спрос на русскоязычных специалистов для бизнеса и госструктур.

На Кубе до сих пор русский язык является самым распространенным иностранным языком.

Это знание о том, как представлен русский язык на современной карте мира, каковы перспективы его продвижения в современном геополитическом пространстве, так же важны, полезны и нужны для человека, как знание географии, истории, экономики, а может быть, еще важней, поскольку распространение русского языка – это важнейшее условие развития политических, экономических, социальных и культурных отношений с зарубежными странами и русскими диаспорами в них.

Положительное отношение к России в мировом сообществе формируется и в прямой зависимости от того, какой русский язык предлагается этому сообществу: язык-код, язык деэтнезированной политнации (Д.Д. Каражаев, 2007,с.735), действительно мертвый, или подлинный язык природных русских, живой великорусский, в котором есть чувственная ткань, смысл, в котором скрыта загадка русской души и только тем он может быть по-настоящему интересен людям, которые хотят не просто получить какую-то экономическую выгоду от знания языка, а расширить границы Познания, для чего и призван на Свет человек.

Справки,выкладки,цифры важны при определении места и роли русского языка в мировой Логосфере. Но гораздо важнее – живое свидетельство тех иностранных студентов, которые приезжают к нам изучать русский язык и объясняют свой выбор так, как сделала это студентка из Франции Анна Суэн: »Студенты,которые изучают русский язык во Франции, проявляют очень сильный,даже страстный интерес к русской культуре и истории,поскольку выбор русского языка имеет ДУШЕВНЫЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ причины.»

Русский язык на мировом уровне представляет собой реальную общественно-политическую, культурную, экономическую силу.

Эта сила зависит от того, насколько «обустроен» собственный мир русского языка как феномена мировой культуры, насколько он привлекателен как непреходящая ценность Бытия.

Современная политическая, экономическая, социокультурная ситуация характеризуется формированием и развитием такого «образовательного пространства», в котором взаимодействие и интеграция культур возможны только на основе конструктивного диалога, обеспеченного качественным языковым образованием. Именно поэтому важнейшей задачей языковой политики России закономерно становится укрепление позиций русского языка, расширение русскоязычного образовательного пространства, способного

– отвечать требованиям общества не только на нынешнем этапе его развития, но и соответствовать наступательной стратегии;

– обеспечивать языковую подготовку, базирующуюся на традиционных ценностях русского просвещения и образования, предполагающих академическую фундаментальность, универсализм, ориентацию на гуманизацию и гуманитаризацию научного знания, творческую направленность и духовное развитие человека;

– вырабатывать соответствующие актуальным потребностям человека средства, способы, приёмы, формы и методы прикладногоязыкового образования, адекватные современным требованиям, особенно в сферах повышенной языковой ответственности;

– создавать необходимые условия для достижения той важнейшей цели, о которой постоянно говорил профессор И.П. Распопов, определяя эту цель как «овладение искусствомсвязной речи, которому нужно учиться на лучших образцах научной публицистической и художественной литературы» (Распопов И.П., 2005, стр. 186).

Языковое образование, вне всякого сомнения, является делом первостепенной государственной важности, а филология в современных социокультурных условиях – общественной, социально значимой наукой, задачи которой совпадают со стратегическими задачами государства.

В Российской Федерации наблюдается снижение уровня владения русским языком как государственным, особенно среди представителей молодого поколения, сужение сферы его функционирования как средства межнационального общения, искажение литературных норм и культуры речи в среде политических деятелей, государственных служащих, работников культуры, радио, телевидения.

Президент Российской Федерации Путин В.В. придает особое значение сохранению, укреплению, развитию и распространению русского языка как важнейшего средства консолидации российского общества, интеграции государств – участников СНГ, вхождения России в мировое экономическое, политическое, культурное и образовательное пространство (поручение Президента Российской Федерации от 4 января2005 г. № Пр-22).

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля2005 г. была поставлена задача формирования единого экономического, гуманитарного и правового пространства СНГ, поскольку Россия связана с бывшими республиками СССР, а ныне независимыми государствами, единством исторической судьбы, русским языком и великой культурой. Серьезные задачи поставлены и перед Советом по русскому языку при президенте Российской Федерации, созданном 9 июня 2014 года, что обусловили следующие факторы:

– необходимость создания условий функционирования русского языка как важнейшего средства обеспечения государственной целостности России и национальной безопасности;

– необходимость обеспечения условий для реализации принципов, основанных на понимании статуса государственного языка, закрепленного за русским языком Конституцией Российской Федерации, как объединяющего элемента политической, экономической и культурной сфер жизни страны;

– потребность страны в проведении единой политики в языковой сфере во всех субъектах Российской Федерации;

– необходимость создания равных условий для овладения русским языком всеми гражданами Российской Федерации;

– актуальность упрочения роли русского языка как одной из важнейших социально-культурных составляющих объединения российского гражданского общества;

– необходимость поддержки русского языка как средства межнационального общения в государствах – участниках СНГ;

– необходимость укрепления позиций русского языка в мире для дальнейшего развития политических, экономических, социальных и культурных отношений с зарубежными странами, а также русскими диаспорами в них;

– необходимость формирования положительного отношения к России в мировом сообществе.

Важнейшие задачи государственного значения должна в связи с этим решать и филологическая наука, целью которой является в числе прочих разработка новых методик и обучение новым методикам преподавания русского языка разным категориям учащихся, людям различных профессий; подготовка преподавателей-методистов, способных разрабатывать образовательные языковые программы конкретного целевого назначения для разного контингента учащихся, для которых русский язык может быть родным, неродным, иностранными пр.

Существенную роль в представлении духовного и интеллектуального опыта России на мировой арене, в создании «Русского Мира» несомненно будет играть дальнейшее продвижение филологического образования в мировое образовательное пространство. В этом плане чрезвычайно важно, чтобы кроме профессиональных знаний и информации все выпускники университета стали обладателями универсальных ценностей, воплощённых в русском Слове, поскольку именно филологичность русской культуры (русская словесность) позволила ей получить всемирный отклик и признание, снискать уважение и любовь за ту радость духовного открытия, которую даёт неповторимая русская культура, способная противостоять вызовам эпохи в глобализируюшемся мире.

Истинное филологическое образование призвано формировать полноценную сильную языковую личность; человека, утвердившегося в родном слове и способного увидеть мир через призму других языков; человека, широко мыслящего, духовно и нравственно крепкого, эстетически воспитанного, патриотически убеждённого, устремлённого к созиданию и творчеству, способного найти применение своим знаниям и обрести призвание, достойное Человека.

Только объединив усилия педагогов, ученых, общественных деятелей, государственных служащих, мы сумеем укрепить статус русского языка как главного учебного предмета, как государственного языка РФ, как языка межнационального и международного общения, как основы и непременного условия существования русской цивилизации.

 

Об авторе. Людмила Михайловна Кольцова — русский лингвист, доктор филологических наук, заведующая кафедрой русского языка филологического факультета Воронежского государственного университета, руководитель университетского Центра русского языка, член Российского общества преподавателей русского языка и литературы.

Людмила Михайловна — автор нескольких поэтических сборников, лауреат премии «Имперская культура» им.Э. Ф. Володина Союза писателей России (2008), лауреат премии «Живые сокровища славянской культуры» Общественной палаты Воронежской области.

Людмила Кольцова, член Совета при Президенте РФ по русскому языку


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"