На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Родная школа  
Версия для печати

История одного «круглого стола»

Значение подвига в жизни человека

Воистину, когда настраиваешься на приятный итог, жди сюрприза от жизни. И выходит, что жизнь наша – самый умный, мудрый воспитатель, руководитель, родитель… (добавьте другие определения сами, - авт.).

В этой истории намеренно не называю имен, потому что суть не в этом. Впрочем, все по порядку.

Заседание «круглого стола» проходило в зале подготовленным гостеприимными хозяевами по всем параметрам – продуманно, красиво. В качестве слушателей – преподаватели и студенты учебных заведений. Стало быть, встреча под бдительным контролем педагогов и вниманием молодежи.

В центре хранилища мудрости, встреча собрала за круглым столом людей сопричастных к слову, в том числе и печатному, по теме (как оказалось и по вопросу) – значение подвига в жизни человека. Кто ж сомневается, что Подвиг выбирает и забирает себе лучшую часть человечества, способную нести ответственность за свои поступки, слова… и вопросы (казалось бы, что в этой теме/вопросе, может вызвать разногласия/спор/недоумение? – авт.).

С приветственным словом выступили представители власти, руководители культуры и образования. Заседание, согласно рангу выступающих, плавно перешло к теме. И вот, от профессора, ученого на слушателей посыпались вопросы. Как получилось, что роман стал популярным? Почему не исследуется тема взаимоотношений оставшихся в живых участников подполья? Какие документы, кроме воспоминаний, говорят о свершившихся событиях? И где научные диссертации по этой теме?... И в истории организации, которой уже более 75 лет, много белых пятен...

Все! – У меня застучало в висках, мысли, перебивая и отталкивая друг друга, спешили к языку, я с недоумением смотрела на говорившего, а потом оглянулась на слушателей, сидящих в зале. И только произнесенная фраза ученого, типа того, что: «Ага, увлек!» – позволила мне вернуться к разуму. «Вот это методика преподавания, – подумала я, и тут же поняла, что в аудитории, достаточно много слушателей, которые знают ответы…

Но они молчат! Если молчат, то получается, что не знают. Да и вопросы какие-то… не по теме. Эти вопросы для узкого круга специалистов, действительно ученых, которые из вороха событий личного, общественного, социального… планов должны извлечь суть необходимую молодому человеку, обществу, как ориентир\пример\маяк.

Я попросила слово – ответить на вопросы. В последнее время (сложное, трудное, противоречивое по факту, - авт.) приходится слышать безысходное мнение о том, «как надоели и те, и эти» с утопическим подтекстом, «хочется покоя и стабильности», а тут еще преподаватель, учитель и профессор в одном лице, сеет зерна сомнений. Речь моя, конечно, получилась, эмоциональной! (Каюсь, стыдно, - авт.). Любой менеджер по имиджу, скажет: «…волнуется, значит – неубедительно…» А в конце мероприятия услышала, что «она из музея, отрабатывает ей положенное…»

Прошло несколько дней. Меня не оставляла в покое мысль, что надо расставить точки над всеми «i».

Что же произошло? – А вот что. На встрече, я почувствовала, при каких условиях рождается сомнение в том, во что ты верил безоговорочно (в зале сидела молодежь, - авт.).

Формат «круглого стола» подразумевал разговор. После того, как стало понятно, что встреча пошла не по теме, да и дискуссия вышла за рамки отведенного времени, к тому же день, выбранный для встречи, для студентов был праздничным, аудитория потихоньку стала уходить небольшими группами. «Может, лучше было бы мне промолчать, – виновато думаю, – как-то неловко перед организаторами…» Рядом со мной луганский поэт, поддерживает словами, наливает мне воды в стакан, бросая холодный взгляд на противоположную сторону стола. Встреча продолжается и подходит к завершению…

Мне все равно беспокойно. Думаю, что сделала не так и слушаю выступающих… Теперь понятно, почему память сохранила необходимые для меня фрагменты встречи.

Луганская поэтесса, из аудитории слушателей, настойчиво просит выслушать ее, и читает стихотворение:

Вы святыни своей не касайтесь, –

Лучше быть от неё в стороне.

Даже близко дышать не пытайтесь, –

пусть останется светом в окне!

 

Пусть для вас  остаётся иконой

Чудодейственной и золотой,

Пред которой склонились в поклоне,

Пред которой вы грешник простой!

 

Мысль о ней пусть в пути согревает,

И пусть память восторженных чувств

вас от пошлости в жизни спасает, –

Да святится любви вашей грусть!

 

Никогда не касайтесь святыни,

Чтоб не встретиться с ней... с пустяком!

Со своей неуёмной гордыней

Не остаться – порожняком!

 

Представитель российской делегации, видя сложившуюся ситуацию, негромко, но уверенно спрашивает: «А по какой научной диссертации освобождали… Сталинград?»

Сегодня мне понятно, что собственно произошло. Сознательно или нет, мы являемся соучастниками, озвученных заблуждений или намеренных искривлений, которые выдергивают из-под наших ног опору – веру в справедливость.

Мы молчали, когда по научно-экономическим соображениям горняков лишали работы, закрывая шахты; когда из школьной программы изымали книги действительно необходимые подрастающему поколению; когда на телеканалах стали показывать безобразные, безнравственные шоу, герои-кумиры – «благородные» воры, борцы за свободу (читай вседозволенность); когда поднимался престиж «успешно-оборотистого» человека в противовес труженику (в любой сфере деятельности, - авт.)… высмеивалась невинность. А Родина где? – Там, где больше платят!

Сегодня, кажется, уже наелись всех изысков поданных блюд. Но захватив и извратив культуру нашего народа, они теперь зарятся на нашу землю. Донбасс – это только начало, это проверка сил, репетиция. И сила, которая может противостоять этому безумию, не в одной мощности вооруженных сил, а и в нашем единстве в Вере и Правде.

Общество не может быть безупречным, в полном смысле этого слова, в меру своего разнообразия. Всегда будут присутствовать ропот и претензии по тому или иному вопросу жизни. И если можно понять претензии некомпетентного человека, то ученого человека, умудренного жизненным опытом и глубокими знаниями … тут «без комментариев».

Предвидя встречный вопрос оппонентов, хочу спросить: «Где, дорогие мои ученые, писатели научные диссертации, повести и романы, разъясняющие, показывающие и раскрывающие читателю вечный вопрос: «Как жить?» – Почему, когда вдруг начинается беда/война, именно наши дети, как лисичанская самооборона, как краснодонские молодогвардейцы… встают перед обезумевшими от жажды крови взрослыми, гибнут, чтобы восстановить баланс сил добра и зла, чтобы вернуть жизнь к благоразумию? Где же, я обращаюсь к вам, дорогая интеллигенция, ваши труды, созданные с целью заботы о силе и здоровье нации/народа, из которого вы и вышли?»

Мне, взрослому человеку, не хочется гордиться тем, что уходит из жизни лучшая часть молодежи. Я скорблю, по их не родившимся детям, не воплотившимся мечтам, которые украсили бы наше общество. Мне стыдно, что погрязая в суматохе бытия, я мало уделяю времени разговорам с детьми, с друзьями о самом главном. О совести, чести, доброте, о смысле жизни.

Мое мнение однозначно – ученые и писатели призваны нести людям высокие идеи просвещения ради умножения нравственного общества. Констатировать факт, чего проще, а вот принять участие в жизни своей страны и сделать то, что принесет Родине славу и почёт, – это и есть совершение подвига. Не на миру, а в битве с врагом, со своими сомнениями, предубеждениями, самонадеянностью, гордыней. Это и есть наша обязанность и долг перед Родиной гражданина и человека.

 

Январь 2018 года.

Ирина Черниенко (Донбасс, пос.Урало-Кавказ)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"