На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Родная школа  
Версия для печати

Открытое письмо-поздравление

Заслуженному учителю Российской Федерации Нине Павловне Чалой

Мы – мальчишки и девчонки, приехали на учёбу в город Россошь из разных сёл и городов. Мы робкие и стеснительные, что немудрено, впервые надолго оторванные в пятнадцать лет от мамы и папы, со страхом входили в стены незнакомого учебного заведения. И тут к нам в аудиторию пришла молодая и миловидная, – по прошествии стольких лет можно сказать: наша ровесница –  учительница Нина Павловна Чалая. Познакомившись, сказала, что будет учить русскому языку и литературе, а так же будет и нашим классным руководителем. Ах, дорогая Нина Павловна, ни мы, ни Вы ещё не знали, что на всю жизнь станем родными людьми! Вы приняли нас, таких разных и наивных. Со всеми радостями и бедами мы бежали в первую очередь именно к Вам, а Вы всегда находили время, чтобы выслушать, утешить и помочь, дать самый нужный совет. Вы были для нас не просто учителем, а одновременно мамой – отцом и старшим другом. Не просто на словах, главное, своим примером учили нас, «с кого делать жизнь».

Теперь Ваши бывшие ученики не просто взрослые, а уже и ветераны. Знайте, что мы, как и в юности, Вас любим, ценим и уважаем. Низкий Вам поклон от нас за то, что Вы были рядом с нами. Учили любить русскую литературу, любить книгу, хорошо знать родной язык. Воспитывали в каждом из нас любовь к Отечеству. Уходя из техникума во взрослую жизнь грамотными специалистами, мы со слезами на глазах говорили «До свидания». Теперь, по истечении многих лет, мы рады вновь и вновь встречаться с Вами, звонить по телефону, чтобы услышали знакомый, такой родной и приятный голос, чтобы хотя бы мысленно вернуться в то время, где все мы были молоды, беззаботны и счастливы. Ведь с каждым из нас Вы делились не только знаниями, но и частичкой своего доброго сердца. Вы всегда пример не только для нас, но и для своих детей и внуков.

Со всей благодарностью поздравляем Вас, Нина Павловна, с памятным юбилейным днём рождения! Желаем бесконечного душевного тепла, здоровья на века, долгих лет жизни, всех земных и небесных благ, благополучия. Пусть в Вашей жизни происходит всё, что Ваше сердце пожелает. А Ваше мнение нам всегда дорого. Ваши советы очень нужны нам и сейчас! Всю жизнь Вы для нас «горячая линия» с мудрыми словами поддержки, утешения, услышав которые обретаешь спокойствие. С низким поклоном сердечное спасибо Вам и всем преподавателям!

 

Ваши студенты: Нина Савичева (Воронеж), Анатолий Мороз (Ровеньки Белгородской области), Галина Руденко (Митрофановка Воронежской области), Галина Каталикова, Елена Корниенко (районный посёлок Подгоренский Воронежской области), Надежда Грузинова (Луганск), Татьяна Гереева (Свердловск Луганской области) и все – все ученики за сорок два года Вашей работы в техникуме-колледже.

 

Тропинка к книге

Учительские труды и дни

1998 год.

Осталось ещё в памяти многих, как не без оснований гордились, что мы самая читающая в мире страна. Сейчас всё обстоит совершенно иначе. Книгу теснят видеофильмы и компьютерные сети. Теснят, но не заменяют. Беда в другом. На прилавках и библиотечных полках плещется «разливанное» море низкопробной литературы, которая калечит души читателей. Под хитроватым объяснением – мол, спрос диктует рынок, творится, по сути, подмена истинных жизненных ценностей мнимыми.

А поскольку этому противостоит русская классика – основа учебных общеобразовательных программ по курсу литературы, – то ей и достаётся больше всего. Золотой фонд отечественной культуры сбрасывают с «парохода современности». Миллионными тиражами печатаются и печатаются «образцы» школьных сочинений, краткие пересказы изучаемых книг и им подобные пособия сомнительного качества. Тем самым, не облегчается учение, а отупляется, оглупляется.

Трудно в такой обстановке не растеряться учителю отечественной словесности. Как же не отвратить, а приучить ребят к осмысленному чтению? Как проложить тропинку к настоящей книге – «учебнику жизни», чтобы она надолго, если не навсегда не зарастала, а оставалась необходимой твоему воспитаннику? Чтобы он уже сам мог находить и ценить литературу, пробуждающую и утверждающую человеческое в человеке.

Эти задачи, уверена, посильны учителю. Ведь за нами необоримая сила – «великое русское слово». Их решать мне лично помогает краеведение. Напомню, что в старину егоименовали куда звучнее: отчизноведение, родиноведение. Оно долгое время существовало благодаря учительской самодеятельности. Вместе с ребятами изучаем, в частности, культуру и литературу отчего края.

В нашем Россошанском колледже мясной и молочной промышленности первокурсников обычно удивляет с порога кабинет литературы. Бросаются в глаза стенды от «Слова о полку Игореве» к «Тихому Дону». Впрочем, тут и академику вроде не грех удивиться. Провинциальный воронежский городок Россошь чуть ли не славянская литературная столица!? Наш край, оказывается, напрямую связан с Л.Н.Толстым и А.П.Чеховым, с М.А. Шолоховым и поэтом-классиком украинской литературы Е.П.Плужником, даже – со «Словом о полку Игореве».

С «жемчужины» древней славянской письменности и начнём рассказ. Видеокамеры, к сожалению, в руках ещё не имелось, зато сохранилась магнитофонная запись и фотографии, напоминающие о встрече учащихся с гостем из Москвы, автором книги «Где ты, Каяла?». В основу песни – поэмы, как известно, положены действительные исторические события. Они и не дают покоя по сей день исследователям. Неразгаданной тайной остается, в частности, маршрут похода и место битвы русичей с половцами. Во тьме веков затерялись названия речек, на берегах которых развернулось сражение. Установить их попытались и москвичи Поливановы – вначале дядя Николай Николаевич, а затем его племянник. Вот он-то, Алексей Михайлович, с указкой у нашего классного стенда подробно изложил детально разработанную и основанную на данных летописей, археологии, астрономии, математики, гидрологии, топонимики версию-хронику пути «полку Игорева» в воронежские степи. Вариант Поливановых не досужий вымысел. Он занесён на страницы научной пятитомной «Энциклопедии «Слова о полку Игореве», изданной в Санкт-Петербурге в 1995 году. Там же в статье «Поход» указано, что ещё в XIX веке видный историк русского права И.Д.Беляев считал, что князь «преломил копье край поля Половецкого» именно на среднем Дону. Важно с ребятами рассмотреть и вникнуть в содержание «Слова». Важно научить почувствовать красоту поэтической речи. Нужно попытаться понять, что главные мысли «песни» будто о нашем времени сказаны. Постижение «Слова» происходит не отстранённо. Подчеркиваю: возможно, что всё это было – и скрип обозов, и кровавая сеча – на твоей родимой земле. Там, на холмах за речкой Россошью – Каялой, где степное озеро опоясано цепью древних курганов. В этом-то и значимость, даже прелесть краеведения.

На занятия, посвящённые народному фольклору, этнографии, пригласили землячку Раису Ефремовну Дерикот. Она пишет замечательные стихи, собирает старинные наряды. «А узоры на рубахах, – говорит хозяйка «бабушкиного сундучка», – вышивали не только для красы. По ним можно многое узнать о человеке. У девушки одна узорчатая «канва». У замужней женщины – другая, У вдовы – третья». Интереснейшие рассказы записали – засняли на видеокассету, и теперь Раису Ефремовну с телеэкрана слушают и другие группы учащихся.

Моим ученикам 15-18 лет, а как дети любят мир русской народной сказки, который сохранили опять-таки воронежцы! Это известные сказительницы – две Анны, Барышникова и Королькова. Знакомимся, разумеется, с биографией и творческим наследием собирателя и первоиздателя народных сказок А.И. Афанасьева. Он уроженец уездного Богучара, вырос в Боброве, выпускник Воронежской гимназии. Особое внимание уделяем его знаменитой книге «Поэтические воззрения славян на природу». Приходим к выводу, что начальная история наших далёких предков сохранилась в пришедших из глубины веков преданиях и поверьях, легендах и сказках, песнях и былинах, пословица и поговорках.

Приступая к изучению творчества автора «Войны и мира», путешествуем «очно или заочно » (когда как удаётся), вблизкое от Россоши село Еленовку, точнее, к Чертковским прудам. Возле них когда-то располагалось духовное «дворянское гнездо». Сюда приезжал Лев Николаевич Толстой, записал, что «места здесь очень красивые». По его совету на хуторе Ржевск владелец усадьбы В.Г.Чертков создал издательство «Посредник». К печати готовили дешёвые книги из мировой классики для просвещения народа.

Нет уже Ржевска. «Лишь кусты одичалой сирени на опушке степной дубравы, звонкий ручей у пруда да гранитный камень напоминают о былой кипучей жизни». Кстати, памятник поставили на средства и силами работников Россошанского молочного завода. А в его коллективе трудятся немало наших выпускников.

Открывая книгу Чехова, зачитываю учащимся слова Антона Павловича: «Я вышел из воронежских недр». Спрашиваю у ребят, кто приехал в колледж из соседнего райцентра Ольховатки. Поднимают руки, как правило, несколько человек. Они бывали в местном музее и рассказывают, что родные писателя числились крепостными. Крестьянствовали и работали на сахарном заводе. Дед Егор Михайлович сумел выбиться в люди. Собрал деньги и выкупил семью из неволи. Его сын, Павел Егорович, поселился в Таганроге, женился. Там и появился на свет будущий писатель.

Михаила Александровича Шолохова тоже считаем своим земляком. Учился он почти рядом – в Богучарской гимназии. Да и к станице Вёшенской рукой подать. В его «Тихом Доне» упоминается красный командир Иван Домнич, уроженец россошанского села Морозовка. Россошанские сорта яблок растут в шолоховском саду. И в нашем колледже хранится автограф писателя. С нескрываемым любопытством слушают ребята письмо.

«Прошу вас обратить внимание на абитуриентку отделения технологии молочных продуктов Жулудкову Ирину Владимировну.

Вешенскому району очень нужны местные кадры специалистов.

С уважением, М.Шолохов. 10.8.83 г.».

Наслышаны, что забота о земляках всю жизнь была важной для Михаила Александровича. А тут – живое подтверждение. Шолохов знал, что малыми делами творятся большие. Об этом нужно помнить и нам.

На уроках рассматриваем творческое наследие, говорим о жизни Евфимия Болховитинова, Кондратия Рылеева, Алексея Кольцова и Ивана Никитина, Николая Станкевича и Андрея Серебрянского, Александра Эртеля и Алексея Суворина, Ивана Бунина, Андрея Платонова и Михаила Пришвина.

Открытием стали стихи и проза Евгена Плужника – уроженца воронежской слободы Кантемировки. Расцвет его творчества приходится на 20-30-е годы минувшего столетия. Творил он на украинском языке, что вполне объяснимо. Юг Воронежской губернии – это славянский «перекрёсток»: пограничье русское, украинское, донского казачества, которое роднило языки, культуру, обычаи.

По злому навету Плужник был сослан на Соловки, умер в тюремном лазарете. Книги его долго оставались в забвении. Только недавно в библиотеке колледжа появились сборники «Ранняя осень», «Родюча земля», в которых впервые на русском языке представлены лирика, поэмы и роман земляка, уже именитого на Украине. Что интересно, мои ученики сразу заметили близость поэзии Плужника стихам русского поэта Алексея Прасолова, родившегося и росшего под Россошью. «Я славянин: моё счастье, что во мне, как в месте, где рождён, скрестилась кровь южной России, Малороссии...» Наверное, так же вслед за Прасоловым мог сказать о себе и Плужник. Если к его наследию только-только подступаемся, то «Прасоловские чтения» уже прочно прописаны у нас в колледже. Смотрим видеофильм. На пленке запечатлен поэт, читает свои стихи. Алексея Тимофеевича вспоминают близко знавшие его люди. Затем снова звучат стихи Прасолова, ребята и гости говорят о собственном восприятии поэзии земляка. В планах поездки в прасоловские Ивановку и Морозовку, в плужниковскую Кантемировку.

Сегодня же объявляю учащимся, что следующее занятие – семинар будет вести поэт Михаил Тимошечкин. Говорю: с ним вы встречаетесь нередко на улицах нашего города, в читальном зале библиотеки. В шутку и всерьёз добавляю: знайте, перед вами «живой классик». Истина в этом утверждении есть. Стихи фронтовика вошли в «Антологию русской поэзии XX века». А ещё в роли учителей выступают член Союза писателей России Светлана Ляшова, выпускник техникума поэт Виктор Беликов. Желанные гости в колледже – земляки – поэты члены Союза писателей России Виктор Беликов, Света Ляшова из Россоши, Михаил Шевченко из Москвы. Разговор с ними обычно выходит за рамки собственного творчества. Ребят интересует не только современная литература, но и жизнь во всех её проявлениях. А писателям, поэтам хочется узнать, чем дышит молодое поколение. Беседу обычно в самом разговоре врасплох прерывает звонок. Расстаёмся с вопросом: когда встретимся вновь? А в литературном музее, который создаём, ставим на полку подарок – новую книгу с автографом и напутствием земляка.

...Когда на уроке выпадает свободная минута, рассказываю моим ученикам о давней поездке в Чехословакию. В советские времена наш техникум дружил с училищем города Простеева в Моравии. Студенты и преподаватели ездили друг к другу в гости. Возили нас на поле «битвы трёх императоров». Там глазами Андрея Болконского смотрели в «небо Аустерлица». Там же, в южной Моравии, нам напомнили, что здесь братья Кирилл и Мефодий утверждали алфавит – кириллицу. На понятном всем славянским народам письме зазвучало Священное писание – Евангелие.

Спустя века, в 1847 году, сын земли воронежской, историк Николай Костомаров вместе с Тарасом Шевченко и друзьями – украинцами создали братство. Назвали его Кирилло-Мефодиевским. Они мечтали: «Пусть рожью-пшеницею, как золотом покрыта, неразмежеванной останется навеки от моря до моря – славянская земля».

Заслуженный учитель Российской Федерации.

Россошь Воронежской области.

 

Послесловие.

Январь 2022 года. Слово дочери Татьяне Петровне Малютиной (Чалой), доктору исторических наук, профессору Воронежского государственного педагогического университета:

– Так получилось, что незадолго до выхода газеты я прочла эту ещё неопубликованную, ещё рукописную подборку. Речь в ней идёт о рассказах моей мамы о своей работе с учащимися. Речь, по сути, о её учительских буднях, из каких складывается учебный и воспитательный труд преподавателя. Хочется её дополнить живыми примерами.

Идём, скажем, по улочкам нашей родимой Россоши. Непременно нас останавливают встречные прохожие. «Нина Павловна, здравствуйте!» Завязывается разговор, в котором обязательно звучат слова искреннейшей благодарности. «Вы нас на всю жизнь пристрастили к чтению. Люблю книгу. Внучата не верят, что я «Войну и мир» Толстого дважды прочитала. Шолоховский «Тихий Дон» у меня настольный роман. А дети, внуки сейчас в телефонах – смартфонах зависли. Потому двух слов грамотно связать не могут. Двух слов без ошибок не напишут. А мы-то, спасибо Вам, и словом владеем. И стихи помним, внукам наизусть читаем. И по-русски грамотно пишем, грамотно говорить умеем».

«Нина Павловна, дорогая, Вы не забыли, как я на уроках любила Вас слушать. Всегда за первую парту напротив учительского стола садилась! Не заметишь, как Ваши уроки пролетали. Быть знающими и добрыми нас учили и воспитывали».

«Спасибо Вам, наша Нина Павловна. Сколько мы увидели в юности Вашими стараниями. В музеях Алексея Кольцова, Ивана Никитина были. О жизни первобытных людей в Костёнках услышали. Археологические раскопки в Дивногорье посетили. Прохоровское поле небывалого танкового сражения увидели. Поклонились героям, отстоявшим в борьбе с фашизмом честь и независимость нашей Родины. В памяти остаются интересные поездки к бобрам в Воронежский заповедник, к лошадям на Хреновской конезавод. Я так скажу: за время учёбы с нашей классной Ниной Павловной столько узнала интересного, сколько не увидела за всю оставшуюся жизнь. Есть теперь о чём рассказывать внукам. Пусть завидуют нам».

…Согласимся, приятно и здорово слышать то, как высоко мою маму и её учительские труды, дни и годы ценят бывшие ученики, остающиеся учениками и поныне.

Сейчас я сама педагог и прекрасно понимаю: такое отношение – дорогого стоит! И для меня мама всегда была и остаётся образцом для подражания. Очень хочется, по её примеру, не только любить и знать свой учебный предмет. Для меня это исторические науки. На занятиях хочется всегда быть корректной и вежливой, не выходить из себя независимо от ситуации, сохранять доброжелательность и беспристрастность по отношению к ученикам, к студентам.

Подчёркиваю, все эти лучшие учительские, а в целом и человеческие качества передались маме от родителей. Её отец Дегтярёв Павел Семёнович работал начальником уголовного розыска в небольшом сибирском городке Славгороде на Алтае. По долгу службы он был не только бесстрашным, мужественным и наблюдательным. Он умел хорошо разбираться в людях. Мог сохранять спокойствие и выдержку и не терять самообладание даже при самых экстремальных обстоятельствах (а таких в то военное и послевоенное время было более, чем достаточно).

Моя бабушка – мамина мама – Мария Яковлевна не побоялась взять на себя ответственность за судьбу четверых чужих ей ребятишек (младшему из которых на тот момент не было и годика). Стала им приёмной мамой. И ведь дети до преклонных лет считали её родной мамой. Даже сейчас в наше относительно благополучное время далеко не каждый сможет решиться на такой самоотверженный поступок. А тогда ведь шла война, все пережили нужду, голод…

Моя мама родилась на Алтае после войны. Окончила Новосибирский педагогический институт. По месту работы в Карасукском педагогическом училище встретились с отцом и переехали на его родину в Россошь.

Могу предположить, что моя мама многое взяла у своих родителей. И совсем не случайно ей присвоили почетное звание Заслуженного учителя Российской Федерации. Как тут вместе с её внучатами мне не заявить во весь голос: моя мама, наша бабушка, я и вся наша большая семья гордится тобой! Мы всегда радуемся, что ты у нас есть! Сибирского здоровья тебе и многолетия! Будь, как всегда, счастлива.

 

На снимке: Нина Павловна Чалая на родине. Катунь, Алтайский край.

* Газета в газете «Поле слободское».

Выпускники 1978 года Россошанского техникума мясной и молочной промышленности


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"