В те времена, когда начиналась история нынешнего Ливенского района, совсем другой была и наша земля.
Одни люди тогда жили по берегам рек, другие – в лесах, третьи – в открытых степях. У них были разные условия жизни, но связанные с теми ландшафтами, которые их кормили; у каждого племени, селения был свой способ ведения хозяйства, свой способ поддержания жизни. Жившие около рек ловили и продавали рыбу, лесовики добывали пушного зверя и изготавливали телеги, степняки выращивали зерно и разводили скот.
От областного центра г. Орла район удален на 140 км, от столицы России г. Москвы – на 360 км. Общая площадь района составляет 1,8 тыс. кв. километров. Его протяженность с запада на восток составляет 58 км, с севера на юг – 53 км.
Природа Ливенского района весьма своеобразна и интересна по своему ландшафту, геологической истории, почвам, растительному и животному миру.
Известный географ и путешественник XIX века П.П. Семенов-Тян-Шанский, описывая Восточно-Европейскую равнину России и Среднерусскую возвышенность, на которой находится и Ливенский край, назвал эту территорию «овражно-долинной». И действительно, поверхность района представляет собой слабовсхолмленную равнину, сильно изрезанную сетью оврагов, балок, долин, ручьев и рек.
Общий уклон территории – к востоку и юго-востоку. В целом левобережье реки Сосны несколько выше ее правобережья.
Ливенская земля – часть Восточно-Европейской равнины, на которой лежит древняя Русская платформа, а в ее основании находится древний кристаллический фундамент, сложенный гранитом, железистыми кварцитами и кристаллическими сланцами.
На его территории расположен город Ливны (небесный покровитель города, его Ангел-хранитель – икона Святой Троицы), который в 1962 г. отнесен к городам областного подчинения; его история становится значимой для понимания региона и России в целом.
Создание и развитие Ливен как города Центрального Черноземья связано с освоением южнорусских земель в ХVI-ХVIII вв.
Черноземье в течение более чем шести веков было объектом спора между русским населением и кочевниками южнорусских степей. Новый этап истории края наступил в конце XVI столетия в царствование Федора Иоанновича и Бориса Годунова. В это время началось строительство городов «на Поле», русское государство стало переходить от обороны на юге к наступлению и проявлять дипломатическую активность. Хотя далеко не сразу построенные на поле крепости оказались надежным заслоном от татарских набегов, но все основанные в это время города стали важными центрами края. Всего за время, предшествовавшее Смуте, было основано 8 городов: Воронеж, Ливны, Елец, Белгород, Оскол, Курск, Валуйки и Цареборисов.
Первыми из них стали Воронеж и Ливны. Решение об основании этих городов было принято боярской думой в декабре 1585 – январе 1586 годов в ходе рассмотрения текущих военно-политических вопросов. Для основания этих городов даже не производился предварительный осмотр места. Возводить Воронеж было поручено Семену Федоровичу Сабурову, Василию Григорьевичу Биркину и Ивану Судаковичу Мясному. Строительство Ливен возглавили князь Владимир Васильевич Кольцов-Мосальский и Лукьян Хрущев. Места, избранные для возведения крепостей, определялись в связи с уже существовавшими в этом районе общероссийскими сторожами. Оборона южных русских границ стала строиться в три линии: главная – по Оке; украинная – по линии Тула-Орел-Новосиль-Белев-Рязань-Михайлов; и передовая линия, состоящая из городов, выдвинутых далеко навстречу татарам. С востока эти города «на Поле» были подкреплены поволжскими крепостями. Из них ближайшим к Дону стал основанный в 1589 году Царицын.
В 1589 году в Речи Посполитой возобладала та группировка магнатов и шляхты, которая стремилась к войне с Россией. В этом году, невзирая на перемирие с Россией, нападению черкас (украинских казаков), бывших тогда подданными польского короля, подверглись села дворцовых крестьян в южной части Брянского уезда, на границе с современной Курской областью. А в апреле 1590 г. черкасами из Канева, Черкасс и Переяславля был уничтожен только что построенный город Воронеж. Произошел страшный разгром, казаки «тот город сожги, и государева воеводу убили, и людей многих побили, а иных сожгли, и иных живых поймали». С большим трудом уцелевшие жители восстановили крепость в Воронеже.
В следующем 1591 году произошло еще одно бедствие, армия крымского хана Казы-Гирея прорвалась к центру Московского царства. Только у самой столицы русское войско смогло дать отпор врагу. Крымский хан бежал, но этот прорыв татар показал, что южная граница государства нуждалась в дальнейшем укреплении.
Для усиления обороноспособности южных рубежей правительство царя Федора Ивановича приняло решение восстановить древний город Елец, разрушенный еще в начале XV в. Указ об основании Ельца был принят в начале 1592 года. К этому времени ближайшим к Ельцу городом были Ливны, поскольку Воронеж был сожжен черкасами. Вплоть до 1594 года лишь Ливны и Елец защищали южный рубеж России от нападений крымчаков, ногайцев и черкас. Линия обороны прошла по реке Сосне.
В мае 1592 года новый набег крымчаков во главе с царевичем Фети-Гиреем. Разорению при этом нежданном нападении (в это время шла война со Швецией) подверглись рязанские, каширские и тульские земли. Татары смогли увести с собой огромный полон. При набеге Фети-Гирея едва начавшийся строиться город сел в осаду, но в этот раз нападения на него не было. В округе Ельца еще не было постоянного населения, и она не представляла для татар интереса. Летом 1592 года из Ельца стали выезжать сторожи. Чтобы заблаговременно обнаружить татар, ельчане выставляли 9 сторож. Гарнизон города состоял из детей боярских (179 человек), двух сотен стрельцов и двух приказов городовых казаков. Еще 60 казачьих семей было переселено из Ливен. Всего, вместе со сравнительно малочисленными пушкарями, затинщиками и воротниками (всех их насчитывалось 46 человек) в городе было 1023 воина. Набирали служилых людей в Елец из ближайших к нему уездов: Епифани, Крапивны, Орла, Новосиля, Тулы. Некоторые приезжали с семьями, другие привозили их после некоторого обустройства.
Стрельцы и казаки составили основную рабочую силу на строительстве крепости. Кроме того, была прислана посоха (мобилизованные крестьяне), но она сбежала с Ельца в начале июня. Осенью 1592 года служилым людям приходилось возить на себе бревна для строительства крепости. В челобитных они просят освободить их от работ на строительстве крепости и разрешить, ввиду приближающихся холодов, «селиться» самим. В ответной государевой грамоте им было разрешено работать «переменяясь пополам». Строительство затягивалось, из оплаты была выдана лишь одна пятая часть. Но в конце концов служилыми людьми была осуществлена грандиозная работа. Длина стен Елецкой крепости составляла 1,6 километра, а ее площадь около 18 гектаров.
Осенью 1593 года в Ливнах прошли переговоры между русскими и крымскими послами, которые велись на нейтральной территории, – на мосту через Сосну. А в 1594 году был восстановлен Воронеж и основан новый город Кромы к юго-западу от Орла. Татары ограничивали свои действия мелкими набегами, которые не могли серьезно помешать строительству городов и освоению близлежащих земель.
Царь Федор Иоаннович указал начать строительство сразу трех городов: Белгорода, Оскола и Курска. Осенью 1596 года эти крепости были уже возведены.
В итоге напряженной борьбы и труда русских людей в XVI столетии произошло закрепление всей территории Черноземного края за Русским государством. Однако большая часть этих просторов осваивалась как места бортничества, охоты и рыбной ловли. Богатейшие земли нашего края из-за опасения татарских набегов распахивались лишь вблизи городов.
Основанная в XVI в., крепость Ливны являлась мощным оборонительным сооружением, на протяжении ряда столетий охранявшим южные границы Московского государства от набегов крымских и ногайских татар. Крепость имела форму неправильного четырехугольника. Ее стены венчались семью башнями, три из которых имели проезжие ворота: Никольская, Егорьевская и Заливенская. Все крепостные сооружения были деревянными, поэтому до наших дней ничего не сохранилось, кроме следов материальной культуры в толще земли.
На сегодняшний день дата основания современных Ливен остается неизменной – 1586 г.
Вот уже полтора века не одно поколение историков и краеведов ломает логову над происхождением названия г. Ливны и его древности. Выдвинуто множество самых разных суждений, но так и не пришли к единому мнению.
Любопытна и оригинальна точка зрения моего земляка, учителя географии, бывшего директора школы, старшего научного сотрудника Ливенского краеведческого музея О.Л. Якубсона. Прежде всего название города и его историю он рассматривает как целостный объект, опираясь одновременно на топонимику, летопись и археологию. Полностью ознакомиться с его точкой зрения и аргументами можно в статье «К вопросу о времени возникновения названия Ливны» в альманахе «На берегу быстрой Сосны» (2007. – №22. – С. 57-62).
Здесь и сейчас – фрагмент статьи.
«Разберемся с самим топонимом «Ливны», которым назван наш город. В Древней Руси многие города получили свои названия и по рекам, на которых их ставили. И в этом случае мы сталкиваемся с первым противоречием. Название города не совпадает с названием реки, на которой он стоит. По логике вещей, город должен называться г. Ливенка. Например, г. Воронеж (на р. Воронеж), г. Москва (на р. Москва) и т. д. Чтобы разобраться с этим противоречием, надо обратить внимание на то, что название (г. Ливны) употребляется во множественном числе. В этом случае ответ лежит на поверхности. Первый древний город Ливны стоял не на сегодняшнем месте, а в 4 км вверх по течению р. Ливенки в районе слияния двух рек – Ливны Лесной и Ливны Полевой. Именно поэтому название г. Ливны употребляется во множественном числе. Таким образом, в самом названии содержится ответ на два вопроса:
1.Название города произошло от названия двух рек – Ливны Лесной и Ливны Полевой.
2.Нахождение древних Ливен надо искать именно в районе слияния этих рек, а не в том месте, где он находится в данное время.
Теперь, прежде чем двигаться дальше, надо разобраться в смысловом значении топонима «ливна» и в том, откуда оно пришло к нам. Если заглянуть в старославянский словарь, то мы найдем в нем слово «лива» в значении «текущая, льющаяся влага». С этим тоже все довольно ясно и не следует соотносить это слово с древним народом ливы, который на сегодняшний день прекратил свое существование на территории Латвии.
Ответ надо искать не на берегах Балтики, а на территории Смоленской области, точнее в ее юго-восточной части, в среднем течении р. Днепр, где в него впадает правый приток – река Волость. В свою очередь у реки Волость имеется правый приток под названием река Ливна, старшая сестра нашим речкам Ливна Лесная и Ливна Полевая. Остается пояснить, почему она старше наших рек. Только в верхнем течении этой реки открыто около 25 различных археологических древнерусских памятников, а на наших реках обнаружен один единственный археологический памятник – Ключевское городище. Дальше еще интереснее. Прежде чем войти в состав Рязанского княжества, Ливенская земля входила в состав Черниговского княжества и интересующая нас территория (среднее течение Днепра) являлась неотъемлемой его частью.
В IX – XI вв. Черниговская земля входила в состав «Русской земли» – основного ядра Руси, хорошо развитого в экономическом отношении.
Общее направление колонизации левобережья Днепра на восток и северо-восток не вызывает сомнений. Переселенцы принесли с собой на новые места названия своих прежних городов, сел, рек».
По мнению Олега Леонидовича:
«1. Древние Ливны существовали с конца XII до конца XIII веков в составе Рязанского княжества (всего около ста лет).
1. Город находился не там, где он стоит сегодня, а у слияния двух рек: Ливны Лесной и Ливны Полевой на правом берегу р. Ливенки в урочище Ключевка, которая и является верхними древними Ливнами.
2. Город был уничтожен в конце XIII в. и возродился вновь в четырех километрах ниже по течению р. Ливенки при впадении ее в р. Сосну на новом месте во второй половине XVI в.».
В середине XVIII в. Ливны все еще оставались деревянными и соломенными. Серые избушки, покрытые как бы придавленными безобразными кучами почерневшей соломы, придавали городу нелицеприятный вид. И только казенные постройки, башни да церкви и Сергиевский монастырь своей архитектурой как-то украшали город Ливны.
По базарным (среда и пятница) и воскресным дням город оживал, со всей округи приезжали крестьяне с хлебными запасами да нехитрыми домашними поделками. Жизнь протекала здесь, как и в других провинциальных российских городах.
По праздничным дням ливенцы, направляясь на богомолье к храмам, семьями заполняли улицы, а вечером ходили в гости к родственникам или сами принимали их. К вечеру из домов выплескивалось веселье. Нередко с парнями, вошедшими в мужской возраст, степенно ходили к нареченным невестам свахи. Молодежь, собираясь на спевки, водила «корогод» и т.п. Дети, свободные от помощи взрослым, летом играли в подпалки, в прятки и другие игры, а зимой катались на санках, играли в жошки, жмурки, в снежки.
Очень медленно в город проникали архитектурные и другие новшества. Как отмечалось в «Экономических примечаниях» к «Г енеральному межеванию земель», проводившемуся в Ливенском уезде в последней трети XVIII столетия, внутри города было всего лишь два каменных здания – богадельня и харчевня, хотя здесь уже начали появляться кирпичные заводы. Топливом служила солома. В летнее же время по беспорядочно разбросанным улицам пастухи гоняли на пастбища за город и обратно стада лошадей, коров и овец. По улицам бродили стаи домашних птиц. Таким был облик нашего города в XVIII столетии.
В 1780 г. Екатерина II утвердила план застройки Ливен, ныне хранящийся в фондах РГАДА. На подлиннике плана монаршей рукой написано: «Быть по сему». План сопровождался рекомендациями, как надо прокладывать улицы, возводить дома. Через четыре года ливенцы приступили к реконструкции города. Они разрушали ветхие дома, срывали крепостные валы, засыпали рвы, и от старой крепости ничего не осталось.
Тогда же во избежание того, чтобы внутри города не было гумен, стогов соломы и сена, однодворцам, ямщикам, войсковым обывателям и крестьянам, связанным с земледелием, «селитьба» в городе была воспрещена. Средоточием городской жизни надолго стала торговая, известная по архивным документам, с красивым названием Красная площадь.
Земля, представленная Воронежем, Ливнами, Ельцом, в историческом контексте предстает в качестве контактной зоны двух великих цивилизаций – славян и кочевников; в археологическом контексте – уникального региона; в контексте современных исследований предстает в качестве особой культурно-образовательной среды, сохранение, модернизация, дальнейшее позитивное развитие которой ряд теоретиков и практиков видят в организации национального парка РФ «Елецкая Ливенская провинция срединной России».
В современный период данная культурно-образовательная среда, четко отличающаяся от иных подобных феноменов России, представляет собой одну неслучайную, действительно целостную, хотя формально и разделенную в административном отношении, историко-культурную (информационно-духовную, этногенетическую, ландшафтно-биотическую, хозяйственно-экономическую) и территориально-географическую общность (провинцию) в составе России (с 1954 года – исторический центр Липецкой области РФ и Ливенский район Орловской области, наряду с непосредственно прилегающими к нему территориями ряда иных районов).
Как особый, почти тысячелетний, культурно, исторически, климато-географически, хозяйственно-экономически, геолого-флористически и военно-оборонительно единый образовательный феномен, по-видимому, непрерывно существующий в составе России, начиная с IX века и только формально разделенный, в наши дни, по достаточно произвольному – административно-управленческому признаку, Елецко-Ливенская провинция России издавна была и, по-прежнему, остается многофакторным и интегральным истоком развития и всего данного региона и его округи, и всей исторической России, что не раз показали и сама история, и многочисленные исследования, проведенные как в Орловской, Воронежской, Тамбовской, Тульской и Липецкой областях, так и в масштабах всей страны.
Единство и целостность этой земли, охватывающей всю юго-восточную оконечность Среднерусской возвышенности и простирающейся в широтном направлении в междуречье Оки и Дона от верховьев Оки и Быстрой Сосны (запад Орловской области), пересекающей Дон и до водораздела рек Воронеж, Битюг, Матыра с рекою Цна (восточная граница Липецкой области), как того «рокового подстепья» России, откуда вышли «чуть ли не все русские писатели» (И. А. Бунин), не раз доказана также в деятельности и самой жизни многих знаменитых уроженцев и жителей этой двухсотверстной округи Ельца, Талецка, Задонска, Козлова, Шацка, Лебедяни, Ефремова, Новосиля, Раненбурга, Данкова, Усмани, Чернавска и Ливен, как пограничных с когда-то «Диким полем» городов России.
Назовем только некоторые значимые в истории и культуре России имена, прямо связанные с этой землей. Это Ермак Тимофеевич, князь Дмитрий Пожарский, патриарх Филарет, елецкие и рязанские стольники Смутного времени – Захарий и Г ригорий Ляпуновы, Петр I и Меньшиков.
Среди лиц духовного звания таковы также: святители Тихон Задонский и Феофан Затворник (Георгий Васильевич Говоров), преподобные Амвросий (Александр Михайлович Гренков) и Силуян Афонский (Семен Иванович Антонов), старец Нектарий Оптинский (Николай Васильевич Тихонов), архиепископы Херсонский и Таврический Иннокентий (Иван Алексеевич Борисов), Елецко-Мелитопольский Сергий (Сергей Михайлович Зверев), архимандрит Исаакий (Иван Васильевич Виноградов), духовный отец многих представителей российской интеллигенции уже XX века – отец Нектарий (Николай Александрович Овчинников).
Из российской интеллигенции таковы имена В. А. Жуковского, Анны Буниной, Е. А. Баратынского, А. С. Пушкина, Д. В. Давыдова, М. Ю. Лермонтова, Д. И. Писарева, братьев Жемчужниковых, П. И. Бартенева, И. А. Бунина, М. М. Пришвина, Е. И. Замятина, А. П. Платонова, П. А. Шубина, Д. Веневитинова, А. С. Хомякова, Н. Я. Данилевского, В. В. Розанова, С. Н. Булгакова, М. А. Стаховича, Г. В. Плеханова, П. Л. Чебышева, Д. И. Иловайского, К. Ф. Калайдовича, А. М. Селищева, П. П. Семенова-Тянь-Шанского, К. Н. Игумнова, Н. А. Обуховой, Т. Н. Хренникова, С. Н. Василенко, Н. И. Москалева, Н. Н. Жукова, Н. П. Ульянова, В. С. Сорокина.
Округа эта (где именно Елец и Ливны – ее крупнейшие исторические города, наиболее значимые образовательные центры, наряду с небольшими Козловым, Липецком, Романовым в Степи, Лебедянью, Задонском, Усманью, Чер– навском, Талецком, Ефремовым, Данковом, Раненбургом, Новосилем, Скопиным, долгое время были и доныне остаются неким двойным ее сердцем и самой ее сердцевиной и которые, кроме того, как географические ориентиры, наиболее точно описывают ее реальную геолого-географическую специфику) прямо связана также с деятельностью и творчеством таких явлений российской культуры, какими были Н. Н. Муравьев-Карский, декабристы Ф. Ф. Вадковский и
С. Д. Нечаев, писатели А. С. Грибоедов (третий и четвертый акты «Горя от ума» написаны в имении Полевые Локотцы дворян Бегичевых под Ельцом), И. С. Тургенев и Л. Н. Толстой. Она прямо связана также с творчеством основателя русского космизма – Н. Ф. Федорова (именно здесь складывалось его оригинальное учение), с Лебедянским периодом в творчестве М. А. Булгакова, именем и творчеством авиаконструктора Н.Н. Поликарпова, славными именами творцов российской космонавтики и ракетостроения С. А. Чаплыгина, братьев Белоцерковских, атомщика, нобелевского лауреата – Н. Г. Басова, почвоведа Д. Н. Прянишникова, анархиста П. А. Кропоткина и родственника его – монархиста Н. П. Семенова, с жизнью и творчеством таких писателей-разночинцев как Н. С. Лесков, Н. В. и Г. И. Успенские, А. И. Эртель, С. Н. Терпигорев, А. И. Левитов, Е. И. Назаров.
Очевидно, что сохранение столь ярко проявленной порождающей силы этой провинции есть настойчивое веление времени, ставящее также вопрос об адекватных формах и содержании этого сохранения, о соотношении в них консервирующего и живого, о принципиальном преобладании в них не музейного и мумифицирующего, но живого и порождающего.
Соотносятся понятия «регион» и «культурно-образовательная среда» как форма и содержание одного объекта. При этом если внешние границы этого интегрального объекта могут довольно резко меняться (иногда из объективных причин в зависимости от собственной логики развития, естественных потребностей в интеграции или дифференциации территорий, а иногда и достаточно произвольно, в зависимости от административного активизма, качества администрации, степени соответствия ее своим задачам и проч.), то содержание его – собственно, культурно-образовательная среда – имеет четкую иерархическую ландшафтно-биосоциальную и культурную основу – те неслучайные уровни, которые и позволяют адекватно идентифицировать ее во времени, пространстве и духе, на которых и возникают многообразные связи, особенности и влияния, не только подчиняющиеся собственной логике развития, но, в конечном итоге, подчиняющие ей и все развитие региона, зачастую, прямо влияющие и на развитие более масштабных структур: страны и государства России, российской цивилизации, международного славянства, восточно-христианской цивилизации и всей христианской цивилизации планеты, в целом, что было не раз подтверждено и в развитии самой Елецко-Ливенской провинции.
Неслучайно именно эта историко-культурная провинция в составе России стала и удивительным родником отечественной культуры.
Лингвистическая особенность территории отчетливо проявляется в зафиксированном еще М. А. Стаховичем елецком диалекте. Первоначально область была зоной распространения славян-вятичей, что, возможно, и наложило, доныне сохраняющийся, отпечаток на говор ельчан и ливенцев.
Расположенная на границе Среднерусской возвышенности и Окско-Донской низменности, она издавна была той граничной «зоной роста» России в которой накапливались ее генетические, интеллектуальные, воинские и духовные силы, где всегда особенно остро протекал диалог российской цивилизации с ее соседями по планете. В период, когда российская культура уже не только вышла на мировой масштаб своего проявления, но и стала активно взаимодействовать со своими ближайшими и сопоставимыми с ней конкурентами – Азиатской степью и Европейским христианством, именно на этих границах России и в XV – XVII вв. оказались сконцентрированы лучшие силы российского «инобытия» (М. К. Мамардашвили).
Беглые люди из Русской Литвы и Украины, «государевы» и монастырские крестьяне, «однодворцы» и мелкопоместные дворяне, «боярские дети» и беглые «холопы», городовые и становые казаки, бортники, полянники, белозерцы, монахи и князья церкви, довольно редкие здесь крупные боярские роды Московской и Литовской Руси, силой самих воинских своих занятий, менее остальной России пораженные заимствованными в Европе рабством и либерализмом, вообще, все они, как носители глубинных архетипов православной российской культуры, не только составили основное население этих мест, но и закрепили эти архетипы в «инобытии» всей российской цивилизации, как в той единственной настоящей крепости, независящей ни от превратности войны, ни от продуваемой всеми азиатскими ветрами географии. По устранении прямых военных опасностей, связанных с сопротивлением Дикому полю, именно эти носители российского «инобытия» продолжили свое сослужение уже на поле духовного противостоянии, на поле, зачастую, не менее одичавшем, чем когда-то густо населенное наше «роковое подстепье» до его запустения в эпоху противостояния языческих кочевников и оседлых христиан России.
Есть некий глубокий символизм в том, что уже в наши дни именно Елецкий университет наследует комплексы зданий бывших воинских подразделений города Ельца. Противостояние сегодня вновь идет, преимущественно, не на воинском поле, но на поле духовно-информационном.
Нечто подобное бывало, однако, и раньше. Дворянские усадьбы, розданные когда-то «лучшим людям» округи не просто так, но для организации здесь обороны, не в «отчины», но для «помещения», кормления и воинского сослужения, не менее закрепощенных этим служением, чем тягловые крестьяне земледелием (неслучайно, А. С. Пушкин констатировал, что «звание помещика есть та же служба»), в XVII – XIX веках просияли здесь сокровищами классической русской литературы, в достижениях духовной, научно-философской и технической мысли, в духовном подвижничестве Тихона Задонского, Феофана Затворника, Иннокентия Херсонского, А. С. Хомякова, Н. Я. Данилевского, С. Н. Булгакова...
Именно в этой зоне непрерывных и весьма драматичных, порой трагических, контактов многих культур и состоялось закрепление российского «инобытия», где «нам завещано от века, по воле Бога самого, самостоянье человека – залог величия его», новое осознание идеи самодержавия в XIX веке (А. С. Хомяков, А. С. Пушкин, Н. Я. Данилевский, Н. П. Семенов, С. Н. Булгаков, В. В. Розанов), его победа над кочевническим миропониманием, в частности, над той химерой «раба и господина», которая составила особенность и азиатского, и европейского варварства, та победа, которая, в конечном счете, именно за Россией оставила все евразийское пространство и которая уже в наши дни, вновь ставится под сомнение, теперь со стороны новейших – атлантических варваров, кочующих уже с помощью капитала, выступающих под прикрытием лозунга о некой «общечеловечности» этого нового – уже «ученого варварства» (А. И. Герцен).
Перипетии исторической судьбы региона почти не оставили нам каких-либо значительных материальных памятников о периоде активного противостояния российского и варварского «инобытия».
Здесь действительно «лишь Слову жизнь дана» (И. А. Бунин). Слишком многое стерли прошедшие века. Нет здесь ни хорошо сохранившихся крепостей, ни явственных остатков иных оборонительных укреплений, да и сами рукописи горели здесь слишком часто. Только дух этой провинции еще дышит и теплится здесь. Как и ранее закрепленный, преимущественно, в сознании защитников этой земли, когда-то и ставших здесь той, именно, духовной крепостью, он и позволил им создать здесь целую систему оборонительных засек, ту Зеленую и Духовную Стену России, которая не только выстояла перед Степью, но и, в конечном счете, победила ее.
Однако и в наши дни, и ландшафт, и именно духовное материально почти невесомое – наследие наших великих земляков, и обязывает нас, и позволяет вновь воссоздать те особенности российского бытия и «инобытия», которые когда-то сохранили и закрепостили Россию, придали ей действительно тысячелетнюю крепость и стойкость, позволили ей иметь не общее, но собственное выражение лица в системе народов Земли.
«Инобытие» Елецко-Ливенской провинции, ее духовный гомеостаз составляют архетипы общественного сознания этой провинции. Проявляемые не только в наследии наших великих земляков, но и в действующем сознании ее современных обитателей, они еще ждут выявления и исследования, в том числе и с помощью образовательной системы региона.
***
Родился я в Ливнах 8 февраля 1940 года шестым ребенком в семье, в которой было семеро детей. Появление на свет Божий связываю «со смычкой города и деревни».
Отец – Петр Иванович Белозерцев – из рабочих железнодорожных мастерских (железнодорожная станция Ливны), занимался кровлей, однажды упал с крыши, пережил большой испуг. Один из родственников научил его шить головные уборы. Петр Иванович не просто освоил новую профессию, он стал завидным мастером, его знали в городе. Кормил всю семью, подрабатывал дома. Дети просыпались по утрам под его песни и стук машинки. Пел Петр Иванович красиво, причем редкостные романсы на стихи Тургенева, Тютчева, Фета; и по сей день невдомек, откуда он знал их.
Мама – Александра Ивановна, в девичестве Анисимова – старшая дочь из зажиточной крестьянской семьи, впоследствии раскулаченной (д. Муравлевка Ливенского района Орловской области). Род Анисимовых имел свой дом на территории женского монастыря Ельца, куда направлялись девочки для послушания и обучения. Была там и моя мама, но не задержалась, а, получив навыки чтения и арифметики, покинула монастырь.
Фамилия «Белозерцевы» имеет только версию происхождения: предполагается, что она пошла с Севера, с Вологодской области. Там до сих пор есть город Белозерск и Кирилло-Белозерский монастырь. Возможно, кто-то из предков взял в фамилию название монастыря (раньше такое практиковалось) и переселился в Центральную Россию. В истории известен князь Белозерцев, его дружина пришла на помощь (из северных мест) Дмитрию Донскому на Куликово поле.
Место моей первой прописки – Орловская область, г. Ливны, ул. Народная, дом №365. Мне нравилось название улицы, которая в городе была известна ка «Катарган». Улица начиналась в северной части города и заканчивалась на берегу реки Сосны. Дом деревянный, пятистенный, с садом и большим огородом, занимал почти срединное положение на улице. Это место начала моего развития...
Так уж случилось, что город Ливны в моем сознании – поток воспоминаний о войне на нашей земле. Мои воспоминания – результат многократно слышанных рассказов старших в семье, тайны детской памяти, прочитанных военных мемуаров исторических документов.
По прочтении мемуаров Георгия Константиновича Жукова я узнал о том, что в период подготовки «Орловско-Курской дуги» в Ливнах находился резерв главнокомандующего. Город переходил несколько раз из рук в руки, жителей не успевали эвакуировать. В саду у нас был вырыт блиндаж. Во время бомбежек семья собиралась в блиндаже: содрогается земля, сырые куски которой время от времени попадают под рубашку, неприятно, страшно, беспомощно.
Однажды большую нашу семью не успели эвакуировать. В большом деревянном пятистенном доме захотели жить несколько немцев. Это было самое страшное для мамы и старших сестер, потому что они (немцы!?) вытаскивали нас из разных углов большого дома, усаживали за стол во время обеда и заставляли есть консервы, а хозяйку заставляли приносить им из подвала соленья. Происходил насильственный продуктовый бартер, говоря современным языком.
В домашнем хозяйстве была кормилица – корова. Ее поставили в сарае, обложили снопами сена, соломы. Спрятали. Но однажды мама услышала во дворе громкие разговоры, мычание коровы, она вышла во двор, увидела офицера с тремя солдатами в сопровождении подростка из соседнего дома, который и показал, где спрятано животное. Корову-кормилицу уводили. Мама заплакала. Старшие дети услышали и вместе с маленькими на руках вышли на крыльцо и встали вокруг матери. Офицер увидел это. Громко выругался. Ногой в высоком блестящем сапоге ударил подростка и скомандовал: «Ком!». Кормилица осталась в доме.
Зима 43-го года. Ливны освободили в очередной раз. Появилась возможность эвакуировать часть города, в том числе и нашу семью. Эвакуировали в сторону Ельца – в деревню Пречислина. Нас сопровождают два солдата, сани – розвальни, корова, привязанная к саням. Прибыли в деревню, вторая половина дня, холодные сени дома, выделенного для нашего жилья, солдаты торопятся растопить печь. Растапливают. Мама обнаруживает отсутствие самого маленького ребенка. Бросается в разгорающуюся печь и находит в ней своего седьмого ребенка. Начались будни эвакуации. В свои дом вернулись в конце весны.
Наступил 45-й год. Ливны разделили на городскую и сельскую части. Наш дом оказался в сельской местности, а это значит, мы не получали какие-то льготы. Но у нас был сад, 50 соток земли, мы все дружно работали, выполняли свои обязанности, отец трудился в комбинате бытового обслуживания, мама с утра до вечера занималась хозяйством, у меня на всю жизнь осталось ощущение совместных трудовых будней, скромного достатка, и редких праздников.
Мы до поры до времени не знали, что существовал Сталинский указ об осуждении всех, кто опоздал на работу. Но вскоре узнали про это. Отец как-то выказал свое несогласие с действиями руководителя предприятия. На следующий день его, опоздавшего на работу, вместе со старшим сыном арестовали, посадили в «черный воронок» и отправили в тюрьму. Выпустили их через три месяца. И совпало это с 1 мая и с Пасхой. Ах, какой это был день! Было достаточно холодно, но солнечно, у каждого из нас было крашеное яйцо, пирожок, мы были все помыты, в чистом белье. Отец и старший брат пришли в середине дня. Был праздничный обед, и началась более счастливая жизнь большой семьи.
Мало слов и много дел – вот основной принцип жизни большой семьи. У каждого – свои обязанности, не до глупостей было. Я, например, пас коров, ходил на спиртзавод за бардой. Все работали: и родители, и дети. Своим примером нас воспитывали родители – поведением, отношением друг к другу, к людям. Другими словами, семья воспитывала образом жизни, в основе которого находилась любовь.
На разных этапах моего развития я обязательно хотел быть похожим на кого-либо: красивые, строгие, достойные Нина и Зина; сильные, мужественные и открытые Анатолий и Виталий; молчаливая, настойчивая Галина; преданная семье, любящая песню Светлана.
Отец частенько приводил в дом своих друзей, мама всегда встречала, кормила, извлекая из подвала нехитрые запасы: капусту, помидоры, огурцы, моченые яблоки. Начиналось с того, что отец нежно обнимал маму, приговаривая: «Шура, сегодня как-нибудь, а завтра – блины». Я ждал завтра. Оно наступало. Блинов не было. Думал, мама закрутилась, замоталась, забыла. В очередной раз приводит отец друзей: «Сегодня как-нибудь, а завтра...». И только когда я стал взрослым, обзавелся своей семьей, понял, что это был только им понятный диалог. Отец как бы извинялся перед мамой: сегодня мы съедим, что у нас есть, что Бог послал, а завтра будет не хуже, а может и лучше – с блинами даже. Полностью то, что шептал отец маме звучало так: «На все Господь, Его Святая воля; сегодня как-нибудь, а завтра – блины». Вечернее застолье заканчивалось песнями.
В школу пошел в 1948 году, когда центр города еще не восстановили после военных разрушений. Школа находилась против разрушенного многоэтажного здания, что на улице Пушкина, практически в центре города. Учащимся нравилось бывать в развалинах, и вахтеры вынуждены были звонком приглашать их на очередной урок. Школа №2 была самой известной в городе, наверное, потому, насколько авторитетны были учителя: Мария Терентьевна Стоянова (МТС) – директор школы, крупная, статная, строгая; Клавдия Павловна – учительница начальных классов; Мария Ивановна – завуч, учитель химии; Сергей Петрович – историк, участник военных действий.
Спустя многие годы, стал понимать, как же сложно было работать учителям сразу после Великой Отечественной войны и когда состав класса был слишком разновозрастным.
Всегда приходя из школы, я не садился за обед, пока не сделаю уроки. Бывало, что есть хотелось невыносимо, поэтому торопился и кое-как готовил домашнее задание. А учителя любили, чтоб я отвечал всегда на «пять». Но получалось не всегда.
«Неустойчивый ты наш» – так назывался школьный листок-молния, посвященный ученику Евгению Белозерцеву. Рисунок, где он на дороге между оценками «пять» и «три», сопровождался строчками:
Неустойчив. «Пять» сегодня.
Завтра – «тройка». Как, хорош?
Ты такой походкой в жизни
Далеко и не уйдешь.
Так-то воспитывали раньше: и ругали, и хвалили.
Сохранилась в школьном архиве еще одна агитка с заголовком: «Они правильно понимают право на образование». На листке имена и фамилии примерных учеников-отличников. Здесь тоже Белозерцев.
Семья жила в соответствии с представлениями Петра Ивановича и Александры Ивановны. Отношения с соседями, сегодня можно сказать, были отстраненно-уважительные.
Жил на нашей улице дядя Федя, Федор Васильевич. Когда мой отец женился, а он еще ходил в холостяках, то приговаривал: «Я еще гуляю, а у тебя обуза». Женился и он. У отца родилась первая дочь, дядя Федя не преминул откликнуться: «Сына-то не смог родить». Появилась вторая девочка в нашей семье. Федор Васильевич на всю улицу: «О, девичий отец!». Рождается первенец у него – дочь. Он замолчал. Вторая – дочь. У нас третий – сын, четвертый – сын, потом – сын, дочь. А дядя Федя на двух дочерях и остановился. Дети повзрослели. Федор Васильевич опять к отцу: «Вот, всю жизнь будешь свадьбы играть. Я-то своих быстренько раздам». У нас все вышли замуж, женились. Его девки остались вековухами. Вот такие уроки преподносит жизнь. Как-то я спросил папу, отвечал ли он когда-нибудь на поддевки Федора Васильевича. «Что ему можно было сказать? – ответил отец. – Только можно было посочувствовать».
А вот сюжет, прошедший через всю семейную жизнь родителей и благодаря которому можно понять характер родителей, отношения с соседями, вообще нравы русских людей.
Жила на нашей улице (в доме напротив, из которого подросток приводил немцев за нашей коровой) женщина неопределенного возраста, и звали ее все одинаково – Настя. И все на улице знали, что в доме Насти живут кролики, и она для них собирает траву-сорняки. Ходила она и в наш сад, на наши грядки довольно часто; родители разрешили. Уместно будет заметить современному читателю о том, что наша большая семья круглый год кормилась овощами и фруктами из сада-огорода: в сезон – свежей зеленью, зимой – соленьями, моченостями и картофелем.
Сначала у мамы возникли подозрения, а затем она убедилась в том, что Настя в нашем саду-огороде рвет не только траву-сорняки. Не сразу, но рассказала отцу о том, что Настя наносит определенный ущерб домашнему хозяйству. Отец выслушал маму, но не разделил тревогу и попросил далее к этой теме не возвращаться. Моя не очень разговорчивая мама замолчала и на эту тему.
Прошло много лет... Последние дни отца на Земле были наполнены воспоминаниями, размышлениями, поручениями. Он был спокоен и знал диагноз врачей (рак); говорил о том, что у него «свой командир есть». Соборовался. Исповедовался. Причастился. За несколько часов до смерти пригласил маму:
– Шура, ты была права.
– О чем ты, Петя?
– Ты была права: Настя действительно уносила зелень с нашего огорода.
– Разве об этом сейчас нужно думать? Но коль скоро об этом заговорил... Как ты убедился?
– Однажды, в середине дня, когда ты была на дневной дойке, дети – на работе и в школе, я вынужден был вернуться домой за выкройкой головного убора. Открыл калитку в сад и увидел ее на середине грядки собирающей огурцы и прикрывающей их сверху травой.
– И что же ты сделал?
– Я осторожно закрыл калитку, вышел на улицу, дождался, когда она ушла к своему дому.
Тема была закрыта навсегда. Комментарий оставляю читателю.
Петр Иванович преображался, когда ожидал и встречал гостей. По мере взросления детей гостей становилось все больше и больше.
Самыми ожидаемыми и любимыми были гости из Донбасса – дедушка Иван Ильич, высокий, статный, гусаристый, и бабушка – Ксения Захаровна, милая, тихая, любящая с братьями и сестрами моей мамы. Почему Донбасс?
В период раскулачивания Ивану Ильичу с сыновьями удалось пробраться на одну из шахт Донецкой области. Со временем они обосновались в Иловайске и Харцызске. Связи с Донбассом укреплялись по мере мужания рода Анисимовых.
Мамин старший брат – дядя Леша, Алексей Иванович – во время войны познакомился, а после войны создал семью с Еленой Соколан. Елену любили все, ее нельзя было не любить: красивая, как сошедшая с художественного полотна героиня, при этом не чуралась никакой работы, прекрасно пела украинские песни. Не сразу, но узнали, что она была подругой матери Олега Кошевого, сидела в немецком застенке. В книге «Повесть о сыне» (60-е годы) есть карандашный рисунок Олега Кошевого, нарисованного по памяти Еленой Соколан.
Младшая мамина сестра – тетя Даша, Дарья Ивановна – закончила сельскохозяйственный институт, стала агрономом. Знающую, энергичную, с явными признаками лидера ее заметили и избрали председателем колхоза, объединив два отстающих. Судьба моей тети Даши отображена в фильме «Бабье царство, вышедшем на экраны в 1970-е годы.
Семья Белозерцевых разрасталась. В 1970 году моей женой становится Лидия Хоронюк. Отец ее, Леонид Федорович, уроженец Киева, приехал в г. Ливны на практику по специальности «Морозильные установки», увидел Клавдию и остался в нем на всю жизнь.
Во время работы в министерстве моими надежными коллегами, настоящими профессионалами были Николай Иванович Шкиль, ректор Киевского педагогического института, Иван Федорович Прокопенко, ректор Харьковского педагогического института, Иван Андреевич Зязюн, ректор Полтавского педагогического института.
1990 г. Ленинград (Санкт-Петербург). Защита докторской диссертации в государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена. Ведущая организация – Киевский государственный университет им. Т.Г. Шевченко.
Несколько примеров, фактов о том, как в жизни ливенской семьи тесно переплелись судьбы людей России, Донбасса, Украины.
***
В последние годы горжусь тем, что Сергей Николаевич Булгаков и я – земляки. Булгаков – юрист, писатель, философ, публицист, экономист, профессор догматики. Основатель Русского богословского института в Париже, ему поклонялись современники. Его знали в Америке и Англии, Франции и Японии. Он родился 16 (28) июня 1871 года в городе Ливны Орловской губернии в семье священника. Обучался в местном духовном училище, а затем – в Орловской духовной семинарии и Елецкой гимназии. Продолжая светское образование, окончил в 1894 году юридический факультет Московского университета, стажировался в Берлине, Париже, в Лондоне.
В Москве, Киеве принимал участие в издании журналов «Новый путь», «Вопросы жизни», «Вопросы религии», «Вехи». В 1917 году ученый избирался профессором Московского университета. Через год, 11 июля 1918 года, в Данилове монастыре рукоположен в священники. Начались суровые испытания... 31 августа 1922 года в газете «Правда» опубликовали сообщение о высылке профессоров, врачей, агрономов, литераторов в северные губернии и за границу. В списках среди крупнейших русских философов XX века Бердяева, Франка, Ильина, Вышеславцева, Лосского значилась фамилия и Булгакова.
В октябре 1922 года он был арестован и доставлен из Ялты в Симферополь. Его обязали подписать бумагу, в которой говорилось, что в случае возвращения он будет расстрелян. Покинув Россию, семья Булгаковых до мая 1923 года находилась в Константинополе, затем переехала в Прагу. Там уже в Русском научном институте, организованном при Пражском государственном университете, Булгаков стал профессором церковного права и богословия на юридическом факультете.
Летом 1925 года по приглашению митрополита Евлогия (Георгиевского) – главы Западноевропейской епархии русской православной церкви – отец Сергий приезжает в Париж. Здесь в Сергиевском подворье организуется Православный богословский институт. Булгаков назначается его деканом и главой кафедры догматического богословия. Под его руководством Сергиевское подворье стало центром русской религиозной мысли. Здесь были написаны важнейшие философские труды. Здесь протекала его преподавательская и общественная деятельность. Здесь он стал доктором богословия.
Удивительно многогранным было дарование этого яркого человека. В 1934 году о. Сергий посетил Америку. Читал лекции на английском языке в многочисленных аудиториях, встречался с Питиримом Сорокиным. Портреты Булгакова и сообщения о нем были напечатаны во многих американских и канадских газетах.
В 1938 году его приглашают на первый съезд православных богословов в Афины. Из воспоминаний биографа Л.А. Зандера, автора двухтомного исследования «Миросозерцание отца Сергия. Булгакова»: «Его заключительное слово всегда звучало ответом и разрешением именно того, чем болела душа молодежи... Он никогда не "читал морали". Он умел зачинать в другом новую духовную жизнь». За сорок восемь лет, по подсчетам Л.А. Зандера, Булгаков написал и напечатал 28 томов оригинальных исследований, более 180 статей по философским, богословским, экономическим вопросам; более 80 слов, проповедей, речей. Все это составляет 11 тысяч страниц русского и 1200 страниц иностранного оригинального текста. Исследования Булгакова о природе философии, религии, науки и искусства, хозяйства, истории языка остаются современными и принадлежат благодаря этому к сокровищнице «вечной философии».
Эти волнующие строки он писал далеко от Родины, за рубежом, в изгнании, где оказался не по своей воле. Прочтите написанное Сергеем Николаевичем о своей, о нашей Родине, о близком моему сердцу кусочке земли на Орловщине.
«Родина есть священная тайна каждого человека, так же, как и его рождение. Теми же таинственными и неисследимыми связями, которыми соединяется он через лоно матери со своими предками и прикрепляется ко всему человеческому древу, он связан через родину и с материю-землей, и со всем Божиим творением. Человек существует в человечестве и природе. И образ его существования дается в его рождении и родине. Каждый человек имеет свою индивидуальность и в ней неповторим, но равноценен каждой другой, это есть дар Божий. И она включает в себя не только лично-качественное Я, идущее от Бога, но и земную, тварную индивидуальность – родину и предков. И этот комплекс для каждого человека также равноценен, ибо он связан с его индивидуальностью. И как нельзя восхотеть изменить свою индивидуальность, так и своих предков, и свою родину. Нужно особое проникновение, и, может быть, наиболее трудное и глубокое, чтобы познать самого себя в своей природной индивидуальности, уметь полюбить свое, род и родину, постигнуть в ней самого себя, узнать в ней свой образ Божий. Чем я становлюсь старше, чем более расширяется и углубляется мой жизненный опыт, тем яснее становится для меня значение родины. Там я не только родился, но и зародился в зерне, в самом своем существе, так что вся дальнейшая моя, такая ломаная и сложная жизнь есть только ряд побегов на этом корне. Все, все мое – оттуда. И умирая, возвращусь – туда же, одни и те же врата – рождения и смерти.
Моя родина, носящая священное для меня имя Ливны, небольшой город Орловской губернии, – кажется, я умер бы от изнеможения блаженства, если бы сейчас увидел его – в нагорье реки Сосны, не блещет никакими красотами, скорее даже закрыта некрасотами, серостью, одета не только в скромной, но и бедной и даже грязноватой одежде. Однако она не лишена того, чего не лишена почти всякая земля в нашей средней России: красоты лета и зимы, весны и осени, закатов и восходов, реки и деревьев. Но все это так тихо, просто, скромно, незаметно и – в неподвижности своей – прекрасно. То, что я любил и чтил больше всего в жизни своей – некричащую, благородную скромность и правду, высшую красоту и благородство целомудрия, – все это мне было дано в восприятии родины. И ей свойственна также такая тихость и ласковость, как матери. Она задушевна как русская песня и, как она, исполнена поэзии музыки. Только ее надо слышать самому, внутренним слухом, потому что она не насилует и не потрясает, не гремит и не кричит, но тихим шепотом нашептывает свои небесные сны. Она робко напоминает лишь о потерянном рае, о той надмирной обители, откуда мы пришли сюда. И теперь, когда я пишу эти строки и собираю свои чувства и свою любовь к ней, в душе моей звенит этот голос вечности. И поистине родину можно – и должно – любить вечною любовию. Это не только страна, где "впервые вкусили сладость бытия", это – гораздо большее и высшее: это страна, где нам открылось небо, где нам виделось видение лествицы Иаковлей, соединяющей небо и землю. Но для этого надо изжить свою родину, воспринять и услыхать ее. Не всем это дано, иные, гонимые ветром жизни, оставляют или меняют родину, прежде чем она войдет в их душу. Я был ее избранником, я жил с ней все отрочество и юность, у меня ничего, кроме нее, не было в то время, и вся моя жизнь была с ней и в ней, и только позже вошли иные, более оглушающие впечатления или присоединились к ней иные, новые пласты (Орловская губерния соединилась с Крымом), но все это было позднее. Определился же я в своем естестве через Ливны. Я – ливенец.
Попытаюсь как-нибудь рассказать о родине, хотя это так же трудно, как и рассказать о матери...
Ливны – небольшой (12 т<ысяч>) город Орловской губернии, расположенный на высоком берегу р. Сосны, со впадающей в нее маленькой речкой Ливенкой. Город древний, исторический. Еще во времена татарских нашествий здесь была крепость, от которой остались следы монастыря в виде Сергиевской церкви. В могилах при постройке соседнего храма св. Георгия были находимы обширные кладбища, очевидно военные, хотя и более поздние, близ бывшего монастыря обретались святые останки в могилах, чтимые как мощи. Земля была исполнена и освящена человеческими останками как некое кладбище с позабытым и оставленным алтарем. Я разумею ту нагорную часть, высившуюся над рекой, где тихо сияла Сергиевская церковь, близ которой я был рожден.
Город был довольно обширен, большею частью из бедных деревянных домов, хотя в центре были и каменные. Был пылен и грязен. Мало растительности, хотя и был городской сад и чудный кладбищенский, теперь обращенный в парк. Кое-где были небольшие садики при домах; был и у нас, такой дорогой, тихий, нежный, хотя и бедный, маленький. Наш дом, в котором я родился, был недалеко от нагорной части над рекой в пяти минутах от Сергиевской церкви. Он был деревянный, в пять комнат, расширявшийся пристройками. Он принадлежал семейству моей матери. Сколько здесь было рождений и смертей – тоже алтарь предков. Он был одноэтажный, серый, выходящий на угол своими многими небольшими окнами. Такой интимный, задушевный. Но я не помню, чтобы в нем праздновались браки, но помню много, много похорон. Он был живой, этот дом, как будто часть нашего семейного тела и излияния души предков. Когда приходилось приезжать домой издалека, он тихо обнимал странника и нашептывал ему песни детства... Святая колыбель. Внутри его все было бедно и просто (хотя и выше среднего убогого уровня ливенской жизни), скромная деревянная мебель, но даже "диван" и два "кресла" в гостиной. Везде иконы и горящие перед ними лампады, словно церковь. Вокруг – колокольни с разными звонами, ближними и дальними. Это была сладкая и благородная музыка, которою освящался воздух и неприметно питалась душа. Этот скромный дом "был срощен с душой, ее не покоряя. Но он был все-таки больше и выше, чем дано было большинству в нашем городе, и это преимущество неизменно отражалось в моей совести как некая незаслуженная привилегия и ее будило и бременило этой своей незаслуженностью, тревожило социальную совесть, давало ей заповедь на всю жизнь.
Мы были горожане в самом дурном смысле слова. От города мы не имели ничего положительного, но были лишены и не знали никогда прелестей деревенской жизни, никогда не переживали сельскохозяйственного года, пашни, косьбы, уборки урожая, ничего, ничего. Поистине с варварским равнодушием и вместе безразличием бедности мы никогда не живали в деревне (на "даче"), и – самое большее – мне случалось провести в деревне два-три дня, причем я изнывал от бессонницы, от жары, от непривычных условий жизни, от блох. Даже и за город, в лес, мы собирались два-три раза в лето, – эти сборы были событием, и хотя лесок – дивный сказочный Липовчик со степными цветами, которыми мы все упивались, – был в трех верстах от города, мы ездили (и непременно ездили, и лишь в поздние годы ходили пешком). Обычно мы ходили гулять на "линию" (по ветке железной дороги) или в городской сад (на "музыку" или "над Сосну") ... Таково было наше варварство. Я замечал, что мужики так равнодушны к природе, хотя сами составляют ее часть; они относятся к ней или как корыстные хозяева, или как... звери (в хорошем и плохом смысле слова). Край наш прекрасен своей широтой и своими полями, но беден и однообразен природными красотами. Он безгорен и безлесен – наш крохотный Липовчик только оазис здесь, и можно ехать десятки верст на лошадях и в поездах, и "все поля, поля и поля".
Но родина моей родины, ее святыня была Сергиевская церковь, "Сергие", как сокращенно она называлась в обычной речи. Для нас она была чем-то столь же данным и само собою разумеющимся, как и вся эта природа. Она была прекрасна, как и эта природа, тихою и смиренною красотой. Она, очевидно, представляла собою остаток древнего стиля: голубая с белыми колоннами, главная древняя ее часть была трогательна своей интимностью и прелестью, она и была – Сергиевская, и к ней была пристроена главная часть с престолом Успения – храмовой праздник 15 августа. Я никогда не задумывался о том, почему здесь соединены Сергиево и Успение, – явное созвучие Троице-Сергию в Лавре. Мы были привязаны к своему храму исключительно и ревниво -другие храмы, как даже, например, Кладбищенский, где служил мой отец, были как бы не храмы, полухрамы, лишь этот был настоящий. В нем душа дышала красотой. Он весь был голубой, софийный: особо стояла колокольня, особо храм, род удлиненной базилики, но какой домашний, уютный, теплый, с теплом намоленных икон (чтимой иконы Тихвинской Божией Матери). Хора, конечно, не было, да правду сказать, в нем и не нуждались, храм сам пел. Был гнусавый дьячок, наивно любивший свой клирос и право правивший свое клиросное послушание, – бедный, с красным носом, вероятно, от выпивания. Но краса нашего "хора" был бас "Степаныч", пьяница, неизвестно как существовавший. Как сейчас вспоминаю, был он, вероятно, подлинно музыкален, артист в душе и голос имел прекрасный, благородный, хотя и пропитый, дребезжащий. Как мы трепетали, придет или не придет от своего запоя Степаныч петь в Вел<икий> Четверток ("Вечери Твоея Тайныя"), заутреню в Вел<икую> Субботу ("Волною морскою") или в Св.Пасху петь пасхальную заутреню.
А другая краса нашего храма, другой столп нашей эстетики был дьякон: прекрасный тенор – бархатный, музыкальный, задушевный. Тоже пил, и тоже мы трепетали, будет ли в голосе и будет ли петь в Страстную субботу и пасхальную заутреню. И когда оба пели, душа уходила в небеса, горела и трепетала в божественном сиянии.
Вместе с церковью я воспринял в душу и народ русский, не вне, как какой-то объект почитания или вразумления, но из нутра, как свое собственное существо, одно со мною. Нет более народной и, так сказать, народящей, она – родивающей стихии, нежели церковь, именно потому, что здесь нет "народа", а есть только церковь, единая для всех и всех единящая. Однако никогда я не был слеп и глух к страданию народному, к неравенству и обиженности. Себя мы чувствовали все-таки привилегированными, как бы ни было в действительности скромно наше существование, и это сознание вносило острое чувство стыда и социального покаяния, хотя и бессильного. По-детски это выражалось так: к Празднику Пасхи нам обыкновенно шилась какая-нибудь новая принадлежность туалета: уродливые сапоги, не менее уродливый костюм, вообще обновки, которые, конечно, весело и не без горделивости самолюбования чувствовались ее обладателем. Однако к этому всегда примешивался щемящий звук, как ноющий зуб: а такой-то (Ванька, Кузятка и под.) будет в своем единственном, старом, замусоленном уродливом дипломате или свитке, потому что ему нечего больше надеть. И красуясь в церкви в своей обновке, я робко искал глазами и находил его – в его уродстве. Правда, сам-то он едва ли так остро чувствовал свое убожество, а сам я отлично приспособлялся к некоторому духовному неудобству и благополучно забывал об укорах совести. Но они всегда были, эти укоры. И психология "кающегося интеллигента", которую он не умеет отличить от христианского покаяния, вместе с его "народничеством" зародилась именно здесь. Я всегда был народником, потому что был народен от рождения. Больше ничего у нас не было в детстве из области "культуры": ни музыки, ни другого искусства, которого так жаждала душа. Но она была полна, потому что все дано было в церкви, истина чрез красоту и красота в истине. Здесь, в Софийном храме Успения, я родился и определился как чтитель Софии Премудрости Божией, как чтитель преп. Сергия в его простоте и смирении, соединенной с горением и дерзновением, в его народолюбии и социальном покаянии. И здесь я определился как русский, сын своего народа и матери – русской земли, которую научился чувствовать и любить на этой горке преп. Сергия и на этом тихом смиренномудром кладбище. И по велению Божию конец своего жизненного пути совершаю под кровом Успения-Сергия, хотя и в стране далекой, в земле чужой, без аромата бархаток и резеды в августовский вечер... Мое великое богатство, особое благословение Божие, было не только в том, что я родился и вырос под кровом двух храмов и на лоне нежной, смиренно-целомудренной природы, но и в семье православного священника в атмосфере дома-храма, как будто продолжавшего собою храм.
Ливенцы жили, кроме исключений, для нас не существовавших, в великой бедности и убожестве. Это был город не крестьян, людей производительного труда, и не купцов, и не дворян, но мелких мещан, существование которых зависело от случайного барыша и не носило в себе никакой обеспеченности. Это было ниже, чем пролетарии, трясущееся приниженное существование. Конечно, оно вырабатывало и инстинкт приниженности, было и это, но запечатлелась во мне какаято смиренная простота, с которой несли свое существование, да кротость. Это то, что я унес со своей родины.
Родина – святыня для всякого, и, как таковая, она всегда дорога и прекрасна. И моя родина есть прекрасный дар Божий, благословение и напутствие на всю жизнь. И вот бреду я эту долгую жизнь и внемлю завещанию, и все яснее она раскрывается мне, как первозданная улыбка Софии Божественной, которой она позвала, приласкав меня как младенца, и тихим, тихим шепотом сказала мне свое имя. Этот шепот был тих, и Царица была закутана в рубище поверх своей царственной ризы, но я полюбил ее на всю жизнь и всю жизнь искал встречи с ней, хотел узнать ее имя. В суете жизни я ушел из отчего дома, и в погоне за видимым я перестал ощущать невидимое и лишь просвечивающее. Но ложные обманные следы для меня гасли вместе с видимыми красотами, и душа прозревала вечное и нездешнее. И теперь, на пороге иной и новой жизни, я возвращаюсь сердцем на эту мою родину и узнаю ее Имя. Узнать его – значит прийти в другой мир. Не увидеть мне Ливны в этой жизни» (См.: Булгаков С.Н. Моя Родина. Избранное. – Орел, 1996. – С. 11-25).
Профессор Евгений Белозерцев
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"