На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Родная школа  
Версия для печати

Крымский вызов — 2014

Выступление Соборных слушаниях Всемирного Русского Народного Собора «Преподобный Сергий — объединитель русских земель»

Сергий — объединитель русских земель».

В марте 2014 года произошло поистине великое историческое событие — воссоединение Крыма с Россией. Таврида, где проповедовал апостол Андрей Первозванный, где побывали святые первоучители славянские Кирилл и Мефодий, где принял Святое Крещение князь Владимир, где расположены древние монастыри и православные святыни, наконец вернулась домой, в родную Россию.

Теперь необходимо интегрироваться в современное российское общество, решить множество насущных задач по организации государственной жизни в новом для крымчан правовом поле Российской Федерации. Экономические проблемы также неизбежны в переходный период. Следует отметить и проблемы интеграции в систему образования России, значительно отличающуюся от украинской, в которой 23 года существовал Крым.

За это время выросло поколение, представителей которого мы видим в Киеве на майдане среди боевиков «правого сектора», среди тех, кто кричит: «Кто не скачет, тот москаль!», «Москаляку на гиляку!» (это призыв вешать русских на деревьях), «Смерть москалям!» и т.п. Русофобия, ненависть к России, её Президенту, вообще ко всему, что связано с Россией, как ржа, разъедает души молодых людей, как вирус, поражает их мозг.

Не секрет, что украинское общество разделено по геополитическому разлому — на запад, центр и юго-восток. Различия между ними, в том числе ментальные, уже очевидны, кажется, всем, кто наблюдает за событиями на Украине. Но впервые так ярко, наглядно, ощутимо проявилась духовная составляющая украинского кризиса, в котором противостояние наблюдается по принципу вероисповедания: православные канонической церкви Московского патриархата — греко-католики, протестанты. Маски сорваны, проявились и лики, и личины. На наших глазах идёт духовная битва со Святой Русью.

Майдан тщательно подготавливался. Фактор психологического воздействия на человеческую личность серьёзно учитывался. Украинская школа призвана была воспитывать соответствующие «еврокачества» у подрастающей молодёжи и прежде всего убеждённость в том, что Россия виновата во всех украинских бедах, т.к. она, Россия, только и делала, что угнетала, подавляла, мешала развитию украинцев, относилась к Украине, как к своей колонии и т.п., а посему является главным врагом украинской государственности и украинского народа. Вина возлагается в украинских учебниках истории и на Русскую Православную Церковь, которую представляют как прислужницу «имперской власти». Напротив, выразительницей национальных украинских интересов выставляют греко-католическую церковь.

Ярким примером такой концепции исторического процесса на украинских землях в 19 веке является действующий учебник истории Украины для 9 класса (авторы Турченко Ф.Г., В.М. Мороко). Так, на 331 странице можно прочитать следующее: «Православная церковь на Украине во второй половине 19 века оставалась опорой имперской власти. Епископами, священниками, учителями духовных семинарий и бурс (школ) часто были русские, которые обучали в духе великорусского патриотизма… Церковь стала способом русификации (в оригинале «зросійщення») и денационализации верующих. Правительство запретило употреблять украинский язык даже в проповедях, не разрешало строить церкви и рисовать иконы в национальном стиле, преследовало народные обычаи... Противоположная роль, которую в жизни украинцев играла греко-католическая церковь (выделено авторами учебника), во второй половине 19 века только усилилась. Этой церкви принадлежало выдающееся место в национальном возрождении... ». В разделе этого же учебника «Документы и материалы» на 333 странице читаем: «…Соединённая с Римом украинская Греко-Католическая (так в оригинале) церковь… реорганизовалась, укрепилась, пустила глубокие корни в народной массе и стала её национальной церковью…». Этим русофобским, антиправославным ядом отравляли детей в течение двадцати трёх лет. Стоит ли после этого удивляться фактам преследования православных священников канонической церкви, которые известны в настоящее время всему миру?! Героизация С. Бандеры, дивизии СС «Галичина» в учебниках истории и в политике государства — вот и социальная база для украинских национал — радикалов и фашистов подросла.

Что мы, в Крыму, могли противопоставить этому злу? Только личную честную позицию учителя и… «Основы православной культуры». Благодаря преподаванию «Основ православной культуры», нам, русским жителям Крыма, удалось не только сохранить собственную национальную и религиозную идентичность, но и помочь своим детям и внукам, русским школьникам Крыма осознать свою «русскость», понять и принять причастность к великой русской культуре, великой русской истории, к Русской Православной Церкви, к православию. Не менее важно было и то, что, благодаря «Основам православной культуры», за 23 года насильственной украинизации к русской культуре, истории, православию приобщились и воспитали в себе уважение к России, понимание российского исторического пути множество ребят, принадлежащих к иным национальностям (а ведь наш Крым — многонациональный). А путеводными звездами нам были наши православные святые, первый из которых — преподобный Сергий Радонежский, духовный учитель русского народа.

Во главе духовного просвещения крымской молодёжи стала наша Православная Церковь, Крымская епархия Московского Патриархата, митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Вот, что пишет владыка Лазарь во вступлении к учебнику «Основы православной культуры Крыма» (стр. 3-4): «Организовать воспитание юношества без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей, невозможно. Нам всем: и Церкви, и государству, и священнослужителям, и педагогам необходимо объединить наши усилия ради того, чтобы понятия добра, справедливости и святости имели в жизни подрастающего поколения определяющее значение, «дабы жили мы и дети наши (Быт. 43,8)».

Крымские школы получили программу курса основ православной культуры Крыма, учебник. Учителя, взявшиеся за преподавание этого предмета, прошли соответствующие курсы подготовки. Педагоги объединились в общество православных учителей, которое курирует Крымская епархия. Возрождаются традиции, заложенные ещё Царской Семьёй. Это праздник «Белый цветок» — ежегодная благотворительная акция милосердия, которую впервые организовали сотрудники Ливадийского дворца-музея и коллектив Ливадийской школы ещё в 1999 году и которая сейчас широко известна и проводится в России.

Украинская драма показывает, насколько важно духовное и нравственное воспитание детей, какую колоссальную роль в становлении личности играет школьный курс истории. Кажется, мы всегда это знали, но сейчас пришлось на себе прочувствовать. Вот почему крымские учителя с особенным волнением ждут учебники истории России. И дай нам Бог справиться с задачами и вызовами, которые стоят перед нами здесь, в Крыму!

Источники:

Турченко Ф.Г., Мороко В.М. История Украины: учебник для 9 класса средней школы (укр. яз.). Киев, «Генеза». 2009.

Основы православной культуры Крыма: Пособие для средних школ / Под ред. протоиерея А. Якушечкина, проф. Т.И. Титовой. Симферополь, 2007.

Людмила Александрова, заслуженный учитель Республики Крым


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"