На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Правило веры  
Версия для печати

Любящим благолепие Дома Божия

Из «Троицкой книжки»

На странице «Русского Воскресения» уже поднималось суждение о благолепном украшении храма живыми цветами (см. очерк А.Н. Стрижева «Остатки Рая на земле»). Публикация вызвала немалый интерес у читателей, как в части важности поставленного вопроса для прихожан, так и в части благоговейного подхода к приёмам церковного украшения. Предлагаем вашему вниманию «Троицкую книжку» с пастырским словом к любящим благолепие Дома Божия. Это слово получило благословение Обители Преподобного Сергия и вышло в свет в 1896 году – 120 лет назад.

 

Освяти, Господи, любящия благолепие дому Твоего:

Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою!..

Молитва заамвонная

 

Какая дивная молитва! С каким святым дерзновением святая Церковь молит Господа за любящих благолепие святого дома Его! О прочих она обыкновенно молится так: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани их, Боже, Твоею благодатию», а за благотворителей храмов Божиих со дерзновением взывает: «Освяти их, соделай святыми, прослави их силою Твоею Божественною, сподоби их царства славы Твоей в блаженной вечности!» Видно, это великая и особенно Богу угодная добродетель – созидать и украшать храмы Божии; видно, храмоздательство и попечение о благолепии святых храмов есть самое верное средство предпосылать своё достояние земное в сокровищницы небесные!

И воистину так. «Из всех благодеяний, какими благодетельствует человек человеку, храмоздание есть самое большое и многообъятное, – говорит в Бозе почивший великий подвижник нашего времени, святитель-затворник Феофан. – Благодетельно устроение училищ, благодетельно учреждение больниц, благодетельно созидание приютов и других мест успокоения нуждающимся и страждущим; но созидание храма благодетельнее всех их, потому что храм Божий есть и училище, и врачебница, и странноприимница». И настолько благодетельнее, насколько бессмертная душа дороже бренного тела, насколько жизнь вечная драгоценнее сей временной, насколько небо лучше земли. Ведь храм Божий есть рай земной, быть в храме Божием всё равно, что на небе быть, в раю Божием. В храме славы Твоея стояще, Господи, на небеси стояти мним! «На небесах, – говорит святой Златоуст, – славословят Спасителя воинства ангельские, а на земле подражают им человеки, когда в церкви собираются. На небесах Серафимы поют трисвятую песнь, на земле ту же песнь повторяют люди. Неизреченное милосердие Господа соединило их вместе, Дух Святый соединил их, Отец всеблагий согласил их пение в одну стройную песнь». Здесь, в храме Божием, Силы небесные с нами невидимо служат. Здесь всё дышит благодатью Божией, как райским благоуханным воздухом. Оттого нигде мы и не можем получить такого утешения, какое получаем в церкви Божией. Приходи сюда радостный: радость твоя освятится и удвоится, потому что ты сердцем почувствуешь, что Бог есть единый источник истинной радости. Приходи сюда скорбию удрученный, и ты получишь отраду и успокоение бедной душе твоей. Приходи сюда трудами изнуренный, заботами обремененный, и ты почувствуешь здесь обновление сил, бодрость духа, облегчение тяжёлой ноши креста твоего. Так говорит Сам Владыка храма – Христос: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Mф. 11, 28). «Что может быть радостнее этого зова? Что вожделеннее этих слов? На пир зовет тебя Господь! Когда зовет в церковь, – говорит святой Златоуст, – приглашает к успокоению от трудов, дает отдых от горестей, облегчает тяжесть грехов, врачует твою скорбь душевную... Какое небесное приглашение!..»

Вот что значит, братие мои, храм Божий для православного христианина. Вот почему храмоздательство и попечение о благоукрашении храмов Божиих с самого начала Христианства на Руси почиталось величайшею добродетелью и было самым любимым делом православных Русских людей.

Почти все храмы на Руси – а кто их изочтёт? – и созданы, и благолепно украшены усердием и щедродательностью душ христолюбивых, желавших, подобно святым мироносицам, послужить Господу от имений своих. Тратились на это святое дело и последние лепты убогих вдовиц, и щедрые жертвы богатых людей. Мир и благословение Божие всем вам, души добрые и боголюбивые! Глубокая благодарность вам от лица всех православных молитвенников в храмах, вами созданных и украшенных! Крепка пред Господом молитва за вас святой Церкви Божией! Да не смущается сердце ваше суетными мудрованиями века сего лукавого! Да не коснётся души вашей неразумное суждение сынов нынешнего века, повторяющих только то, что давно изрёк известный раб и льстец, ученик и наветник: «Чесо ради гибель сия бысть? Можаше бо миро сие продано быти на мнозе и датися нищим» (Mф. 26, 8 и 14, ср. Иоан. 12, 5). Не о нищих пекутся сии мнимые радетели нищих: они хорошо знают, что у вас и на нищих достанет, и нищих вы не забудете... Не любят они храмов Божиих, не ходят в них, не знают, что такое храм Божий для души нашей, и вот – благолепие церковное им кажется излишней, ненужной роскошью... Но нет: не роскошь это; дому Господню подобает святыня, а святыне приличествует всяческое благолепие. Послушайте вот, в своё утешение, дивную повесть от первых дней христианства на Руси. Вот что пишет святитель Симон Владимирский преподобному Поликарпу в «Патерике Печерском»: «Был в монастыре Печерском черноризец, именем Эразм. Он имел большое богатство, но всё его истратил на церковные нужды: оковал много икон, и дошёл он до последней нищеты, и все стали пренебрегать им. И стал он отчаиваться, что не получит награды за истраченное богатство, потому что в церковь, а не на милостыню роздал его. Диавол вложил это ему в сердце. И стал он не радеть о житии своём, во всяком небрежении и бесчинстве дни свои проводил. Однажды разболелся он так сильно, что наконец перестал говорить, лежал с открытыми глазами; грудь едва дышала. Так пробыл он семь дней. В 8-й же день пришли к нему братия и, видя страшное его издыхание, чудились все и говорили: «Горе, горе душе брата сего! Жила она в лености и во всяком грехе, и теперь видит что-то такое, мятется и не может выйти». Эразм же этот встал, как никогда и болен не был, сел и начал говорить им: «Братия и отцы, послушайте. Истинно так: грешен я, как вы сами знаете, и не покаялся даже доныне. И вот теперь явились мне святые Антоний и Феодосий и сказали: мы молились Господу, и Он дал тебе время покаяться. И вот, увидел я пресвятую Богородицу: Она держала на руках Сына Своего, Христа Бога нашего, и все святые были с Нею. И сказала Она мне: «Эразм, за то, что ты украсил церковь Мою и иконами возвеличил её, и Я тебя прославлю в царстве Сына Моего. Нищих же вы всегда имеете с собой (Mф. 26, 11). Только, вставши от болезни, покайся и прими великий ангельский образ: в третий день Я возьму тебя к Себе – чистого, возлюбившего благолепие дома Моего». И сказав это, Эразм начал пред всеми исповедовать сделанные им грехи, не стыдясь, а радуясь о Господе. Потом он встал, пошёл в церковь и пострижен был в схиму; на третий же день отошёл ко Господу в добром исповедании. Об этом слышал я, – прибавляет святой Симон, – от тех святых и блаженных старцев, которые сами были тому свидетелями и очевидцами. Ведая это, брат мой, не думай, что напрасно истратил ты, что имел: пред Богом сочтено всё, до самой мелкой медной монеты. Надейся же на милость Божию за труд свой. Ты устроил двое дверей в той святой великой Печерской церкви святой Богородицы, и Она отворит тебе двери милости своей. За таких всегда молятся в той церкви: «Господи, освяти любящия благолепие дому Твоего и прослави их божественною Твоею силою!» И Он прославит, ибо Сам сказал: «Прославляющия Мя прославлю (1 Царств. 2. 30)». – Так заключает свой рассказ святитель Симон.

Как трогателен этот рассказ! Какою любовью звучат эти сладостные слова Матери Божией к Эразму: «Эразм! За то, что ты украсил церковь Мою и иконами её возвеличил, и Я тебя прославлю в царстве Сына Моего!» Не отзываются ли эти слова и в наших добрых сердцах, христолюбивые благотворители святых храмов Божиих? Вы уготовляете для Господа горницу постланную к совершению Тайной Вечери Его – созидаете святый храм для совершения великого таинства Причащения, а Он милосердый, готовит вам пресветлые чертоги в горних обителях Отца Своего небесного. Вы приносите Ему, подобно Иосифу и Никодиму, сударь и плащаницу – священные сосуды и покровы для пречистого Тела и Крови Его в храмах Божиих, а Он, щедродательный, покроет вас ризою светлою в то время, когда все мы будем стоять на суде Его всемирном. Вы освещаете пречистый лик Его тихим светом лампады во тьме ночной, а Он, всеблагий, озарит вас светом лица Своего, когда вы будете проходить среди мрака смертного.

Господь и Сам, во время земной жизни Своей, любил посещать храм Отца Своего небесного: ревнуя и о святости храма, Он не раз изгонял из него торгующих, проповедовал в нём Свое Божественное учение, с благоволением взирал на все богатые украшения его, похвалил усердие убогой вдовицы, принесшей последние две лепты на храм, и Сам не отказался внести узаконенную подать в пользу храма. После сего можно ли нам быть равнодушными к благолепию храмов Божиих? Можем ли быть спокойны душою, если стены храма Божия будут смотреть на нас неприглядно, если в храме Божием будет и сыро, и холодно, и слишком убого? На что будет похоже, если мы сами живём в домах прибранных и по мере наших средств преукрашенных, а дом Божий будет смотреть какою-то развалиной, – если мы придём сюда в богатых нарядах, а Спаситель наш, в пречистых Тайнах Своих, изыдет пред нами едва покровенный ветхими покровцами?.. О, да не будет сего, да не оскудевает никогда усердие сынов Руси православной к благоукрашению храмов Божиих, да будет сия святая добродетель достолюбезною для сердца русского в роды родов, пусть это сердце всегда находит для себя высшее наслаждение, величайшее счастье в том, чтобы зрети красоту Господню и посещати храм святый Его (Пс. 26, 7). Аминь.

Публикацию подготовили М.А. Бирюкова и А.Н. Стрижев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"