На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Правило веры  
Версия для печати

Апология Чернобыля

Мистический город «Ч»

Здесь говорят «чернобыльчане», но не «чернобыльцы»…

В Чернобыле на пророка Илию храмовый праздник. 2 Августа 2006 г. в город, который стал зримым символом конца света, иллюстрацией к Апокалипсису, прибыли гости из Киева,   близлежащих городков и сёл, приехали его бывшие жители, ныне разбросанные по городам и весям, приехали и паломники из Черкасс…

Кто не бывал прежде в Чернобыле, того поражает дивной красоты, изысканной архитектуры Ильинский храм. Его настоятель о. Николай (Якушин) поведал, что в трагическую ночь 26 апреля 1986 года рыбаки на Припяти огненный столб сначала увидели над АЭС, а потом (это километрах в 15) – над Ильинским храмом. «Нашим слабым человеческим умом, – сказал отец Николай в проповеди, – пока нельзя понять смысла происшедшего. Со временем, конечно, Господь вразумит нас. Но и сейчас мы понимаем, что промысел Божий всегда витал над Чернобылем. Понимаем, что в апреле 1986-го пророк Илья изгнал отсюда людей...» Далее священник сказал, что на этот храмовый праздник специально никого не приглашали, что в обычные дни на литургию приходят 2-3 человека, много – десять, а сегодня людей – полный храм. «Пророк Илия собрал всех нас здесь сегодня».

О возрождении духовной жизни в Чернобыле говорит многое. Это и отреставрированная Ильинская церковь, и новая звонница, и начавшееся строительство Никольской церкви и часовни Чернобыльский Спас. Для кого это, если город пуст, для чего, если в течение года службы посещают 2-3 человека? «Нам этого знать не дано, – говорит о. Николай. – Но знаем, мы так чувствуем, что так должно быть».

Возрождение храма началось в 2003 г. по благословению блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Прежде храм стоял заброшенным в течение 17 лет. При проведении работ была сломана деревянная пристройка, которой при первоначальном строительстве нее было, и людям открылся изумительной красоты фронтон храма – с витыми колоннами, с иконами пророков Илии и Иеремии… Вспомнился Библейский Плач Иеремии: «Как одиноко стоит город, некогда многолюдный!» И далее: «Горько плачет он ночью…» Это, конечно, о другом городе. Но открытие этой иконы впечатляет. Там же, под разобранной пристройкой, при проведении земляных работ, был обнаружен большой металлический бюст императора Александра II .

Строительство чудного храма велось в царствование Александра II Николаевича и, возможно, при его содействии. Храм построен в 1878 году.

По данным 1884 г. в Чернобыле проживало 3098 русских (малороссов и великороссов), среди них заметную часть составляли старообрядцы, имевшие свой монастырь; поляков было 154; евреев, по сообщению раввинов, – 6559. При этом лучшие пахотные земли принадлежали польскому помещику. Исторические хроники доносят, что владелец имения, католик по вероисповеданию Ходкевич, в 1840 г. отдал питейный бизнес в Чернобыле евреям (за 12.600 руб. серебром в год). Для понимания значительности суммы скажем, что оплата мужской работа составляла 25-30 копеек в день. В 1850 г. в городке имелось уже 50 питейных заведений. Одним из центров хасидизма Чернобыль стал в 18 века (в 1798 г. здесь умер цадик Менахем Наум Чернобыльский). Считается, что в Чернобыле похоронены два цадика, их могилы сейчас укрыты в специально сооружённых кирпичных постройках. В 60-е годы XIX в. в   Чернобыле было 5 синагог.

Любопытные записки о Чернобыле 1884 года оставил «Отставной военный Л.» (цитирую по книге Николая Черниговца «Чорнобиль – м i сто без майбутнього?», Белая Церковь, 2003). «Чернобыльские евреи, как и везде, по-своему набожны и фанатичны. По праздникам они, почитая город своим, ходят по улицам и площадям в богослужебных одеждах: таласах и кителях. А главная синагога   и все церковные школы наполнены молитвенными криками по целым дням и ночам, хотя бы это стесняло других… Антисемитских движений за всю историю Чернобыля не обнаруживалось…»

В первой трети XIX   в   Чернобыле было три православных церкви. В 1849 г. две их них – Николаевская и Богородицкая сгорели. Уцелевшая, старая деревянная,   Ильинская была построена в 1779 г., но и она сгорела в 1873 году. Какое-то время приходская школа   функционировала в квартире дьяка Ильнской церкви (эту школу, кроме православных, посещали дети из семей католиков и старообрядцев). Таким образом, строительство большого и красивого православного храма являлось в Чернобыле делом государственным. В 1878 году Ильинская церковь была освещена и стала владеть 52 десятинами земли. Мы знаем, что в те годы покушения на императора следовали одно за другим. Ныне бюст Царя-Освободителя стоит на возвышении перед иконостасом.

После литургии 2 августа был совершён крестный ход от Ильинского храма к месту заложения первого камня для строительства часовни Чернобыльский Спас. Во время хода в небе вокруг солнца наблюдалось необычное явление – огромное светящееся кольцо, называемое учёными гало, при этом верующие испытывали ощущение удивительной радости, именуемой благодатью...

Условный «первый камень» (фундамент уже готов) в стену будущей часовни Чернобыльский Спас заложили Юрий Андреев – глава общества «Союз-Чернобыль» и иерей о. Николай. Присутствующие отметили, что имя последнего священника, который служил литургию в храме в 1986-м, ныне уже покойного, тоже Николой. Священники-чернобыльчане (бывшие и нынешние) говорили о преемственности и духовном возрождении Чернобыля.

Но вот вопрос, при каком условии храм в Чернобыле может наполниться верующими? У меня есть несколько версий. Ну вот, например, самая неприятная для большинства, более того, которая мне кажется совершенно безумной: радиоактивный уровень в Зоне (после неких военно-политических потрясений, очевидно, сопровождаемых локальными   ядерными ударами) окажется ниже, чем в неких иных точках мира. Или: Зона ЧАЭС окажется зоной ссылки определённой категории населения. Или… Впрочем, пока на этих фантастических версиях и остановимся.

А что же в реальности.

Священники говорили о том, что город после страшного разграбления и двадцатилетнего запустения постепенно начал наполняться жизнью. Жители в личных беседах рассказывали о том, что в Зоне появилось много бобров, которые, по их мнению, обитают только в экологически чистых местах. Охотно говорили и о развитии рыбного промысла. В некоторых людях здесь явно заметен оптимизм. Мне показали   7-летнюю девочку Марию, которая родилась здесь и здесь с родителями живёт. Хорошая девочка, стеснительная; в красивом красном платьице. Рассказали, что когда её 44-летней маме врач определял беременность, то не поверил, сказал – опухоль. Но Мария вот она, ходит по двору, думает о чём-то, улыбается загадочно. А вот семейная пара, пенсионеры, оба с 1935 года рождения – Мария и Михаил. Они ни на день не выезжали с Зоны. Тоже как будто чего-то стесняются, пожаловались как-то неохотно на маленькую пенсию (360 гривен – 70 долларов) и задержку «чернобыльских» (это менее 20 дол. в месяц). Михаил нагрудный крест носит повёрнутым на спину, говорит, так нужно при горловых кровотечениях. Одна женщина, находясь в приподнятом – но не от вина, это точно! – состоянии, поведала, что многие страшилки о Чернобыле имеют искусственное происхождение. В качестве доказательства она сообщила, что всю верхушку в Чернобыле теперь возглавляют евреи, вплоть до начальника медчасти и его зама. «А кто лучше начальника медчасти знает истинное положение с экологией?» – задала она мне риторический вопрос.

На обратном пути мы заехали в заброшенное село, в котором когда-то в невестках жила одна из наших паломниц. Мы увидели дома, – это через 20 лет после аварии, – хранящие следы долгой человеческой жизни (в избах у русских печей ухваты, в кладовой – кадки, в хлеве – сено), на окнах – занавесочки. Заросшие деревьями дворы производят тяжёлое впечатление. Одна из паломниц, как бы прикидывая возможное будущее, проговорила задумчиво:   за несколько дней всё можно привести в Божеский вид, можно спасаться.

Но при этом все чувствовали неживую тишину вокруг. Птиц не слышно. Вообще! И кузнечиков. А стрекозы на периллах спят в рядок, над одной я склонился сфотографировать – не шевельнулась. И комары какие-то вялые. Вот только зелень повсюду вокруг яркая, буйная, бешеная.

Олег Слепынин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"