На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Правило веры  
Версия для печати

Пасха среди лета

К 100-летию со дня прославления

19 июля/1 августа 1903 г. состоялось одно из тех событий, которые не перестают волновать сердца людей,— канонизация преп. Серафима Саровского. Много великих подвижников дал из среды своей русский народ, но среди них стоит особо этот святой, явивший дивное откровение любви к Богу и людям, еще на земле достигший созерцаний самых великих Божественных тайн. В нем была редкая победа духа, самая совершенная, самая торжествующая.Он был и именем, и духом Серафим («пламенный»). Прославление угодника Божия стало одним из великих и радостных событий, потому что силь на молитва его пред Престолом Всевышнего.

Особенно ждали прославления преп. Серафима дивеевские сестры. В Дивееве блаженная Параскева Ивановна (Паша Саровская) настойчиво говорила Л. М. Чичагову (будущему священномученику Серафиму): «Подавай прошение Государю, чтобы нам мощи открывали». Чичагов написал замечательную «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», где большое место уделено жизни и посмертным чудесам батюшки Серафима. «Летопись» прочитала Царская семья, в которой давно чтилась память Преподобного. И Государь Николай II, разделяя веру народную в святость старца Серафима, поднял вопрос о его канонизации. Его единомышленниками были только обер-прокурор Саблер и митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), а сопротивление было очень велико. Но сила любви и веры народной, горячие молитвы дивеевских сестер и почитателей Преподобного победили все преткновения и разногласия. Торжественное прославление преп. Серафима Саровского состоялось 19 июля/ 1 августа 1903 г.

В Сарове в тот день собралось не менее трехсот тысяч человек. В тяжелые и трудные времена, во времена оскудения веры и всеобщего шатания умов, столь утешительно и поучительно было это светлое торжество — прославление преп. Серафима. И не застыла, не окаменела, а живет и цветет та Церковь, которая украшается новыми праведниками и святыми Божиими.

16/29 июля 1903 г. в храмах Саровской пустыни были совершены заупокойные Всенощные бдения — Парастасы — о приснопамятном иеромонахе Серафиме.

17/30 июля был совершен грандиозный крестный ход из Дивеевского монастыря в Саровскую пустынь. В 2 часа ночи раздался торжественный звон, и после краткого молебна крестный ход начал свое шествие. Шли хоругвеносцы из самых разных мест: сергиевопосадские, муромские, клинские, рязанские, тульские, ростовские, суздальские, владимирские, московские, нижегородские, арзамасские. Каждая группа несла ценные, дорогие хоругви с изображением местночтимых святых. Дивеевские сестры несли чудотворную икону Божией Матери «Умиление». За ними следовало многочисленное духовенство. Всю дорогу участники крестного хода исполняли канон Богоматери и священные песнопения. В часовнях, находившихся по пути, были отслужены краткие литии. Картина была в высшей степени величественная. Навстречу крестному ходу из Дивеева выступил Саровский крестный ход во главе с епископом Тамбовским Иннокентием. Когда крестные ходы встретились, Преосвященный Иннокентий осенил на четыре стороны народ чудотворной иконой Божией Матери «Умиление» при пении «Пресвятая Богородице, спаси нас». Соединенный крестный ход, образовав величественное шествие, при торжественном колокольном звоне направился в Саровскую пустынь.

17/30 июля в обитель прибыл Государь Император с Августейшей Семьей и свитой. А вечером следующего дня началось Всенощное бдение, имеющее особенное значение,— это первая церковная служба, на которой преп. Серафим стал прославляться в лике святых. При пении литийных стихир из Успенского собора направился крестный ход к церкви прпп. Зосимы и Савватия Соловецких, где находился гроб преп. Серафима. Гроб поставили на носилки, которые взяли Государь Император, Великие князья, митрополит и архиереи. Шествие направилось к Успенскому собору, возле которого были произнесены литийные ектеньи. Затем гроб установили посередине храма. Всенощная продолжалась. Настало время полиелея. Запели «Хвалите имя Господне». Все присутствовавшие зажгли свечи. Митрополит, архиереи и все духовенство сделали троекратные земные поклоны. Затем митрополит Антоний открыл гроб, все бывшие в церкви опустились на колени. Наступила минута прославления преп. Серафима. Торжественно и трогательно, потрясая душу, зазвучало величание «Оублажаем тя, преподобне отче Серафиме». После чтения св. Евангелия митрополит и архиереи прикладывались к св. мощам. Далее прикладывались Их Императорские Величества, Великие князья и духовенство. Государь Николай Александрович преклонил колени перед новым заступником Земли Русской — преп. Серафимом. Царь земной горячо молился великому предстателю за Отечество наше у престола Царя Небесного.

На следующий день была совершена Божественная Литургия. На малом входе с Евангелием святые мощи обнесли вокруг престола и положили в уготованную раку. По окончании Литургии был совершен праздничный крестный ход со святыми мощами вокруг монастырских храмов. Народ живою стеною стоял по пути хода, так что, выйдя из храма, участники торжества попадали воистину в другой храм.

Торжеств, подобных Серафимовым, Россия не помнит. Люди плакали от радости, видя, как Государь, Великие князья несут на своих плечах мощи дивного угодника Божия. Великое молитвенное единение Царя, народа и небесных сил! Сколько исцелений произошло — счета нет!

По возвращении крестного хода молящиеся преклонили колена и митрополит Антоний прочитал молитву преп. Серафиму. Служба закончилась, но молебное пение не прекращалось и ночью. Один из современников так описывал эти события: «Из разных мест доносилось пение — то кружки богомольцев пели церковные песнопения. Не видя в темноте поющих, можно было подумать, что звуки несутся с самого неба. Минула полночь, а пение не умолкало...»

Саровские торжества — незабываемые дни для всех участников, дни, оставившие неизгладимый след в душе народной. Многие обрели веру, нашли утешение в скорбях, разрешение тяжелых недоумений и сомнений духа, указание доброго, истинного пути, ибо теплого молитвенника, великого предстателя и дивного чудотворца явил Господь людям Своим — преподобного Серафима Саровского.

 

ТРОПАРЬ, гл.4

От юности Христа возлюбил еси Блаженне, и Тому Единому работати пламенне вожделев, непрестанно молитвою и трудом в пустыни подвизался еси, умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, избранник возлюблен Божия Матере явился еси. Сего ради вопием ти спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.

КОНДАК, гл.2

Мира красоту и яже в нем тление оставив, преподобне, в Саровскую обитель вселился еси, и тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению: сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави и даром исцелений и чудес обогати. Темже вопием ти: радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.

ВСТРЕЧА СВ. МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА В ДИВЕЕВЕ В 1991 ГОДУ

Великая святыня — мощи пред, Серафима Саровского — была возвращена Русской Православной Церкви 11 января 1991 г. в городе на Неве, Санкт-Петербурге, в Казанском соборе. Им поклонялись православные до 6 февраля, а с 7 февраля по 23 июля святые мощи находились в московском Богоявленском соборе. И вот прощальный крестный ход движется по улицам Москвы. Предлежит путь к Дивеевской обители для всенародного поклонения дивному угоднику Божию, великому предстателю о земле Русской. То, о чем долгие тяжелые годы сожалели тысячи православных христиан, то, что еще совсем недавно казалось неосуществимым, ныне претворено в жизнь и стало действительностью. И делается все так, как сказано в пророчествах батюшки Серафима: «Скажу тебе: тогда Дивеев будет диво, когда убогий Серафим ляжет в Сарове, а плоть свою перенесет в Дивеев». Услышав это предречение, дивеевские сестры думали тогда, обитель, где он был всего два раза, будучи еще иеродиаконом, но при жизни подвижника такой встречи не случилось.

Сергей Нилус писал о том, как он был у 84-летней дивеевской игумении Марии (Ушаковой) вскоре после прославления в 1903 г. преп. Серафима и стал поздравлять ее с оправданием великой ее веры в Преподобного. Игумения отвечала: «Да, великое это чудо. Но вот будет чудо так чудо — это когда крестный-то ход, что теперь шел из Дивеева в Саров, пойдет из Сарова в Дивеев. А народу-то, как говаривал батюшка Серафим, что колосьев будет в поле. Вот то-то будет чудо-то чудное, диво дивное». Исполнилось предсказанное дивным старцем. Вечером 30 июля 1991 г. у Святых ворот Серафимо-Дивеевской обители встречали крестный ход со св. мощами преп. Серафима. Угодник Божий перед своей кончиной дал Прасковье Семеновне Мелюковой свечку, сказав,что с этой свечой сестры встретят его что батюшка Серафим собирается посетить их в Дивееве. Свеча передавалась из рук в руки и бережно хранилась почти 160 лет, в последние годы — у единственной оставшейся в живых к моменту открытия монастыря дивеевской сестры схимонахини Маргариты (Лахтионовой). Эту свечу вставили в большую дьяконскую свечу, которую нес протодиакон Владимир Покровский. Было еще немного ладана, переданного из рук Преподобного. С ним служил первый молебен на площади перед Троицким собором Святейший Патриах Алексий II.

Не всем сестрам пришлось увидеть встречу святых мощей у врат обители: церковницы еще вешали и зажигали лампады у сени, приготовленной для раки со святыми мощами, кто-то остался на коровнике, кто-то торговал в палатках книгами. Две сестры горько плакали в своей палатке, что ничего не увидят; дет служба в соборе, а они — в стороне. Вдруг они заметили, что солнце заиграло всеми цветами радуги, и глазам было не больно смотреть. Находившиеся в другом месте видели свет около Троицкого собора, напоминающий яркий столб. Оказалось, что в этот момент раку со святыми мощами преп. Серафима вносили в Троицкий cобор.

В соборе раку поставили в центре, где стоит обычно праздничная икона. Духовенство прикладывалось к открытым мощам, затем раку перенесли под сень.

Приехавшие священниками читали акафист Преподобному, служили молебны перед ракой всю ночь. Люди шли, молились, прикладывались, пели: «Радуйся, пастырю наш добрый. Радуйся, отче милостивый и кроткий... Радуйся врачу наш скорый благодатный…Радуйся в бедах и обстояниях помощниче скорый…» 31 июля утром совершалась Литургия. Пел дивеевский хор.

А вечером началось праздничное торжество. В 16 часов Святейший Патриарх Алексий II служил малую вечерню с акафистом и Всенощную в Троицком соборе. Пели три хора: нижегородский, арзамасский и дивеевский.

Сестры не могли без слез радости исполнять стихиру: «Днесь сошедшеся Христоименитый людей множества в прославлении честных мощей твоих, преподобне отче Серафиме, радости и веселил вси исполнишася: явил бо еси болящим исцеление и хромым хождение, с верою притекающим к раце мощей твоих». Да! Святые мощи преп. Серафима в Дивееве — не оставил он своих сироток, но, как и предсказывал, явил им свое заступление и теперь почивает здесь.

В полночь, уже 1 августа,— в день прославления преп. Серафима — началась первая Литургия. Никто не чувствовал усталости — настолько ощущались всеобщая радость и духовный подъем. На запричастном спели стихиры Пасхи. Батюшка Серафим предсказывал:«О, какая будет радость! Среди лета запоют Пасху!» И молившиеся в храме люди, повторяя за сестрами, пели: «Пасха Красная, Пасха Господня Пасха! Псха всячестная нам возсия… Радостно друг друга обымем!» В три часа ночи и в шесть часов утра служили вторую и третью Литургии в приделах Преподобного Серафима и иконы Божией Матери «Умиление».

На площади перед собором готовили патриаршую службу. Был освящен временный престол. Раку со святыми мощами архиереи вынесли из собора и поставили на площади перед праздничной иконой. Утром на Литургии Святейшему сослужили двенадцать иерархов и многочисленные священнослужители. По окончании молебна и праздничного крестного хода раку вернули в Троицкий собор.

В соборе после перенесения святых мощей и торжественных служб чувствовались особое умиротворение и спокойствие, хотя было довольно шумно. На праздник приехало много больных, надеявшихся на исцеление. Всего в Дивееве было тогда 6—8 тысяч, во всяком случае не более 10 тысяч паломников. Вероятно, было много чудес, но они тогда не фиксировались.

«Пришли те дни, ради которых столько было сделано, так много было искушений. Батюшка наш Серафим с нами в мощах! И нет опустошенности, которая бывает после прошедшего праздника, а такая радость, такая полнота, такое ликование в соборе! Мир на душе — и радостно до слез. Все уедут, а батюшка Серафим останется. Он воскрес, он с нами!» — записала одна из сестер.

«Я перейду из Сарова в Дивеев, где я буду проповедовать всемирное покаяние»,— говорил батюшка Серафим. «В этом смысле и следует понимать обретение мощей преп. Серафима: они обретены и воскресли для поклонения всем христианам»,— отметил митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай. «Да внидут ныне христоименитие людие во храм обители Дивевския, к честным мощам твоим, преподобне Серафиме, препадающе, и да просят от тебя исцеления, здоровия и спасения, Христа величающе» (Канон Преподобному, песнь 5).

Едут в Дивеево люди из самых разных областей нашего Отечества, приезжают и зарубежные гости.

ПРИЕЗД ЦАРСКОЙ СЕМЬИ В ДИВЕЕВО

После торжественного прославления преп. Серафима в Сарове Государь Николай II, Государыни Императрицы и особы царствующего дома 20 июля/ 2 августа посетили Дивеевский монастырь, неразрывно связанный с именем преп. Серафима, по заветам которого все в нем устроено. Ко времени приезда Высочайших гостей путь в обитель был украшен зеленью, флагами; народ в праздничных костюмах восторженными приветствиями встречал Царя-батюшку. В монастырской ограде стояли на-сельницы обители, впереди них — ученицы церковноприходских школ. При праздничном звоне колоколов Высочайшие гости были встречены у входа в Троицкий собор Нижегородским епископом Назарием со священнослужителями. Державные посетители осмотрели левый придел собора, приготовленный к освящению в честь преп. Серафима, помолились перед иконою Божией Матери «Умиление», перед которой скончался великий угодник Божий.

Божественную Литургию для Высочайших гостей служили в храме святой равноапостольной Марии Магдалины в игуменских покоях. Днем Государь Император и особы царствующего дома обозревали монастырские достопримечательности. Побывали они в церковноприходской школе с приютом для девочек, где Царь с Царицей, как попечительные Отец и Мать, с ласкою и любовию беседовали с ученицами; в Преображенской церкви, трагедии на станции Дно? Блаженная старица предсказала все, что потом произошло: гибель династии, революцию, разорение Церкви. Государыня была близка к обмороку. Старица достала лоскут красного кумача и сказала: «Это твоему сынишке на штанишки. Когда он родится, ты поверишь тому, что я говорила».

При прощании Государь сказал, что блаженная схимонахиня Параскева — истинная раба Божия: везде принимали его как Царя, а она приняла его как простого человека.

После посещения блаженной старицы Николай II и его окружающие поехали к Елене Ивановне Мотовиловой, хранившей письмо, написанное преп. Серафимом «для того Царя, который приедет в Дивеево». Государь благоговейно принял письмо и сказал, что читать его будет позднее. Говорили, что, прочитав письмо, он заплакал. Содержание осталось неизвестным. После посещения Дивеева Царь готовился к предстоящим страданиям.

В 15 часов 10 минут последовал отъезд Высочайших гостей из Дивеева. При звоне колоколов, при несмолкающем «ура!» гости отбыли из обители, осеняя себя крестным знамением на монастырские храмы. Память о посещении Серафимо-Дивеевской обители Царской Фамилией сохранилась как исключительно важное событие в истории монастыря.

Через год после посещения Дивеева в Царской семье родился наследник — царевич Алексей. В память об этом событии дивеевские сестры посадили недалеко от святой Канавки лиственницу, сохранившуюся до наших дней и напоминающую всем о великой любви Царской семьи к преп. Серафиму и о вере русского народа в своего Царя.

По материалам Свято-Троицкой Серафимо-Дивеевской обители


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"