На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Правило веры  
Версия для печати

Православная святыня в Моздоке

Из истории христианства на Кавказе

В 1976 г. я приехал в Тамбов гости к своему дорогому владыке Михаилу (Чубу). Он уже несколько лет возглавлял Тамбовскую и Мичуринскую кафедру. Я прожил у него несколько дней. Он много рассказывал о владыке Луке (Войно-Ясенецком), с которым их связывали годы большой дружбы. Владыка Лука участвовал хиротонии епископа Михаила, и с тех пор был, по сути, его духовником.

Он также говорил о своих разысканиях рукописей и писем епископа Игнатия (Брянчанинова).

В ту неделю архиепископ Михаил дважды служил в Соборе и я иподиаконствовал ему, как это было и раньше, когда он жил в Ставрополе, Воронеже.

Прощаясь со мной, владыка передал мне две свои рукописи: «Древнерусские плащаницы» и «Православная святыня в Моздоке», сказал: «Я надеюсь, что настанет время, когда ты сможешь опубликовать мои статьи и их прочтут в России. Я верю, что это произойдет. Знаешь, Владимир, мне предлагали напечатать статью о плащаницах в сборнике Академии наук, но сказали, чтобы я слово Бог написал с маленькой буквы, так же как и Матерь Божия, и вообще убрал бы все прописные буквы, которые мы, верующие употребляем. Я не мог позволить такого кощунства и отказался от публикации».

Сегодня это время настало.

Владимир Захаров

 


Иверская икона Божией Матери История Моздокской иконы Божией Матери начались несколькими веками раньше, чем история города, давшего ей впоследствии наименование. С этой иконой соединены многие воспоминания о судьбах христианства на Кавказе.

Икона Божией Матери, известная теперь под именем Моздокской, явилась к осетинам в начале XIII века, как знаменательный символический дар, полученный от грузинской царицы Тамары (1184-1213). По её распоряжению, как повествует об этом предание, искусный живописец написал копию великой святыни грузинского народа — Иверской иконы Богоматери — специально для христиан — осетин. И эта, вновь написанная икона была направлена св. Тамарой в Осетию, как знак особого внимания к соседнему народу, родственному грузинам по вере.

В те давние времена уже существовали многосторонние и разнообразные связи между различными христианскими народами, как жившими в непосредственном соседстве, так и находящимся на далеком расстоянии один от другого. Эти связи нередко приводили к бракам, которые заключались между членами семейств правителей различных христианских государств; а так же браки, в свою очередь, содействовали укреплению вышеуказанных связей.

Икона святой Царицы Тамары Св. Тамара, приславшая в дар осетинам Богородичную святыню, была дочерью грузинского царя Георгия III осетинской царевны Бурдухан. Первым мужем царицы Тамары был князь Юрии — сын русского великого князя св. Андрея Боголюбского. Вторым браком она была повенчана с осетинским царевичем Давидом Сосланем.

С именем царицы Тамары связана одна из самых замечательных эпох национального и культурного расцвета Грузии, а так же значительное оживление миссионерской работы проповедников христианства, трудившееся на ниве Евангельского благовестия и в самой Грузии, включая ее отдаленнейшие уголки и на соседних с Грузией территориях — в частности, в областях, населенных осетинами, как на южном, так и на северном склоне Кавказского хребта.

Миссионеры, посланные царицей Тамарою, отчасти продолжили, отчасти возобновили то, что было сделано их предшественниками, Как известно из церковной истории, начало христианства у осетин относится еще к апостольским временам. Впоследствии среди осетин много потрудились византийские миссионеры. Византийские официальные документы именовали осетин аланами. Христиане-аланы первоначально были причислены к Понтийскому диоцезу Константинопольского Патриархата. Патриарх Николай Мистик (X век.) основал у аланов архиепископию, ставшую впоследствии митрополией. Судьбы этой древней Аланской митрополии были чрезвычайно осложнены множеством исторических невзгод, а христианство среди осетин подвергалось в течение веков самым тяжелым испытаниям и жестоким гонениям — в древнейшие времена со стороны соседних языческих народностей, а впоследствии со стороны мусульманских завоевателей из Персии и Турции. Много бед принесло осетинам а татарское нашествие.

В XIII веке, при деятельном участии миссионеров, посланных царицей Тамарою, происходило восстановление и укрепление христианства у осетин, причем исключительно важную роль при этом играло ознакомление осетин с культурой соседней Грузии.

За эпохой, отмеченной мощным и плодотворным воздействием, шедшим из Грузии, последовал период блестящего национального возрождения осетин, хранивших свою христианскую культуру от посторонних враждебных воздействий. К сожалению, этот период расцвета был непродолжителен и для Осетии наступила пора тяжких испытаний, в ходе которых христианство у осетин было фактически почти полностью забыто в о его расцвете свидетельствуют лишь немногочисленные исторические напоминания.

От славной некогда Аланской митрополии в настоящее время сохранились скудные археологические памятники византийской эпохи и еще более скудные летописные известия. Возрождение христианства в Осетии при царице Тамаре оставило по себе более ощутимые вещественные свидетельства в виде повсеместно встречающихся развалин храмовых и монастырских сооружений грузинского стиля, остатков фресковой росписи и различного рода письменных свидетельств.

Своеобразными памятниками вторичного расцвета христианства в Осетии являются обычаи, имена, праздники и оригинальные редкостные предания, сохраняющиеся веками среде осетин, несмотря на то, что официально христианство считалось здесь вытесненным сокрушительным натиском ислама в возродившимся язычеством.

Но без всякого преувеличения можно утверждать, что благоговейная любовь немногочисленных осетин, оставшихся среди всех испытаний верными христианству, к их заветной святыне — присланной царицею Тамарой иконе Богоматери — является самым замечательным свидетельством эпохи вторичного распространения христианства в Осетии, это свидетельство выдержало многовековое испытание в самых тяжелых условиях. Характерно то обстоятельство, что даже те осетины, которые отошли от христианства под влиянием мусульманской пропаганды, выражали свое почтение к этой национальной святыне.

Икона Матери Божией находилась длительное время в селении Майрами-Кау в Куртатинском ущелье. Церковь, в которой находился икона, трижды горела, но икона каждый раз чудесно сохранялась. Эти чудеса прославили образ Пресвятой Богородицы, как новую Неопалимую Купину, к которой с надеждой обращались осетины, томившихся под игом поработителей. Следует отметить. что несмотря на подавляющее превосходство сил у завоевателей, осетины, никогда не складывавшие полностью своего оружия, продолжали вести освободительную войну против захватчиков, и как нация не были имя полностью порабощены. Но насильники веками держали осетин, точно в природной темнице, в почти недоступных горных ущельях и тесницах. Загнанным в эти ущелья осетинам приходилось страдать от безземелья и от сурового климата, почти не имея связей в внешним миром.

Святая икона Богоматери была для многих жителей Северного Кавказа настоящим проповедником христианства, миссионером, напоминаниям об утерянных духовных ценностях — так выразился однажды об этой иконе приснопамятный святитель Игнатий (Брянчанинов.), возглавлявший сто с небольшим лет тому назад Кавказскую и Черноморскую Епархию.

Шли десятилетия и века. Истерзанная чужеземными завоевателями Осетия, вместе с другими порабощенными народами Северного Кавказа, стала пристально всматриваться в зарождавшуюся на далеком Севере могучую силу и искать в ней поддержки.

Это была Россия, сбросившая татарское иго, изгнавшая со своей территории вторгавшихся извне завоевателем в утверждавшая шаг за шагом свое могущество в тех областях, которые долгое время служили рассадником кочевых племен, долго совершавших свои разбойничьи набеги на русские селения и города.

Помощь, которую искали у России против персов и турок народы Грузии, Осетии, Кабарды и других этносов Кавказа, первоначально была сравнительно очень слабой и непостоянной: слишком много накопилось у России других неотложных задач, для удовлетворительного разрешения которых далеко не всегда хватало наличных средств и сил. И тем не менее, круг вопросов, входивших в комплекс Кавказских интересов Русского государства, уже с конца ХVI века занимает определенное место в истории дипломатии Московского правительства.

Проблемы помощи единоверному народу и поиски возможных путей восстановления христианства у насильно совращенных в ислам осетин уже тогда переплетались с вопросами и задачами государственного порядка. В ХVII веке начинается история властного влияния России на дела и отношения Кавказа»

В ХVIII веке это влияние приобретает исключительно большие размеры. Оборонительные линии, сооружаемые русскими для защиты от набегов хищных горных феодалов, постепенно приближались к ущельям Осетии. Одна из таких линий протянулась от Кизляра к урочищу "Мздогу" (по-кабардински это означает густой, дремучий лес). Здесь в 1763 году основана крепость Моздок, которая с самого своего появления сделалась центром нового распространения христианства на Кавказе. Уже в 1764 году в Моздоке открыли первую школу «для осетинских и прочих горских народов детей». Подавляющее большинство учеников школы за все время ее существования (1764-1792) было из осетин.

Школа, несмотря на скудость средств и на многочисленные недостатки в постановке преподавания, устройства быта учеников, — играла положительную роль в деле просвещения осетин и их приобщения к русской культуре, а также укрепления дружественных отношений между Осетией и Россией. Наиболее способные ученики, оканчивавшие школу, направлялись в Астраханскую Духовную Семинарию.

В Моздоке в 1771 года учредили Осетинская Духовную Комиссию, с целью восстановления христианства у осетин. (Эта Комиссия была создана по инициативе грузинского духовенства, еще в 1745 году. Первоначально в состав Комиссии включили клириков и миряне только грузинской национальности.) Обосновавшаяся в Моздоке Осетинская Комиссия получала в том же 1771 году от Св. Синода специальную инструкцию по ведению миссионерской работы среди осетин. Инструкция эта, очень подробная и обстоятельно разработанная, по существу, является первым по времени официальным руководством для русских миссионеров. Обращает на себя внимание исключительно гуманный дух инструкции, категорически запрещал миссионерам какие бы то ни было насилия над совестью тех, к кому они посылались на апостольское служение.

В инструкции сказано буквально следующее: "повеление, угрожение и строгое с утеснением взыскание есть насильство совести. Оное язычника или магометанца не только к Богу или христианству не приведет, но паче ожесточит, и то есть самое противу слова Божия злочестие".

Инструкцией предусматривается необходимость проповеди среди осетин на их родном языке.

В 1774 году, после победоносного окончания войны с Турцией (Кучук-Кайнарджийский мирный договор от 10 мая 1774 года), Россия приобрела еще больший авторитет среди народов Кавказа, привыкших в течение столетий со страхом осматриваться на турок и их вассалов.

Наступило время, когда инициатива осетин, искавших у России помощи против своих врагов, получила в Петербурге полную поддержку. Для переговоров о присоединении Осетии к России в том же 1774 году в Моздок прибыла специальная осетинская делегация и встретилась здесь с полномочным представителем Русского правительства — Астраханским губернатором Кречетниковым. В Моздоке был решен вопрос об окончательном присоединении Осетии к России и, таким образом, совершилось то, что было заветной мечтой Осетинского посольства в Петербурге 1749-1752 гг.

В 1793 году, с целью улучшения миссионерского дела среди осетин, в Моздоке учреждается самостоятельная архиерейская кафедра.

Основанная кафедра существовала недолго, до 1814 года.

Первый епископом вновь открытой епархии стал Преосвященный Гаий (до епископства — начальник Осетинской Духовной Комиссии, по национальности грузин).

Отсутствие собственной письменности и азбуки у осетин служило препятствием для распространения вих среде просвещения. Преосвященный Гаий в самом начале своего архиерейства повторил для осетин ту великую любовь, что совершили за девять столетий до него свв. Равноапостольные братья Кирилл и Мефодий для славян: составил осетинский алфавит и озаботился его практическим применением.

В 1798 году епископ Гаий издает в Москве в Синодальной типографии осетинскую азбуку и сокращенный катихизис, получивший название: "Начальное учение человекам, хотящим учиться книг Божественнаго Писания". Эта первая книга на осетинском языке издана таким образом, что ее содержание передано двумя параллельными текстами: церковно-славянским и осетинским.

В основу осетинской азбуки епископ Гаий положил кириллицу, иными словами, церковно-славянский алфавит. Таким образом, осетинский язык был первым языком народа, вновь получавшего письменность, для азбуки которого взяли славянское написание. (Спустя некоторое время ученые-лингвисты внесли небольшие поправки в труд Преосвященного Гаия, но его инициатива и заслуга в деле создания осетинской письменности этим нисколько не умаляются).

Имеются сведения, что в это же время и в Моздоке была устроена типография для печатания книг на осетинском языке. Моздок становится культурным центром для осетин, не теряя при этом своего значения, как крепость русского владычества на Кавказе и возрождения христианства у осетин. В конце XVIII века он сделался самым крупный населенным пунктом на всей Кавказской линии, стягивавшим к себе пути, по который русская культура проникала в среду народов Северного Кавказа.

В начале епископства Преосвященного Гаия совершилось перенесение в Моздок древней Святыни осетин — иконы Богоматери, присланной им царицей Тамарою в XIII веке. Группа осетин из Куртатинского ущелья получила позволение переселиться на плодородные равнины Терской линии в окрестностях Кизляра. Переселяясь они взяли с собою и заветную святыню — икону Божией Матери. Остановившись на ночлег в предместье Моздока, переселенцы, как повествуется в сказании об этой святей иконе, видели в сумраке ночи необыкновенный свет, сиявший над той арбой, на которой находилась икрна и распространявшийся на всю окрестность. Утром переселенцы запрягли волов и хотели двигаться дальше, однако волы, запряженные в ту арбу, где находилась святыня, несмотря ни на какие понуждения, не двигались с места.

Один из переселенцев слышал ночью голос, повелевавший ему оставить икону на том месте, где стояла арба. Переселенцам, спешившим не избранное ими место жительства, очень не хотелось расставаться со своей святыней, но они не посмели ослушаться столь явственных указаний.

Так древняя икона Богоматери, присланная в благословение осетинскому народу царицею Тамарою, осталась в Моздоке и получила наименование по этому городу.

В сказании о Моздокской иконе сохранились сведения о том, что она едва не исчезла вскоре по закрытии Моздокской Епархии, но по усиленной молитве местного православного населения — осетин и черкесов —оставлена месте.

В xix веке многое из того, что было сделано Осетинской духовной Комиссией и ее миссионерами, подверглось испытаниям. Интриги туркофильской партии на Северном Кавказе, вылившиеся впоследствии в восстание фанатиков-мусульман под руководством Шамиля, нанесли ущерб делу православной миссии на Кавказе. Происходили многочисленные отпадения от христианства и совращения в ислам и отдельных лиц, официально ставших христианами, и семейств, и даже целых селений. Тайной целью исступленных агентов мусульманства, в данном случае, — стремление подорвать у осетин и соседних народностей духовные связи с Россией и ослабить русское влияние на Кавказе.

Но, несмотря на невзгоды, семя христианства, так часто заглушавшегося здесь различными сорняками, не погибло. Великую роль в деле сохранения православной веры в душах человеческих играла исконная многовековая привязанность осетин к их родной святыне — прославленной иконе Божией Матери, к которой многие из них вместе с православными людьми других национальностей продолжали с верою прибегать во всех нуждах и обстоятельствах жизни.

В настоящее время чтимые точные списки с чудотворной Моздокской иконы Божией Матери являются священным украшением и средоточием молитвенного прославления Божией Матери в храмах Моздока (Северо-Осетинская АССР) и г. Прохладного (Кабардино-Балкарская АССР).

Празднование Моздокской иконе Божией Матери совершается дважды в год — в Праздник Преполовения Пятидесятницы и в день Успения Богоматери.

На праздники прибывают богомольцы различных национальностей, благоговейно чтущие Милостивую заступницу рода христианского.

Архиепископ Михаил (Чуб)


 
Ссылки по теме:
 

  • Моздокская Икона Божией Матери. Описание
  • Епископ Гедеон. "История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России"
  • Житие св. Царицы Тамары
  • Раздел "Богословие, творения Св.Отцов" православного каталога "Русское воскресение"

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"