На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Правило веры  
Версия для печати

Предсмертный дневник Святого праведного о. Иоанна Кронштадсткого (часть III)

3 октября - 11 ноября 1908 г.

ЧАСТЬ I (24 мая — 12 августа 1908 г.)
ЧАСТЬ II (15 августа — 2 октября 1908 г.)

3 Октября. Пятница. После сна до обеда. Крайне продрог: печка не топилась; Евгению61 пробрал, отругал, рассердился на нее крайне за неисправности; едва не ударил рукой. Каюсь, скорб­лю, слез пока нет. Пишу это пред Господом во свидетельство моего покаяния. Прости, Гди, исправи, не осуди, благопремени, благости и кротости научи меня.

3 Октября. Не скорби безутешно о злополучии отечества, о проигранных войнах (с Японией), о наступлении на нас Австрии, Германии, Англии, Финляндии, Польши (хоть это две суть части России), Италии62; о потере военных кораблей (Олег, в начале октября сего года надвинутый нарочито на камни Гирсом)63, о гро­мадных потерях государства от поджогов (заводы разные). Скорби о том, что ты плохо подвигаешься к отечеству нетленному, вечно­му, на небесах уготованному, что сердце твое далеко от Бога. 3емное отечество страдает за грехи Царя и народа, за маловерие и не­дальновидность Царя, за его потворство неверию и богохульству Льва Толстого и всего так называемого образованного мира ми­нистров, чиновников, офицеров, учащегося юношества. Молись Богу с кровавыми слезами о общем безверии и развращении России. -

Меня удивляет непрестанно Божие, всеблагое премудрое строе­ние спасения души человеческой, сотворенной по образу и по­добию всеблагого, премудрого, вечного Бога, с самого начала человеческого рода, доселе и до скочания века. Внимайте и вникай­те, что сделано и делается Богом для этого великого, человеколюбивого дела; с самого начала падения первых людей в грех, прок­лятие и смерть, с первого удаления их от Него, и величайших бедствий, сколько заботы о спасении; какое славное обетование о Семени Жены, имеющей стереть главу змия? Сколько попечения о избранном семени, Авраам, Исаак, Иаков, Ной, о всех патриархах народа избранного, как и о народе? Сколько чудного промышления, сколько чудес при изведении из Египта, сколько чудес в пустыне, при судьях, при царях избранного народа! Сколько отеческих наказаний со стороны Гда Бога упорного, преступного народа, сколь­ко пленов, ужасных, сколько гибели повинных пред Богом? А разные идолопоклонные народы - какими бичами Божиими служили для наказания евреев, которые и сами были потом сокрушены Праведным Судом Божиим. А в Новом Завете? Явление Архангела 3ахарии, рождение Предтечи, Благовещение Пресвятой Деве; рожде­ние Спасителя Мира.

Господи, верою молю Тя Всесильно: подыми воду в реке Пинеге и благополучно донеси пароход "Св. Николай Чудотворец" до села Суры64. Аминь. Речет: и будет.

Михаил Ал-ч!65 Я имею дело только с графиней: прошу выйти отсюда в кухню. Помяни его, льстеца и прохвоста высокого, молю, и направь его на свое дело, семейное. - Если хочешь говорить со мною, приди отдельно. (Мих.)66.

7 Октября. Ночь 3 часа. Поучительность снов. Видел Петра Николаевича Яниша бывшего директора Кронштадтской гимназии67 - уже не первый раз; видел в каком-то заведении, как бы в гимназии: с каким-то губернатором, идущими вместе, губернатор меня не приветствовал, а ему грубо отрекомендовался, что я - смотритель этого заведения (соврал). Директор пригласил какого-то учи­теля, бывшего со мною, на чай, а меня - нет. Мне было неприятно.

Это мне урок. Я Петра Николаевича не поминал и не поминаю до селе на проскомидии. Халатно, бездушно, и многих не поминал; вот и Федора Надеждина68 не поминал. Согрешил. -

7 Октября Вторник. Благодарю Гда, пославшего дождь на землю; а я просил Его, с верою в тайной молитве наполнить реку Пинегу водою для беспрепятственного достижения парохода "Св. Николай Чудотворец" до Суры с игуменьей и сестрами иоанниковыми.

Господи, убери М. Антония69, Яничева70 и проч. неверных людей! Пошли твердых в вере и благочестии. Буди! Л. Толстого возьми.

Лев Толстой и пред кончиной своей, по своей непостижимой и упорной гордости, занимается баснями о каком-то пастушке прос­тосердечном (а простоты-то, вон, и нет у Толстого), который очень хотел бы умывать ноги Богу и пр.; а Моисей, пророк, уз­нал будто бы об этом, пригрозил ему: зачем ты Бога представляешь человеком и просишь у Него того, в чем Он не нуждается, и с того времени пастух разсердился на Бога и не стал ничего просить у Него. Бог, будто бы, сделал выговор Моисею: зачем он отогнал от Него, от Гда, этого простого человека? И я, говорит Толстой, хочу быть, как этот пастушок, и не чрез кого-либо, а лично хочу угождать Ему71, как умею! Какая идиллия! Какая дурь в старости! Какая сатанинская гордость! Не хочу знать Сына Божия, чрез Которого одного можно придти к Богу; не хочу Троицы; не хочу Церкви. Какое невежество, дикость.

Гди, прости мое движение гнева на слугу Евгению. Я Тебя огорчил и Духа Св. опечалил. Каюсь. -

Порождения ехиднины! Кто сказал вам бежать всем от будущего гнева? Сотворите плоды, достойные покаяния (Мф. 3, 7-9). Уже и секира при корне древа лежит (Мф. 3, 10). Ему же лопата в руце Его, - потре­бит Гумно Свое, и пшеницу соберет в Житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасающим (Мф. 3, 12). Обратите внимание на проповедь Предтечи - какая она грозная и всеистинная! Сколь поучительна! Трепещи душа моя страшного Суда Господня... Трепещи страшного дня Судного... Но надеясь... помилуй мя... (Канон св. Иоанну Предтече, песнь 5). Заметьте, это главное ядро всей проповеди покаяния Иоанна Крестителя... Кайтесь немедленно, творите дело покаяния.

Благодарю Гда, услышавшего скоро тайную молитву мою о примирении с Иосифом Бабёнко72, и сразу приведшего его к ногам моим с покорностью и умилением. 8 Октября.

От всего сердца прощаю Иосифу Бабёнко грубость его и непрямые укоризны мне в письме его. Я только вывел его вон из гостиной моей, потому что не вовремя был приход его. Я послал ему 100 руб., и он не уведомил ни одним словом и наговорил грубостей. Прощаю ему. -

Во сне видел митрополита Исидора73 в виде карикатурном, уродливом, неподлинном, грубом, насмешливом, издевательном, - толстом как бочка. Это - диавол таким его изображает. Почему его, а не другого и видел таким? Помяни его, Гди, во Царствии Твоем. Я при нем долго служил и не был лишен отличий. Хотя ласкового слова ни одного от него не слыхал. Царь был в виде Навухо­доносора Вавилонского: с бабами ласков, а с мужланами ужасно груб. Не помяни, Гди, грехов его. И он и был членом Синода 1-ый. Победоносцев74, а не он, Митрополит, управлял. -

9 Октября. От излишнего употребления много простокваши - бесчисленный вред: постоянная боль в члене детородном, режущая боль. Не есть простокваши; довольно с тебя Св. Тайн. Аминь.

10 Октября. Господи, вразуми студентов; вразуми власти; дай им правду Твою и силу Твою, державу Твою. Господи, да воспрянет спящий Царь, переставший действовать властью своею; дай ему мужество, мудрость, дальновидность.

Гди, мир в смятении; диавол торжествует, правда поругана. Возстань, Гди, в помощь Церкви Святой. Аминь.

Гди! Воззри в правде Твоей и милости Твоей на создания Твои Ивана Адамовича и жену его Марию75 - обидимую, и защити ее от злобы мужа и преломи сердце его злое на благое: Тебе все возможно. Доколе будет в крайнем гонении эта преданная Тебе раба с сыном ея - причастники Св. Твоих Тайн? Се, взываю к Тебе - спаси их. Милостью Божию защити обидимых и вразуми обидящего.

У нас - в Вауловском Скиту, лесу много, некуда девать. Использовать его во Славу Божию и в пользу. Ивановской обители - устроить в монастыре столярные и др. работы пиловочные; делать столики, стулья, ящики, чашки, ложки, крестики - вообще в общежитии полезные вещи - корзинки из лучинок и пр. вещи, окупить все инструменты, нанять мастера; приобресть всевозможные рисунки ве­щей выработки внешней (кустарные работы). Сказать об этом игуме­нии. Помещений в монастыре много - хватит на все. 10 Октября 1908.

Мария Серафима76. Наталья Бондарева77. С.П.Б., Васильевский Остров, 18 линия, дом N 7/кв. 20.

Игуменья Вировская Сусанна78. Посылать.

Икры паюсной поел я с чиновником Преображенским, вина красного попил, - и меня закрепило, и железа моя чрезвычайно меня мучала весь вечер и всю ночь. 11 Октября 1908.

Гди! Согрешил я пред Тобою, вторично причастившись дома (после церковной службы) тремя частицами, оставшимися после причастниц в дому моем. - Спавши после обедни дома, я видел край­не неприятный сон, от диавола мне представленный, касательно матери моей, давно покойной,- будто она живая приехала ко мне в ненормальном виде. Гди, помилуй мать мою, Феодору79. Будто какой-то крестьянин дорогой обидел ее. -

На некоторые слова Спасителя надо обращать особое внима­ние: напр., на слова: если с зеленеющим деревом (Христом) так по­ступают, то что будет с сухим? А эти сухие дерева мы - грешные. Или: если Я буду вознесен от земли (на Крест), то всех привлеку к Себе (Ин. 12, 32). Если зерно Пшеничное, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12, 24) (колос). Оправдися премудрость от чад своих всех (праведных людей).

12 Октября. Ночь на воскресенье. Кто достоин Небесного Царствия из людей? Тот, кто старается всеми силами уподобиться в святости, благости, милости к падшему, подобно Богу Отцу, Сыну и Духу Святому, кто старается уподобляться святым в покаянии, мо­литве, воздержании, терпении, кротости, тихости, послушании, смирении, любви нелицемерной, а мы все склонны к лицеприятию, особенно я многострастный. На небе - место только святости, любви, единомыслию, единой воле святой и непорочной. Царство Божие не есть пища и питие, но правда и мир, и радость в Духе Святом (Рим. 14, 17).

Гди! Непрестанно согрешаю я пред Тобою и пред людьми отсут­ствием живой и деятельной любви, самолюбием, сластолюбием, не­доброжелательством, завистью, гордостью, лицеприятием, жестокосердием, скупостью, корыстолюбием, нетерпением, ропотом, леностью, маловерием, иногда сомнением, непослушанием, презорством, блудными помыслами и движениями плотскими. Ветхий человек живет и царствует еще во мне, и я, непотребный, есмь раб Твой, достойный всякого осуждения.

Христос Словом Лазаря воскресил из мертвых - значит, Он Творец Лазаря, Творец рода человеческого. Он воскресил Словом сына вдовы - значит, Он, тем же Словом, сотворил мир из небытия. Он Словом запрещал ветрам и водам, - значит, Он и создал их своим Словом, коему всё повинуется. Он ходил по волнам морским как по суше, - значит, Он Творец морей, озер, и рек, и всяких источников; Он огонь претворял в росу, воду - в вино, реки - в кровь, пыль земную - в мошек, изводил из моря жаб для наказания Егип­тян; значит, Он Творец стихий - одним Словом. Тем же Словом Его в последние времена и земля обратится в пылающий огромный костер и стихии, сжигаемые, разорятся. Значит, тем же Словом Господним и мертвые все воскреснут. Огонь преложил в росу для трех отроков, Анании, Азарии и Мисаила, одним повелением, значит, Он одним по­велением создал огонь, воду и все стихии. Понятно ли безбожникам это чудное Творчество и Промышление Господа о мире?

Гди, спаси рабу Твою Агафию80, сраженную страстью к пьянству.

Помяни, Гди, рабов, Константина с супругою, чадами и внучатами81 и раба Твоего Василия Павловича Крутова с женою и чадами82; - помяни всех, требующих Твоего человеколюбия и помощи; всю Церковь, вся люди Твоя. Аминь. 12 Октября 1908. Воскресенье.

13 Октября. От простокваши бывает в органе болезненная стрельба. Оставить ее и не есть.

Гди, защити и удержи в Саратове епископа Гермогена и да не премогут его нечестивые83. Аминь.

Гдь Бог есть безначальное, вечное Существо безконечной Святости, Правды, Благости и Милости; невообразимой, безмерной Светлости, ибо есть Свет Присносущный, от Которого все вторые бесчисленные Светы - ангельские соборы; от Которого свет солнца, лу­ны и звезд; от Которого громы и молнии, дожди, снега, град, зем­ля, воздух, воды, горы и холмы и все долины, все животные царст­ва, живые и органические, вся растительность, вся металлы, драгоценные камни и минералы, и всякая песчинка в мире. Бог есть Существо бесконечного, твердейшего Порядка, Красоты несказанной, Мира вечного, непоколебимого. -

Как Святый и создавший нас по образу своей Святости, Он требует от нас святости и полного отвращения от всякого греха, ко­торый есть тьма, смятение, безобразие, беззаконие и удаление от жизни и падение в проклятие и смерть. Судите сами, человеки грешные, падшие, омраченные, смертные, - что должны вы творить неот­ложно? - Непрестанно каяться, молиться, исправляться, творить дела благие и уподобляться Богу.

Вера Христианская, Христианство, есть возстановление Богом, по безмерной Его благости, образа Божия в человеке - падшего, оскверненного, растленного, омраченного; примирение Творца с тварью неблагодарною, непослушною, возгордившейся; разрешение от праведного проклятия и дарование благословения; отверзстие заклю­ченного для нас неба - отселе узрите небо отверсто (Ин. 1, 51) и победа над смертью и упразднение ее, как и диавола, виновника ее, введение в рай и дарование вечной жизни; а еще, прежде сего, - восприятие человеком утраченной праведности и обожение человека. Сколько, сколь безчисленны блага даны Богом вере христианской, человеку верующему, послушному Евангелию и заповедям Христовым! За чем же дело, христиане? Что спите? Воспряньте, бодрствуйте, молитесь, кай­тесь, исправляйтесь, творите одно благо, восходите на небо. 16 Октября, 1-ый час ночи.

Драхма, потерянная женщиною, имевшею 10 драхм84.

16 Октября. 8-мь вечера. Гди, благодарю Тебя за скорое, животворное помилование меня, грешного и убогого раба Твоего. Ког­да пришел сегодня в Собор, к утрени и подошел ко мне диакон посторонний - Феодор, служащий при церкви Умалишенных85, прося по­мочь материально девице Наталье, его своячнице, живущей у него, - я с огорчением сначала отказал ему, а потом дал 7,5 руб., тоже с огорчением, недоброхотно и с неприязнью к нему, диакону; но по­том, чувствуя скорбь и тесноту, и гнев Божий на меня, - я глубоко покаялся и получил явное прощение, мир, спокойствие совести, сер­дечный простор и дерзновение. Проскомидию совершил спокойно и Ли­тургию тоже, хотя был очень слаб. Слава Богу!

Из-за простокваши молочной сильно страдает железа и я вместе с нею. Зачем я ел ее? - Перестать.

Поликарп Михайлов86 усопший - поминать, его жена жива, Александра, сын Евстафий, 17 Октября.

Больной душевно самоубийца, Носков Константин Аполлонович, жена Лидия Николаевна.

Дмйтрий Николаевич Ломан87, жена Ольга Васильевна, дочь Надежда и сын Георгий. 17 Октября.

18 Октября. Вечер 7мь часов. Благодарю Гда, принявшего сейчас тайное мое покаяние в раздражении на слугу мою Евгению.

По лишении благодати, мира и простора и дерзновения сердеч­ного, я с упованием обычным обратился к Богу, Спасителю моему, прося искренно и умиленно прощения в том, что из-за суеты уподо­бился злому врагу, а не Богу благому, кроткому и незлобливому; получил прощение и мир с дерзновением, и радость сердечную с легкостью. Слава Богу!

19 Октября. Благодарю, Тебя, Гди, благоволившего увидеть мне и еще день рождения и крещения и тезоименитства моего; по Твоей Милости встречаю 80й год моей жизни. Милость несказанная.

По грехам моим я недостоин был видеть и 40й год жизни, а тут - 80й год. О, щедроты неисчетные Гда моего! Что я принесу, или что воздам Тебе, Творче Мой, Спаситель мой, Промыслитель мой, Врач мой, Слава моя, Сила моя! Но даруй мне конец благий, Гди, и не посрами меня!

Друг, как ты вошел сюда не имея брачной одежды? (Мф. 22, 12) - И сказал слугам своим: связав ему руки и ноги, выбросьте его во тьму кромешную; там будет плач и скрежет зубов, ибо много званных, но мало избранных (Мф. 22, 13-14). Христос Бог, Жизнедавец наш, уподобил Себя Жениху Святому, прекрасному, светоносному, вечному, благоволившему обручиться вечным, нетленным, жизненным обручением в будущей не конечной жизни и в здешней, земной, предобручающему Себя верной душе. Чтобы обручиться с душами верными, но осквернившими одеяние душ своих грехами бесчисленными, исказившими образ Божий и от Бога удалившимися, сделавшимися чужими для Него по грехам, Гдь даровал им прекрасную, нетленную духовную одежду в Таинстве Крещения и запечатлении Духом Св. чрез помазание Св. Миром. Но человек снова осквернил и одежду Крещения и опять уда­лился от Бога, и оделся в смердящее рубище страстей, разорвав и обесчестив свое обручение с Богом. Гдь по милосердию Своему благоволил снова дать ему одежду брачную, в искреннем покаянии и в причащении Св. Христовых Тайн, и человек опять получает брачную одежду и соединяется теснейшим образом с Небесным Женихом с тем, чтобы беречься всячески опять не загрязнить одежды брачной и жить в святости. Кто же эти обрученные Христу-Жениху Небесному души? где они? - Эти души вы, братья и сестры. Спрашивается: чисто ли, украшено ли ваше брачное одеяние? Украсили ли вы ваши души добрыми делами - простотою, кротостью, благостью, смирением, милосердием, непамятозлобием, терпением, воздержанием, святостью и целомудрием? С чем вы явитесь на брачную Вечерю, в Царствие Небесное, готовитесь ли вы непрестанно туда, где ожи­дает нас Прекрасный Жених Церкви человеков и всех Святых? Готовьтесь немедленно: время течет и приближает вас к концу жизни, а потом придется делать расчет с Домовладыкою Праведным за всю жизнь. Ей, говорю, будем готовиться, чтобы приобресть одеяние души чистое, святое, угодное Небесному Жениху. Аминь. 19 Октября.

19 Октября. Вечер. 8мь часов. Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит (Мф. 12, 20) (горячо кающагося человека). На мне это постоянно сбывается и сбывалось всегда. Слава долготерпению Твоему, Гди, ко мне грешному. - Чудно, Свойство Божие, самое привлекательное.

23 Октября. Видел во сне пред утром двух свиней живых, облепленных тестом, как делают пред Пасхой, - в Великую Пятницу или Субботу. Эти свиньи - ты, чревоугодник.

24 Октября. Четверг. Согрешил я пред Гдом и пред людьми, что ударил в неправедном гневе по щеке рабу Божию Надежду, с которою я прежде ездил в Петербург по домам для молитв. Она привезла ко мне для причастия душевно-больную жену бывшего [служащего] Реального училища - Варвару, которая любит много болтать.

Ночью на 25 Октября. (Пятница). Видел пред утром, часа в три, покойного Императора Александра III, молящимся в моей спальне, усердно молящимся. Я в лежачем положении на кресле, а он - стоит и молится; кто-то сильно постучал из царской фамилии в двери, - и он вышел. Наследника младенца видел в нескольких актах, очень ласкового, - видел торжественную процессию какой-то царской свадьбы, смесь всего, и великого, и смешного.

25 Октября. В благоговейном совершении Литургии верный залог твоего спасения, о иерей, ибо она всеходатайственная служба Богу, всеумилостивительная и всеочистительная. Вот, молится вместе с тобой и за тебя церковь небесная и земная. Величайшую надежду вселяет в нас Божия Матерь - надежду на помилование и спасение.

Невеста Влад. Мих. Мураш. - Евгения Леонидовна Буркова89. Свадьба в Варшаве в церкви Женской гимназии (приглашены Август Антонович и Стефаний Кошпи90.).

У ног Твоих, Гди, лежу в слезах покаяния со всеми плакавшими Святителями, Пророками, Апостолами, Священномучениками, Преподобными, Столпниками, безсребренниками и всеми праведными - и милости прошу у Тебя молитвами их, и спасения души, и Царства Небесного, хотя и недостоин его по грехам моим. Привожу Тебе в ходатайство Пречистую Твою Матерь, Соборы Ангелов и всю разумную тварь - помилуй и спаси мя грешного по благодати и милости Твоей.

Ей, Аминь, Спаси и супругу мою91, и всех духовных чад моих, всю "братию" духовную, все священство и всех мирян благочестивых.

Сегодня, 26 Октября, при северном ветре, вечером, выпал снег в порядочном количестве, так что забелели крыши и дороги с улицами. Слава Богу за снег, за иней, за тепло и холод. -

26 Октября. Царю небесный, говорим, потому что Он совершенно царствует во всех силах ангельских, повинующихся Ему совершенно и неотпадно; а на земле Он царствует только в немногих избранных; на земле много греха, и Он не живет в грешных людях.

Его высокопревосходительство Владимир Карлович Саблер92. С.П.Б. Жуковского ул., 24 N дому, посланы деньги.

У Башмаковой горное заведение стояло без дела несколько лет, и аренды с меня она не может и взять, ибо в мою пользу не было работ в участке. А между тем я заплатил аренды 100 руб.- в сентябре месяце, за что? - По болезни я не могу принять ее дар93, а главное, по неимению средств. Нужны деньги и деньги.

Гди, разори вероломное дело Ирины Башмаковой и удали ее от меня навсегда в свое место, откуда она прибыла. Она - коварна, ехидна; - я не должен иметь ее своею духовною дочерью и причащать ее Св. Тайн. Это Иуда. Вот, знай людей, имеющих дело.

Новый живой колос с духовного поля Иоанна Кронштадтского.

(Заглавие новой книжечки)94.

27 [Октября] Ночь. Благодарю Гда всем сердцем за скорое избавление меня, в тайне сердца моего, от лютой диавольской беды, постигшей меня из-за злого каприза сердца моего на Веру (Перцеву)95, Марию96 и еще Наталью97, выдвинувшихся в церкви впереди всех. Едва молитвою и смирением я избавился от злобы вражеской, охватившей мое сердце и потопившей было меня. - О, как я был рад о спасении моем от Гда? - Слава Тебе!

28 Октября. Вторник. Каково своенравие и злоба моего ветхого человека? - на удивление мне самому. Запели во время ранней обедни херувимскую песнь, отличного напева, стройного и верного, чувствительного - и что же? Ветхому подлецу моему не понравилось - зачем один и тот же напев несколько раз сразу! Надо разнообразить - и пошла неприязнь к регенту и певчим, и напеву! Да ведь едва себя я уломал, смирил, представил, что пение стройное, чувствительное, и притом, не очень часто повторяемое! Да ведь мало пения на один напев ирмосов, догматиков, тропарей, кондаков и [не] надоедает, а, напротив, - услаждает сердце и слух!

Проклятый, ветхий, глупейший человек! Подлец! Лукавец! -

Помяни, Гди, сумасбродную Ольгу98 17 лет, влюбленную в еврея 40 лет, семейного, газетчика; Домну99 помяни, Гди, болящую. 28 Октября. 5 часов утра.

От Нифонта Ивановского100 взять перевод, - переслать Александру, диакону, Ивановскому101. Башмакова хочет на мой счет жить, давши бесполезные прииски в Сибири. Обманываешь меня старого. А уж как ты хитра - баба! Навязать мне хочет свой скарб и обобрать меня.

28 [Октября] Вторник. Помяни создание Твое, Алексия (Полднева), - пьяницу, и избавь его от когтей врагов безплотных, молю Тебя и о жене его чрез меня. Аминь. (Сестра Василия Павловича Крутова).

Гди, укажи мне, где лежит речь моя Святейшему Синоду. Буди! Ночь.

Молоко пресное мне вредно, очень раздражает железу. - Гди, помилуй! Безвременно вечером поел начинки пирога с молоком, отяготил себя, несмысленный и страстный.

Чрез грех раздвоился человек и от Бога отпал, не можете Богу работати и мамоне (Мф. 6, 24). Твердая психологическая истина.

11 Ноября. Вторник. Сегодня во время ранней Литургии, в самые важные ее минуты, я очутился в ужасной душевной беде и едва не был поглощен духовным китом, диаволом, возымев неприязнь неправедную тайно на певцов за то, что пели растянуто (медленно). Так сильно враг смутил и стиснул меня за душу, что я был как мертвый, - но тотчас вседушно тайно покаялся, осудив себя искренно, а певчих оправдав, потому что они пели очень стройно и воодушевительно. Бог помиловал меня. -

Общение католической церкви с Небесною Церковью - совсем жалкое, холодное, краткое, безжизненное, не так как в Православной Церкви - живое, мудрое, полное, всеискреннее, всеблагоговейное. Везде и везде папа и папа; ему воздается везде честь, а не святым; святые Востока и Запада умалены, сокрыты, положены в безвестность и только разве для виду иногда показываются верующим, особенно, туристам. А отпусты богослужебные в Католической церкви какие небрежные, холодные - ita messa ett - идите, обедня кончилась. А у нас в Православной Церкви какие благоговейные, скромные, полные упования Христова возгласы: Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери и всех Святых помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец. Папа распоряжается судьбою небесной и земной церкви, располагает заслугами святых по произволу: вводит в чистилище и выводит по произволу, индульгирует (индульгенции раздает верующим). Просто доходит до смешного, если бы это не было крайне прискорбно и пагубно.- И как не замечают этого сами папы, кардиналы, прелаты, ксендзы, иезуиты. Ведь вера католическая поставлена наскоро, по характеру. Все продано, все взял папа во власть свою, все спасение католиков. А оттого у католиков ныне нет, нет прославленных святых; есть только [фабрикованные], деланные по папскому произволу. А Православная Церковь, как Сад Эдемский, усажена Святыми; вот новый святой - Иосаф - Горленко Белгородский архиепископ102, сколько чудес сотворил, а еще не причислили к лику Святых. Сколько готовых к открытию? О Церковь Православная! Сколько ты жизненна, свята, досточтима? Сколь возлюблена от всех истинных православных христиан.

[Послушайте], в Апокалипсисе Иоанна Богослова о какой Церкви говорится: избивают тя Моих имам? Я думаю, о католической и реформаторской. Посмотрите, что папы сделали из Веры Христовой Православной? Какую ахинею? Кто папа? Идол, не Христос, - говорили ему публично служители: Ты наместник Христа. -

Гди! Запял меня враг чрез Праотца Пророка и Царя и Богоотца Давида - избавь меня от <пропуск - Комм.> его и любить псалмы его всегда.

Где будут на Страшном Суде наши [институтки] и профессоры Академий, Университетов и всех высших, средних и низших заведений со своими питомцами?- По достоинству своего духа или недостоинству каждый получит свое. Но содомлянам и гоморрянам103, тирянам104 и сидонянам105, ниневитянам106 и проч. будет отраднее, нежели христианам, принадлежавшим к Церкви Христовой, имевшим Евангелие, Богослужения, Таинства и пренебрегшим всем этим107.

Что? Жутко, Господи? Спешите исправиться все; Суд приближается.

Аще кто не имеет Духа Христова, тот и не Его... (Рим. 8, 9). Подумай глубже об этих словах и соблюди их в сердце твоем и осуществи их жизнью твоею. Сколь о многих придется сказать, - что и тот не Его и эти не Его, а чьи то буде другие. - Толстовки или еретички, или такой-то записной картежник, а этот биллиардщик, а этот любитель конских ристалищ, а этот - низкий раб Марии или Вариньки, или Оленьки, а этот - раб и поклонник своего хозяина или туза-богача, не имеющий понятия о истинном милосердии, без которого вся жизнь - ничто. Ибо одна милостыня искренняя способна спасти души наши. -

КОНЕЦ ДНЕВНИКА


КОММЕНТАРИИ

61 Герасимова Евгения Герасимовна, прислуга о. Иоанна, крестьянка Новгородской губ. В записках судебного пристава А. Витовича ей дается такая характеристика: "домашние звали её "Женни"; полуграмотная крестьянка, 47 лет, служившая у Батюшки долгое время кухаркой и пользовавшаяся доверием до такой степени, что во всякое время она одна имела доступ в комнаты Батюшки". (Витович А. Наследство о. Иоан­на. Записки судебного пристава по охранительной описи имущества о. Ио­анна Кронштадтского. СПб, 1915, с.3). После кончины о. Иоанна она выехала на жительство в Петербург. Обратно в текст

62 Эта дневниковая запись сделана о. Иоанном в преддверии Боснийского кризиса, вызванного объявлением Австро-Венгрией аннексии Боснии и Герцеговины (7 октября 1908). Объявление аннексии без предупреждения русского правительства нарушало так называемый Берлинский трактат и ущемляло интересы России на Балканах. Осуществление планов Австро-Венгрии при поддержке Германии привело к серьезному международному конфликту, усилившему угрозу войны. Италия, как член Тройственного союза (блок - Австрия, Германия, Италия), агрессивным курсом своей политики также сыграла определенную роль в Боснийском кризисе.

Ослабление России после Русско-Японской войны 1904-05 гг. использовала для осуществления своих планов и Англия. Создав весной 1907 г. напряженность в отношениях между Россией и своим союзником - Японией, английские дипломаты форсировали заключение Англо-российского соглашения о разделе сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете на выгодных для себя условиях.

В этот же период в Финляндии и Польше активизировались требования подлинной автономии в составе России. Обратно

63 В начале октября 1908 г. крейсер "Олег" под командованием капитана I ранга А. К. Тирса сел на мель у маяка Стейнорт близ Либавы. Но уже 4 октября корабль при помощи ледокола "Ермак" и транспортных судов "Могучий" и "Владимир" и при участии водолазной команды был снят с мели и "под своими парами успешно вошел в порт Либавы". ("Новое Время" от 5 октября 1908 г.). Обратно

64 Пароход "Св. Николай Чудотворец" был пожалован о. Иоанну и регулярно сообщался между Архангельском, где было Сурское подворье - до Суры, где располагался сам монастырь; на нем всегда путешествовал Батюшка, когда совершал поездки в Суру. Из писем 1908 г. видно, что о. Иоанн хлопотал о приобретении для Сурского монастыря еще одного парохода - "Сотрудник". Обратно

65 Лицо не установлено. Обратно

66 Лицо не установлено. Обратно

67 Яниш Петр Николаевич, директор Кронштадтской мужской гимназии в 60-70 гг. прошлого века. В те же годы, в этой гимназии о. Иоанн преподавал Закон Божий. Обратно

68 Надеждин Федор Ефимович, преподаватель истории и географии в мужской гимназии и в женской прогимназии в Кронштадте (ХIХ - нач. ХХ вв.). Скончался 11 сентября (ст. стиля) 1908 г. Обратно

69 Лицо не установлено. Обратно

70 Янышев Иоанн Леонтьевич (1826-1910), протопресвитер собора Зимнего Дворца и московского Благовещенского собора, богослов, проповедник, церковно-общественный деятель, духовник их императорских величеств (с 1883 г.). Обратно

71 "Есть такое арабское сказание: Моисей будто бы, странствуя в пустыне, услыхал, как один пастух молился Богу. Пастух молился так:

"О, Господи, как бы мне сойтись с Тобой и сделаться Твоим рабом. С какой бы радостью я обувал Тебя, мыл бы Твои ноги и целовал бы их, расчесывал бы Тебе Волосы, стирал бы Тебе одежду, убирал бы Твое жилище и приносил бы Тебе молоко от моего стада. Желает Тебя мое сердце". - Услыхав такие слова, Моисей рассердился на пастуха и сказал: "Ты богохульник. У Бога нет тела. Ему не нужно ни одежды, ни жилища, ни прислуги. Ты дурно говоришь". - И пастух опечалился. Не мог он представить себе Бога без тела и без телесных нужд, и не мог он больше молиться и служить Богу и пришел в отчаяние. Тогда Бог сказал Моисею: "Зачем ты отогнал от Меня верного раба Моего? У всякого человека свои мысли и свои речи. Что для тебя нехорошо, то для другого хорошо; что для тебя яд, то для другого мед сладкий. Слова ничего не значат; Я вижу сердце того, кто ко Мне обращается". (Л. Толстой. "На каждый день (1906-1910 гг.)" - Полное собрание сочинений. М., 1959. т. 43. с. 124). Обратно

72 Бабенко Иосиф Федорович (1859-?), из мещанской семьи Харьковской губ., потомственный почетный гражданин (с 1903). 21 сентября 1896 г. указом Петербургской духовной консистории определен псаломщиком в Александро-Невскую церковь при доме трудолюбия в Кронштадте, затем служил диаконом в той же церкви (с 1909). Обратно

73 Исидор (в миру - Никольский Яков Сергеевич), (1799-1892), митрополит Петербургский и Новгородский. Родился в с. Никольском Каширского у. Тульской губ., в семье диакона. Окончил Тульскую духовную семинарию и Петербургскую духовную академию. В 1825 г. пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен преподавателем Петербургской духовной академии. 14 августа 1829 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором и профессором Орловской духовной семинарии, с 1833 г. - ректор Московской духовной семинарии. 11 ноября 1834 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 1837 г. - епископ Полоцкий, затем Могилевский (1840); в 1844 г. переведен в Грузию епископом Карталинским со званием экзарха Грузии, с 1858 г. - митрополит Киевский. С 1 июля 1860 г. назначен митрополитом Новгородским, Петербургским и Финляндским и Первым членом Святейшего Синода. Обратно

74 Победоносцев Константин Петрович (1826-1907), обер-прокурор Святейшего Синода (1880-1905), юрист, государственный деятель, член Государственного Совета (с 1872 г.). Обратно

75 Речь идет об Адамовиче Иване Яковлевиче и его жене Марии. Известно, что в 1908 г. И. Я. Адамович содержал склад топлива в Кронштадтском порту, был в чине коллежского ассесора, жил по адресу: г. Кронштадт, Викторская ул., дом Матвеева. Его жена и сын Георгий - адресаты Батюшки и его духовные чада. Обратно

76 Лицо не установлено. Обратно

77 Лицо не установлено. Обратно

78 Настоятельница женского монастыря - Вировская Пустынь (под Варшавой, Виленский у.). Обратно

79 Мать о. Иоанна, Феодора Власьевна, похоронена в Кронштадте на Троицком кладбище. Обратно

80 Лицо не установлено. Обратно

81 Лица не установлены. Обратно

82 Семья Крутовых - духовные чада о. Иоанна и его постоянные адресаты. Василий Павлович Крутов (1862-?), петербургский купец 2 гильдии (с 1902), имел торговый дом под фирмой "Братья Крутовы", жил в Петербурге на Гороховой ул., д. 54. В 1908-1909 гг. был старостой церкви во имя св. блг. кн. Александра Невского (Суворовской Кончанской церкви на Преображенском плацу), в здании которой ныне располагается музей А. В. Суворова. Семья Крутовых состояла из жены - Ксении Осиповны, сына Василия и двух дочерей - Лидии и Марии. После кончины Батюшки В. П. Крутов состоял действительным членом Общества последователей о. Иоанна Кронштадтского. Обратно

83 Очевидно, имеются ввиду разногласия еп. Гермогена с Саратовским губернатором и городской думой по вопросу о чествовании Л. Н. Толстого в связи с его юбилеем (1908). Владыка Гермоген выступил с решительным отказом от проведения торжеств в своей епархии. В начале сентября 1908 г. он разослал пастырское распоряжение о разъяснении еретичества Л. Толстого, и о совершении богослужений с чтением проповедей против Л. Толстого. Губернатор и Саратовская дума жаловались на владыку в Синод. Обратно

84 "Или какая женщина, имеющая десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет? А нашедши созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною, я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся". (Лк. 15, 8-10). Обратно

85 Очевидно, имеется в виду Федоров Федор Федорович - диакон (1908) при церкви во имя Знамения Божией Матери при городской больнице-колонии для душевнобольных, на Новознаменской даче (станция Лигово по Балтийской железной дороге). Обратно

86 Михайлов Поликарп Дмитриевич, петербургский купец 2 гильдии (с 1898), родом из крестьян Ярославской губ., Романо-Борисоглебского у., дер. Исаева. Содержал в Петербурге сливочную торговлю. Обратно

87 Ломан Дмитрий Николаевич (1868-?) - капитан лейб-гвардии Павловского полка, председатель Комитета народного чтения и член правления Петербургского общества грамотности. Вместе с семьей проживал в Петербурге по адресу: Фонтанка, д. 35, кв. 28. После кончины Батюшки состоял членом Общества последователей о. Иоанна Кронштадтского. Обратно

88 Лицо не установлено.

89 Лица не установлены. Обратно

90 Лица не установлены. Обратно

91 Несвицкая Елизавета Константиновна (1829-1909), дочь протоиерея Андреевского собора г. Кронштадта. Умерла через шесть месяцев после кончины о. Иоанна. Обратно

92 Саблер Владимир Карлович (1847-1929), известный юрист, сенатор, товарищ обер-прокурора Святейшего Синода (до 1903), член Государственного Совета. После кончины Батюшки состоял членом Общества последователей о. Иоанна Кронштадтского. Обратно

93 Башмакова Ирина Александровна - из Тобольска. В 1904 г. предлагала о. Иоанну участие в разработке золотого прииска, позднее - предлагала ему взять прииск в свою собственность. В 1907 г. пишет о. Иоанну о бедственном положении своей семьи, просит о помощи, сообщает ему о работах на приисковом участке. (ЦГИА СПб, ф. 2219, оп. 1, д. 61, лл. 1-2-4). Обратно

94 "Живой колос с духовной нивы о. Иоанна Кронштадтского" - название книги, изданной в 1909 г., куда вошли дневниковые записи о. Иоанна за 1907-1908 гг. Обратно

95 Перцева Вера Ивановна, дочь подполковника, письмоводительница о. Иоанна в последние годы его жизни. По описанию судебного пристава А. Витовича, в 1908 г. ей было около 27 лет, она служила при Батюшке около 7 лет. После смерти о. Иоанна была определена в Московский Новодевичий монастырь, пострижена в мантию с именем "Иоанна". Еп. Арсений (Жадановский) вспоминал, что "от неприятностей, клеветы и злобы, её окружавшей, очень скоро у нее развилась чахотка и она была отправлена на лечение на Кавказ в Команский монастырь св. Иоанна Златоуста, но вскоре вернулась обратно в Москву совершенно больной и некоторое время спустя скончалась". (Воспоминания еп. Арсения об о. Иоанне Кронш­тадтском, М., 1992, с. 20-21). Обратно

96 Лицо не установлено. Обратно

97 Возможно, речь идет о Поваляевой Наталье Ивановне - приживалке у матушки о. Иоанна. Обратно

98 Лицо не установлено. Обратно

99 Лицо не установлено. Обратно

100 Ивановский Нифонт, диакон (1908) в должности псаломщика Пинежского собора Архангельской епархии. Обращался к о. Иоанну за по­мощью. В письме к Батюшке от 5 апреля 1908 г. пишет: "По получении от Вас с вчерашней почтою посланные Вами нам 200 руб. мы получили с такой неожиданной радостью, что как мы, так и наша семья даже плакали, первым долгом по получении денег нами куплена была всем нашим ребятишкам обувь и платьишка к празднику, на остальные купили провизии и самое необходимое для хозяйства. Сердечно благодарим Вас, добрый о. Иоанн Ильич за Ваше благодеяние и сочувствие к нашей бедности, как пред Богом, так и пред Вами, о. Иоанн, мы сознаемся о своих недостатках и не можем выразить даже до какой степени могли бы мы обнищать, но Господь услышал наши молитвы, нас грешных, на Которого мы возложили всю надежду, и Он помог нам в самые трудные дни". (ЦГИА СПб., ф. 2219, оп. 1, д. 7в, л. 138-139). Обратно

101 Ивановский Александр, диакон (1908) Пинежского собора Архангельской епархии. Обратно

102 Горленко Иоасаф (в миру - Горленко Иоаким Андреевич), (1705-1754); Святитель Иоасаф, еп. Белгородский и Обоянский, чудотворец. Обратно

103 Содомляне и гоморряне - жители древних городов Содома и Гоморры, некогда существовавших в Сиддимской долине, при устье р. Иордан. Жители этих городов отличались крайней распущенностью нравов, противоестественным развратом, за что подверглись гневу Божию - города были сожжены низвергнутым с неба огнем. (Быт. 19, 1-29). Обратно

104 Тиряне - жители древнего Финикийского г. Тира, некогда крупнейшего торгового порта. Роскошь, порой и идолопоклонство тирян неоднократно обличались пророками, предсказавшими им за это конечную гибель. (Ис. 23, 1; Иер. 25, 27). В 1291 г. город был разрушен мусульманами. Обратно

105 Сидоняне - жители древнего финикийского г. Сидона, известного еще до времени пророка Моисея. Распущенность и падение нравов жителей Сидона навлекли на него гнев Божий. Сидон был разрушен (Суд. 18, 7). Обратно

106 Ниневитяне - жители древнего г. Ниневии, бывшего некогда столицей Ассирийского государства. Порочный образ жизни ниневитян, их бесчестие не раз обличалось ветхозаветными пророками (Мф. 12, 41); впоследствии Ниневия подверглась гневу Божию - в 607 г. город был окончательно разрушен мидянами. Обратно

107 См. Мф. 11, 20-24. Обратно

Журнал "Новая книга России"


 
Ссылки по теме:
 

  • Предсмертный дневник Святого праведного о. Иоанна Кронштадсткого. Часть I (24 мая - 12 августа 1908 г.
  • Предсмертный дневник Святого праведного о. Иоанна Кронштадсткого. Часть II (15 августа - 2 октября 1908 г.
  • Раздел "Богословие, творения Св.Отцов" православного каталога "Русское воскресение"

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"