На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Правило веры  
Версия для печати

Предсмертный дневник Святого праведного о. Иоанна Кронштадсткого (часть II)

15 августа - 2 октября 1908 г.

ЧАСТЬ I (24 мая — 12 августа 1908 г.)
ЧАСТЬ III (3 октября — 11 ноября 1908 г.)

В ночь на 15 Августа в каких частых нападениях и в каком чистом ужасном задержании был я от безплотных зраках как смерть, разбойников, хотевших ограбить и убить меня? И в каком я был страхе; как кричал при нападении их, а помощи не было ниоткуда. Это — за невоздержание мое и за нарушение Св. Поста: я, ввиду того, чтобы разрешился мой желудок, ел несколько раз молоко, простоквашу, когда был сыт без нее, для удовлетворения своей алчности и своего безгранического аппетита к молоку. Согрешил я против Бога и Пресвятой Владычицы Богородицы, не бывая у Всенощной в Успенской Думской церкви и не читавши акафиста! Каюсь, каюсь, каюсь, Гду и Пресвятой Богородице, Которую оскорбил невоздержанием к лакомствам! Дай Бог никогда больше не нарушать поста, особенно при моем ежедневном совершении Литургии и причащении Св. Тайн! —

15 Августа, Гди, повели Суворину39 поместить мой ответ ругателю святыни Розанову40 в газете "Новое время".

15 Августа 1908 г. Гди. Запечатлей уста и изсуши пишущую руку у В. Розанова, глаголящего неправильную хулу на Всероссийский Киевский съезд миссионеров41.

Какое Божественное ополчение окружает нас, членов Церкви Православной (если только мы действительно члены) — я разумею Собор всех Св. Ангелов, Пророков, Патриархов и Святителей, Мученников, Преподобных и Праведников и всех Святых? Ибо они одно тело духовное, одно воинство Божественное. Какой нам помощи искать, как не небесной? К кому прибегать в напастях, болезни и скорбях, как не к Св. членам Церкви Божией особо, к самому Гду, Богоматери, Предтече и проч.?

Гди! Благодарим Тебя за ведреную, теплую погоду, споспешествующуго земледельцам убирать нынешний хлеб с полей, а иным — сено. Слава Твоему отеческому смотрению и попечению! Слава всеблагому и премудрому промыслу Твоему! Аминь. — 9ть час. вечера.

15 Августа. Пресвятая Богородице, спаси нас! — Гди, защити Церковь Твою, поносимую от писаки Розанова. Высоко он поднял свою голову против Церкви Твоей! Смири его! Аминь.

15 Августа. Поздно вечером спросил себе зрелую дыню — дала прислуга очень зрелую и сладкую. Я увлекся, съел более чем надо и разстроил живот и мочевой пузырь раздражил, вред сделал сам себе. Согрешил пред Богом и пред собой. Прости, Гди! —

Священники приходские, городские и монастырские достойно ли приобщаются за всякой Литургией? Нет — многие недостойно. Бог видит, что они мыслят и творят после службы иногда. Гди! Ты — Праведный Судия всех — не осуди нас недостойных, ежедневно причащающихся от Чаши Св. Тела Твоего. — Се, мы все недостойны Страшных и Пренебесных и Животворящих Тайн Твоих. Твое безмерное милосердие да покроет грехи наши.

Примири меня, Гди, с памятью убиенного злодеями Императо-ра Александра II-го, который, хоть тяжко согрешил в жизни, но человеческими грехами, коих не чужд и я многогрешный. Прости ему и мне грехи вольныя и невольные и излей в сердце мое любовь к венценосному мученику, коему Ты простил грехи за его насильственную смерть. Он был верующий и доброжелательный; он любил Россию и сам был на войне за освобождение единоверных славян.

Если, действительно завод в Суре (монастырский) подожгли рабочие, то они сами себя наказали, оставшись без заработка; если и нет — то потеря должна чувствоваться особенно Игуменьей (недосмотр). — Если пожар был делом Божиим, то буди имя Гдне благословенно, и Бог дал, Бог и взял, и отнять силен и благ восстановить его лучше прежняго. Буди имя Гдне благословенно. —

При молитвах наших за ближних, Гдь смотрит на сердце наши, — искренно ли мы желаем спасения и всякого блага нашим ближним, как себе; во-вторых, на то — искренно ли мы гнушаемся грехом и любим покаяние и добродетель; в третьих — на то, любим ли мы искренно Гда и сердчено ли преданы Ему; в четвертых — не гневаемся ли на кого, не враждуем ли? Аще "принесеши дар Твой к алтарю... имать нечто на тя; остави, ... и шед прежде смирись... Мы не должны иметь ни к кому неприязненного отношения, а должны иметь отношение любовное, терпеливое, всепрощающее, чтобы и Бог простил нам...

Как лукаво мудрствуют иные офицеры! Был у меня молодой офицер — знатного и богатого рода и рассуждал, между проч., о мучениках так: что стоило, для виду только, иному мученику бросить кусочек ладану в честь идода — и его отпустили бы! — Я ему объяснил, что бы это значило. —

18 Августа. Верно слово Спасителя нашего Гда Иисуса Христа: Кто не со Мною, тот против Меня. Католики, лютеране и реформаты отпали от церкви Христовой, — и они не с нами, не единомысленны с нами, враждуют против нас сильно, гонят нас на смерть, притесняют всячески за веру нашу, осмеивают её и нас и делают нам всякие пакости, особенно в главных местах их поселений; они явно идут против Христа и Его церкви, не почитают Животворящего Креста, св. икон, св. мощей, не уважают постов, превращают св. догматы веры спасительной. Они не с нами, а против нас и против Христа. Обрати их, Гди, к истинной церкви Твоей и спаси их. —

От всяких скорбей и печалей избавлял меня и избавляет Господь мой Иисус Христос, и я благодарю Его за то всем сердцем моим; — а как быстро охватывает чадо враг, невесть откуда нечаянно наносимыми скорбями, особенно от злых и лукавых людей, или от непредвиденных обстоятельств! — Слава Тебе, хранящему живот мой от печалей и скорбей! Августа 18 1908 г. Утро. 6ть час.

Ненасытно, радостно и непрестанно прославляют Господа Всетворца Ангелы небесные бесчисленные, неисчетнее песка морскаго; и святые человеки — также, а мы, земные и оземленелые, дебелые, — как ленивы на молитву, славословие и благодарение. Почему? Потому что пристрастились к земле, к плоти сладострастной и ленивой, к земным стяжаниям, играм, разным удовольствиям чувственным. Чтобы достойно славить, любить Творца, нужно искоренить греховное самолюбие, самость, эгоизм. — Кто хочет идти за Мною, да отвержется себя и возьмет Крест Свой и за Мной грядет (Мф. 16, 24). —

Все святые будут свидетелями спасительности Веры Христовой против всех наших ученых невежд светских, кичащихся своим фальшивым образованием, против всех неправославных христиан, евреев, магометан, язычников, особенно же именующихся только православными христиан, изменивших давно своей вере на деле. Оттого мученики называются по гречески — свидетели. Помни, христианин, сколько будет против тебя свидетелей на Суде Христовом.

Человек христианин! Вспомни, сколь многопопечительный и чудесный Промысел явил о спасении Твоем Гдь, предопределяя спасти Тебя прежде, чем веки сотворены, предъявив свое пришествие на землю чрез пророков и разных праведных мужей Ветхого Завета, — как Он пришел на землю и исполнил все свое смотрение дивное о Тебе, основав Церковь с пастырством и таинствами, дав ей спасительное слово, благодать на благодати, вееспасительные средства к жизни и благочестию! Вспомни страдания за тебя Гда Иисуса Христа, искупительную смерть крестную, воскресение, и вознесение на небо и обещание вторично придти на землю со славою для Суда над живыми и мертвыми. Скажи, что ты сам делаешь для своего спасения, ибо Царствие Небесное усилием приобретается и употребляющие усилие приобретают его? Устыдись себя, покайся, оплачь свое неверие, нерадение, косность, леность, суетность, безумие, гордость, зависть, любостяжание, невоздержание, распутство, блуд и всякую страсть, — и скорее примись за дело своего спасения. Читай Слово Божие, читай, как жили и подвизались святые, подобострастные человеки.

Августа 19. Прости мне, Гди, что я нарушил главизну Закона Твоего — любовь к ближнему, и раздражился на слугу свою, и "дурой" назвал её в ответ. Каюсь. Прости, исправь, не допусти до греха впредь.

В нашем ветхом человеке есть запинка при чтении Слова Божия, или Богослужебных книг или писаний святоотеческих и вообще священных книг — тайно противится сказуемому или тому, что говорится и пишется. Это тайный голос ветхого про\тивника, сатаны, который первый научился и научил падших духов, и людей противиться. Богу, Его Св. Истине и Правде. Так я замечал и замечаю, что он и мне, сердцу и уму моему, противится тайно при чтении молитв, канонов, стихир, Символа Веры, и я должен побороть и низвергать его замыслы. О, окаянный, прочь от меня, — враг истины и правды Божией! Ты ведешь к лжи, проклятию и смерти слушающих тебя, как Адама и Еву.

19 Августа. Ежедневно видя твердое и неизменно правильное течение всех светили планет небесных и твердое стояние земного шара (круга) со всеми горами и долинами, со всеми морями, озерами, реками и источниками, со всеми полями, лугами, лесами и до бесконечности разнообразными растениями, плодами, цветами изумительно прекрасными, и всего животного царства — людей, скотов, зверей, птиц, насекомых, рыб, царства ископаемых богатств или металлов; горючих нефтяных богатств; удивляюсь и не могу надивиться благости, силе и премудрости Творца единого в Троице, и перенесясь мысленно к миру невидимому, нетленному, вечному, несравненно превосходящему мир видимый, еще более поражаюсь с удивлением Создателю всех миров, видимых и невидимых; и если мир видимый так прекрасен, разнообразен, полон жизни и красоты, то каков мир невидимый? Не напрасно сказано в Слове Божием, что око не виде и ухо не слыша и никому на сердце не всходило, то, что приготовил Бог любящим Его(1Кор 2,9). Возлюбите же немедленно Бога все смысленные христиане и достигните совершенства в любви и вечной правде. —

20 Августа. Ценишь ли ты, о, иерей, ежедневно священнодействующий и совершающий Литургию, плоды причащения Св. Животворящих и Страшных, Пренебесных Тайн? Чувствуешь ли очищение грехов, обновление, возрождение, освящение, мир Божий, превосходящий всякое сравнение, иго благое и бремя легкое, свободу духа, радость в духе Святом? Блажен ты, если все это чувствуешь и благодаришь Бога. Возгревай в себе дар Божий, не будь равнодушен, бесчувствен, неблагодарен. За чувство благодарности сподобишься большей благодати; исправляй себя во всем, стремись к совершенству жизни к добродетели, да сподобишься от Гда услышать глас: добре рабе, благий и верный о Мне был еси. Мне верил, над многими тебя поставлю; вниди в радость Господа Твоего (Мф. 25, 21, 23). Аминь.

Гвоздь католической гордости и католической лживости в догматах, в управлении и нравоучении — это есть главенство папы мнимое и неправильное понимание изречения Спасителя: Ты еси Петр и на сем камени создам Церковь Мою и врата адова не одолеют ея (Мф. 16, 18). Всеми Св. Отцами первых и последующих веков признано, и самими первыми православными папами, что под основанием — камнем надо разуметь Самого Гда Иисуса Христа — камень же был Христос. В доказательство, самое верное и наглядное, привожу слова, имеющие подобный оборот из Евангелия от Иоанна: разорите Церковь сию (Ин. 2, 19) (под Церковью разумеется нерукотворенный Храм Тела Господня, а не иерусалимский храм, как можно было бы разуметь по течению речи). Под церковью Гдь разумел именно Свое Пречистое Тело, как и под камнем-основанием нужно разуметь самого Христа, а не преемника Петра Апостола, или — самого Петра. Это ясно. А папы вообразили себя главами церкви и основанием ея, и даже наместниками Христовыми, что нелепо и ни с чем несообразно. А отсюда все кичение Римских пап и их давнишние претензии на главенство и самовольное управление всею Вселенскою Церковью. Ну, уж и натворили папы в своей папской церкви разных фокусов, разных ложных догматов, ведущих к фальши и в вере и в жизни. Это вполне еретическая церковь.

20 Августа Св. Пророка Самуила. Благодарю Гда всем сердцем за скорое, милостивое, благопослушливое, державное избавление меня от духовной смерти, скорби и тесноты, постигших меня, праведно за раздражение и гнев на священника Сукина (из Питера), пригласившего меня исповедовать его во грехах; я сказал: ступайте прочь и идите к другому священнику; я болен и не могу заниматься с вами. — Я глубоко и сильно каялся Гду тайно,— и Гдь, видя глубину покаяния, простил и оживотворил меня, и я с миром служил Литургию, и сказал одушевленную, разумную проповедь на притчу Христову о закваске: Царство Небесное подобно закваске... Благодарю Гда, умудряющего меня и дарующего Слово для проповеди. Умудряй и впредь, во славу Твою и во спасение верных людей Твоих. Аминь. Вечер 9 час.

Свидетели истинной спасительной веры нашей православной — все Св. патриархи, пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные и все множество различно угодивших Богу. И во второе пришествие Гда они все станут свидетелями против неверных и беззаконных, и осудят их.

Первый отступник от Бога, диавол, возгордившийся пред Творцом, объявил Богу и правде Его войну, и затем человеческому роду послушавшему в лице Адама и Евы его льстивых речей. Побежденный по невниманию и легкомыслию врагом человек, и плененный от врага всякими видами грехов, — должен вести войну непрерывную с врагом и грехом, и побеждать его помощью Божиею, чтобы возвратить себе потерянную легкомысленно Правду Божию, Святость и Мир Божий, и достигнуть венцов победы и нетления. — Этого требует Правда Божия. Возврати потерянное подобие Божие и блаженную жизнь с безсмертием. —

Новый русский военный флот вместо потерянного старого в Японских водах. Лет четырнадцать или пятнадцать тому назад, а пожалуй и меньше, — Русское правительство приказало отпустить 50 милл. На постройку морских гигантов43, броненосцев с разными названиями языческих богов и богинь и некоторых русских былинных славных богатырей44, в противовес английским, французским и германским; выстроили, хоть и не все; оказалось, что некоторые суда готовы, а персонала морского, способного управлять ими — нет; налицо были люди малоспособные, неподготовленные, или не любящие морского дела и морских судов; случилась война — послать некого, да и суда оказались ниже критики знатоков морского дела. Послали на войну с японцами насмех; суда потеряли, войну проиграли. Теперь приказано отпустить сто миллионов на постройку подобных панцирей; а способных офицеров нет как и нет, а главное нет и охоты к делу, патриотизма, да религии в будущих морских не предвидится, и морское будущее судоводительство обречено будто на истребление. — Гди, извините, но послушайте болящего за флот постороннего человека. Приготовьте сначала любящих Россию и Бога и преданных всем сердцем делу офицеров, как в Германии и Англии. Послушайте вы умных речей Императора Вильгельма — чем сильна Германия и ея Император? На что они надеются крепко-крепко в случае войны и не дадут себя в обиду. Ей, прислушайтесь вы, руководящие лица и классы военного строя морского и сухопутного, к мудрым речам царственного оратора; сделайте то, что он сделал и делает для германского войска сухопутного и морского, и не ошибаетесь в расчете. Sat Sapienti. Помоги, о Господи!

Из письма отставного протоиерея старца Михаила Ивановича Сибирцева45 я убедился (23 августа), что слишком уважать кого бы то ни было, особенно старых, очень вредно для самих уважающих; потому что уважаемые крайне зазнаются и просят почти невозможного. Он просил меня ходатайствовать о выдаче ему добавочной пенсии в 300 руб. ежегодно. Я послал свои.46 — А сначала просил помещения в покоях нового подворья Сурского.

Сам я — причина болезни своего члена чрез невоздержание, хоть и малое. После причастия Св. Тайн я совершенно должен быть воздержен. — Помоги, о Господи!

Два живота, две жизни человеку предназначены Богом избранным человекам: временная, земная, и вечная — небесная. Эта жизнь дана нам независимо от нас, будущая же, вечная, без нас, без нашей веры и желания, без добрых дел — никому не может быть дана; нужно веровать твердо и постоянно в будущее воскресение мертвых и в будущую безконечную жизнь, нужно воспитать себя для нее, запастись елеем добрых дел, или милостынею; ибо милостивые помилованы будут. Потому в нынешнем Евангелии Гдь указал богатому юноше, желающему знать о пути в Царство Божие, на милостыню, и притом щедрую, а юноше показалось невместимым слово о раздаче имения бедным, и он ушел от небесного Учителя с печалью в сердце. Господь по этому поводу сказал, что трудно богатому войти в Царствие Божие, ибо нельзя работать вместе и Богу и маммоне. — Страсть к любостяжанию делает человека идолопоклонником; лихоимание есть идолослужение, говорит Апостол. Вспомните, до чего довело Иуду корыстолюбие. Вот навей враг Богу и человеку любостяжание. Бегайте любостяжания; оно делает человека каменносердечным, врагом Бога и людей.

24 Августа. 2й час пополудни. Благодарю Тебя, Гди, за дар сей millia( тысячи), который я принял сейчас от женщины из Саратовской губернии, помещицы. —

Доколе, Гди, терпишь злейшего безбожника, смутившего весь мир, Льва Толстого? Доколе не призываешь его на Суд Твой? Се, гряду скоро, и мзда Моя со Мною воздаст комуждо по делом его?(Откр; Апок 22, 12) Гди, земля устала терпеть его богохульство. —

Гди, расположи сердце раба Твоего, архиепископа Иоанникия, к исполнению прошения моего о диаконе для подворья Сурского в Архангельске47. Ей, буди! Аминь. От Тебя, Гди, всяк дар совершен сходит. —

26 Августа. Цветковой48 и Родионовой49 дано на переезд с дачи 75 руб. Теперь выдача в октябре.

Протоиерей Алексей Степ. Шадрицкий, отставной (из Одессы), теперь в очаковском Воронцовском подворье помощником священника Николая50.

Причащение Св. Тайн в каждую Литургию меня делает здоровым, мирным. Обновленным. Благодарю Гда, оживляющего меня сими чудными Тайнами. Сколько сокрыто величайших дарований в Литургии. Христиане православные! Боготворите Литургию, боготворящую нас, по милости Божией! Священники и миряне, обновляйтесь ею всякий день. Сдав а щедротам Бога Отца и Сына и Св. Духа. Аминь.

Кто дал мне чувствовать себя столь благо, как сегодня и вчера и третьего дня! Твой дар всеблагий. Господи!

29 Августа. Благодарю Тебя, Гди, за исцеление моей утробы чрез причащение Божественных Животворящихи Страшных Твоих Тайн. Благодарю Тебя за отраду, данную мне. — Но, как я мучился вчера днем, вечером и ночью от утробы моей! —

1 Сентября. Был у меня Вас. Мих. Бирм, муж Татьяны Васильевны, дочери бывшего брантмейстера Василия Ивановича Балыкина51. Денег просил, дал 50 руб.

Яиц и пресного молока никогда вече.ром не есть — это пресыщение греховное, и крайне вредно для болезни и для души, — душа дебелеет и хладеет к Богу. Много пострадал я вечером и всю ночь от крайне болезненного давления яиц и молока на мою болезнь — железу. Как я неосторожен и алчен? Справделиво страдаю весьма тяжко! Поделом!

Гди, Владыка царств и народов! Разгони, вскоре изменческую Думу Государственную, — да не будет ни одного из членов ея; избери угодных Тебе людей.

Ты попал в плен душевный по невниманию и по неблагодарности, гордости; старайся освободиться из этого плена с помощью всесильного Ратоборца Гда Иисуса Христа, победившего общего нашего врага и супостата, на то тебе даны все Божествен-ные силы. Смотри на пример борьбы апостолов, святителей, мучеников, преподобных, безсребренников, и всех святых» и они помогают призывающим.

Не доброе ли семя сеял еси на селе Твоем; (Церкви Твоей); откуда убо имать плевелы (Мф. 13, 27), ереси, расколы, допущение новых догматов; всякие пороки: гордость, лицемерие, тщеславие, желание господства, главенства в церкви католической; искажение Богослужения. Таинств, обрядов (опресноки)? Гдь отвечал: враг человек сие сотвори, (Мф. 13, 28) гордость и злоба человеческая. Хочешь ли, говорят Ангелы, мы пойдем выполем худую траву? Нет, говорит Хозяин поля (церкви и сердца человеческого), оставьте расти то и другое до жатвы, и т.д. Пшеницу собирайте в Житницу Мою, а плевелы сожгите огнем негасимым52. Говорится о церквах православной и еретической, и о православных христианах.

4 Сентября. Четверг. Вчера с вечера и всю ночь мучился своим членом больным из-за простокваши, употребленной сверх меры (в промежутках времени нееколько раз принимался пить). Прости, Гдь! — Прости, согрешил Пред Тобою и пред собою.

6 Сентября. Гди, не допусти Льву Толстому, еретику, превосшедшему всех еретиков, достигнуть до праздника Рождества Пресвятой Богородицы, которую он похулил ужасно и хулит. Возьми его с земли — этот труп зловонный, гордостью своею посмердивший всю землю. Аминь. 9ть вечера.

8 Сентября. Гди, крепко молит Тебя о исцелении своем тяжко больная Анна (Григорьева) чрез мое недостоинство. Исцели ее, Врачу душ и телес и удиви на нас Милость и Силу Свою. — Утро 5 1/2 часов.

Чрез грех мы утратили подобие Божие, по коему были созданы Творцом, и стали чужими Ему, несвободными. Он, Сам благоволил уподобиться нам, стать человеком, не перестав быть Богом; чтобы нас сделать подобными Ему, — родился от Матери, Чистой Девы без семени, от Духа Святого. О, чудо чудес!

10 Сентября. Замечаю, что когда крепит живот у меня, тогда бывает сильная боль в детородном члене от железы; экскремент давит ее, и она сильно ноет; — когда расслабляется ди-вот, тогда и боль проходит. — Слава Богу! Так сегодня было.

Сентябрь 17. Св. Мучениц Софии и дочерей ея Веры, Надежды и любви. Какой урок преподают нам святые, празднуемые сегодня мученицы? Тот урок, что всем людям, наследовавшим грех от прародителей и потерявшим Святость и царствие Божие чрез грех — путь к Святости и вечному царствию тесен, полон скорбей, страданий, лишений, болезней, путь мученический, ибо того-то и требует Правда Божия и ожидающая от нас покаяния, веру, смирение терпение, послушание Правде Божией, которую мы отринули, предавшись неправдам всяческим. — Путь к Царствию и жизни вечной есть путь Креста, указанный нам Спасителем, нашим Богом, пострадавшим за нас. Итак, все, носящие имена Софии, Веры, Надежды и Любви, весь женский пол и мужской — не забывайте, что вы должны достигать Царствия Божия верою, покаянием, терпением, послушанием, воздержанием, трудами духовными и телесными.

Наказал тяжко и наказывает доселе католиков за преднамеренное, ложное толкование Слов Христовых Апостолу Петру: на сем камени созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют ея. Считая за этот краеугольный камень церкви папу, а не Христа, и вообразив себя главою Церкви и наместниками Христа на земле, папы впали в грубейшие, гибельные ошибки и весь католический мир увлек ли в бездну лжи, измыслив новые ложные догматы и исказив древние, необходимые ко спасению. Католики упали с Камня Веры Христа, и упали в бездну погрешений и всяких страстей, особенно в гордость и кичение, в страшную неприязнь к восточной истиннойу Церкви и ея догматам и Богослужению, с обрядами искони установленными. Католики диавольскою ненавистью ненавидят Православную Церковь и христан православных и называют их всякими хульными именами; чрез это поносят Самого Христа, - Главу Церкви, Св. Апостолов, Вселенские и поместные Соборы и всех Святых Православной Церкви, прославленных Богом.

Или сотворите древо добро и плод его добр; или сотворите древо зло и плод его зол; ибо древо узнается по своим плодам. (Мф. 12, 33) Еда от репия чешут смоквы или от купины (терновника) гроздь (винограда) (Мф. 7, 16) — Католическая церковь ни одного святого не имела со времени отделения от восточной; а православная всегда имела и имеет много святых, прославленных воистину Богом.

Где яблоко, ядро раздора и ненависти церкви католической к православной? В слишком преувеличенном мнении пап о себе, о преемуществе пред Епископами Восточных православных иерархов, в их необъятной гордости; в ложном толковании Слов Господних, сказанных Апостолу Петру: Ты еси Петр, и на сем камени... Камень-Христос, а не Петр, трижды отрекшийся, хотя и загладивший слезами покаяния свое отвердение и просиянный в лик Апостольский. Сличите, католики, эти слова Гда Петру с словами, сказанными Спасителем фарисеям: разорите Церковь Сию (Тело Его) и треми деньми воздвигнув. Он же глаголил о Церкви Тела Своего; так и там Он говорил о Церкви Вселенской и вместе о восстании Тела Своего, т.е. воскресении.

Мысль, что Гдь будто бы на Петре создал Церковь, а не на Самом Себе, — эта мысль, залегшая в головах пап и католиков, и растолковываемая ими в пользу преемников Петра пап, как Глав Церкви и наместников Христа, — поставила все вверх дном в церкви католической: они, по их мнению, — наместники Христа с неограни-ченной властью, и преобладанием над всею Церковью Христовою; будто они судьи всех епископов; они учредители и толкователи догматов; они могут, будто, изменить в Церкви самые Таинства по своему усмотрению; они канонизируют Святых, которых у них нет; они лишают мирян Крови Христовой; они обливают водою крещаемых младенцев, а не погружают в воду и т.д.

Колония Шабо Аккерманского уезда54. Подполковнику Николаю Евгеньевичу Андреянову послать 300 руб55. 20 Сентября.

Наталья Яковлевна Грот. Знаменекая ул., дом 17, кв. 4.56 1 Октября.

24 Сентября. Благодарю Гда за ежедневное обновление всего моего существа чрез причащение ежедневное Божественных Тайн Преовятого Тела и Крови Его, за дар душевного покоя и победы над всякими страстями.

Благодарю Гда за молочную простоквашу, приносящую мне в болезни моей большое облегчение.

Гди, благодарю Тебя, что Ты удостоил меня быть членом Церкви Твоей, Св. Соборной и Апостольской, и священником ея, и совершителем Св. Таинств, и причастником.

25 Сентября. Диакона-толстовца57, крестившего младенцев Николая и Марию.

Свобода печати всякой сделала то, что Священное Писание, Книги Богослужебные и Святоотеческие Писания пренебрегаются, а читаются почти только светские книжонки и газеты; вследствие этого вера и благочестие падают; правительство либеральничащее выучилось у Льва Толстого всякому неверию и богохульству, и потворствует печати, смердящей всякою гадостью страстей; все дадут ответ Богу — все потворы. —

28 Сентября. Сколько раз я согрешал сознательно раздражением, гордостью, лицеприятием, презорством, завистью, холодностью и безучастием к скорбям, болезням и нищете близких и, покаявшись, получал прощение от Милостивого Владыки и Человеколюбца. Благодарю Гда! Не оставь, Гди, погибнуть во грехах. – В болезни я особо часто раздражаюсь. — Слава долготерпению Твоему, Господи, ко мне грешному. Аминь.

Болгария провозглашена Царством Болгарским58. Добре, Справедливо.

1 час ночи 28 Сентября. Воскресенье. Сейчас по грехам моим потерпел насилие во сне от злого духа за то, что выпил с большим избытком Кавказской воды (притом охлажденной), напал на меня, был в виде человека молодого лет 17-ти и начал вымогать от меня насильно денег; а я упорствовал, и когда он силою теснил меня, я стал кусать ему руки и он отстал было, а потом опять напал с удвоенной силой. Я стал кричать и проснулся. Я выпил воду не вовремя — была половина 1-го ночи, согрешил пред Богом. —

Крестьянин Дамиан Антон. Ходжик просит молитв.

На 29 Сентября. Опять в ночи, около 12 часов, во сне была встреча с злым духом в виде нищаго мальчика; замерла, парализована была моя душа в эти минуты, зацепенела; лицо бело было полузакрыто; я говорил ему: открой лицо— он наполовину открыл и водил зрачками; я с места не мог двинуться, да и был упавши на землю в начале Андреевской улицы59. Поймал. А то у Собора60 на крыльце два сторожа незнакомые путали нас. Я спрашивал их: кто очередной по двору? Они врали; один говорил, что Антона череда, а такого у нас нет. Когда я ушел от них, один идучи говорил о ком-то, ругая…

Больной священник Вас. Ив. Скворцов. Мать его Мария Николаевна, 30 Сентября он служит.

Гди, благодарю Тебя за несказанные щедроты всяческие, коим нет числа. —

30 Сентября. Ночь. Согрешил пред Гдом, возмалодушествовал, возроптал, безумные слова говорил о Боге, Божией Матери и Святых, когда железа в члене моем крайне невыносимо разболелась, заныла, воспалилась из-за того, что я поел на ночь свеклы пареной с горчицей в жидком виде и поел соленой тресковой ухи. Тяжко мне было, как никогда, и я силько роптал, что Сам Бог оставил меня, Бог, который есть Любовь и Милость; Божия Матерь оставила, все Святые — никто будто, не сочувствует, не сострадает, не слышит, не милует. Потом покаялся от души и сердчено с верою и умилением, возвел сердечные очи к Богу и Божией Матери, и тотчас почувствовал облегчение. Благодарю Гда и Божию Матерь. О, как тяжела боль в детородном члене — железа эта, чирей этот. Избави от него, Гди. —

1 Октября. На небе понимают и принимают только искренний язык сердца верующаго, молящагося, кающагося, милостивого и сострадательного к ближним, чистого и, целомудренного; от сердца лукавого Господь отвращает лице Свое.

Что приближает нас к Богу, или что делает нас свойственными, родными Богу, чадами Его. Живой Образ Божий, всажденный или врожденный в душе нашей, союз веры, в который мы вступили, с Богом по крещении, родившись водою и Духом и усыновившись Богу, — обязательство с той и другой стороны — со стороны Гда — миловать нас и воспитывать нас духовно для Царствия. Небесного, для вечной жизни в Боге, с нашей стороны — желание и старание любить Бога, нас возлюбившего безмерно, угождать Ему исполнением Его заповедей и жить свято, удаляясь грехов и принося Ему покаяние. Вот что делает нас своими Богу, близкими чадами Его. — А грех то и дело что усиливается отчуждить нас от Бога, удалить, охладить к Нему, сделать нас дикими, наподобие животных и зверей. Знает вол хозяина своего и осел ясли господина своего, а человек часто не знает своего Гда. (Ис. 1, 3)

2 Октября. Горе мне от молока-простокваши: совсем замучило ночью на 2 октября, согреться не мог.

Сколько я, окаянный, позволил себе неумеренности в употреблении простокваши молочной — нет числа, а все — вред себе. —

КОММЕНТАРИИ

39 Речь может идти как о Суворине Алексее Сергеевиче — издателе газеты "Новое Время", так и о его сыне — Михаиле Алексеевиче — редакторе той же газеты. Обратно в текст

40 Розанов Василий Васильевич (1856-1919), религиозный философ, критик и публицист, автор заметок, очерков, эссе, сочинений: "Легенда о Великом Инквизиторе Ф.М.Достоевского", "Метафизика христианства" и др. В. Розанов печатался сначала в "Русском обозрении", "Московских Ведомостях", позднее — на страницах Суворинского "Нового Времени". Современники отзывались о нем не лестно, так как, по их мнению, он не имел четко выраженной позиции — писал то в "левой", то в "правой" прессе. Любопытно, что именно его перу принадлежит удивительно трогательный отзыв о кончине о. Иоанна и о значении, какое имел Батюшка для всего русского народа и для России. (Розанов В. В. О роли о. Иоанна в истории религиозно-церковной жизни русского православного народа. — "Церковные Ведомости", 1909, N I, с. 26). Обратно

41 Очевидно, имеются в виду напечатанные в "Новом Времени" следующие статьи В.Розанова: "Под золотыми маковками в Киеве" (21 июля 1908 г.), где автор иронично отзывался о выступлениях на. Всероссийском Миссионерском съезде впрс.Антония, еп.Волынского и известного миссионера В.М.Скворцова, и — "Смешанные браки" (3 августа 1908г), а также — "За кем идти" (13 августа 1908 г.) — по поводу принятия съездом решения о запрещении смешанных браков, то есть, православных с инославными на всей территории России, за исключением некоторых Северо-Западных губерний. Статьи насмешливого, злобного характера. Обратно

42 По-видимому, существовавший при монастыре завод, вследствие пожара, был полностью разрушен. В письме к о. Иоанну от 23 августа 1908 г. сурский священник о. Георгий Маккавеев пишет о мерах предпринятых для возобновления завода: "согласно Вашему письму я составил смету на возобновление нашего завода, которая выразилась для начала приведения в действо локомобиля, мукомольного постава и лесопилки". (ЦГИА СПб, ф.2219, оп.1, д.2, л.215).

В другом письме к о. Иоанну от 9 сентября 1908 г. тот же священник сообщает Батюшке следующее: "по милости Божией и за Ваши молитвы здесь все благополучно. 6 сентября совершили по церковному чиноположению закладку завода, призывая молитвенно св. Архистратига Михаила, чудо которого в тот день вспоминает Св. Церковь, покровительству которого и мы поручаем наш новый завод", (там же, л.218).

43 Речь, по-видимому, идет о событиях, относящихся к 1895-1898гг., когда Морским ведомством России был составлен проект новой судостроительной программы, принятой в 1898 г. Программа предусматривала строительство 5 эскадренных броненосцев, 6 крейсеров и 36 миноносцев, в основном, для нужд Дальнего Востока, так как Япония после войны с Китаем начинает в эти годы занимать враждебную позицию по отношению к России. Эта новая судостроительная программа требовала около 200 млн., что составляло весьма огромный, расход для государственного бюджета и вызвала возражение министра финансов С.Ю.Витте, который предлагал сократить расходы до 50 млн. Совещанием, состоявшимся 6 февраля 1898 г. под председательством Николая II, было решено все-таки отпустить Морскому ведомству на строительство судов 200 млн., но с рассрочкой — по 16-20 млн. ежегодно до 1904 г., 90 млн. было решено выдать сразу же, в том же 1898 г. (Петров М.А. Подготовка России к мировой войне на море., М., 1926, с.49-50). Обратно

44 Имеются ввиду следующие названия русских кораблей, выпущенных в конце 90-х годов прошлого века: крейсеры — "Баян", "Громобой", "Диана", "Паллада", "Аскольд", "Варяг", "Аврора"; броненосцы береговой охраны — "Перун", "Единорог", и, впоследствии, потерянные Россией в русско-японской войне, эскадренные броненосцы — "Ослябя" и "Пересвет". Обратно

45 Сибирцев Михаил Иванович, протоиерей, настоятель кафедрального собора в г.Архангельске. В 1906-1908 гг. часто писал о. Иоанну о своих нуждах, просил помощи. Обратно

46 В письме от 27 августа 1908 г. М. И. Сибирцев благодарит Батюшку за присланную ему большую денежную сумму: "Такого изобилия... средств к существованию, во все продолжение жизни моей у меня не скоплялось одновременно столько, сколько получил я теперь от щедрот Ваших за один раз. И Слава Богу и благодарение Вам — ими зачинил я многие прорехи незавидной жизни моей и облегчил тяготенье нужд моих, почему и стал чувствовать себя несколько спокойнее и благодушнее. Как же мне не благодарить Вас, Великого Благодетеля моего, оказавшего мне столь благовременную и благотворную помощь, поистине, скажу не обинуясь, в тяжелом моем настоящем положении? Как оставаться равнодушным и хладнокровным? Нет, храни меня Бог от черного чувства неблагодарности!" (ЦГИА СПб, ф.2219, оп.1, д.7в, л.146об.-147). Обратно

47 По-видимому, речь идет о диаконе Павле Вероятове, начавшем свое служение на Сурском подворье в г.Архангельске в сентябре 1908 г. Резолюцией впрс.Иоанникия архиеп. Архангельского и Холмогорского, он был переведен сюда по просьбе о. Иоанна из Маймаксы (Архангельская губ.), где 8 лет состоял в сане диакона-псаломщика. В письме к Иоанну от 14октября 1908г. П.Вероятов пишет:"С постройкою Сурского подворья часто было на уме — нельзя ли поступить туда на службу. Видел во сне здание Сурское с изображением св. икон, какие на нем находятся, сходил в церковь к богослужению,— очень понравилось, стал просить г.Севериана Кыркалова похлопотать. На прошении-резолюция такого содержания: "Псаломщик-диакон Павел Вероятов переводится тем же званием на Сурское подворье г.Архангельска". (ЦГИА СПб, ф.2219, оп.1, д.2, л.224 -224об.). Обратно

48 Цветкова Анна Константиновна — по-видимому, племянница о. Иоанна. Обратно

49 Родионова Руфина Григорьевна (в замужестве — Шемякина) — племянница о. Иоанна.

Её муж — Николай Николаевич Шемякин — чиновник Департамента военной и морской отчетности. С о. Иоанном его связывали близкие отношения особенно, в последний год жизни Батюшки. Н.Н.Шемякин в числе немногих присутствовал при последних часах жизни о. Иоанна. Обратно

50 Липовский Николай Васильевич, священник, настоятель церкви во имя Тихвинской иконы Божией Матери при Воронцовском подворье в Петербурге (ул.Очаковская, д.7). Обратно

51 Балыкин Василий Иванович — в 60-70 гг. прошлого века служил в пожарной части в чине младшего брандмейстера Кронштадтской городской полиции. Обратно

52 См. Мф. 13, 27-30. Обратно

53 Григорьева Анна (в девичестве — Евреинова), духовная дочь О. Иоанна.

54 Колония Шабо (немецкая) находилась в Аккерманском у. Бессарабской губ. Обратно

55 Андреянов Николай Евгениевич, (1856-?) православного вероисповедания, подполковник армейской пехоты Верхнеднепровского уездного. высшего начальства (1904). Находясь в бедственном положении неоднократно в течение 1906-1908 гг. обращался к о. Иоанну за помощью. Так, в письме от 7 декабря 1906 г. он пишет Батюшке: "положение мое отчаянное, мне не дают ни пенсии, ни определения на службу более года,... все дети босы, голодны, голы. Я живу в простой мужичьей избе без пола и с соломенною крышею..., моя скорбь и нищета безграничны, помощи ждать неоткуда, кроме Вас, и я умоляю Вас помогите мне, как уже спасали несколько раз". (ЦГИА СПб, ф.2219, оп.1, д.14об., л.76-76об.). На некоторых письмах подполковника рукой о. Иоанна оставлены пометы об отправке денежных сумм. (там же, д.2219, оп.1, д.10, л.54-55) Видимо и эта запись в дневнике сделана о. Иоанном для памяти, чтобы послать деньги. Обратно

56 Возможно, речь идет о дочери известного в то время филолога, академика Я. К. Грота — автора многочисленных работ по истории русского языка и литературы.

Сохранилось единственное письмо Наталии Яковлевны Грот к о. Иоанну (без даты), где она сообщает Батюшке о своем переезде на ул. Знаменскую и просит благословить её Иконой Знамения Божией Матери. Обратно

57 Лицо не установлено. Обратно

58 22 сентября (по ст. стилю) 1908 г. в Тырнове состоялось провозглашение Болгарии независимым Королевством. Обратно

59 Андреевская улица в Кронштадте, в конце которой, в причтовом доме жил о. Иоанн. Обратно

60 Речь идет о соборе во имя св. ап. Андрея Первозванного (освящен 26 августа 1817 г.), который располагался в Кронштадте на Николаевском проспекте. О. Иоанн служил здесь 53 г. После революции здание собора было разрушено. Обратно

Журнал "Новая книга России"


 
Ссылки по теме:
 

  • Предсмертный дневник Святого праведного о. Иоанна Кронштадсткого. Часть I (24 мая - 12 августа 1908 г.)
  • Предсмертный дневник Святого праведного о. Иоанна Кронштадсткого. Часть III (3 октября - 11 ноября 1908 г.)
  • Раздел "Богословие, творения Св.Отцов" православного каталога "Русское воскресение"

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"