На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Правило веры  
Версия для печати

Предсмертный дневник Святого праведного о. Иоанна Кронштадсткого (часть I)

24 мая - 12 августа 1908 г.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

 

Слава Богу! Новый дневник. 24 Мая 1908 г.

Чьи это слова: приимите, ядите; сие есть Тело Мое; Яже за вы ломимое во оставление грехов? И пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового 3авета. Яже за вы... во оставление грехов? Не слова ли это Творца всеблагого и всемогущего, и Спасителя всещедрого всего человеческого рода, Агнца Божия, вземлющего грехи всего мира? Арий-еретик низвел Творца в род тварей и не признавал Его единосущным и совечным Отцу, единого с Ним и Духом Святым Существа. Может ли тварь претворять существо вещей в совершенно другую природу, напр.: Пшеничный Хлеб в Самое Пречистое Тело Божие и Красное виноградное вино в Самую Пречистую Животворящую Кровь Божию? Не Творец ли только Всемогущий может это творить и претворять? А Арий с единомышленниками, коих были десятки тысяч, не признавали Иисуса Христа Творцом. Вот в чем велика беда была для православных и еретиков: они в случае доверия Арию лишились бы общения с Церковью и вечного спасения. Еретик Арий хотел уничтожить православную веру спасительную и ввести веру еретическую, погибельную. Поэтому православные Архиереи, священнослужители и миряне православные крепко противостали Арию, и сам Благочестивый Император Константин равноапостольный, собравший со всех концов православного мира святых епископов, пресвитеров и отчасти, диаконов, в числе коих был Св. Архидиакон Афанасий Александрийский; потом поставленный в Архиепископа Александрии в Египте. Они разсмотрели, взвесили и опровергли нечестивое учение Ария и его единомышленников, и предали проклятию, как богопротивное и погибельное, и составили изложение Православной веры или Символа Веры на все времена до скончания века по ясному и властному и премудрому учению Св. Духа Бога. И мы доселе всесогласно и единомысленно веруем в этот Символ Веры и ни одной йоты не прибавляем к нему, чтобы не лишиться спасения за ложную прибавку или вставку, как католики лютеране и англиканцы. Богу нашему в Троице Слава во веки веков. Аминь. 4 часа вечера 24 Мая.

26 Мая. Понедельник. Молока не есть; желудок не переносит, не может справиться с ним. Крупянку на грибах (перловой крупы); - пирогов не есть; ватрушек - тоже, вообще пить крайне мало после Литургии. -

26 Мая. Вечер. За скорую Твою милость, Гди, благодарю; я разгневался на Евпраксию заведующую Вауловым, смутился, уязвился, покаялся и получил от Гда прощение и мир. Слава Тебе, Скоропослушниче Гди! Аминь.

Творчество и Промысел Божий на цветах, на траве, на кустарниках и деревьях, на птицах, животных домашних и зверях, на рыбах, на раковинах и панцирях, живых тварях - на всяком творении. Наперед мысль (придумано) - рисунок всех тварей, цвет, форма, запах до безконечности разнообразно...

Горячая перловка (похлебка) вещь полезная для моего слабого живота; обсыпки тоже полезны. Слава Богу!

30 Мая. Помилуй, Гди, рабу Твою игуменью Ангелину, мучимую от злого духа асмодея. Внуши ей, Господи, смирение и дай ей горячность сердечную к Тебе, Богу Живота нашего. (Далее неразборчиво. - Kомм.)

28 Мая убит в Тифлисе грузинами Экзарх Никон. Священномученик. Прославь его, Гди, во Царствии Твоем.

Гди, измени сердце мое изменением всепрощения, благости, кротости, тихости, любви, терпения, снисхождения. Каюсь в раздражении моем, прости. Многомилостиво!

1 Июня. День Св. Троицы. Сильная гроза в 1 час пополудни; проливной дождь, ожививший всю растительность. Я спал на террасе глухой - грому не слыхал; молний не видел; уже перестала, Слава Богу, посетившему землю милостью Своею! -

3 Июня. Вторник по Св. Духе. Аминь. Помяни, Гди, рабу Твою Евпраксию во Царствии Твоем. -

Какой драматург диавол, - какие он во сне сцены производит в духе нынешнего времени своеволия, неповиновения низших - высшим, грубости их, насмеяния над старшими. Сцена дьячков. Укротись, окаянный, на бесконечные веки в огне неугасимом со всеми твоими соблазнами. Ну, уж и драма, чисто адская драма! -

4 Июня. Среда. Троицкая. Благодарю Гда за Его долготерпение ко мне грешному, что и еще даровал мне день (молока не есть: слишком безпокоит). Праведным Судом Божиим послана мне болезнь моя, и я должен великодушно и благодарно терпеть и молиться. Благодарю Тебя и славлю, Гди, Боже Мой! Аминь.

Католикам: Зачем у вас нет великой ектении и этих незаменимых слов, прославляющих нашу Богородицу и Приснодеву Марию и т.д. Вы только папу величаете, а Богородицу и святых и самого Христа уничижаете: богохульно вознеслись, горделиво!

Св. Церковь с Главою и членами; Глава - Христос, члены - Богоматерь, св. апостолы, пророки, святители, мученики, преподобные, безсребренники, праведные и все святые; затем на земле члены - епископство, пресвитерство, диаконство, все благочестивые миряне, затем в вере усопшие - святители, иереи, цари и всякого мирскаго чина и звания люди; у Бога все живы. Вот церковь с Главою и членами. Есть ли это у католиков, англикан, лютеран?

Яденье не вовремя, одно только мученье.

21 Июня. Заповедую себе не ужинать ничего: ужин причиняет много скорби железе.

22 Июня. Общий всех Промыслитель Господь о всех и о всем мыслил прежде всех веков и ныне о всех мыслит, и печется, и все всем посылает, и всем помогает, - Слава Тебе.

Прости мне, Гди, грех мой - грех раздражения, гнева, озлобления на противоречащих мне (Таисию). Научи меня кротости, смирению, терпению, незлобию, тихости всегдашней Духом Твоим Святым.

Вот я ощущаю сердцем моим, что Ты за покаяние помиловал меня, отняв скорбь и тесноту от души моей, и даровав мир и пространство сердцу. Благодарю.

25 Июня. По всему замечено, что болезнь моя попущена на меня Богом по действию сатаны-пакостника плоти. Что за сны насмешливые от духа-изверга видятся, особенно к утру? Какой неготовый я приступаю к совершению Литургии, какой чревоугодный, какой неразумный, нерадивый, безтолковый, несмысленный! А бесноватая девушка, в виде которой явился мне сатана сегодня, с открытой пастью и зубами, бросившись на какого-то человека, - и на меня потом. Ужас.

Тайный ропот на Бога из-за дурной погоды - сырой, холодной. Сознаю свой грех и каюсь, виню себя; достойны мы по грехам своим и еще худшего. Пощади, Гди! Персть есмь.

Новый Сурский диакон Копосов.

Диакон монастырский в Суре9 - Петр Никольский10; безголосый, ставленник Иоанникия11 - архиерея, родственник секретаря архиерея, личный. Не посылать ему ни копейки. А что за зрелище из себя представляет секретарь? - Секретарь Духовной Консистории Николай Никитин12. -

Ни одна капля дождя не прольется без воли Божией. Помни это, и не ропщи на излияние дождя всяк день. - 25 Июня.

В сонном мечтании сатана представил мне в блистательной свадебной помпе предстоящий брак одного священника, при живой жене на какой-то старухе; собрались митрополиты, архиепископы и епископы, священники, множество военных (брак предполагался в полковой церкви) и всякого звания людей - военных и статских, мужского и женского пола; невесты ему долго не показывали, а когда он спросил, ему показали больную старуху в постели и сказали, что на ней вши показались; он громко с негодованием отказался от невесты. Вот иллюзия сатаны над рабами Божьими. -

Место 11, 12 (Мф. 11, 12): От дней Иоанна Крестителя доселе Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. - На человека действуют постоянно две невидимые силы: добрая и злая, сила Божия, сила благодати и сила диавола, сила лукавая и всепагубная; человек поставлен в этом мире как бы между двух огней, из коих один - животворный, о коем Гдь говорил: Я пришел низвесть огонь на землю (Лк. 12, 49), - а другой - огонь палящий и сожигающий; человек должен употреблять усилие над собою, чтобы возбуждать в себе огонь Божий, огонь веры и любви к Богу и ближнему. Человек потерял свое первое Божественное достоинство, свою правоту, святость, благость, кротость и наполнил душу свою всякими грехами. Вот у тебя нет чистоты сердца; - это большая потеря, надо приобресть её, чистоту сердца, нет простосердечия, приобрести его; нет сочувствия к ближнему в его скорби, беде, несчастии, бедствии, болезни; перемени себя, будь сочувствующим, не имеешь усердия к молитве, к Богу, не имеешь духовного вкуса к молитве, не имеешь духовного слуха к слушанию Слова Божия - претвори себя, развей духовный вкус, духовный слух, чтобы с любовью, слушать Слово Божие, чтобы чувствовать сладость молитвы и сладость добрых дел. Если горд, смирись, если жаден к пище и питию, будь воздержан и т.д. Зло сильно борет человека и нудит на зло, а добро - привлекает к себе своею нравственной красотою, миром душевным свободою духовной; добро привлекает обетованием вечной жизни за победу над страстями; побеждающие уже спаслись Мною и Мудростию Моею.

Царствие Небесное, т.е. святость, правота, чистота, воздержание, молитва, целомудрие, любовь к Богу и ближнему - силою берется, т.е. силою благодатной помощи Божией и собственным усердием, и употребляющие усилие приобретают его. Плоть противится духу, т..е. всякой добродетели, чтобы мы не то делали, что хотим ради Бога и спасения души и ради блага ближних. Человек поставлен в этой жизни между двух течений: добра и зла, - между двух огней: огня Божиего, животворящего, и огня дьявольского - палящаго и мучащего. Требуется сопротивление человека всякому злу, всякой страсти плоти и духа, всякой похоти, и обучение, усвоение всякой добродетели. Жизнь настоящая есть школа духовная, борьба, подвиг, сражение с грехом или с духами злобы поднебесной, борющими нас назло. Нужно всякому учиться побеждать в себе грех с помощью Божией: От Бога даны нам все Божественные силы к животу и благочестию, надо только не лениться использовать их. - Хотите научиться восхищать силою Царство Небесное? - Поучитесь у святых, как они подвизались, как они употребляли над собою всякое усилие; какое у них было самоотвержение, какое беспристрастие к богатству, к мирской чести и славе, к плотским удовольствиям; какое имели воздержание, какое усердие к Богу, какую молитву всегдашнюю, какой труд, какое смирение, незлобие, послушание, терпение, милосердие к ближнему. И как верою они дошли до Царствия Божия! Никто из них не посрамился; все получили нетленную жизнь и вечную славу, вечное блаженство, и находятся вне всякого страха потерять приобретенное Царствие Небесное. Подражайте и вы им, каждый по силе своей; читайте, слушайте Слово Божие, вникайте, разумейте, стремитесь неустанно к цели вашей жизни - и получите вечное спасение. Ведь вы трудились же все так или иначе для земли, для земного благоустройства; потрудитесь же особенно для получения вечной жизни; ищите прежде Царства Божиего и Правды Его и сие все, все земные блага приложатся вам. Аминь.

2 Июля. Упокой душу рабы Твоей Лидии, Гди! Она была угодна Тебе, не от мира сего, кроткая, добрая, чистая, смиренная, доброжелательная.

3 Июля. Видно - естество человеческое дивно и божественно (богообразно) устроено, что для возсоздания его потребовалось такое сверхъестественное средство - воплощение Сына Божия, Его житие на земле, чудеса безчисленные, учение Божественное, страдания, смерть и воскресение. - Падший образ Божий неоцененный, которому весь мир неравностоятелен, - был причиною такого сверхъестественного промышления Божия. Понимают ли это люди? Не многие понимают и ценят, а потому и живут недостойно, наудачу, как бы случайно, не помышляя о высокой цели звания Христианского, живут в суете всяких пристрастий.

Не скрывайте... идеже тля тлит идеже татие крадут (Мф. 6, 19). Проходит образ мира сего (1 Кор 7, 31), как тленный со всею его красотою, богатством, сладостью, славою и честью. Пребывают одни вечные блага, вечные сокровища, вечная жизнь, правда, любовь со святостью и миром Божиим. - Туда очи сердца устремляются, гряди там, оттуда уже помощь идет. -

10 июля. Четверг. 4-й день в Устюжне. Каждый день служил кроме дня приезда. Каждый день говорил Слово; сегодня на текст: Святый и освящаемые от Единаго вси. -

14 Июля. Понедельник. Как враг и стужает и старается отчуждить меня от Бога в сонных мечтаниях, чрез разные лица, вещи, действия негодных людей, - представляет то, чего наяву никогда, славу Богу, не увидишь. Вот своего рода романист негодный, скверный, всезлобный, но какой, тонкий, хитрый, мечтательный на миллионы видов и ладов, - какой изобретательный до безконечности, какой фантазер, - и все это в самом дурном, мерзком, отвратительном, наругательном виде! - Зачем ему попущено так издеваться над нами! И видно, что враг гнездится в нашем сердце, в нашем ветхом человеке! О, как надо распинать ветхого нашего, Богоутратившего человека, в коем гнездятся мысленные гады. -

Спросить морошки после обедни - покушать, да и в дорогу взять на пароход. - За все благодарю Господа, подающего все потребное, все во благо и в наслаждение наше невинное. - Целую невидимую руку Твою, Господи; созерцаю Тебя во всех делах рук Твоих! Неисчислимы оне, по причине множества, наподобие песку морского и звезд небесных.

15 Июля. 3 час пополудни. Почти двадцать часов стояли у берега реки Мологи из-за бревен, раскиданных бывшей бурей 10 июля, (сплавной лес для продажи), в том числе разбило и бревна Якова Михайловича Поздеева21. Кто нам всем, а особенно мне, напакостил этой бурей? - Сатана, по допущению Гда, как Иову - бурей, побившей его детей и скоты грозой. - Но тут есть и наказание Божие и лесопромышленникам за их грехи.

15 Июля. 9-ть вечера. Возсияй в сердцах наших истинное солнце правды Твоея, т.е. Церковь молит Гда от лица всякого православного, чтобы Он научил нас совершенной правде Своей, чтобы Он как солнце озарил наше сердце и душу, и мысли наши, чтобы в нас не осталось ни одной темной страсти греха, ни одного лукавого помышления, никакого неприязненного чувства к кому-либо, чтобы человек был одет по чреслам и истиною по ребрам своим, чтобы возлюбил одну правду и возненавидел беззаконие. Вот что значит: возсияй в сердцах наших истинное солнце правды Твоея, Гди!

16 Июля. 5-ый час утра. Божией милостью мы в Ярославле; отсюда в 10-ть час. на машину в Ваулово, на полустанок Ляжчево. Речка Ваулова-Сдержиножка: характерное название дано ей - Сдержи ножку - вся загромождена сучьями и кустами. Что-то наследники Мордвинова, открыли ли нам барский дом?

К моему огорчению, Министерство Путей Сообщения дало мне вагон отдельный - гадкий, прокуренный табачным дымом, - так что дышать свободно нельзя было ни вечером, ни ночью, ни утром до полудня; и я положительно страдал в этой ходячей темнице. Рад был, когда вышел на свежий воздух на станции Ляжчево и сел в экипаж. Погода была прескверная - холодно как зимой, - вода ледяная, как зимой в рукомойнике. Ночью я раз двадцать вставал. Премучительно.

Дома я привык к чистому воздуху; запаху табачного отнюдь не было. Раскаялся, что сел в вагон - о, проклятое табачное куренье! Между тем, ныне и малые дети курят. О, погибель!

Сегодня с часу дня или раньше - гроза - гром, молния, дождь ливень. Я предчувствовал эту непогоду (сильный ветер) за двое суток - в некоторых легких припадках болезни. Ласковость хозяев и всех домашних ко мне необыкновенная. Я не стою ее. Благодарю Гда. В Вышневолоцкий Женский монастырь послать двести руб., в Веркольский - сто руб.; в Холмы - сто; Шенкурский - сто.

Иван Ефим. Шувалов крестьянин-труженик, провождающий нас ежедневно при прогулках в экипаже. -

Требует постоянно тепла железа моя и желудок мой. Когда согреты они, - я здоров и спокоен. Когда охлажден живот, я нездоров.

11 Июля. Евфимии всехвальной и Ольги Росссийской. Служил Литургию и говорил проповедь на тему, что причащаться нужно часто Пречистого Тела и Крови Христовой. Почему Церковь Православная причащает под обоими видами. По заповеди Христовой - раз; во 2-х, потому, что в крови - душа Человека и Человек зачат от кровей Матерних и потому что Христос принял плоть и кровь; в 3-х, в Ветхом Завете Кровь Христова была изображена жертвами животных: овенов, тельцов и козлов; и Моисей кропил иссопом, омоченным в кровь, все принадлежности скинии, - книги и все вещи.

Интересуетесь ли вы, братья и сестры, всеискупительным делом Христовым, Его домостроительством человеческого спасения. Интересуетесь ли Церковью, учением Евангелия, Таинствами. Интересуетесь ли делом молитвы сердечной, покаянием нелицемерным с делами покаяния? Интересуетесь ли Жизнию Вечною, которой интересовались совершенно, самоотверженно все святые апостолы Христовы, святители, мученики, преподобные, столпники, безсребренники. Которой интересовались все смысленные, здравомыслящие люди?

Все мы интересуемся часто сущими пустяками; отчего же не интересуемся этими, бесконечно важными для нас вопросами? Где разум? Где цель жизни? Разумная цель? - Есть много у всякого своих целей - пища, питие, одежда, богатство, наслаждение, разгул, игры, зрелища, ристалища, карты, табак. Аще едино на потребу? Где душа? Ея святость, правда и милосердие к людям? Пост, воздержание во всем? -

Господи, Творче и Промыслитель всех, повергаю, недостойный раб Твой, моление мое пред Тобою за рабов - Александра, Елену17 и чад их и за рабов Твоих - Якова, Параскеву18 и чад их и внучат их о исполнении благих и жизненных желаний их по всем прошениям, которые они изложили письменно пред Лицем Твоим. Осуществи, Гди, желания их по всем их прошениям. Поступи с ними, как со всеми, в простоте веры и сердца обращавшимися к Тебе. Яко Ты независтный Источник и Податель всех благ и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Св. Духу. Аминь. -

12 Июля. Суббота. Благодарю Гда за Слово, произнесенное мною в церкви, предметом коего было слово: суббота и почему установлен день субботы в Ветхом 3авете и в Новом Завете? Что значит покой или субботство, предоставленное Богом для людей, повинующихся Ему? - Чтобы удостоиться вечного покоя праведных, нужно здесь трудиться всем ради Царствия Божия, нужно непрестанное покаяние, молитва, воздержание, милостыня, терпение; под лежащий камень вода не течет, нужно подвизаться: Царствие Небесное силою берется и употребляющие усилие приобретают (восхищают) его. (Мф. 11, 12) - Нужно взрыть землю сердечную и вырвать все корни страстей и вредных привычек и насадить на сем пшеницу добродетели.

13 Июля. Воскресенье. Евангелие о исцелении расслабленного. Во время Литургии говорил импровизацию о том, что грехи расслабляют все существо человека; что нужно всегдашнее покаяние, всегдашнее понуждение себя к добродетели. Молиться - лень; воздерживать себя - лень; целомудренно жить - лень; милостыню подавать - лень.

Причиною падения рода человеческого был первый из всех ангелов, Денница, сильный, мудрый, прекрасный, пресветлый, сам падший гордостью и непослушанием. Причиною возстановления падшего человека долженствовал быть также первый ангел или Архангел. Каков и был избран Богом Архангел Гавриил. Слава Богу!

Каждый день Гдь воссозидает и новотворит меня чрез служение Литургии и причащение Св. Животворящих Тайн, - я вижу, чувствую, ощущаю это Божественное чудо и благодарю Творца и Возсоздателя моего, новую тварь, меня, воссозидающего, исцеляющего, умиротворяющего. Что я принесу или что воздам Тебе, Гди? Ничего у меня нет своего доброго, все Твое. Научи меня горячо любить Тебя, благодарить и славить Тебя, Гди, Боже Мой!

13 Июля. 1 час пополудни. Завтра, 14, в понедельник, отправляемся из Устюжны в Ярославль19, а оттуда в Ваулово по чугунке до полустанка Ляжчево. Дай Бог благополучный путь. Ангела-хранителя посли, Господи, спутника и хранителя. От злых и лукавых человеков избави!

Благослови, Гди, Собор Архипастырей и пастырей и всех, собравшихся на съезд или собор20 и буди посреди их.

18 Июля. Пятница. Обедня. Служба с диаконом О. Николаем, безголосым. Случилось искушение: диакон другой день не помогает в самой главной части Литургии; уклоняется от возношения Св. Даров и не причащается; это меня огорчило и произвело во мне тайную неприязнь к нему; я смутился, но тотчас тайно покаялся Гду, прося изменить злое расположение сердца на благое, кроткое, со всепрощением диакону, и дать мне мир и достойное совершение Таинства причащением; - и Гдь преложил чудно сердце мое, обновив и умиротворив меня. Слава Богу.

Кажется, я в долгу у него, забыв заплатить за прежние службы. Сегодня отдай ему долг.

Прочитывая со вниманием церковные службы святым на каждый день года и духом созерцая их подвиги, не могу надивиться их самоотверженной ко Гду любви и неизреченному к ним снисхождению Божию, и любви Божией к ним. Сколько дарований духовных - получили они от Бога; какие чудеса творили, какой дар пророчества имели; и при жизни и по кончине Бог прославил их, и вселился в них, и почтил их славою и честию несказанною. Иные святые, как солнце просиявали при самой кончине и ангели были спутниками их на небо! Вот что значит душа человеческая, очищенная от грехов, и возлюбившая всем сердцем Создателя Своего! Бог не остается должником.

Евгения больная, мать Клавдия Красильникова24 (Евгения выкинула, разлилась желчь). О, горе, о, беды! О, тысячи бед! О, грехи наши! -

19 Июля. Суббота. После обедни 10-ть час. Благодарю Гда, совершившего со мною чудо милосердия, - возрождения моего внутреннего после тайного глубокого покаяния моего в презростве и гордости к некоторым сельским женщинам, и раздражении на них, часто пытавшихся подходить ко мне, когда я ехал, утомленный, подышать чистым воздухом и тайно помолиться Гду и возблагодарить Его за приобщение Св. Тайн. Грех мой был тяжкий - я лишился мира и отрады после причащения Св. Тайн; благодать оставила меня, ибо я оскорбил ее и опечалил Духа Святого. Но после глубокого покаяния Гдь чудно изменил мое сердце и дал мне небесный мир и пространство сердца.

20 Июля. Чтобы наследовать небо и вечную жизнь и сподобиться вечного собщества св. Ангелов и св. Человеков, нужно здесь на земле предочистить себя, возненавидеть грех и возлюбить правду, одну правду и таким образом уподобиться Богу и святым Его, ибо какое общение свету ко тьме, правде к беззаконию? Христу с Велиаром? (2 Кор. 6, 14, 15) Святые всю жизнь готовились и очищали себя от всякой скверны плоти и духа; особо надо научиться смирению; ибо начало греха - гордость. Денница пал гордостью.

21 Июля. Боголюбезному собранию в Матери русских городов Богоспасаемом Киеве, преосвященных архиереев и всего освященного Собора25 с благочестивыми ревнителями Св. Православной Церкви из мирян - мое сердечное приветствие в духе Христовой сыновней и братской любви. Идеже два или трие собраны во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф. 18, 20).

21 Июля. После обедни, в 1 час дня, нашла туча, с громом и молнией и было много дождя-ливня; попеременно продолжалось несколько часов. Предчувствие за сутки - тяжело было накануне; ночью потел; здоровье крайне ослабело; голос совсем изнемог. - Морошка (сок) прошлогодняя моченая (только сок ел, ягод - нет). В час - крупянка.

С Вами присутствует Сам Святейший Глава Церкви Своей - Гдь Иисус Христос, возлюбивший Ее и Себя предавший за нее, да представит ю Себе славну Церковь, не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, - но да будет свята и непорочна. (Еф. 5, 25-27) С Вами Лики Патриархов, Пророков, Апостолов, Святителей, Мучеников, Преподобных, и всех Святых; с вами мысленно вся Русская Церковь в лице своих искренних чад.

23 Июля. Благодарю Гда, избавившего меня от внутреннего тайного падения при совершении Литургии в самой главной ея части (после Верую), когда о. иерей Михаил накрыл Св. Потир платком, а я по своенравию снял его, оставил сосуд открытым; я захотел сделать этим маленький протест против него, ибо казалось, что он слишком предупредителен и буквален (по шаблону). Мир Божий оставил меня, я скоро извинился пред ним, ибо он стал немножко уклоняться от услуг мне из-за опасения выговора. Дело пошло на лад; мир в душу возвратился, и я совершил Литургию мирно, как и причастился. Но я был с утра раздражителен; сердце мое было не готово для Бога по причине долгого сна и неготовности молитвенно. Надо раньше вставать и готовиться усерднее к Литургии. Причастился неосужденно. Импровизацию говорил нежданно несказанно горячо. О пререкании Ап. Петра Спасителю; и ответил Гди ему: иди за Мною, сатана; ты Мне соблазн, ибо мыслишь не то, что Божие, а что человеческое... (Мф 16, 23). Потом о самоотвержении себя. Кто хочет идти за Мной, тот да отвержет себя и да следует за Мною (Мф. 16, 24).

Пророка Иеремии 50 гл., 41-46. О падении Вавилона чудная, державная речь Гда Саваофа, Владыки всей твари, ст 44: Кто подобен Мне? И кто потребует от Меня ответа? И какой пастырь противостанет Мне?... От шума взятия Вавилона потрясется земля, и вопль будет слышен между народами. (Иер. 50, 44, 46) Так говорит Господь Я подниму на Вавилон и на живущих среди него противников Моих, и пошлю на Вавилон веятелей, и развеют его, и опустошат землю его ибо в день бедствий нападут на него со всех сторон. (нач. гл. 51) 51 гл. 20 ст: Ты у Меня - молот, оружие воинское; тобою Я поражал народы и тобою разорял царства; тобою поражал коня и всадника его и тобою поражал колесницу и возницу ея и проч.

26 гл. Исайи, ст. 10 (заметь). Сколь вредна безнаказанность за проступки.

Как противен грех, какой бы ни был: Всесвятому Господу! Это - мерзость, которая разлучает от Него душу согрешающую. Мертв буди греху, и жив Богу во Христе Иисусе, Где нашем.

Анна Андреевна, Софья Яковлевна26 и Варвара Ив27 из Москвы прибыли в Баулово в 1 час пополудни, обедали; завтра причащаются Св. Тайн, 26 июля 1908 г.

Согрешил я - позавидовав священнику Михаилу28 в Ваулове в том, что он взял себе многоземельное владение - целую версту, насадив в нем тысячу деревьев, сделав огороды для всяких овощей и для пчельника большое место. Но потом покаялся и переменил зависть на доброжелательство - пусть де пользуется этим участком для своей пользы и семьи своей. У Скита земли много - 800-десятин, и лесной, и сенокосной, и засеваемой семенами хлебными или пахотной. О. Михаил - священник хороший, простой, трезвый, благонравный, в службе исправный, предупредительный, но при том семейный. Благодарим Господа за всю Его милость. Туне приясте, туне дадите (Мф. 10, 8). Даром, нечаянно, мы получили от Господа такой земельный дар от г. сенатора Мордвинова29.

Июля 25 1908 г. (Пробел был оставлен нечаянно для записи). Имянниница, заведующая Евпраксия. монахиня. Память св. жен Олимпиады и Евпраксии. Олимпиада, ученица Иоанна Златоустого, Св. Вселенскаго учителя и Святителя.

Гди, прости грехи мои и даждь мне совершенное безстрастие: даруй мне на небеси иметь сокровище, а не на земле, где тля тлит: воры подкапывают и крадут.

Католики виноваты между прочим тем, что несправедливо считают нас еретиками и схизматиками; ругают и проклинают нашу св. непорочную, кафолическую и апостольскую церковь, не хотят проследить наше православное учение, наши Богослужебные книги, каноны, иерархию, по презорству, гордости и отвращению, не хотят вступить даже ногой в нашу церковь, считая это осквернением. Ненависть сатанинская! -

Нечестивии не узрят Славы Твоея, Христе, т.е. неверующие, непрививающиеся, католики злые, лютеране богохульники и реформисты, евреи, магометане, все буддисты, все язычники. А мы узрим ли? Это зависит от нашей жизни, веры, благочестия. Если мы имеем Дух Христов, если мы будем новою тварью во Христе, то несомненно увидим Славу Христову и вечно будем наслаждаться ею. Кто мудр и поймет это? - Кто понудит себя к достижению Царствия Божия? -

Удивительное существо - душа человеческая, созданная по образу и подобию Божию, хоть и падшая. Ибо какова она бывает во Святых, усердно послуживших Гду в жизни сей временной? Сколь она бывает предана Богу любовью и самоотвержением, молитвою, воздержанием, зрением непрестанным к Богу? Сколь чиста, светла, тверда, благоуханна? - Да и самые тела Святых издают благоухания А кончина какова? Сколь мирна, славна, светла, свята!

Я должен буду скоро оставити землю - прочь пристрастие нелепое, мертвящее ко всему земному; да возлюблю единое на потребу, да возлюблю единого Господа, мое Сокровище жизненное, неистощимое.

О. иерею Михаилу Сретенскому желаю добра всякого, как себе. - Да пользуется он даром - Божиею землею - невозбранно, да трудится над пчелами. -

Хозяин, после заведующей здесь в Скиту - О. Михаил Сретенский, как священник и духовник, и наставник; - Я должен быть хозяином, господином у себя, в своем сердце, должен господствовать над всеми страстями и убивать их, и давать господство Благодати к всякому добру, особо любви к ближнему, чтобы любить его больше всего: ибо любовь к Богу испытывается и в любви к ближнему. Не любящий брата своего, которого видит, - как может любить Бога, которого не видит? - И сию заповедь имеем от Него, чтобы любящий Бога, любил и брата своего. Ненавидящий брата своего - есть человекоубийца.. Послание Иоанново первое30.

Припомни единственное богатство Илии пророка - милоть (овчина - К.) ниспущенную на Елисея при вознесении пророка31. О, как Он - Илия любил Бога, как был чужд всякого житейского пристрастия! Весь был в Боге, и, прежде взятия яко на небо, жил сердцем на небе с Богом. Жив Господь, пред Которым я предстою (3 Цар 17, 1), - говорил он! - Хвались Крестом, им же мне, мир распялся и аз миру (Гал 6, 14). Да будет так! Аминь. - 25июля.

Даруй мне, Гди, доброе сердце, добромилуствующее к врагам моим или России; даруй мне сознавать, что самый злой враг мне это я, я сам. Аминь, 26 Июля 1908.

Варвара Ивановна Федосихина32. 25 Июля 1908.

Священник Николай Васильевич Виноградов33, Ярославской губернии Романовского уезда, село Малахове.

Когда молишься пред Образом Гда или Богоматери, или Святых - спроси себя внутренне: искренно ли ты и с любовью ли взираешь (смотришь) на св. иконы, с верою ли возводишь взор к Первообразному? Всем ли сердцем молишься и всем ли помышлением, всем ли упованием? Не спит ли твое сердце, не спит ли твоя мысль? Не дремлютли сердца? - произносят уста твои. -

Как я мал, как ничтожен в творении Божием, как грешен между земнородными, и при том, как самомнителен, лукав, судителен относительно дел и слов, или опрометчивости начальствующих, даже царей и высочайших особ, и относительно всех людей! Как раздражителен, гневлив, завистлив, горд, недоброжелателен, зложелателен относительно многих, ленив, нерадив, корыстолюбив, небрежен, блудлив, не усерден к св. делам, напр. молитвы и покаяния! С ранней юности я обременил себя грехами, и доселе коснею в них, несмотря на преизбыточную благодать, данную мне Богом в чтении Слова Божия и служении ежедневной Литургии.

Сегодня 28 Июля, в понедельник, пожаловал в Вауловский Успенский Скит высоко преосвященный архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон34, стоял и молился всю обедню, пил чай, закусывал, осматривал Скит 11ть час. до полудни, в 1 час пополудни изволил обедать и в 2 часа уехал в Никольский приход, а оттуда к купцам Лопатиным.

31 Июля. В даровании Божественной Литургии Церкви Православной и в даровании ей прочих таинств дано Богом так много, что никакой ум человеческий не может оценить великости этих даров; дары возрождения, усыновления, обновления, права на вечную жизнь, входа на небо, сожития с ангелами и всеми святыми и вечного примирения с Отцом Небесным и участия в Его святости и блаженстве. Цените ли вы, православные христиане, этот дар Божий и стараетесь ли жить достойно христианского звания в чистоте и святости и во всякой добродетели? -

Сын Божий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить (спасению нашему) и отдать душу Свою для искупления многих (верующих). Неверующие не спасутся; и из православных многие не спасутся за жестокосердие и немилосердие. Понеже не сотвористе единому сих братий Моих меньших, ни Мне сотвористе. Мало спасающихся. Много званных, но мало избранных. Ни един мужей тех званных вкусит Моей вечери за пристрастие к здешней жизни и за неверие и холодность к Богу и дебелость сердца. Лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда. Сын же Человеческий не имеет где голову приклонить.

Можете ли пить Чашу, которую Я буду пить, и креститься Крещением, которым буду креститься? Два брата смягчили свой ответ тем, что сказали: можем. Если бы не этот ответ или эта готовность положить жизнь за Христа, просьба их была бы очень обидна для всех Апостолов; да и то - они обиделись; - сказано: вознегодовали они на Иакова и Иоанна: - Гдь вразумил их. -

Спасение наше в Церкви, как в Ковчеге Ноя, и - нигде больше. Аще и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь. - Церковь - мы, Тело Христово, и Он, Христос, есть Спаситель Тела; а мы - члены Тела, от плоти Его и от костей Его. Кормчий - Дух Святой, - т.е. словесного Корабля Церкви. Только в Церкви, как в Ноевом Ковчеге, - можно спастись. Благочестивый Корнилий сотник, бывший язычник, молившийся всегда и творивший милостыню, наставлен был ангелом позвать Апостола Петра и от него услышать Слово спасения и получить крещение со всем домом. Знаменательно. -

Кто не родится водою и духом, не может войти в Царствие Божие: магометане - не войдут, евреи - не войдут, идолопоклонники - не войдут, еретики - не войдут, сектанты - не войдут; блудники, прелюбодеи, лихоимцы, обидчики, пьяницы, тати - Царствия Божия не наследят. Скорее ухватывайтесь за вечную жизнь, и готовьтесь к ней. Не опоздайте. Только истинною верою во Христа и в Церковь Его спасемся, да делами любви. -

1 Августа. В лике живописном Спасителя, Божией Матери, Предтечи и Святых - изображены - самая Святость, Правда, Благость, Кротость, Смирение, Милосердие, а в ликах Святых - всецелая преданность Богу.

С какой любовью надобно смотреть на св. иконы, на изображения св. Креста, на Евангелие и проч. святыни, напоминающие нам о великих делах и словесах Божиих и св. угодников. Так и смотри, а не поникай в землю лицом, не чуждайся сердцем и взором, как лютеране и пашковцы или евреи. Присвояйся небесной Церкви. Любишь памятники знаменитых людей чем-либо; любишь смотреть на их портреты, фотографии, отчего не любишь смотреть на лики Святых? Ты непоследователен, и весьма, весьма глуповат, фальшив и диковат.

Заехать в Леушинское Подворье35 на Бассейную по приезде в Питер. 1 Августа.

Насаждени в дому Господнем, во дворех Бога нашего процветут. (Пс. 91, 14) Стих на стиховню Св. Блаженного Василия Московского чудотворца. Только в Церкви Божией православной бывает нетление мощей, а вне церкви - нет, ни у католиков, ни у лютеран, тем менее у евреев и магометан. Держитесь Церкви искренним сердцем. -

2 Августа. Суббота. Ужинал - щи рыбные ел; нехорошо; желудок расстроился. Крупянку не заменять никаким кушаньем; держаться ее одной. 7 час утра.

Слепота злокачественная и суетная покрывает сердечные очи христиан, а не христиан - особенно. Какая слепота? Та, что люди забывают о тленности, непостоянстве, и исчезновении всех вещественных благ: красоты и здоровья телесного; богатства земнаго, пищи и пития, услаждающих гортань, наград и отличий земных, зрелищ и разных игр, художественных произведений. Люди не думают, или совсем мало думают о вечной жизни и о небесных, нетленных обителях, уготованных любящим Бога, от сложения или прежде создания мира. К этой последней всей душой стремились только немногие из многих, ибо много званных, а мало избранных. Прочь слепота сердечная; дай мне, Гди, ясные очи сердечные, чтоб мне ясно видеть уготованные мне Тобою вечные блага. -

3 Августа. Воскресенье. Если кто не возненавидит душу свою и пр. не может быть Моим учеником. (Лк. 14, 26-27) Действительно, душу свою я должен возненавидеть, ибо она полна всяких страстей, отчуждающих меня от Бога - Живота моего; она - орудие диавола, она - враг мой непримиримый. - Ох, я окаянный!

Пророка Исайи 26 гл. ст 1 и далее: В тот же день будет воспета песнь в земле Иудиной: город крепкий у нас; спасение дал Он вместо стены и вала. Отворите ворота; да войдет народ праведный, хранящий истину. Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он. Уповайте на Гда вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная. Он ниспроверг живших на высоте высоко стоявший город; поверг его, поверг на землю, бросил его в прах. Нога попирает его, ноги бедного, стопы нищих. Путь праведника прям; Ты уравниваешь стезю праведника. И на пути судов Твоих, мы, Гди, уповали на Тебя! К имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша. Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра; ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире (вселенной) научаются правде. Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, - будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа. Гди! Рука Твоя была высоко поднята, но они не видали ея; увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой; огонь пожрет врагов Твоих. Гди! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас. (Ис. 26, 1-12) 19 ст. Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! - (Ис. 26, 19)

Да испытывает человек себе и тако от хлеба да яст... (1 Кор. 11, 28) Каждый испытывай себя, - и уничижайся, и несколько раз в году кайся священнику, хоть 10 раз.

4 Августа. Понедельник, Благодарю Гда за ванну, которую я взял вчера вечером. Да будет она мне на пользу и во славу Божию. Аминь. -

Антонина Косова из Астрахани36, девица 16ти лет, неверующая, непослушная, гордая, злая, непокорная, ругательница, презрительница матери, которая из-за нее плачет и едва с ума не сходит. Мальчики - Федор 14ти лет и Сергий 12ти тоже подражают сестре Антонине и грубят ей. Отец не занимается детьми, - сердитый, занят торговлей до пристрастия к ней. Господи, накажи Антонину за дерзость и пошли ей болезнь и напасть, чтоб смирилась и научилась слушаться матери и почитать ее, добрую, простую, неграмотную.

5 Августа. Вторник. Утро. Сегодня Божией милостью уезжаю из Вауловского Успенского Скита в С.-Петербург, в Ивановский Монастырь37. Благослови, Гди, путь наш. Благодарю Тебя за дар здравия. - Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвинутся стопы мои. (Пс. 16, 5) - Пред обедней. Помяни, Гди, всех заповедовавших мне, недостойному, молиться о них.

Скоромное лекарство очень хорошо подействовало, не расслабляя (простокваша).

11 Августа. Логика Христианская, кажется, не трудна и легко может быть понимаема и изучаема, и слишком жизненна для того, чтобы полюбить и изучить, и усвоить ее всем сердцем; а между тем ее-то, эту Христианскую логику, и забыли почти все; и простые, и ученые (мнимоученые), именно в нее не вникают и не изучают с усердием, как другие земные и утилитарные науки, искусства и художественные мастерства; и оправдана эта небесная логика и премудрость чадами ея, вроде - Серафима Саровского, Феодосия Черниговского, Тихона Задонского, Митрофана Воронежского и всеми древними, средневековыми и новыми святыми угодниками Божиими. Кто из мирян ныне ищет эту драгоценную жемчужину (души по образу и подобию Божию), это сокровище сокрытое в поле, это зерно горчичное, эту закваску, которую женщина положила в три меры муки?38

12 Августа. Римские папы целую тысячу лет с лишком работали в свою пользу кичения и гордости и всякой лжи, а не Христу, не Церкви Его, измыслив множество фальшивых учений - о главенстве папы в церкви, о непогрешимости, о опресноках на Литургии, о причащении одним Телом без Крови, о чистилище и проч., нагромоздили столько новых, неслыханных догматов (о непорочном зачатии), что невозможно никому спастись, исповедующему католическую веру и ложь мнимо католическую - признающим за истину. Древо добро плоды добры творит, а древо зло плоды злы творит. По плодам их узнаете их. (Мф. 7, 17, 20) Не кичитесь, католики, вас сам Бог осудил вонже, как Христос фарисеев и саддукеев и первосвященников иудейских. Недаром жиды и поляки заодно действуют, в одном духе.

Сокровище сокровищ на поле - это Церковь; сокрыто это сокровище Правдою Божию от мнящихся быть мудрыми - ученых века сего. Ходят кругом и около этого Божественного сокровища, а не найдут его, или и видя, как-бы не видят, и слыша, не разумеют... Сказать на эту тему проповедь. -

12 Августа. Гди! Тебя ли, безмерно благого и непристанно нам всячески благодеющего, огорчаем всякими грехами-злобами, завистью, лукавством, лицеприятием, лицемерием, ропотом, хулою, нетерпением, блудными и скверными помыслами, холодностью, неблагодарностью, леностью, нечувствием греховным, и всякими страстями. Исправь нас ими же веси судьбами и яви нас достойными Себя, чтобы нам достойно жить своего христианского звания и избрания. -

Вечер 9ть час. Благодарю Гда, помиловавшего меня величественным помилованием утром, когда я раздражился на слугу Евгению за то, что поздно (казалось) на пароход Ораниенбаумский для следования к принцу Ольденбургскому, и едва не ударил её. Благодать оставила меня, и мне было очень худо, смутно, тесно, мрачно, смертельно; и я каялся из глубины души, да как каялся! Как Давид по согрешении, как Манассия, пленный Царь Иудейский! Как убедительно и для себя, и для Гда! И долго каялся тайно, едучи на пристань, и - почувствовал, наконец, что я помилован, что мне прощен грех мой. И как отвратителен, безсмыслен, неправеден был мой гнев. Ибо я поспел вовремя на пароход, и еще ждал отхода его.

Согрешил я, Гди, неприязнию к кривым, глухим (хотя и сам глухой), хромым, обезображенным в лице рябинами или шрамами, не имеющим настоящего носа и рта, и всяким, так или иначе обезображенным болезнью или разными несчастными случаями, забывая, что они такие-же люди, как и приятные лицом и правильным устройством всего тела, что их души также по образу Божию и, может быть, гораздо прекраснее они нас по внутреннему достоинству, по добродетели тайной или явной. Исправь страстное сердце мое, Господи, да всех люблю по заповеди Твоей: возлюби ближнего Твоего, как самого себя. -

Благодарю Гда за сегодняшнюю раннюю Литургию и доброе причащение себя и других, в церкви и дома. Благодать великая!

ЧАСТЬ II (15 августа - 2 октября 1908 г.)
ЧАСТЬ III (3 октября - 11 ноября 1908 г.)

КОММЕНТАРИИ

1 Св. архидиакон Афанасий Александрийский (293-373), родился в Александрии, в семье благочестивых родителей-христиан. В 319 г. еп. Александрийским Александром рукоположен во диакона. Примерно в это же время появляются его первые сочинения богословско-философского характера: "Слово против язычников" и "О воплощении Бога-Слова в лице Иисуса Христа". На первом Вселенском Соборе (325) св. Афанасий" явился неустрашимым обличителем арианства. В 326 г., по смерти еп. Александра, св. Афанасий, 33 лет от роду, был избран на Александрийскую кафедру. Будучи епископом, часто публично выступал против ересей, за что неоднократно был гоним властями. (Архим. Владимир, впоследствии еп. Сарапульский. Отец православия св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский., СПб, 1901, с. 5-11).

2 Евпраксия (в миру - Кононова Евдокия), (1853-?), монахиня, из крестьян Новоладожского у., Петербургской губ.; в 1875 г. поступила в Староладожский Успенский женский монастырь, 10 ноября 1901 г. зачислена в послушницы Сурского Иоанно-Богословского монастыря. 20 марта 1903 г., по указу Петербургской духовной консистории пострижена в монашество в Петербургском Иоанновском монастыре. С 20 июля 1903 г. заведующая Вауловским Успенским Скитом Иоанновского монастыря. (ЦГИА СПб, ф. 19. оп. 113, д. 4106, л. 4-об.-5).

3 Вауловский Успенский Скит Петербургского Иоанновского женского монастыря, располагался на территории бывшего родового, имения сенатора В.П.Мордвинова в Ярославской губ., Романо-Борисоглебского у. Учрежден по Указу Святейшего Синода в 1903 г. В Скиту имелись два каменных храма - во имя Успения Божией Матери (освящен 14 августа 1751 г.) и - во имя преп. Александра Свирского (освящен 30 сентября 1767 г.) (ЦГИА СПб, ф. 19, оп. 113, д. 4106, л. 40об.).

В рапорте прс. Антонину, еп. Нарвскому, благочинный монастырей Ярославской епархии, архим. Герман писал (14 марта 1905 г.), что "в Скиту монашествующие сестры во главе с управляющей Скитом монахиней Евпраксией подают хороший пример своею скромною иноческою жизнью, выражая это неопустительным посещением всех божественных служб, благоговейным стоянием в храме. Богослужение отправляется неспешно по уставу Феодора Студита. Во внебогослужебнае время сестры заняты исполнением разных послушаний, возлагаемых на них управляющей Скитом: производят заготовку строительных материалов при устройстве общежития Скита, ведут полевое хозяйство и занимаются скотоводством... Окружающее население относится к Скиту с видимым сочувствием, выражая это частым посещением богослужений и посильными жертвами на устройство Скита." (ЦГИА СПб, ф. 19, оп. 96, д. 45, л. 59-60)

4 Игуменья Ангелина (в миру - Анна), (1865-1927), настоятельница Петербургского Иоанновского женского монастыря. Родилась в Петербурге, в купеческой семье. Обучалась в петербургской Литейной гимназии, окончила курс с правом учительницы. Была замужем за купцом 2 гильдии Сергеевым, овдовела.

В 1900 г. поступила в Сурский Иоанно-Богословскйй женский монастырь. В декабре того же года была пострижена в рясофор иеромонахом Валаамского монастыря Маврикием; позднее (в 1901) - пострижена в монашество на Леушинском подворье в Петербурге архим. Никодимом, смотрителем Александро-Невской Лавры. Определением Святейшего Синода (1902) была награждена наперстным крестом "за труды при постройке в Петербурге Сурского подворья". 20 марта 1903 г. указом Святейшего Синода была назначена настоятельницей Петербургского Иоанновского женского монастыря. 28 марта 1903 г. прс.митрополитом Петербургским и Ладожским Антонием возведена в сан игумений (ЦГИА СПб, ф. 19, оп. 113, д. 4106. л. 1-3).

После революции, в тяжелые для монастыря годы, и после закрытия обители в 1923 г., игуменья Ангелина по-прежнему возглавляла монашескую общину и осуществляла духовное руководство вплоть до своей кончины. (Архим. Августин (Никитин). Возрождение Петербургского Иоанновского монастыря. - "Вестник Ленинградской Духовной Академии", 1990 N 2, с. 156-158).

5 Асмодей - в иудаизме демоническое существо, главный из демонов, или царь демонов.

6 Никон (в миру - Софийский Николай Андреевич), (1861-1908), экзарх Грузии, высокопреосвященный архиепископ Карталинский и Кахетинский. Родился в семье священника с.Озарниково Чухломского у. Костромской губ. Окончил Солигалическое духовное училище, затем - Костромскую духовную семинарию. В 1883 г. рукоположен в священника. Был женат, овдовел. В 1887 г. принял монашество с именем Никона - в честь прп.Никона Радонежского. После окончания Петербургской духовной академии был назначен на должность инспектора Петербургской духовной семинарии (1888), затем определен ректором Владимирской духовной оеминарии с возведением в сан архимандрита (1891). 8 марта 1898 г. хиротонисан во епископа Вольского. Далее последовательно занимал кафедры Нарвскую, Вятскую и Слободскую (с 1901 г.). С 1904 г. - архиепископ Владимирский и Суздальский. В 1906 г. - назначен архиепископом Кар-талинским и Кахетинским с присвоением звания члена Святейшего Синода и экзарха Грузии.

По свидетельству Л. И. Софийского, "назначение архиепископа Никона, как русского, главою грузинской церкви на Кавказе было недружелюбно встречено грузинским духовенством и частью грузинского общества" (Софийский Л. И. Высокопреосвященный Никон, архиепископ Карталинский и Кахетинский. СПб, 1909, с. 110). 28 мая 1908 г. в Тифлисе, в вестибюле Синодальной конторы, экзарх Никон был злодейски убит неизвестными.

8 Колосов Алексей Андреевич - сурский приходской диакон.

9 Имеется ввиду Сурский женский монастырь. В 1899 г. о. Иоанн Кронштадтский основал в своем родном с. Сура на берегу Пинеги (Архангельская губ.) женскую монашескую общину. В 1900 г. эта община была преобразована в Сурский Иоанно-Богословский общежительный женский монастырь. "Здесь обосновались насельницы, приезжавшие на далекий Север по благословению о.Иоанна из Петербурга, Кронштадта и Петергофа. В скромных келлиях проживало около 120 монахинь и послушниц. " (Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи., М., 1908, с. 35).

В начале XX века на территории монастыря был выстроен храм во имя св. ап. Иоанна Богослова, монастырские школы, гостиницы для богомольцев. Позднее были устроены больница, рукодельная, трапезная. "Одноклассная церковно-приходская школа для девочек с рукодельным классом и общежитием содержалась на проценты с неприкосновенного капитала в 40 тыс., положенного на её имя протоиереем Иоанном Сергиевым (Кронштадтским)". (РГИА, ф. 796, оп. 442, д. 2255, лл. 13-14 об.).

На монастырской территории был сохранен домик о.Иоанна (крестьянская изба), где он провел свои детские и юношеские годы, а также была устроена часовенка на могиле его отца. Обратно

10 Никольский Петр Васильевич, диакон. Родился в г.Костроме в семье диакона. Закончил Костромское духовное училище. Указом впрс. Иоанникия, архиеп. Архангельского и Холмогорского, 12 сентября 1906 г. переведен из Кегоостровского прихода Архангельского у. на диаконскую должность в Сурский женский монастырь. (ЦГИА СПб, ф. 2219, оп. 1, д. 2, лл. 145-146). Обратно

11 Иоанникий (в миру - Казанский Иоанн Афанасьевич), высокопреосвященный архиепископ Архангельский и Холмогорский. Окончил Орловскую духовную семинарию; (1863), рукоположен во диакона (1864). По окончании Московской духовной академии (1872) пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен преподавателем Олонецкой духовной семинарии. В 1881 г. возведен в сан архимандрита. С 1882 г. - ректор Донской духовной семинарии, затем - настоятель Витебского Маркова монастыря (1885). 21 февраля 1888 г. хиротонисан во епископа Великоустюшинского, далее последовательно занимал кафедры Владикавказскую (с 1891), Угличскую (с 1895) с назначением викарием Ярославской епархии. (Списки Архиреев иерархии Всероссийской., СПб., 1896., с. 77). До ноября 1908 г. возглавлял Архангельскую и Холмогорскую кафедры. В. письме к О. Иоанну Кронштадтскому от 12 ноября 1908 г. чиновник казенной палаты г. Архангельска А. Кулаков сообщал, что "преосвященный Иоанникий покидает Архангельскую кафедру и отправляется на покой в Донской монастырь". (ЦГИА СПб., ф. 2219., оп. 1, д. 2, л. 235). Обратно

12 Никитин Николай Васильевич, коллежский советник, секретарь Архангельской духовной консистории. 1 ноября 1908 г. перемещен на таковую же дожность в Саратовскую духовную консисторию. (РГИА, ф. 796, оп. 442, д. 2255, л. 1об.). Обратно

13 Лицо не установлено.

14 Уездный город Новгородской губ., расположённый на р. Мологе.

15 Имеются ввиду монастыри Архангельской губернии: Веркольский-Артемиев мужской монастырь. Холмогорский Успенский женский монастырь и Шенкурский Свято-Троицкий женский монастырь. Веркольский-Артемиев монастырь располагался вблизи от с. Суры, вверх по течению р. Пинеги. Часто в юношеские годы, возвращаясь домой на отпускное время из Архангельского духовного училища, о.Иоанн заезжал в монастырь на богомолье.

16 В этот день (11 июля по ст. стилю) Русская Православная Церковь отмечает память Равноапостольной Ольги, вел. кн. Российской, и воспоминание чуда великомученицы Евфимии всехвальной. Обратно

17 Вероятно, речь идет о духовных чадах и друзьях о.Иоанна - супругах Мироновых из Москвы - Александре Семеновиче (фабриканте) и его жене - Елене Михайловне, у которых, по воспоминаниям современников, часто останавливался Батюшка во время своих поездок в Москву. Московский адрес Мироновых в те годы: ул. Разгуляй, д. 34 (собственный дом). (ЦГИА СПб, ф. 2219, оп. 1, д. 146. л. 124). Обратно

18 Имеется ввиду семья Поздеевых из г.Устюжны Новгородской губ. - Яков Михайлович и его жена Параскева, - давнишние друзья и духовные чада о. Иоанна. Я. М. Поздеев был купцом 1 гильдии, имел мельницу, вальцово-крупчатый и мукомольный заводы. По отзывам современников и по дневниковым записям о. Иоанна за 1907 г. известно, что он по приезде в Устюжну всегда гостил у Поздеевых и нередко служил в их домовой церкви. (Неизданный дневник о. Иоанна Кронштадтского. - М., 1992, с. 52). Обратно

19 Таков был обычный маршрут о. Иоанна на пароходе по судоходной р. Мологе, соединяющей Новгородскую и Ярославскую губ. Обратно

20 Речь идет о Всероссийском Миссионерском съезде, проходившем в Киеве с 12 по 26 июля 1908 г. Это был 4-ый съезд, открывшийся после 11-ти летнего перерыва. На съезде присутствовало более 300 участников, 26 иерархов из практически всех епархий Российской империи. Приветственное слово при открытии съезда читал обер-прокурор Святейшего Синода П. П. Извольский. На одном из заседаний-съезда (16 июля) обсуждался вопрос об иоаннитах. Было принято решение считать их сектантами. Обратно

21 В действительности Поздеев Яков Михайлович не был лесопромышленником. (см. ком. 18). Сплавной лес мог принадлежать Поздееву Николаю Ивановичу, занимавшемуся торговлей лесом в Мологском у. Ярославской губ., владельцу лесопильного завода, под Устюжной, лесопромышленнику. Обратно

22 Подворье Сурского Иоанно-Богословского женского монастыря, устроенное на личные средства о. Иоанна (РГИА, ф. 796, оп. 442, д. 2255, л. 10), располагалось в г. Архангельске на Оперной площади. Открытие подворья состоялось в 1903 г. Первоначально подворье состояло из деревянного двухэтажного дома и часовни; позднее был выстроен и освящен (19 октября 1907 г.) каменный храм во имя иконы Божией Матери "Скоропослушницы" (РГИА, ф. 796. оп. 442, д. 2255, л. 11об.), помещение для трапезной, келии для сестер. В течение 1906-1908 гг. о. Иоанн регулярно посылал деньги на строительство подворья. (ЦГИА, СПб, ф. 2219, оп. 1,-д. 2, лл. 34, 44, 72).

В письме к о. Иоанну Кронштадтскому чиновник казенной палаты г. Архангельска А. П. Кулаков писал (1908): "Ваше детище - Сурское в г. Архангельске подворье с его благоукрашенным храмом Божиим, является не только для местных городских жителей, но и для всех лиц, отовсюду имеющих с городом то или иное общение, светильником, где верующие видят Свет истинный, таинственно воспринимают Духа Небесного, находят веру истинную... Что же касается порядка, то такой образцовый порядок, который ведется в подворье, можно только приветствовать. Я прямо-таки был поражен таким чудным во всех отношениях примерным благоустройством и распорядком, какой царит в подворье... Сестры, судя по выражениям их лиц, все жизнерадостные и довольные своим положением, и, по-видимому, мир царит в их душах". (ЦГИА СПб, ф. 2219, оп. 1, д. 2, л. 206, 232-233).

23 Архимандрит Игнатий (в миру - Аббуррусс Илия), настоятель Антиохийского подворья в Москве, Был в переписи с о. Иоанном (1906-1908).

24 Евгения и её мать, Клавдия, - Красильниковы из Устюжны Новгородской губ., постоянные адресаты и духовные чада о. Иоанна. Обратно

25 См. ком. 20. Обратно

26 Возможно, имеются ввиду Горпинченко Анна Андреевна и Бурхгард София Яковлевна московские адресаты и духовные чада о. Иоанна. Обратно

27 Лицо не установлено. Обратно

28 Сретенский Михаил Леонидович (1877-?),. родился в с. Скобееве Пошехонского у. Ярославской губ., в семье настоятеля Воскресенского собора г.Борисоглебска. Окончил Ярославское духовное училище, затем был помощником учителя Скобеевского начального училища и регентом хора при Скобеевской церкви (1894-1900). 3 июля 1901 г. рукоположен во диакона. 16 июля 1903 г. определен на священническое место в Вауловский Успенский Скит. 8 августа 1903 г. прс. Сергием еп. Угличским, викарием Ярославским рукоположен во священника. (ЦГИА СПб ф. 19, оп. 96, д. 45, л. 61об.-62об.). Обратно

29 В 1903 г. сенатор, тайный советник Владимир Павлович Мордвинов, пожертвовал около 890 дес. земли в Ваулове. Вводный лист на землю был выдан Ярославским окружным судом в августе 1903 г. (ЦГИА, СПб, ф. 19, оп. 113, д. 4106. л. 40об.). Обратно

30 "Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей" (1 Ин 3, 15); "А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедовал нам" (1 Ин 3, 23). Обратно

31 "И пошел он оттуда, и нашел Елисея, сына Сафатова, когда он орал; двенадцать пар вводов было у него, и сам он был при двенадцатой. Илия, проходя мимо его, бросил на него милоть свою. И оставил Елисей волов, и побежал за Илиею, и сказал: позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою". (3 Цар 19, 19, 20). Обратно

32 Федосихина Варвара Ивановна, жена священника Сурского подворья в г.Архангельске - Дмитрия Федосихина, начавшего свое служение на подворье с 31 октября 1907 г. (ЦГИА СПб, ф. 2219, оп. 1, Д. 7-В, л. 102). В 1907-1908 гг. В. И. Федосихина состояла в переписке с О. Иоанном. В своих письмах она выражает Батюшке благодарность за помощь, пишет о своих нуждах, просит его Святых молитв. Обратно

33 Виноградов Николай Васильевич, настоятель Никольского храма в с. Малахово (ЦГИА СПб, ф. 2219, оп. 1. д. 7г, л. 271-272об.). Обратно

34 Архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон, (в миру - Белавин Василий Иванович), (1865-1925), патриарх Московский и Всея Руси (с 1917), из семьи священника г. Торопца Псковской губ. Окончил Торопецкое духовное училще. Псковскую духовную семинарию; затем Петербургскую духовную академию (1888). Преподавал в Псковской духовной семинарии, служил инспектором, позднее - ректором Холмской духовной семинарии, с 1894 г. - ректор Казанской духовной академии. С 1897 г. - епископ Люблинский, затем - Алеутский и Североамериканский.

В 1905 г. хиротонисан в архиепископы. В 1907 г. получает назначение на Ярославскую кафедру, затем возглавляет Виленскую и Литовскую (1914), и - Московскую (1917) кафедры. В том же, 1917 г. Всероссийским Поместным Собором избирается патриархом Московским и всея России. Скончался 25 марта 1925 г. в праздник Благовещания Пресвятой Богородицы, погребен в Московском Донском монастыре. В 1989 г. Поместным Собором Русской Православной Церкви причислен к лику святых. Обратно

35 Подворье Леушинского Иоанно-Предтечиева женского монастыря находилось в Петербурге на Бассейной улице (ныне ул. Некрасова), д. 31 Обратно

36 Носова Антонина - дочь Георгия Яковлевича и Марии Силантьевны Носовых, лично и близко знавших о. Иоанна в последние годы его жизни. Обратно

37 Иоанновский женский общежительный монастырь в Петербурге. В 1901 г. о. Иоанном Кронштадтским на участке земли, пожертвованном ему потомственным почетным гражданином С. Г. Раменским по набережной р.Карповки, было устроено подворье Сурского женского монастыря. Определением Святейшего Синода (1902-903 гг.) Подворье было "обращено в самостоятельный монастырь с таким числом монашествующих, какое обитель в состоянии содержать на свой средства, причем, монастырь этот, названный Иоанновским был перечислен из Архангельской епархии в Петербургскую." (ЦГИА СПб, ф. 19, оп. 113, д. 4106, л. 39об.). В главном каменном здании монастыря были устроены следующие храмы: верхний - с главным престолом во имя 12ти Апостолов и приделами - во имя Казанской иконы Божией Матери и - во имя прп. Андрея Критского и прп. Марии Египетской; нижний - во имя прп. Иоанна Рыльского и - храм-усыпальница. Кроме того, в здании монастыря размещались две небольшие церковные ризницы, трапезная, библиотека, покои для основателя монастыря - о. Иоанна, келлии для настоятельницы и сестер, живописная, рукодельня, просфорня, хлебная и т.д. (ЦГИА СПб, ф. 19, оп. 113 д. 4106, л. 39об.-40). После 1917 г. обитель вступила в полосу испытаний. Уже в 1918 г. в её верхнем храме был открыт клуб, но богослужения продолжали совершать в нижнем храме и в храме - усыпальнице. В дальнейшем, монастырь постигла судьба многих памятников церковной архитектуры конца Х1Х-ХХ вв., объявленных, тогдашними властями, зданиями, не имеющими художественной ценности. Осенью 1923 г. монастырские помещения были отобраны у Общины и переданы под жилье рабочим завода "Электрик". Какое-то время здесь находился отдел Научно-мелиоративного института. Вплоть до 1989 г. в помещениях монастыря размещалось 12 организаций. В 1989 г. здание Иоанновского монастыря было передано Русской Православной Церкви. Первое всенощное бдение после 66-летнего перерыва было совершено 31 октября 1989 г., накануне дня памяти прп.Иоанна Рыльского и дня рождения Св. Иоанна Кронштадтского. В 1989 г. здесь было устроено подворье Пюхтицкого Успенского женского монастыря. Ныне - это действующий, самостоятельный, Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. (Архим. Августин (Никитин). Возрождение Петербургского Иоанновского монастыря. - "Вестник Ленинградской Духовной Академии", 1990, N 2, с. 156-158). Обратно

38 "Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем. Которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так, что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все". (Мф. 13, 31-33). Обратно

Журнал "Новая книга России"


 
Ссылки по теме:
 

  • Предсмертный дневник Святого праведного о. Иоанна Кронштадсткого. Часть II (15 августа - 2 октября 1908 г.
  • Предсмертный дневник Святого праведного о. Иоанна Кронштадсткого. Часть III (3 октября - 11 ноября 1908 г.)
  • Раздел "Богословие, творения Св.Отцов" православного каталога "Русское воскресение"

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"