На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Правило веры  
Версия для печати

Мощи святых – видимые залоги будущего воскресения нашего

На прибытие в Россию нетленных мощей святого апостола и евангелиста Луки

Печальное зрелище представляет род человеческий с тех пор, как прогремело над прародителем нашим грозное оп ределение правды Божией: земля ecu и в землю отыдеши (Быт. 3,19)! Повсюду царство тления, повсюду и во всем владыче ство смерти и разрушения! Посреди мертвенной пустыни, взор христианина с отрадою останавливается на некоторых избранных Божиих, которым, и притом чрез многие века, по неисповедимым судьбам Вышнего, не дано видети общего всем истления (Деян. 2, 27). Что за таинство неведомой жизни совершается в сих сосу дах благодати Божией, обреченных, по-видимому, смерти и тле нию, наравне с прочими собратиями своими по плоти? Ужели это дело природы, всех явлений и изменений которой еще доселе не успел исследовать и определить ум человеческий?

Но хотя некоторые из них действительно остаются еще за гадкой для ума человеческого, однако общие, основные законы природы – все и непреложны и общеизвестны. По силе их, всё получающее бытие на земле, сначала возрастает и достига ет, более или менее успешно, предназначенного ему развития, потом начинает истощаться в силах, слабеет, разрушается и истлевает – все, от зерна горушичного, еже менее всех семен есть земных (Марк. 4, 31), до великолепного кедра Ливанско го, от ничтожного червя, едва заметного взору и пресмыкающегося в персти, до красы и царя творений Божиих на земле – человека. И однако, вопреки сим законам, телеса некоторых избранных Божиих, подвизавшихся в вере и благочестии, будучи умершими, положенными в землю и находясь в утробе ее, иногда целые столетия, не только не истлевают сами, но с ними, весьма часто, ризы, покровы их и даже самые раки ос таются тоже непричастными истления, и притом в то время, когда здесь же истлевает и превращается в прах всё вокруг нас находящееся.

Будем ли изъяснять это чудесное нетление действием при чин естественных, скрытых в самой жизни святых праведников, которые, от продолжительного изнурения плоти истощают в себе всякую влагу – первую и главнейшую причину гниения и разру шения? Но сколько болезней подобным образом иссушают и лю дей грешных, и однако тела их по смерти обращаются в перст! Притом же, нам известно, что весьма многие из нетленно почива ющих праведников, живя в мире, хотя и не жили для него, но и не изнуряли себя чрезмерным постом и воздержанием и вели жизнь обыкновенную, некоторые восхищены из нее внезапно в крепости мужества и сил, весьма многих меч гонителей пожал на заре их жизни во всей девственной красоте нежного возраста, и между тем, тела их, преданные в свое время земле, остались в ней чрез многое время непричастными нетлению.

Нет, не действием естественных причин, не какой-либо игрой природы, но изволением всеблагого Промысла Божия о человеке должно изъяснять подобные явления. И если, при виде смерти и разрушения человеческого естества, созданного Богом в неистле- ние (Прем. Сол. 2, 23), христианский мудрец восклицал: «Что сие еже бысть о нас таинство? Како предахомся тлению, како сопряго- хомся смерти? Воистину Бога повелением!», то тем более при виде нетленных останков праведников – этого очевидного торжества жизни над смертью христианин вправе воскликнуть: воистину Бо га повелением оставляются нетленными телеса угодников Божи- их, как видимые залоги будущего воскресения нашего)

Священное Писание свидетельствует, что Бог воззвал всех тварей к жизни и бытию, что Он смерти не сотвори (Прем. 1, 13), но что единым человеком грех в мир вниде и грехом смерть, и тако смерть не только во имя человеки вниде, но и во всю тварь, повинувшуюся сует неволею в работу истления (Рим. 5, 12; 8, 20). Однако, милосердный Бог, в утешение порабощенного тлением рода человеческого, по временам, видимо и торжественно являл в некоторых избранных Своих, что Он несть Бог мерт вых, но Бог живых (Мф. 22, 32), и что закон смерти и тления не вечен для человека, но должен будет некогда уступить непрелож ности первоначального совета Божия о человеке. Так, Енох и Илия воспарили над бездною тления в горние обители вместе с телами своими; Моисеевы не отемнесть очи, ни истлеста уст-не его (Втор. 34, 7); кости Пророка Елисея, воскресавшего мертвых при жизни своей, сохранили животворящую силу и по смерти, в такой мере, что чрез одно прикосновение к ним ожил мерт вец (4 Цар. 13, 21). Это примеры нетления, конечно, редкие в вет хозаветной Церкви, служили только приготовлением к более полному и заметному торжеству жизни над смертью и нетления над тлением, которое открылось с того времени, как Христос, сокрушив Крестом державу смерти и тления, воста от мертвых, начаток умершим бысть (1 Кор. 15, 20). С сего времени жизнь, излившаяся из гроба Христова, обнаружив духовную природу человека, сообщила в обилии живоносную силу и его те лесной природе. В самый час смерти Богочеловека, многа телеса усопших святых восташа, и изшедше из гроба по воскресении Его, внидоша во святый град и явишася мнозем (Мф. 27, 52). Эти первенцы воскресения, нетлением воскресших тел своих послу жили уже видимым залогом того, яко проторжеся вода бессмер тия и нетления в пустыни (Исайи 35, 6). Впоследствии, сила нетления начала являться в Церкви Христовой в таком обилии, что в сем необыкновенном явлении нельзя было не узнать перст Всемогущего.

Для чего же Премудрость Божия творит сие непрерывное чу до в Церкви Христовой? Конечно, для той главной цели, чтоб нетленные останки Праведников Божиих служили: для верных видимым залогом будущего воскресения всех, а для слабых - опорою веры их в минуты колебания ее. Точно также в окружаю щей нас природе мы видим, что хотя бури и хлад зимы лишают зелени и прекращают жизнь большей части растений, однако, некоторые из них, сохраняя и под хладными снегами свою зе лень, служат залогом обновления и прочих с наступлением вес ны. По временам Господь видимо являл человекам сей совет Свой о нетленно почивающих праведниках, пробуждая их на мгнове ние от смертного сна и самым восстанием их свидетельствуя о ис тине будущего всеобщего воскресения. Так во время волнений, происшедших в Церкви от суемудрия некоторых, отвергавших воскресение мертвых, Господь воздвиг почти от двухвекового смертного сна нетленно почивавших в Ефесе семь святых отро ков (память их 4 августа), которые, по словам Церкви, "умерше, кроме тления пребыша и все погребше лютых неверие, восташа яко от сна во уверение воскресения всех человеков". Подобное чудо Господь явил и во святой обители Печерской, в самый день живоносного Христова воскресения, когда на глас священнослу жителя: Христос воскресе, собор многих святых, целые веки нетленно почивающих в пещерах, отозвался радостным воскли цанием: Воистину воскресе!

Итак, притекай, христианин, к ракам нетленно почиваю щих праведников Божиих не только как к молитвенным заступ никам твоим пред Богом, но и как к видимым залогам будущего воскресения твоего! И что может смущать или колебать веру твою в сию утешительную истину? Разрушение ли телесного тво его состава? Но ведь св. мощи праведников, нетленно почиваю щие, предлежат пред очами твоими в показание того, что область имущаго державу смерти (Евр. 2, 14), уже сильно потрясена Крестом и воскресением Сына Божия, что не только над душами, но и над тленными телами нашими, если Господу угодно, он не имеет уже прежней власти! Смущает ли тебя то, как может стихийное тело твое, истлевающее в прах, часто ветром развевае мый, опять соединиться в своих частях и счиниться в один совер шенный состав? Но телеса праведников, которые, по общему за кону долженствовали сгнить, а между тем остаются неповреж денными чрез целые века, очевидно убеждают тебя, что для все могущества Божия равно возможно, как сохранить тленное от нетления, так и истлевшее опять воззвать к жизни и нетлению! Посему, с верою и упованием лобызай св. мощи угодников Божи их, как видимые залоги освобождения твоего и всей твари из ра боты смерти и тления! Приноси чаще перст твой семо, осязай эти бренные тела, благодатию и проразумлением Божиим соблю даемые в нетлении, и – не буди неверен, но верен (Иоан. 20, 27)! (Из Воскр. Чт. 1851 г.).

Благословение Обители Св. Пантелеймона

Афонский листок №270


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"