На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Подвижники благочестия  
Версия для печати

Любовь к родителям, отлитая в бронзе

Наши духовные истоки

Более двухсот лет назад Россия узнала о подвиге простой девушки Прасковьи Луполовой. Почти два года она шла пешком из провинциального сибирского города Ишим Тобольской губернии в Санкт-Петербург, чтобы лично у императора «просить помилования» для своего отца. Поход двадцатилетней девушки увенчался успехом – отца освободили от наказания.

Дочерним подвигом Прасковьи российская и зарубежная общественность восхищалась весь XIX век. Увы, в двадцатом веке в нашей стране потребовались другие подвиги и о Луполовой забыли.

Через двести лет благодарные ишимцы вспомнили о своей героине, нашли архивные документы, которые рассказали об этом дочернем подвиге. Совсем недавно в Ишиме (теперь в Тюменской области) торжественно открыт бронзовый памятник Прасковье Луполовой, как дань уважения к ее гражданскому подвигу. Автор скульптуры-символа дочерней любви к своим родителям – Вячеслав Клыков. Это была одна из последних его работ.

В СИБИРЬ НЕ ПО СВОЕЙ ВОЛЕ

Семья Луполовых происходила из небогатого дворянского сословия. Отец Прасковьи – Григорий, жил на Украине, служил драгунским поручиком и полковым казначеем, участвовал в русско-турецкой войне, в битве за Измаил и Очаков, за храбрость имел награды. В 1784 году в городе Елисаветграде (ныне это украинский город Кировград) в семье поручика родилась дочь Прасковья.

Размеренную семейную жизнь нарушил чей-то донос, что Григорий Луполов яко бы замешан в казнокрадстве. Потомкам уже никогда не узнать истинную причину опалы, в которой оказался поручик драгунского полка. Одно лишь известно, что лишенный дворянства и разжалованный из прапорщиков, его сослали в Сибирь, в город Ишим. Семья – жена и дочь – последовали за ним.

Сибирский период в жизни Луполовых был однообразным. Семья жила в деревянном домишке, кормилась огородом и крошечным жалованьем отца, который переписывал бумаги Ишимского земского суда. Многочисленные прошения отца семейства на имя губернатора о помиловании оставались безответными.

Прасковья в семье была единственным ребенком, росла в атмосфере любви и православных традиций. Восемнадцатилетняя девушка видела страдания отца, и в ней проснулось желание их облегчить. Кто уж подсказал неграмотной Прасковье про Санкт-Петербург, но идея просить прощения для отца у самого императора пришлась ей по душе. Без родительского благословения, конечно же, дочь не могла решиться на такой поступок. Поэтому ей пришлось уговаривать отца с матерью, чтобы они отпустили единственную наследницу в далекую дорогу. Они не смогли устоять перед настойчивостью Прасковьи и благословили её в путь-дорогу. С рублем в кармане, с иконой Казанской Божьей матери в руках, уповая на волю Божью, путешественница отправилась пешком за тысячи верст в Санкт-Петербург искать правду.

В ПУТИ СПАСАЛА МОЛИТВА

Наивная Прасковья даже представить себе не могла, какие испытания ей предстоит пройти. Мало того, даже толком не зная какие города и веси ей предстоит посетить. Но во что она по настоящему верила – в мире добрых людей гораздо больше, чем плохих, они помогут. Так оно и случилось.

Через семьсот верст пешего пути девушка оказалась в Екатеринбурге. Случай ее свел с богатой купчихой, которая прониклась к ней материнским участием. В гостеприимном доме путешественницу учили грамоте, светским манерам, подлечили и, вручив рекомендательные письма к питерским придворным, проводили в дальнюю дорогу. До Вятки Прасковья добиралась по реке, дальше до Казани – снова пешком. Каких только встреч не было на ее пути! Однажды, ночуя в крестьянской избе, она проснулась от хозяйского шепота, и поняла, что против нее замышляют что-то недоброе. Остаток ночи наша героиня провела в молитве. Молитва и спасла девушку от погибели. Утром хозяева обыскали всю одежду, надеялись найти драгоценности, но когда убедились, что кроме рубля ничего нет, накормили путешественницу, дали ей в дорогу из своих скромных запасов сорок копеек. Случались и другие истории. Как-то в дороге на Прасковью напала стая собак, и она простояла под проливным дождем всю ночь. А при переправе через реку упала с парохода в воду.

На одной почтовой станции ямщики наотрез отказались брать с собой путешественницу. Одежда, мол, не по сезону, замерзнет в пути. После долгих уговоров у суровых мужиков дрогнуло сердце. Девушку взяли с собой, сняли с себя тулуп и закутали ее, а сами по очереди бежали до следующей станции рядом с повозкой, чтобы не простудиться.

В дороге Прасковья увидев к себе милость Божью, принимает решение – если доберется до императора и добьется прощения для своего отца, то остатки своей жизни проведет в монастыре, в молитве за своих родителей и страну российскую.

ИМПЕРАТОР ПРОСТИЛ ОТЦА  

Больше года девушка добиралась до столицы. Рекомендательные письма из Екатеринбурга помогли встретиться с близкими к императорскому двору людьми. Вскоре Прасковью представили императрице Марии Федоровне, матери Александра первого, и супруге царя – Елизавете Алексеевне, а затем и самому императору.

Царь поручил рассмотреть дело отца Луполовой сенатору Осипу Козодавлеву, члену комиссии по пересмотру прежних уголовных дел. В итоге отец Прасковьи получил возможность вернуться из мест поселения «на прежние жилища», но без возвращения ему чинов и дворянства. Постановление Правительствующего Сената от 27 апреля 1805 года опубликовала газета «Санкт-Петербургские ведомости».

Растроганный девичьим подвигом император Александр первый принял Прасковью во дворце и за героический поступок, искреннюю дочернюю любовь к своим родителям наградил Луполову двумя тысячами рублей серебром. По тем временам это было огромное состояние.

О Прасковье мигом узнал весь Петербург. В одно мгновенье она стала первой невестой столицы, ее приглашают в богатые дома, с ней ищут встреч министры, ей посвящают вирши, а светские дамы были готовы ей помочь выбрать самого завидного жениха.

Но она решила посвятить себя монашеской жизни и после паломничества в Киев уехала в Крестовоздвиженский монастырь Нижнего Новгорода. Поздней осенью 1809 года, уже тяжело больной она переезжает в Десятинный монастырь Великого Новгорода. В декабре того же года послушница Прасковья умерла. Ее похоронили в монастыре. Многие годы к могиле Прасковьи Луполовой приезжали паломники и получали исцеление. В конце XIX века настоятельница монастыря обращалась в Священный Синод Русской Православной Церкви, чтобы рассмотреть вопрос о причислении Прасковьи Лупуловой к лику Святых угодников. Если бы не революционные события начала XX века, возможно, так бы оно и произошло.

ПОДВИГ ПРАСКОВЬИ ОПИСАН В РОМАНАХ

Так случилось, что подвиг Прасковьи по достоинству был оценен чувствительными французами, воспитанными на любовных романах. Вскоре после того, как Санкт-Петербург заговорил о подвиге девушки из Сибири, модная в то время писательница Мари-Софи Коттен написала и издала на французском языке роман «Елизавета, или Ссыльные в Сибири». В его основе история Прасковьи Луполовой, украшенная эпизодами о не существовавших в действительности романтических увлечениях главной героини. Романом зачитывалась вся просвещенная Европа. В романе «Евгений Онегин» Александр Пушкин вложил в руки Татьяны Лариной именно это произведение. Историю Прасковьи Александр Сергеевич использует, правда, уже в другом виде, в «Капитанской дочке». Одна из главных героинь – Маша Миронова, как известно, так же ходила к императору с просьбой о помиловании для своего возлюбленного, встретила у монарха понимание и милосердие.

Но ближе всех к реальным событиям была повесть французского писателя графа Ксавье де Местра «Юная сибирячка», кстати, получившая высокую оценку великого романиста Стендаля. Переведенная на русский язык она имела большой успех в России и переиздавалась в русском переводе весь XIX век. В 1840 году русский писатель Николай Полевой написал для сцены Александринского театра пьесу «Параша Сибирячка». Несколько лет спектакль был в репертуаре этого театра. Император Александр Павлович посещал этот спектакль и, по воспоминаниям очевидцев, был растроган и может быть это повлияло на издание указа о помиловании декабристов.

Имя Прасковьи Луполовой вошло в русскую историографию. В хронографе «Русская история» в числе самых знаменательных событий европейской жизни 1804 года отмечен «подвиг бедной и неизвестной россиянки по имени Прасковья Григорьевна Луполова». Весь XIX век Луполова занимала душу и воображение множества людей, не иссякает и поток произведений ей посвященных.

На Западе история юной сибирячки вспоминается доныне. Несколько лет назад в Париже вышло очередное переиздание повести Ксавье де Места и вызвало широкий отклик современных читателей.

ПАМЯТНИК ОТ БЛАГОДАРНЫХ ИШИМЦЕВ

Образ Прасковьи, наверное, навсегда бы забылся, если б не преподаватели Ишимского педагогического института да сотрудники местного краеведческого музея Татьяна Савченкова и Надежда Проскурякова. Они по настоящему вернули землякам имя Луполовой. Они перевернули десятки архивных страниц, написали письма в разные столичные и провинциальные архивы и нашли удивительные материалы о Луполовой. Теперь в музее открыта выставка, посвященная подвигу Прасковьи. На стендах – фотографии монастырей, плиты с могилы «девицы Луполовой», книги, в том числе и на разных европейских языках, в которых описан подвиг сибирячки.

Наши сподвижники от культуры решили пойти дальше – они задумались не просто вернуть имя, но и установить в центре города Ишима памятник Прасковье.

  – Сегодня мы стремимся осознать свои национальные истоки, ищем какие-то новые символы, – размышляет Надежда Леонидовна, – Но что может быть лучше, если символом назвать обыкновенную дочернюю любовь к отцу, к родителям. Двадцатилетняя девушка в начале XIX века чтобы защитить своего отца от несправедливости пешком идет из Ишима в Петербург – не этим ли мы должны учить юное поколение?

Глава города Ишима Виктор Рейн с готовностью поддержал проект музейных работников. Гражданский подвиг нашей землячки заслуживает того, чтобы о нем знали сибиряки, этот памятник будет всем нам напоминать об истинных ценностях нашей жизни, считал Виктор Александрович.

Кому доверить создавать скульптуру Прасковьи? Ишимские краеведы решили, что их замысел и идею способен понять только скульптор Вячеслав Клычков, человек, который создал скульптуру Сергия Радонежского в Радонеже, Александра Невского в Курске, Георгия Жукова в Москве, Петра Столыпина в Саратове, Василия Шукшина на Алтае. Мастер откликнулся на предложение ишимцев.

Я был настолько потрясен историей Прасковьи Луполовой, что, не раздумывая, согласился на эту работу, – сказал Вячеслав Михайлович. – Пример дочерней любви сегодня очень важен как связь поколений прошлого, настоящего и будущего. Нашему времени как воздуха не хватает примеров любви детей к родителям, родителей к детям. Взаимная любовь родителей и детей, почитание отца и матери всегда воспитывались на Руси.

Эти добрые слова русского православного человека Вячеслава Клычкова надолго запомнились ишимцам. Очень они скорбели, когда узнали о кончине скульптора. Ежегодно в день его кончины в храмах Ишима затепливаются десятки поминальных свечей и звучит поминальная молитва.

ПРАСКОВЬЯ ВЕРНУЛАСЬ ДОМОЙ

Прасковья Луполова, отлитая в бронзе, теперь стоит в одном из красивейших мест города Ишима, рядом со Свято-Никольским храмом, в нескольких сотнях метров от бывшего родительского дома. Более вухсот лет назад она ушла из него, чтобы спасти родителей, в наши дни она вернулась, чтобы всем нам показать, что только любовь спасает нас.

Владимир Лысов ( Тюменская область )


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"