На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Подвижники благочестия  
Версия для печати

Иван Арсеньев – мученик за веру

Очерк

Московская аристократическая семья Арсеньевых была живым преданием нашего Отечества, одухотворяющего деятельность его стойких корней, подпитывающих силу разума и духовности народа, собственным примером являло образцы благородства и устремлённости высоких чувств. Два столетия – Восемнадцатое и Девятнадцатое – род Арсеньевых честно и правдиво служил на благо России, остаток этой великой государственной миссии пришёлся и на Двадцатое столетие, на яростное время борения кромешников с богомысленными людьми, с законом и установлениями мирной, благополучной жизни. Казалось бы, всё смела на своём пути зачумлённая революционная чернь, но одолела ли она мысли, вечные, служащие ко здравию народа? Похоже, разрушителям внутренних ценностей в человеке придётся уйти с исторической сцены ни с чем в свою кромешную тьму. И света Истины им не затмить, и, стало быть, надежда на вразумление и возрождение нравственного человека не потеряна. Богоданная жизнь развивается согласно замыслу Творца, и будущее определено Свыше, а не в грешной юдоли земной, развращённой страстями.

Об этом много размышляли и убедительно показывали своею жизнью все Арсеньевы, поставлявшие из своего рода Отечеству и государственников, и духоносцев, и воинов. Самым заметным и близким к нашему времени был Василий Сергеевич Арсеньев (1829-1915), человек глубокого ума и честнейшего служения Родине. Такими же были воспитаны в его семье и дети, а их было восемь человек. Расскажем об одном из них, об Иване Васильевиче, видном духовном писателе, подвижнике Православной церкви, умученном в ссылке. Родился Иван Васильевич седьмого марта 1862 года в Москве. Всё воспитание детей было в руках его матери, Наталии Юрьевны, урождённой княжны Долгорукой (1830-1902), она заботливо и мудро поставила дело воспитания детей, прививая им навыки жизни деятельной и благочестивой. О том, как проходило детство Ивана Васильевича, он красочно описал в своих воспоминаниях о жизни в имениях отца и деда. Дополняют эти сведения записки других его родственников. Все Арсеньевы были людьми даровитыми, и воспоминания их отмечены живостью, изящным литературным слогом.

Продуманное домашнее воспитание и обучение с помощью умелых наставников, а, главное, атмосфера христианской доброжелательности и сердечной привязанности друг к другу в семье, благоговение перед родителями, духовная близость между ними – всё это отразилось на Иване Арсеньеве, благовоспитанном и кротком. К тому же мальчик часто и серьёзно болел, что также добавляло ему мечтательности. Покой, молитвенное состояние души, тяга к православному научению, а с возрастом и прилежание к богословскому познанию мира определили жизненный путь юноши. Иван Васильевич Арсеньев твёрдо укрепился в мысли – он станет священнослужителем. Да не просто приходским батюшкой, а учёным богословом, но служить будет в храме. Московская Духовная Академия – вот его выбор. По выходе из этого почтенного заведения он занят разработкой вопросов церковной истории, и как священник одновременно станет законоучителем Московской учительской семинарии и Московского Екатерининского Института. В это время И.В. Арсеньев проявил себя ещё и как духовный писатель: его богословские трактаты публикует влиятельный журнал «Радость Христианина». В нём, в частности, были напечатаны в 1900 году: «Источник и свойства Христианской радости» - глава из «Богословских чтений о современном пессимизме» и «Чудо у Красных врат храма, проповедь Петра и суд над Апостолами в синедрионе». В учёном богословском журнале «Вера и Церковь» И.В. Арсеньев помещает в четвёртой книжке 1904 года статью «Женщина-Христианка», высказывая свои мысли по поводу современных толков об эмансипации женщины. Статья насыщена размышлениями настолько важными и в наше время, что надо было повторить её публикацию на страницах «Русского Воскресения», ведь она поднимает нравственные проблемы семьи – важнейшие в современном обществе. В чём счастье женщины? И может ли она быть счастливой в кругу семейных забот? Протоиерей Иоанн Арсеньев уверен, что путь женщины к полноценной жизни целиком связан с совестью, верой и преображающей силой любви. Для этого потребуется и терпение, и благоразумие, и всепокоряющий женский такт. Сила женщины не внешняя, а внутренняя. «Эта сила влияния, которая хотя и действует, по большей части, тихо и постепенно, тем не менее может произвести весьма многое и иметь великие и важные результаты, - даже часто более значительные, чем результаты открытой и быстро действующей силы». И далее батюшка Иоанн заключает: «Постоянное действие известной силы в состоянии даже камень пробуравить». Роль матери в создании семьи демонстрирует сама жизнь, зиждительная сила материнства, его незаменимые воспитующие начала. Ведь поистине святое дело развивать в детях с малого возраста стремление делать добро, высоко ценить всё доброе, истинное и святое. Истинно-христианское делание – жить во славу Божию и для блага своих ближних. В семейном кругу перед женщиной возникает проблема отношения к мужу. Взаимная любовь, мир и согласие между супругами снимает эту проблему, как таковую, и, напротив, она обостряется лишь там, где нет почитания и должного уважения друг к другу. Ведь в браке муж и жена – плоть едина, единство во всём и будет их идеалом.

В жестокие январские дни 1918 года, в перегруженной страстями Москве, митрофорного протопресвитера Иоанна Васильевича Арсеньева Патриарх Тихон полагает в настоятели Храма Христа Спасителя – оплота надежды верующих и хранителя веры Православной в древней Русской столице. К тому времени Арсеньев уже был известен как крупный богослов, защитивший докторскую степень в 1914 году, а магистром богословия стал восемнадцатью годами ранее. Его знали по трудам из церковной истории и как ведущего деятеля Общества любителей духовного просвещения, основанного княгиней Е.П. Долгорукой, его родной бабкой. Годы служения И.В. Арсеньева в Храме Христа Спасителя 1918-1923 пришлись на невиданный дотоль разгул бесовских сил, руководимых безбожной властью, растлевающей все живые начала бытия и основы нравственности. Прямое вмешательство вражьей, революционной черни во внутрицерковную жизнь, провокации живоцерковников, замутнённых всё теми же верховодами греха, угрозы расправ – живодёрни повсеместны, но ни страх смертный, ни расправы не поколебали, не сломили верных Христовых чад, они до конца выдержали своё святое стояние за Истину. И вдохновлял верующие души великий Пастырь Христов, Патриарх Тихон. С таким Пастырем и выдержали нападение на Веру Православную, состязались в борьбе с осатанелыми служителями преисподней. Живоцерковники, по-народному «живцы», порой казалось, берут засилье скопищем, но наша, Тихоновская церковь, устояла. Тогда враги прибегли к своему излюбленному устрашению – к репрессиям. В 1923 году настоятеля Храма Христа Спасителя, митрофорного протоиерея Иоанна Васильевича Арсеньева арестовали и сослали в Тверь, где он и был умучен в 1930 году, пополнив сонм пострадавших за Христа. Его родной брат, Николай Васильевич 1867 года рождения, тоже священник Храма Христа Спасителя, в том же 1923 году был переведён оттуда в обыкновенную московскую церковь Девяти Мучеников и служил недолгое время там. Москвичам отец Николай известен по службам в былые годы (1909-1914) в храмах Воскресения Словущего и Мирона Исповедника. Его богословские статьи попадаются в старой церковной периодике.

Рассказывая о семье Арсеньевых, нельзя обойти вниманием один весьма примечательный феномен – связь этих талантливых людей с учением вольных каменщиков, по-другому, мартинистов или масонов. Издавна известно, что русские мартинисты, исчисляя духовное родство с Николая Ивановича Новикова, просветителя XVIII века, были людьми глубоко верующими, нравственными, а умозрительное учение о Божием мире и человеке, о премудрости Творца и Его замысле о твари, рассматривают все богословы и философы. Нравственные и этические аспекты учения каменщиков не противоречили принятым нормам. Масоны новиковского поставления плотно вписались в светскую культуру и богословие. Ряд вольных каменщиков и после царского запрета 1822 года не отрёкся от своих клятв, но круг их оставался весьма и весьма узким. Тайно собирались они в мастерские-ложи, и самые мудрые из масонов осваивали и хранили труды своих предшественников, делились высокими мыслями, обменивались мнениями по насущным вопросам. В тесном ряду этих подвижников учения Ордена были и священники! Так, выдающимся теоретистом почитался настоятель церкви Воскресения, что на Покровке, в Барашах, Семён Иванович Соколов (1772-1860), духовник и наставник мартинистов, доверенное лицо Филарета, митрополита Московского. Протопресвитер Василий Иванович Кутневич (1786-1866) – член Св. Синода, одно время преподавал в Московской Духовной Академии и являлся благочинным Кремлёвских церквей, затем был утверждён исполнять обязанности обер-священника Главного штаба, а после стал главным священником Армии и Флота. Следующий выдающийся богослов, масон Фёдор Александрович Голубинский (1797-1854), рукоположенный в 1828 году владыкой Филаретом (Дроздовым) в Священники Московского Вознесенского девичьего монастыря, был профессором истории древней философии Московской Духовной Академии, занимался он ещё изданием «Творений Св. Отцов». Его лекции по философии изданы в Москве в четырёх выпусках (1884). Ф.А. Голубинский – родственник В.И. Кутневича.

Иван Васильевич Арсеньев посвящён Ордену вольных каменщиков родным отцом в 1900 году. Происходило это дома, в глубокой тайне. Его отец, Василий Сергеевич Арсеньев (1829-1915) – последний Великий Розенкрейцер, почётный Опекун Московского Опекунского совета, выдающийся церковный писатель. Ему посвящены отдельные страницы в нашем «Библио-Бюро», там дан и перечень его публикаций. В завершение скажем: не верьте молве профанов, будто бы орденское учение вредило Православию. Истине – ничто повредить не может!

Александр Стрижев, Маргарита Бирюкова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"