На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подвижники благочестия  
Версия для печати

Митрополит Питирим и МИИТ

Очерк

Открытый 16 мая на главной площади г. Волоколамска памятник митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму обращает наше внимание к Эпохе и Отрасли.

Эпоха. Владыка Питирим (в миру Константин Владимирович Нечаев) родился 8 января 1926г в г. Козлове Тамбовской области в семье потомственного священнослужителя. 1943г поступил в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ). Будучи студентом III курса МИИТа, Константин Нечаев поступил в открывшийся Московский православный богословский институт (с 1946г: Московская духовная академия).

С конца 1950-х годов и до самой кончины жизненная стезя владыки Питирима: труды, десятки ответственных должностей, поручений, просьб. Инспектор Московских духовных академии и семинарии, главный редактор «Журнала Московской Патриархии», профессор Московской духовной академии, Пражского и Словацкого университетов, глава Издательского отдела Московской Патриархии, доктор богословия. Впервые, после многолетнего перерыва, при попечении Владыки были изданы Библия, богослужебные книги, 30 выпусков «Богословских трудов».

В смутные годы России и последние – СССР, владыка работал невероятно много. В Советском Фонде культуры (со-основатель), Верховном Совете СССР (депутат с 1989г). Выступал во многих СМИ по вопросам церковной, общественной, государственной жизни.

Отрасль.Особую любовь, как всегда, деятельную, владыка Питирим питал к своей alma mater –  МИИТу и шире: ко всей железнодорожной сфере страны, особенностям которой нужно уделить несколько абзацев.

Из всех «западных новинок» именно железная дорога и, пожалуй, картофель –  вошли в народное сознание, быт, фольклор. Синоним строгой точности: «как по расписанию».

Первая же дорога Петербург-Царское Село отмечена «Попутной песней» Нестора Ку́кольника/Михаила Глинки: «Пестрота, разгул, волненье, Ожиданье, нетерпенье». Вторая, Петербург-Москва опоэтизирована Николаем Некрасовым: «Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою».

Мундир железнодорожника подобно новой, непривычной форме петровских солдат стал зримой приметой великих, тяжелых, но необходимых Перемен. Даже юмор чеховского рассказа «Злоумышленник» раскрывал глубину конфликта между строгостью железнодорожной эры и мягкой вальяжностью патриархальной толщи страны. Знаменитая «грусть Чехова», возможно от глубокого понимания противоречий меж железной поступью нового века и ветхой красотой старого уклада. Великая Отечественная война показала спасительную роль наших железных дорог, главного государственного и «народного» транспорта.

Вместе с дорогами рос особый отряд: российские путейцы. Дорогу Петербург—Москва строили выпускники первого, петербургского института. А великий рывок России в ХХ век, по значимости сравнимый с присоединением Сибири: строительство Транссиба и КВЖД –  потребовал в 1896году создания Императорского Московского инженерного училища (ИМИУ). Ныне Российский университет транспорта (МИИТ), крупнейший технический вуз страны. Так пересечение линий Эпохи и Отрасли дало важную и для всей страны точку отсчета, а её духовное наполнение связано с именем выдающегося иерарха РПЦ –  митрополита Питирима.

 

Президент, а ранее многолетний ректор РУТ (МИИТа) профессор Борис Алексеевич Лёвин рассказывает:

 –  В личном деле студента Константина Нечаева есть заявление на имя начальника «Московского института инженеров ж.-д. транспорта»: “Прошу принять меня, по окончании подготовительных курсов, в число студентов Вашего института”.

9 сентября1943 г. Константин Нечаев был зачислен в институт. Столица ещё находилась на военном положении: окна заклеены, по улицам ходили патрули противовоздушной обороны. Жил Константин на Маросейке с матерью и сёстрами и каждый день семнадцатилетний юноша отправлялся до площади Борьбы, где между улицами Бахметьевской и Новосущёвской, располагался институт. По традиции первую неделю первокурсники слушали известных учёных и профессоров МИИТа. Запомнилась студенту Константину первая встреча с профессором В.Н.Образцовым: “неординарный человек даже представился неординарно”… Как “заповедное место” ему вспоминалась библиотека: старинный интерьер, очередь за учебниками, выпрашиванье “на денёк” серьезных изданий.

Легче ему давались гуманитарные предметы: умел слушать, слышать, понимать собеседника. Даже в годы войны занятия по специальности были не только аудиторными. Живой интерес вызывал музей железнодорожного транспорта в правом крыле Рижского вокзала. Самым тёплым местом в плохо отапливаемом институте были “чертёжки” со старинными высокими пюпитрами, липовыми досками. Залиты тушью, исколоты кнопками: долог был срок их службы.

Митрополит Питирим вспоминал: «Ломоть чёрного хлеба не очень отягощал карман, а к вечеру приобретал особо отменные вкусовые качества».

Далее в жизни студента Нечаева отозвались события государственной важности. В сентябре1943 г. председатель Совета народных комиссаров СССР И.В. Сталин встретился с тремя митрополитами и вскоре прошла интронизация Святейшего патриарха Сергия. Эпоху гонений на церковь сменило время сотрудничества…

Константин Нечаев учился хорошо. По итогам второго курса оценку “отлично” имел по основам марксизма-ленинизма, геодезии, черчению, электротехнике. Но с каждым месяцем юноша всё сильнее ощущал: его призвание в другом…

До третьего курса Константин Нечаев совмещал учебу в техническом вузе и в Богословском институте. А потом… душа потребовала избрать “благую часть, которая не отнимется» (Евангелие от Луки 10.42).

Его дальнейшее служение вписано в историю Русской Православной Церкви, но Владыка всегда помнил и любил свой «первый университет». По его инициативе в МИИТе, первом из крупнейших технических ВУЗов страны, в ноябре2001 г. начала работу кафедра теологии, которую он сформировал и возглавил.

Митрополит Питирим привнес в стиль жизни МИИТа множество изменений, сделавших вуз в еще большей мере правопреемником того знаменитого Императорского училища, прославившего имя русского инженера-путейца на весь мир. Была открыта домовая церковь МИИТа во имя святителя Николая Чудотворца. После кончины Владыки на базе МИИТа с благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был создан «Фонд «Наследие митрополита Питирима». В музее РУТ (МИИТ) бережно хранят все, связанное с именем митрополита Питирима…

 

Известна оценка Президента страны В.В.Путина: «В 1990х –  начале 2000-х на инфраструктурных компаниях держалась вся экономика страны. Именно они тогда спасли страну. По-настоящему это еще не оценено». Но для выполнения этой миссии, удержания страны от распада, «инфраструктурным компаниям», прежде всего РЖД, нужны кадры. МИИТ в тех «лихо-святых 90-х» – в таком же запустении: преподаватели без зарплат, общежития сданы гастарбайтерам. Но и успешное восстановление вуза оставляло зияющий пробел: обучение студентов без воспитания –  тупиковый процесс. Выпускники МИИТа востребованы по всему миру и как путейцы и как организаторы бизнесов: от министра железных дорог КНРФу Чжихуаня, до международного олигарха Блаватника… Но главная цель вуза: не прерывание «российской колеи», воспитание новых и новых поколений наших путейцев.

Ректор «Эпохи Возрождения МИИТа», ныне – Президент РУТ (МИИТа), а в 1970-х и секретарь МИИТовского комсомола –  профессор Лёвин помнит, какую громадную роль в воспитании играли комсомол, стройотряды. Студенты МИИТа работали на БАМе с 1972г: за два года, до того как о нём узнала вся страна. И первым шагом возрождения в 1997 году, по предложению митрополита Питирима стал отряд восстанавливавший Иосифо-Волоцкий монастырь.

Потом были другие МИИТовские отряды, другие объекты, от Ямала до Крымского моста, но факт истории остался: после долгого перерыва первые в стране студенческие стройотряды – это МИИТ…

«Фонд «Наследие митрополита Питирима» проводит Рождественские Питиримовские чтения с участием студентов и преподавателей МИИТа, Духовной академии, насельников Иосифо-Волоцкого монастыря, видных общественных и религиозных деятелей.

Помогает воспитанию будущих путейцев и созданный Фондом –  Литературно-Исторический Клуб ЛИК МИИТа. Перед студентами, преподавателями выступали: Валерий Ганичев, Валентин Распутин, Владимир Крупин, Юрий Поляков, режиссер Владимир Хотиненко, Президент Академии Геополитических проблем Леонид Ивашов, бывший глава Москвы, член Политбюро и по сей день активный политик Юрий Прокофьев, известный политолог Николай Стариков…

Так действенное, живое слово русских писателей-классиков Валентина Распутина, Владимира Крупина и память о Владыке Питириме послужили и продолжают служить путейцам России.

Игорь Шумейко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"