На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Подвижники благочестия  
Версия для печати

«Ради праведников и мы живем»

Жизнь старца Питирима, им самим рассказанная

Схиархимандрит ПитиримРодился я в 1920 году 29 марта по старому стилю, на Пасху. Мама пришла из церкви, разговелась, тут я и родился. Происхожу из воронежских крестьян, из села Мазурка Борисоглебского уезда. Мама умерла, когда мне два года было. Отец больше не женился. Дедушка мой был церковный староста, отец — псаломщик, а я с пяти лет пономарь был при церкви. Дети меня уже тогда монахом звали.

В 30-м году, когда колхозы начались, дедушка ушел в Тамбов к брату, а отца сослали в Сибирь на три года. И мы с сестрой сиротами остались, жили с бабушкой. Сами себя питали с десяти лет, хлеб зарабатывали на питомнике. Учился я неважно, окончил семь классов. Не до учебы было.

В 39-м году я работал на тамбовском вагоно-ремонтном заводе токарем, а в 40-м был призван в армию и служил на турецкой границе. Кончил полковую школу командиров и во время войны был разведчиком. Дважды ранен — в обе руки и в бедро, один раз контужен.

Хранил меня Господь по молитвам отца. У станции Дебальцево под Ворошиловградом мина возле меня разорвалась, и я, контуженный, целый день зимой на поле пролежал. Когда очнулся, пришел в себя, — вижу: в поле один, никого нет. Немцы еще не наступают, а наши уже отошли. Куда выходить? Ангел-хранитель вывел. Другой раз в разведку пошли, и все отделение оказалось между нашими и немцами. Наши решили, что мы в плену. А мы вернулись ночью, все двенадцать человек. И еще вспоминаю, как мы отступали. На мне вся шинель была пулями пробита, а я остался жив. Это милость Божия. Господь избрал человека и хранит, и ведет туда, куда Он его избрал.

В январе 1946 года уезжали мы из Тернополя. Стали распределять людей по вагонам. «Чернышев, — говорит командир взвода, — иди в тот вагон». Он отказался, потому что не было в вагоне ни окон, ни печки. Ну, а я работал на железной дороге, пошел. Нашли печки, уголь, все оборудовали. По дороге наш состав подорвали бендеровцы. Хорошо, что тихий ход был у паровоза, если бы не это, то не три вагона, а весь состав погиб бы. И получилось, что люди из вагона, в котором ехал Чернышев, попали в госпиталь, а наш вагон не пострадал. Может быть, потому что я всегда молился. Так, немножко, про себя, но молился.

После второго ранения попал в войска МВД, служил в отдельной дивизии особого назначения, которая охраняла правительство в Москве. 16 января 1947 года я демобилизовался. Приехал к отцу в Тамбов, поработал сапожником, потом на заводе получил специальность машиниста механического крана. А в 49-м году я еду в Киево-Печерскую лавру. Повидал живых монахов, я тогда Кукшу встречал, благословение у него брал. На следующий год мой отец со своей сестрой едет в Почаевскую лавру. Там наш благочинный к тому времени жил. Тот предложил отцу поступать в лавру. Отцу было 50 лет тогда, он рослый, красивый, стройный, сильный — я-то против него слабенький. Отец ответил, что приедет в лавру с сыном. И вот, помню, идем мы с ним в Тамбове из церкви Петра и Павла, что на кладбище, а отец говорит: «Я хочу в монастырь». Когда сказал он эти слова, внутри у меня огонь загорелся, я ничего не мог сказать, кроме: «И я пойду». Это было в 50-м году.

Послушание общее я проходил, пономарил, а потом меня в канцелярию перевели писарем. В 52-м году постригли в монашество. Я был Перегудов Иван Николаевич, а имя мне дали Иоанникий в честь Иоанникия Чернорецкого. Иеродиакона получил в 53-м году, а в 58-м я уже был иеромонахом. В 62-м году гонения хрущевские начались. Нас вывезли из лавры, не всю братию — двадцать пять человек осталось, но все скиты закрыли. Было насилие, войска МВД двери ломали, связывали монахов. Меня и еще одного милиционеры посадили в машину и увезли прямо на станцию. Так мы с отцом в Тамбов возвратились. Я служил в соборе. И побыли тут до 78-го года. А потом снова уехали в лавру. За это время в Тамбове дали мне сан игумена.

В монастыре гонение от братии пришлось пережить. В 80-м году выгнали меня из лавры, и я три года странствовал. Там — Почаев, а я служил в Пичаеве, такой район в Тамбовской области. Очень трудно было, невыносимо. Где на лошади, где на тракторе, где пешком шел. Но вот сколько испытал в своей жизни, уже проверено опытом: послушание не умирает, а живет.

Прошло три года моего испытания — возвращаюсь я в лавру. Эти пять батюшек, которые нападали на меня, Царство им Небесное, один — в земле, один — в тюрьме, а троих архиерей проводил. А меня Господь опять принял, грешника.

В 85-м году митрополит Никодим наградил меня митрой и возвел в сан архимандрита. На послушании я был духовником и служил. И так продолжалось до 91-го года, пока не перешел в Санаксарский монастырь. Приехал я сюда по приглашению, посмотрел: пустынька мне понравилась. А на монастырском храме — икона Божией Матери. Вот я говорю: «Матерь Божия, возьми меня!» И Она меня взяла. В 92-м году меня постригли в схиму с именем Питирима Тамбовского. Это имя в монашестве и мой отец носил, а в схиме он Антонием стал.

Когда монастырь только открылся, я служил один, без дьякона. Священников двое было — наместник и я. И всего-то нас двенадцать человек тогда было. А сейчас в монастыре пятьдесят семь. Шестнадцать иеромонахов и пятнадцать дьяконов.

Теперь я на покое. Только исповедую, частички из просфорок вынимаю и молюсь. Господь еще хранит меня. А отца в 88-м году я похоронил в Почаевской лавре. Он почти девяносто лет прожил. Строгий был. Истинный монах. Я, конечно, слабее.

 

 

Спасаться смирением

 

— Батюшка, если сравнить с прошлыми годами, какие сейчас православные?

— В Священном Писании сказано, что в последние времена оскудеет вера. Это и о мирянах, и о монахах сказано. Первые святые отцы говорили, что они выполняют правило полностью, после них половину будут выполнять, после тех — еще меньше, а последние монахи — еще меньше. Спасутся они? Спасутся. Чем? Скорбями. И мы — свидетели 30-х годов, когда монахов закапывали живых, ссылали в лагеря, и там они замучены и расстреляны были. За цареубийство будет Россия страдать — слова Иоанна Кронштадтского.... Все спаслись страданиями. Омыли грехи кровью своей. И сейчас Господь мир хранит, потому что есть на земле праведные люди. Только они скрыты. И праведниками все христиане спасаются. А этот мир, который сейчас, Господь пожжет огнем. Все сгорит. Пшеницу возьмет в житницу. А солому куда? В огонь вечный. Господь милосердный дает нам время. Ради праведников и мы живем на земле.

— Как нам спасаться?

— Смирением. Везде можно спасаться. В любой специальности. В любом положении. Всем есть возможность спасти душу. Только жить надо по заповедям. Спасаются терпением, смирением, молитвой, воздержанием, оставлением грехов. Мы не знаем, как спастись, какими судьбами, а Господь знает. Вот мы и просим: «Господь милосердный, Ты спаси нас».

Пока есть время загладить грехи свои постом и молитвой. Смирить себя — вот что требуется. И простить все тем, кто нас оскорбил.

Никого не осуждай! Видя согрешения брата, пойди помолись за него. Грехи-то мы его видим, но от нас скрыто, как он кается. Жил один мирянин, он крепко верующий был. Утром встает — помолится и идет на работу. В течение дня у нас много грехов бывает. Кончился трудовой день его. Он встает в передний угол к иконам и молится: «Господи, прости меня, больше не буду». Сколько молится — не сказано, но до тех пор, пока не слышал голос с неба: «Прощаю». И тогда спать ложился. Утром встал, помолился, опять такая жизнь, опять грехи целый день. Вечер подходит — опять молится и просит: «Господи, прости меня, больше не буду». И голос: «Прощаю». И вся жизнь его проходила в грехах и покаянии. Крепкая вера у него была. Молился, пока не слышал голос с неба.

Мы не достойны слышать голос с неба, а должны верить, что Господь сам выведет, «аще ко Мне грешник обращается, жив будет». И мы пойдем просить Его, и нам Господь простит: «Прощаю».

Господь говорит: «Я с вами, но не без вас». А кто Бога не просит — тот человек не верующий.

Очень полезно прочитать книжечку «Царский путь Креста Господня». Для укрепления веры очень назидательно.

— Как полюбить Господа?

— Выполнением заповедей.

— Почему мы недобрые друг к другу?

— От греха. Грех живет в человеке. Смотришь на лицо человека — и печать на нем есть. У того, кто загрязнен грехами, пороками, лицо суровое, грубое. А лицо мягкое, ласковое — значит, сердце у человека чистое.

— Много вы людей за жизнь повидали. Кто произвел на вас самое большое впечатление?

— Люди духовной жизни встречались, которые святой жизнью живут. И мирские люди есть такие строгие. Подходит человек на исповеди — Евангелие обливает слезами, чистое покаяние он приносит. А другой приходит на исповедь — улыбается. Я как-то объяснял одной рабе Божией Наталье: Василий Великий говорил: «Без слез не приходи причащаться». А где их взять? Слезы просто так не даются. А даются от поста и молитвы, от смирения. Слезы бывают внешние, а еще бывают сердечные.

В Почаевской лавре был у меня случай такой — в один день исповедовал четырех Михаилов: трех священников семейных и одного мирянина. И такая трогательная исповедь была, что мне как иноку у них было чему поучиться. Какой они ведут образ жизни! Есть с кого пример взять и в настоящей жизни.

Есть среди нас столпы, но скрыты они. Раньше-то к Серафиму Саровскому или к Иоанну Кронштадтскому можно прийти было за благословением, за наставлением, и они уста к устам отвечали. Сейчас такого нет. Но они оставили нам свои труды, вот почитаем их и не ошибемся. Как святые отцы нам написали — вот так нужно жить.

— Без страданий можно спастись?

— Нет, страданием только, Наташа. Без страданий никто не спасется. Нет дороги, чтобы Царство Небесное даром взять. Серафим Саровский на камне молился, много трудился. «Томлю томящаго мя», — говорил. Плоть умертвить нужно, чтобы она не давила на дух, чтобы не бушевала. А если мы будем спать да есть — душа в плену и плоть будет действовать ко греху.

Без страдания никто не спасся. Не-е-е-т. Все Апостолы были замучены. Все — страдальцы, мученики, все прошли через крестные страдания.

Мы думаем иногда: «Ой, тяжело мне...» И вера ослабевает. А нет, раз Господь благословил меня — я с терпением буду нести свой крест ради спасения души. И за все Бога буду благодарить. Как сказал Иоанн Златоуст: «Слава Богу за все».

— За всех можно молиться?

— Молиться за врагов своих, но не за врагов Божиих.

— Как нам жить?

— Думать о смерти.

 

Записала Наталья Огудина

* По материалам Рождество - Богородичного Санаксарского монастыря.

Записала Наталья Огудина. По материалам Рождество - Богородичного Санаксарского монастыря.


 
Ссылки по теме:
 

  • Официальный сервер Санаксарского монастыря
  • Раздел "Святые и подвижники" православного каталога "Русское воскресение"

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"