На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Подвижники благочестия  
Версия для печати

"Бачка" Филофей - просветитель земли Сибирской

К 350-летию со дня рождения Филофея Лещинского, митрополита Сибирского и Тобольского, с именем которого связывают начало крещения Сибири

12-13 сентября в Якутске отмечали 200-летие митрополита Иннокентия (Вениаминова), просветителя Якутии и Аляски. Научная конференция, торжественная литургия, крестный ход (часть службы велась на якутском языке) и ряд других праздничных мероприятий широко освещались в средствах массовой информации.

Склоняясь перед величием свершений Иннокентия, было бы несправедливым не вспомнить тех, кто прокладывал ему путь - сибирских миссионеров XVIII века. Они были первыми. В 2000 году исполнится 350 лет со дня рождения Филофея Лещинского, митрополита Сибирского и Тобольского, в схиме принявшего имя Феодор. Именно с его деятельностью историки связывают начало крещения Сибири.

Филофей родился на Украине, получил хорошее образование в знаменитой в свое время Киевской коллегии, потом служил приходским священником. В то время на Украине шла яростная борьба идеологий - католичество, опираясь на польских магнатов, разозленных потерей богатых земель, не оставляло замыслов подчинения украинцев Ватикану. Сильны были и униаты, искавшие пути компромисса с католиками. В этих условиях украинская православная церковь нуждалась не в кротких пастырях, а скорее, в настоящих духовных воинах. И Филофей получил воспитание именно в таком духе.

При Петре I хорошо образованное и энергичное украинское духовенство возглавило Российскую православную церковь. В глобальные планы первого русского императора входило продвижение России дальше в Азию. Духовное оружие считалось одним из самых мощных средств распространения русского влияния. Нужен был человек, который взял бы на себя нелегкую и опасную миссию проповеди православия за Уралом. Петру порекомендовали Филофея.

Будущий "сибирский апостол", благодаря своим способностям быстро достигший церковных верхов, в то время занимал пост эконома Киево-Печерской лавры. На предложение Петра он дал согласие. В 1702 году Филофей был посвящен в сан митрополита Тобольского и Сибирского. Прибыв в Тобольск, церковную столицу Сибири, митрополит обнаружил ситуацию далекую от идеальной: языческая тайга и мусульманская степь грозили захлестнуть островки православия. Мусульманские проповедники добирались даже до Полярного круга, обращая в ислам коренных жителей. Многие русские (вплоть до воевод) годами не посещали церковь, пользовались услугами местных шаманов.

Сразу по прибытии Филофей просит у Петра разрешение создавать за счет казны церковные школы, в которых могли бы учиться и дети коренных народностей Севера. Впервые в Сибири такая школа вскоре была создана в Тобольске. Усилиями митрополита организуется экспедиция в Монголию, чтобы обратить в христианство кутухту, созывается всесибирский церковный собор в Енисейске, где обсуждается вопрос крещения, отправляется в Якутию и на Колыму для крещения тамошних жителей миссия архимандрита Мартиана. Сам Филофей пытается склонить к христианству населяющих Приобье хантов и манси, борется с конкурентами-мусульманами. Непонимание и даже сопротивление обусловили неудачу первых лет проповеди. Это и тяжелая болезнь вынудили Филофея оставить архиерейскую кафедру и уйти в Тюменский монастырь.

В 1711 году в Сибирь прибывает новый начальник - губернатор князь Гагарин. получивший от Петра инструкцию поддерживать миссионерство. Обеспеченный деньгами и людьми (переводчиками, гребцами, казаками для сопровождения), Филофей сперва как простой миссионер, а потом, вернувшись на кафедру, с 1712 по 1726 годы (в последний раз в 76 лет!) объездил всю Западную Сибирь, побывал и в Восточной, обратив в христианство 40 ты-сяч коренных жителей.

О том, что он пережил за эти годы, можно писать приключенческий роман. В 1713 году, столкнувшись с сильным сопротивлением, Филофей без устали проповедовал три дня, и под конец предложил утопить его, если во время крещения с кем-нибудь произойдет что-нибудь плохое. В том же году миссионеров обстреляли из луков - одному священнику пробили голову, другому - плечо, монаху, воздевшему к небу руки, стрела прострелила ладонь. В Филофея стреляли из пищали, но пуля, пробив рясу, не тронула тела. После этого в буре, разыгравшейся на Оби, миссионеры чуть не утонули. Отмечали чудеса исцеления Филофеем - излечились после крещения тяжелобольная женщина-ханты и хромой мальчик. Были и комические случаи - крестившийся после долгих уговоров шаман, потребовал крест для обороны от "нечистых духов", часто его посещающих. А в другом случае новокрещеные предлагали поставить своего идола в церковь среди икон и сохранить многоженство (актуальнейший вопрос для коренных жителей и один из камней преткновения для миссионеров).

Основным противником Филофея в его пастырских трудах неожиданно оказались не шаманы и мусульмане, подстрекавшие местных жителей нападать на архиереев, а местная русская администрация. С некрещеных воеводам легче было взимать пушной налог и вымогать взятки. Кроме того, на строительство церквей и содержание духовенства деньги и хлеб шли из казны, а воеводы крайне неохотно выделяли средства на такое не приносящее им дохода предприятие. Власти кое-где воспользовались крещением для обложения местных жителей еще и подушным налогом, какой платили русские, а многих новокрещеных попросту взяли в рабство (некрещеных ясачных холопить запрещалось).

Филофей вплоть до смерти своей в 1727 году боролся с произволом светского начальства, успешно защищая своих духовных детей, строил им за свой счет церкви, лично следил за обучением новокрещеных православным обычаям. Как утверждают церковные историки, добрая память о Лещинском сохранялась и в конце XIX столетия. Жители Севера Сибири говорили исследователям: "Бачка (батюшка) Филофей нас шипко-шипко любил".

Можно по-разному оценивать последствия христианизации сибирских народов, но мужеством и верностью своему долгу Филофея нельзя не восхититься. Деятельность крестителя еще раз показывает, какую значительную роль в истории играют убежденные и энергичные личности. Следуя пути великого миссионера, вооруженные его опытом и воодушевленные его примером, двинулись в тайгу и тундру, а потом и дальше - за океан - новые подвижники православной церкви.

Александр Николаев, кандидат исторических наук


 
Ссылки по теме:
 

  • Раздел "Святые и подвижники" православного каталога "Русское воскресение"

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"