На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Подвижники благочестия  
Версия для печати

Пути Господни

Преподобная Ангелина Сербская и ее семья

Автор приносит сердечную благодарность матушке Ангелине (Нестеровой), бывшей настоятельнице Предтеченского Вяземского монастыря и игумену Даниилу (Сычеву), поклонникам Сербских святынь.

История святой Ангелины и ее многострадальной семьи явили миру сербский историк Иларион Руворац1 и Российские Академики М.Н. Тихомиров2 и А.А. Турилов3.

Ангелина родилась в 1444 г. в Албании в семье православного князя Георгия Арианита великого Комнина4. Она была родственницей св. князя Лазаря – героя Косовской битвы. Воспитывалась в благочестии и христианских добродетелях.

Побежденная турками при кн. Лазаре Гербляковиче в 1389 г.5 Сербия была окончательно порабощена в 1459 г. при деспоте Стефане Бранковиче. Свергнутый Стефан, предварительно ослепленный велением султана Мурата II , некоторое время скрывался при дворе будущего тести князя Арианита.

Имея сострадательное сердце, Ангелина по благословению родителей в 1461 году стала супругой слепца-изгнанника Стефана (1420-1476 гг.), третьего сына Ирины Кантакузиной и кн. Георгия, ослепленного турками. Брат Георгия Герман – Григорий потом стал монахом в Хилендаре (Афон), умер в 1476 г. и Лазарь Стефанович (1421 -1458 гг.), женатый (с 1446 г.) на Елене – дочери Морейского деспота Фомы Палеолога6.

После двух лет правления Стефана (1458-1459 гг.) деспотом Сербии был Бук (сын Григория – муж Варвары Франколы 1438-1485 гг.) прозванный народом «Огненный Змей», который имел (с 1464 г.) пожизненное владение в области Срем (в Сирмии) с городами Купиново, Сладкамен и др. Сюда переехали более пяти тысяч сербов, бежавших от тяжкого турецкого гнета и притеснений чинимых католиками.

Вук и венгерский король Матьяш Корвин успешно защищали свой народ от турок и чешского короля Владислава7.

Посетив Буду и Албанию, семья Стефана бежала в северную Италию, где жила сестра Стефана Екатерина.

У Стефана и Ангелины был сын Георгий (Джордже, родился в 1462 г.), сын Иоанн (1463-1503 гг.) идочь Мара (Мария, 1465-1495 гг.).

В 1476 г. после кончины Стефана Слепого, Ангелина и сыны, взяв его святые мощи, по приглашению короля Матьяша Корвина переехали в Венгрию и положили мощи в г. Купинове в храме апостола Луки.

В 1498 г. Георгий Стефанович стал монахом Максимом в основанном им Купиновском монастыре. По его поручению младший брат Иоанн (Иован) стал деспотом, женившись на Елене Якшич, дочери сербского воеводы Стефана Якшича. В 1501-1503 гг. он нанес поработителям большой урон в Сербии и Боснии.

Одна дочь деспота Иоанна стала женой Петра Рареша8, другая – жена Ивана Вишневецкого, еще одна – жена Василия Львовича Глинского.

Ангелина и сыновья организовали помощь святогорским монастырям: св. Павла (их родовой, ктиторский), Хилендарскому и Эсфигмену (греческий), тоже связанному с родней Бранковичей9.

В 1499 г. Ангелина приняла монашеский постриг.

После смерти (1503 г.) деспота Иоанна, ввиду нетления его мощей стали чтить святым.

По приглашению Валашского воеводы Иоанна Радулы IV Ангелина и Максим переехали в Валахию, где в 1505 г. он посвящен во епископа Влахопланинского. Владыке удалось примирить воеводу Радулу IV с господарем молдавским Богданом III Слепым и воеводу Михню I Злого с чешско-венгерским королем Владиславом.

После смерти Радулы Максим с матерью возвратились в Срем, где 1509 г. Максима избрали быть митрополитом Белградским и Сремским10.

Ангелина вдохновила Белградских митрополитов Григория и Феофана обратиться с просьбой о материальной помощи к Московскому великому князю Василию III (ранее они обращались к его отцу Иоанну III для восстановления порушенных турками монастырей и храмов11.

Благодаря богатой помощи от «Третьего Рима» при содействии Валашского воеводы Нягое Басараба в Крушедоле построен монастырь, где Ангелина и Максим митрополит положили мощи свв. Стефана и Иоанна12.

В своем письме, доставленном Василию III двумя старцами, митрополит Феофан Белградский писал, что «мы не имеем иного ктитора, кроме Российского великого государя – надежды всего христианского мира». Подобная просьба Ангелины к Василию III содержалась и в письме от 1509 г., посланном ею со старцем Евгением: преподобная просила помочь в строительстве храма во имя святого Иоанна Златоуста, для мощей святых деспотов Стефана и Иоанна. Василию III Ангелина подарила «зброю» (воинские доспехи) святого деспота Иоанна.

Митрополиту Феофану Василий III подарил 3 сорока соболей и 3000 белок, также ктиторский драгоценный ковш для богослужебного пользования. Ангелина получила еще более щедрую милостыню: 4 сорока соболей и 4000 белок. Преображенскому Сысоеву монастырю в Кучайне по письму Ангелины великий Василий III подарил 40 соболей и 300 белок.

О баснословных богатствах Василия III в своих «Исторических повестях» (т. I ) в повести «Кто умирает» В. Панова сообщила, что праздничный княжеский выходной наряд Василия III , увешанный золотыми пластинками и драгоценными камнями, весил 2 пуда. Такой роскоши не знал даже Византийский император Константин IX – двоюродный дед (по матери) Василия III 13 .

Женой деспота Иоанна Стефановича была Елена, рожденная Якшич. Ее сестра Анна Якшич, в монашестве Анисия, старшая дочь сербского воеводы Стефана Якшича была супругой украинского князя Василия Львовича Глинского Слепого, второго сына литовского князя Льва Б. Глинского (дяди Василия III , деда по матери Ивана IV Грозного14), родственника Корибута Ольгердовича и Кориата Гедиминовича15, соратников великого княза Дмитрия Донского на Куликовом поле (1380 г.).

Василий Львович Слепой16 ранее был Слонимским наместником, литовским подстолием и старостой Бреста.

Сестра Елены и Анны Ирина Якшич была в браке с герцогом Миклеушем Баошичем поморянским.

У князя Василия Львовича и Анны Глинских родилась дочь Елена17, ставшая потом второй женой Василия III и матерью Иоанна IV Грозного.

Митрополит Максим преставился ко Господу 18.1.1516 г. Ввиду нетления его мощей он «иже во святых», положен в храме близ монастыря Крушедол. Преподобная Ангелина в последние годы жизни подвизалась в Сретенском монастыре. Преставилась 30. VII . 1520г. В этот день имеется ей полная бденная служба с общим тропарем преподобной матери «В тебе, мати, известно...».

В декабрьской Минее ч. I , 10.ХП, изданния Московской Патриархии 1978-89 гг. помещена полная бденная служба св. Иоанну деспоту сербскому, его родителям и старшему брату, митрополиту Максиму.

Фресковые иконы Ангелины XVIII - XIX в.в. имеются в Крушедоле, в Хилендарской Лавре (Афон) и на паперти Печской патриархии. Ей посвящены несколько храмов в Среме. В Крушедоле память ее отмечается с особой торжественностью 30. VII .

В РПЦ Ангелина почитается с 1621 г. Её имя в числе святых в «Палинодии» Захария Копыстенского.

В 1716 г. по требованию султана турки, уходя из Срема, сожгли Крушедольский монастырь и в нем мощи святых Бранковичей. В пепле нашли левую руку Ангелины, хранящуюся в восстановленном монастыре.

При службе святой Ангелине 30. VII . (Минея напечатана русскими буквами) помещено ее краткое житие – выдержки из «Жития святых» (на сербском языке) архимандрита Иустина (Поповича) (Белград 1975 г.).

Примечания

1 Об ученом сербском историке – архимандрите Иларионе Рувараце – см. журнале МДА «Богословский вестник» СПб. 1907, январь, с. 174. Его труд «Сборник И. Рувараца» Белград, т. I . 1934, с. 36.

2 Академик М.Н. Тихомиров «Исторические связи России со славянскими странами и Византией» М. 1969.

3 Академик А.Л. Турилов, статьи; «Ангелина». «Православная Энциклопедия» (т. II ) и «Бранконичи» (т. VI , с. 186).

4 Албанский князь, Г. Арианит великий, имел трех сыновей и восемь дочерей, из которых одна была женой знаменитого Албанского воеводы – князя Сведенберга.

5 О св. князе Лазаре Гербляковиче – герое Косовской битвы 1389 г. см. «Журнал Московской Патриархии» М. 1964, № 7, статья Н.Св. Новосада «Лазарь – кн. Сербский».

6. Елена – родная сестра Софьи (Зои) Палеолог, дочь Морейского деспота Фомы, родного брата последнего Византийского императора Константина.

7 Достян И.С. «Борьба южно-славянских народов против турецкой агрессии в XIV – XV вв.» «Византийский временник», 7, 1953 г.

8 Петр Рареш, сын Стефана Ш Великого – Господаря Молдавии, родной брат Елены Волошанки (кн. Тверская), родственник царя Ивана Ивановича Молодого и Дмитрия Ивановича внука.

9 Хилендарская Лавра (Афон) была центром сербского монашества. Пользовалась большим почитанием.

10 См. проф. Скурат «Сербская Православная церковь» в «Истории Поместных Православных церквей» т.1 и Гаврилович Александра «История Сербской церкви» Белград, 1930.

11 Обращение Сербской Церкви в Москву о помощи для монастырей и храмов: Муравьев Н.А. «Сношения России с Востоком по делам церковным» г. 1, 1869.

12 См. историю Сербских монастырей: В. Маркович «Православное монашество и монастыри в Сербии   средневековой». Сремские Карловци. 1920.

13 См. «Описания жизни царя Ивана IV Грозного».

14 Мохов Н. Очерки истории молдавско-русско-украинских связей. Кишинев. 1961.

15 О кн. Корибуте Ольгердовиче и Кориате Гедиминовиче, соратниках кн. Дм. Ив. Донского см. «Славянская Энциклопедия» т. I .

16 О кн. Вас. Льв. Глинском Слепом см. «Славянская Энциклопедия» Богуславского т. I , M . 2002.

17 О вел.кн. Елене Вас. Глинской, дочери Анны (в монашестве Анисий) и В. Львовича, второй жене вел. кн. Василия III и матери царя Ивана IV Васильевича имеется огромная литература.

Протоиерей Петр Деревянко, настоятель храма св. прав. Иоакима и Анны в Можайске


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"