На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Подвижники благочестия  
Версия для печати

Столетие прославления

святителя Иоасафа Белгородского

Крестные ходы, шедшие в течение нескольких дней в Белгород из Ровеньков, Алексеевки, Старого Оскола, Красного, Прохоровки, Красной Яруги, Грайворона, Губкина и других городов и районов области, а также из соседствующих с Белгородчиной областей Украины, утром 16-го сентября собрались в пяти пригородных точках и стеклись по улицам Белгорода на Свято-Троицкий бульвар. Конечным пунктом их движения стала возведенная к лету сего года на Свято-Троицком бульваре, рядом с домом №20, храм-часовня во имя святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца.

Святые мощи небесного покровителя Белгорода из кафедрального Спасо-Преображенского собора в праздник Преображения Господня они были перенесены в Николо-Иоасафовский храм на старом кладбище, где находится не только знаменитый камень из иоасафовой «пещерки», на коем полтора века простояла рака с честными мощами святителя, но и некоторые личные вещи епископа.

В Николо-Иоасафовском соборе архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн накануне торжеств совместно с духовенством епархии совершил переоблачение мощей святителя Иоасафа Белгородского. Новое облачение, пошитое к празднованию 100-летия со дня канонизации, сходно с тем, что изображено на иконе святителя.

16 сентября в 15 часов священство, после молебна, чтения акафиста свт. Иоасафу, вынесло на своих плечах раку (к юбилею изготовлена новая) со св. мощами. И с большим числом прихожан проследовало по улицам Попова, Соборной площади и Св.-Троицкому бульвару — к новому храму-часовне.

Этот путь сопровождался шествовавшими и стоявшими на тротуарах молящимися, певшими и плакавшими, праздно и непраздно любопытствующими, причастными и сторонними. По пути следования раки улицы были усыпаны дорожкой из осенних цветов и хвои. Многие затем поднимали эти памятные цветы с земли и уносили с собой.

Так через сто лет мощи святителя Иоасафа вернулись на время к месту своего первоначального упокоения.

Следует напомнить историю со св. мощами свт. Иоасафа и его «пещеркой». Из житийной литературы известно, что перед поездкой на родину святитель, предвидя приближение кончины, приказал устроить у стены Свято-Троицкого собора одноименного белгородского монастыря склеп для погребения. Что и было исполнено в юго-западной части придела храма.

По кончине 10 декабря в 1754 г . епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа, почившего в Грайвороне после тяжелой двухмесячной болезни, тело 2 месяца пребывало без тления во гробе, доставленном в Белгород, что и изумляло притекавших прихожан, и, в каком-то смысле, соответствовало их представлениям о святости жизни почившего. В устроенной в подвальном помещении «пещерке» рака святителя простояла 156 лет! (с 1755 по 1911 гг.), где св. мощам поклонялись не только простые верующие всей Российской Империи, во множестве сюда притекавшие, священство, но и российские монархи Екатерина II, Александр I, Николай I, и Николай II. Посещение Белгорода страстотерпцем императором Николаем II с августейшим семейством состоялось в 1904 и 1911 гг. На самих торжествах по канонизации святого, активно инициированного, как и в случае с преп. Серафимом Саровским (прославлен в 1903 г .), самим Государем, присутствовали 4 сентября (17-е по нов ст.) 1911 г . святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна и Великий князь Константин Романов.

К слову, и в марте 1908 г . Вел. княгиня Елисавета молилась в пещерке Свято-Троицкого собора перед гробницей епископа Иоасафа, тогда еще не прославленного в лике святых.

Безбожная власть извлекла св. мощи свт. Иоасафа в 1920 г . для атеистической пропаганды, монастырь был разобран, а на этом месте впоследствии выстроен жилой квартал. Место первоначального погребения святителя — склеп, получивший в народе название «пещерка», в 1930—1950-е был засыпан.

Мощи святителя, хранившиеся в архивах музея религии и атеизма в Казанском соборе Ленинграда и чудом там уцелевшие, как и мощи преп. Серафима Саровского, были обретены в 1991 г . и возвращены Церкви.

В результате исторических исследований, с помощью электроразведки, проведенной специалистами белгородского горного НИИ ВИОГЕМ, после археологических раскопок, пещерка была обнаружена — в мае 2009 г . В середине нынешнего лета рядом с пещеркой была построена часовня, а над самой пещеркой установлен стеклянный купол, увенчанный статуей ангела с крестом.

На момент канонизации было записано до 400 чудесных исцелений от св. мощей свт. Иоасафа Белгородского. Свою историю рассказал архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн в одном недавнем интервью: «Однажды мы пришли к мощам великого чудотворца с официальной делегацией. Был вечер. Мы приложились к мощам. В этот момент на коляске привезли ветерана афганской войны. В результате ранения у него были парализованы ноги, и он не мог самостоятельно передвигаться. И когда его поднесли к мощам, он приложился ― и вдруг… (а мы уже уходили из храма) все услышали такой крик. Это кричал тот человек. Он кричал, что почувствовал свои ноги сразу после того, как приложился к мощам. Потом он соскочил с коляски и начал бегать по храму. Это было на наших глазах! Свидетелями стали все участники делегации ― высокопоставленные лица России, и для нас ― очевидцев ― это было потрясением! Можно только представить, каково было потрясение для самого человека!»

Рассказывают, что когда в 1911 г . при канонизации святителя шла процессия, то многие, особенно страдающие болезнью ног и рук, исцелялись, и даже стоял хруст, когда мощи несли. Об этом сохранилось очень много свидетельств.

Я же отмечу такой действенный факт, свидетелем которого стал непосредственно и даже заснял на видео: когда 16 сентября с. г. раку со св. мощами свт Иоасафа проносили на самом повороте с ул. Попова на Соборную площадь, чтобы выйти затем на Троицкий бульвар, одна из пожилых женщин, стоявших в толпе, вдруг стала корчиться, жутко кашлять и закричала страшным голосом, каковой мне прежде доводилось слышать, скажем, в Троицком соборе Почаевской лавры, куда привозят на вычитку одержимых бесами.

В 17-30 к часовне прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (завершив двухдневный визит в Луганскую епархию). Прибытия Святейшего Патриарха у храма-часовни ожидали многие сотни верующих, среди которых была и группа паломников из Винницкой области Украины, доставившая большую икону свт. Иоасафа и киот от нее, на стекле которого чудесным образом отпечаталось изображение святителя. Теперь в винницком храме и сама икона, и удивительное стекло выставляются для поклонения рядом. А в ночь с 16 на 17 сентября, когда св. мощи свт. Иоасафа находились в новой белгородской часовне, винничане установили чудесное стекло рядом с ракой святителя.

Эффект запечатления святого образа на стекле киота известен по случаю Богородичной иконы «Призри на смирение» в киевском Введенском монастыре (в августе 1993 г . образ Богородицы с младенцем отобразился на стекле, которое прикрывало икону, но не касалось ее). Стекло киевского киота исследовалось учеными неоднократно с помощью новейших аппаратов, однако природу явления установить не удалось.

Предстоятель Русской Церкви совершил на Св.-Троицком бульваре малое освящение часовни, после чего спустился по подземному переходу в крипту часовни, где прочитал молитву свт. Иоасафу и поклонился его честным мощам.

Затем Святейший Патриарх вышел на площадку перед часовней, где его приветствовал архиепископ Белгородский Иоанн. В ответном слове Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил владыку Иоанна и руководство области за открытие этого исторического места и устроение здесь храма-часовни и передал в дар часовне образ святителя Иова, Патриарха Московского. (Верующим в эти два праздничных дня раздавались иконки святителя Иоасафа с Патриаршим благословением.)

Затем Патриарх Кирилл обратился к пастве, отметив: «Обретение нетленных мощей святителя Иоасафа, сам факт которого является дивным явлением Божественной благодати, — событие огромного духовного значения в жизни современной России, в жизни Русской Православной Церкви. И как замечательно, что сегодня, когда мы вспоминаем столетие со дня прославления святителя, его мощи среди нас — в таком прекрасном месте, как открытая и отреставрированная пещерка, созданная по воле святителя, ставшая местом его упокоения, здесь — в Святом Белогорье».

16 сентября в Белгородском академическом драматическом театре имени М. С. Щепкина состоялся торжественный вечер, после официальной части которого участникам был показан спектакль «Сказание о Иоасафе». А накануне Архивный отдел Белгородской области открыл виртуальную выставку «Небесный покровитель Святого Белогорья».

В тот день в Белгороде прошла и конференция «Русская Православная Церковь и приграничное сотрудничество общественных объединений и творческой интеллигенции».

Ведь судьба святителя Иоасафа весьма объединительна: в миру Иоаким Андреевич Горленко, нареченный в честь родителя Пресвятой Богородицы, родился в Малороссии, 8 / 19 сентября 1705 г ., в селе Замостье Прилуцкого уезда Черниговской губ. (ныне Полтавской обл.), в семье полковника Андрея Дмитриевича Горленко и дочери гетмана Даниила Апостола ― Марии; служил в России, был настоятелем Мгарского монастыря, наместником Троице-Сергиевой лавры, где при нем была выстроена самая большая колокольня, любил посещать Харьков. Служение святителя Иоасафа, конечно же, является нераздельным началом Россий Великой и Малой.

А в 1754 г ., в год своей кончины, на Харьковщине, в Замостье, пригороде города Изюма, на Песках, святитель среди угля в притворе Вознесенской церкви обрел Икону Богородицы Песчанской, которая с тех пор почитается как защитительница от нападения иноверных; известна история чудесного Ее пребывания в русских войсках на фронте Первой мировой войны. В 2009 г . Образ «приходил» Крестным ходом с харьковчанами к 17 сентября в Преображенский собор Белгорода, к раке свт. Иоасафа. В этот раз всенощную службу с 16-го на 17-е возле новой часовни тоже осенял Образ Песчанской Богородицы, но другой.

Многие харьковчане не смогли прибыть на торжества в Белгород по скорбной причине: вечером 15 сентября скончался митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим, 90-летие которого в мае с.г. в Харькове удостоили посещением Патриарх Кирилл и Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Погребение Высокопреосвященнейшего Никодима состоялось 17 сентября, в Харьковском кафедральном Благовещенском соборе, в северном приделе, где располагается рака со св. мощами святителя Мелетия Харьковского. А напротив — в южном приделе — стоит рака Афанасия Сидящего, Лубенского чудотворца, особо почитавшегося святителем Иоасафом Белгородским. Так все промыслительно связано в духовном мире, что в часы харьковского погребения владыки Никодима в Белгороде, в 80 км от Харькова, на Соборной площади Патриарх правил священную литургию при св. мощах Белгородского святителя.

90 лет подвижнической жизни владыки Никодима соразмерны со 100-летием, прошедшим со дня прославления святителя Иоасафа, и эта большая и плодотворная, отданная служению Богу и людям судьба, полностью уместилась и в годы безбожия, отягчившего нашу землю, и в последнее двадцатилетие, когда наметилось духовное возрождение Руси. И объединительные труды митрополита Никодима для большой православной Руси имеют прямую преемственность от судьбы святого епископа Иоасафа, коего на Харьковщине называют святителем «Белгородским и Харьковским», и образ которого помещен на общей иконе Святых Слободского края.

Если мерить числами, то новые времена, пожалуй, уступят цифири столетней давности.

По словам архиепископа Белгородского Иоанна, тогда в Белгород, который был «тихим уездным городом Курской губернии с населением в 40 тыс. человек, прибыло до 200 тыс. паломников! Начиная с 28 августа 1911 г . и в дни торжеств, ежедневно к мощам святителя прикладывались по 16-20 тыс. паломников. Около 100 тыс. человек расположились в «стане» богомольцев ― своеобразном городе паломников, в котором на возвышении раскинулось 2 000 палаток, шесть деревянных бараков, столовые, чайные. Было проведено много водопроводных кранов, устроено пять амбулаторных пунктов. Часть паломников спала прямо на открытом воздухе». Сейчас — при населении Белгорода порядка 400 тыс., на литургию утром 17 сентября собралось, по оценкам местной полиции, 10 тыс. человек. Мне показалось, что раза в два больше, но дело не в этом. Общая атмосфера праздника в городе была и остается несомненной, однако несомненно и то, что годы безбожья сильно нас опустошили.

Мне довелось, направляясь и ночью к новой Иоасафовой часовне, пройти по Белгороду, в котором храмы были открыты для исповеди. Я зашел в два, о которых достоверно известно, что в них правил службы епископ Иоасаф — во Смоленский собор (1706) и в Марфо-Мариинской обители Успенско-Николаевский храм (1701—1703, строился на средства Петра I, пожертвованные перед Полтавской битвой). В 23 часа в Смоленском соборе молилось перед исповедью 4 человека, а в Успенско-Николаевском в полночь — 1. Этот храм женской обители принял на ночлег несколько десятков паломниц и паломников, отдыхавших кто в деревянных креслах, кто на полу, кто на предалтарных подиумах.

Изобильно исповедовались православные лишь возле новой часовни, можно сказать, вблизи св. мощей святителя. Исповедь принимали несколько батюшек, и все время к ним стоял народ в ожидании. Так же, как и не истощалась до 3 часов ночи очередь в часовню — поклониться мощам и получить на лоб крест елеопомазания.

Тем не менее, не все измеряется числом. И в духовном деле, в духовной рати воюют не числом, а умением.

17 сентября 2011 г . Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на Соборной площади г. Белгорода. Престол был установлен под специальной сенью у здания драмтеатра, построенного в конце 1950-х на месте разрушенного в безбожные времена Богородице-Рождественского монастыря, основанного в 1622 г . Его Святейшеству сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофийархиепископ Белгородский и Старооскольской Иоаннархиепископ Курский и Рыльский Герман; архиепископ Мукачевский и Ужгородский Феодорепископ Северодонецкий и Старобельский Агапит; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергийепископ Нежинский и Прилукский Иринейепископ Конотопский и Глуховский Иосиф; духовенство России и Украины.

На богослужении присутствовало руководство города и области.

После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь о значении духовного подвига святителя Иоасафа для нашего времени: «Сегодня, в день воспоминания перенесения мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского, мы торжественно отмечаем столетие со дня его прославления. Мы собрались в таком множестве на центральной площади Белгорода для того, чтобы вспомнить его святое имя, обратиться к нему с молитвой, попросить его ходатайства пред Богом об Отечестве нашем, о всей исторической Руси, о Церкви нашей, о народе, о святой Белгородской земле и о граде сем. … Чтобы понять смысл служения, которое совершил святитель Иоасаф, нужно обратить особенное внимание на слова апостола Павла, которые сегодня читались всем нам в назидание. Апостол пишет к Коринфянам: «Каждый да разумеет нас как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих; домостроители же трудятся для того, чтобы каждый оставался верным» (см. 1 Кор. 4:1-2). … Речь идет о строительстве Царствия Божия, речь идет о созидании человеческого спасения, речь идет о достижении главной цели человеческого бытия. … Пример святителя Иоасафа подтверждает замечательные слова, сказанные великим отцом Церкви Григорием Нисским, который говорил, что каждому слову должно сопутствовать дело, а слово без дела ― суетно и неплодотворно».

Обращу внимание на знаменитые слова о пастыре добром, прозвучавшие при чтении Евангелия от Иоанна на площади в это утро: «А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах». Слова эти позволяют задуматься и о нас самих, и о нашем отношении к нашему Отечеству, о том, кому и как вверяем мы судьбы Родины.

По окончании Литургии архиепископ Белгородский и Староосколький Иоанн преподнес Его Святейшеству набор богослужебной утвари, созданный современными украинскими мастерами по образцам богослужебных сосудов, которые были изготовлены 100 лет назад к канонизации святителя Иоасафа.

На вернисаже «Святитель Иоасаф — небесный покровитель Святого Белогорья» в «Белэкспоцентре» днем 16 сентября губернатор Белгородской области Е. Савченко подчеркнул: «Сегодня мы отмечаем не только столетие канонизации святителя Иоасафа, но и двадцатилетие обретения его мощей на земле Белгородской. Эти двадцать лет мы незримо чувствовали его присутствие, его участие в тех позитивных преображениях, которые происходят на Белгородчине. И эта выставка, которую я приглашаю посмотреть всех белгородцев, говорит о правде, о силе, о красоте православия».

Это не просто слова главного чиновника процветающей области, но и человека, чувствующего огромную ответственность за судьбу региона и живущих в нем людей.

Интересно, что практически ту же мысль высказала мне в личной беседе прихожанка, ожидавшая у новой часовни прибытия Патриарха. Она справедливо заметила: «Мы видим, каким стал Белгород — красивым, процветающим, духовным! Ничего не было бы возможным, если бы не небесное покровительство святителя Иоасафа, честные мощи которого были привезены сюда в 1991 г .!»

Сюда же отнесем слова Святейшего Владыки, сказанные в приветственном слове еще в аэропорту: «Глубоко убежден в том, что многие успехи, которые сегодня очевидны и которыми отмечена жизнь Белгородской области, связаны именно с благословением святителя Иоасафа. Пусть же это благословение и далее простирается на Белгородскую землю и на всю Русь Святую».

  «Взбранных воинов мужества наследниче и Христова стада пастырю предобрый, светильниче веры, на свещнице Белграда возсиявый, нищих питателю и о людех ко Христу Богу молитвенниче, похвальная восписуем ти раби Господа твоего от сердец наших к любви твоей вопиюще: Радуйся, Святителю Христов Иоасафе, чудотворче предивный!»

Станислав Минаков


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"