На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Подвижники благочестия  
Версия для печати

Снова и снова звонят колокола

Встреча с Николай-До

Мой единственный смысл жизни и радость —

просвещение Японии Православием,

и я верю, что сие будет,

верю так же твёрдо,

как верю в Бога.

Свт. Николай Японский

Я иду по улицам Токио – города, где каждый квартал немного обезличен налётом индустриализации. Улицы похожи одна на другую, и даже в новом месте меня не оставляет ощущение того, что я уже был здесь.

И вдруг за поворотом открывается великолепный вид на православный кафедральный собор с куполом правильной формы. Это – «Николай-До», главный православный храм Японии. До сих пор я только слышал о нём и видел изящный макет этого собора в токийском музее периода Эдо, где «Николай-До» привлекает внимание посетителей тонкостью работы и волшебным звуковым сопровождением – нажатием кнопки вы можете вдохнуть жизнь в застывшую композицию Токио XIX века. По улице мчатся конки, извозчики подгоняют лошадей, из-за угла поворачивает чудо техники тех дней – трамвай, а высоко в небе звонят колокола «Николай-До». Нажатием другой кнопки поднимается передняя стена собора, и вы можете увидеть иконостас и внутреннее убранство собора.

Но то – действительность XIX века, а сейчас, казалось бы, исчез ореол романтики из окружающего пейзажа: по безликим улицам мчат безликие машины. И всё же… Войдя в арку собора, сразу же чувствуешь себя как дома. Дворик чист и уютен, скамейка при входе ждёт усталых путников, а колокольный звон возвещает о начале службы.
Несмотря на то что православная служба шла на незнакомом мне японском языке, я был совершенно поражён особой атмосферой храма, неповторимым духом молитвы, совершающейся неустанно многие и многие десятки лет. И здесь, далеко от святынь Русской земли, далеко от Лавры и монастырей православных, я ясно ощутил присутствие Духа Божьего. Это чувство Присутствия уже не покидало меня, пока я находился в намоленном храме «Николай-До».

Иконостас потемнел от времени, лампады теплятся перед старинными иконами, русские святые смотрят на вас с необычайных по красоте витражей, а пение с клироса стройно и одухотворённо. Почти все певчие и большинство прихожан храма – японцы, что особенно трогает душу. Я ощутил этот храм островком вселенского православия, живого, не замкнутого в исторических культурных рамках русскости. «Николай-До» напоминает также приход митрополита Антония Сурожского в Лондоне: богослужение там ведётся на языке страны, где расположен храм. Таким образом православие распространяется в мире, открывая себя другим культурам.

В представлении большинства россиян Япония – далёкая от христианства страна, где основа религиозной культуры – синтоизм и буддизм. Христианство в Японии казалась немыслимым даже в конце XIX века, когда будущий святитель Николай Японский приехал в эту страну. Восемь лет ушло у него на то, чтобы изучить язык, культуру и обычаи Японии, после чего он начал проповедовать Евангелие, будучи назначен главой особой Российской духовной миссии. Вскоре о. Николай приступил к строительству в Токио церкви и затем – духовного училища. В марте 1891 г. был освящён кафедральный Воскресенский собор (называемый теперь «Николай-До»). И в наши дни собор полон верующих японцев…

В соборе есть один русский священник, большинство священников-японцев говорит также по-английски, поэтому многие новоприбывшие могут исповедаться на родном языке и затем принять Святое Причастие. В первый раз я попал на исповедь к русскому священнику, о. Герасиму. В другой раз, не застав о. Герасима, я исповедовался о. Марку на английском языке. И оба раза меня внимательно выслушали и… услышали, я причащался со спокойной душой и лёгким сердцем.

В тот день, когда я впервые попал в этот храм, на выходе меня встретил высокий пожилой прихожанин, радушно пригласивший пообедать вместе со всеми в домике при храме. Этим человеком оказался Евгений Николаевич Аксёнов – русский врач, родители которого эмигрировали из России в начале 20-х годов прошлого столетия и который всю свою сознательную жизнь провёл в Токио. В наши дни он лечит японскую императорскую семью, а в годы Второй мировой войны Евгений Николаевич был одним из первых врачей, мобилизованных для помощи пострадавшим во время атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Удивительная судьба, наличием высокой жизненной цели напоминающая судьбу свт. Николая Японского! Как писал Николай Бердяев, истинная миссия русской интеллигенции в эмиграции – свидетельствовать миру о православии.
Многие русские прихожане «Николай-До» живут в Токио с недавних сравнительно времён, приходя в храм как в родной дом - островок той земли, которая, быть может, не скоро ещё станет для них близкой. И всё же на этом островке православия в огромной столице азиатского государства я увидел родственные души и среди японцев. Свт. Николай Японский писал о том, что в культуре и искусстве Японии многое свидетельствует о готовности этой нации принять евангельскую весть. Тонкие художественные образы в японской живописи и графике, символика японской поэзии, уважение к личности человека и стремление видеть в нём лучшее – всё это примеры таких свидетельств. Семя, брошенное свт. Николаем, дало свои плоды. В соборе, названном его именем, я почувствовал православную традицию, которая выросла на почве японской культуры и которая сильнее политики, территориальных споров и природных катастроф.
И сегодня, в трудные для Японии дни, снова и снова звонят колокола Николай-До, собирая под сень собора православных Страны восходящего солнца…

Михаил Кунин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"