На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Подвижники благочестия  
Версия для печати

Александр Михайлович Державин

(1871 - 1963)

С чего начать писать биографию Александра Михайловича Державина - человека добрейшей души, священника по призванию, поэта, писавшего в основном для себя и своих близких, ученого, волею судеб оставившего лишь единственный труд, но мимо которого не может пройти ни один исследователь творчества Святителя Димитрия Ростовского?

Начнем, пожалуй, с того крошечного пятнышка на карте России, откуда ведет свой род семья Державиных и которое носит милое скромное имя - Николо-Молокша, тем более, что автору этих строк недавно довелось там побывать.

Из Москвы до Ростова Великого ведет красивейшая дорога, вверх-вниз среди стоящего стеной елового леса. Едва блеснуло Плещеево озеро и кресты Переяславльских церквей, вот уже и бескрайнее озеро Неро. От Ростова дорога делает крутой поворот на Борисоглеб. Кругом фисташковой зелени леса - леса до самого поселка, посреди которого высятся старинные, величественные стены монастыря и дальше все более сужающаяся дорога ведет на Вощажниково.

А.М. Державин (стоит в центре)
со своими родителями, братьями и сестрами.

Здесь уже леса становятся гуще, селения реже, а дорога хуже. На расстоянии 7 км от Николо-Молокши гравиевая дорога кончается, дальше приходится идти пешком.

Что же это за село? Село названо по церкви - Никольским и по сути дела было поповкой или погостом. Отец, мать и младший брат Александра Михайловича похоронены там на маленьком деревенском кладбище, расположенном вокруг белой, теперь закрытой красивой церкви. Кресты едва виднеются над окружающими ее столетними березами. По правде сказать, это "медвежий угол", куда не ведет хорошая дорога ни от Ярославля, ни от Углича, и тем не менее раньше здесь кипела жизнь. Немногие преклонных лет жители вспоминали как на площади перед церковью устраивались ярмарки и народные гуляния с угощением, которое устраивалось богатым купцом Зайцевым из соседних Починок, и разного рода немудрящими ярмарочными развлечениями.

Неподалеку от села течет крохотная лесная речка Молокша. Сейчас она заросла травой и стала совсем узкой. Раньше же на ней стояла мельница, крестьяне расчищали ее, устраивались также места для купания, так называемые бочаги.

От прежних времен в селе осталось немного. До сих пор в Николо-Молокше стоит большой дом, где жило не одно поколение Державиных, недалеко от церкви стоит двухэтажное здание, построенное Михаилом Захаровичем Державиным, отцом Александра Михайловича, для церковно-приходской школы. Сюда приходили учиться ребятишки из окружающих село деревень, потом под школу был отдан дом Державиных, а здании старой школы разместились школьные мастерские. И до сего дня школа действует, только ребятишек стало очень мало. Еще как следы былой жизни стоят уже немногочисленные столетние березы, посаженные по дороге в соседнее село Волыново.

Николо-Молокшинская школа, построенная Михаилом Захаровичем Державиным.

Александр Михайлович Державин родился в этом маленьком сельце в 1871 г. Отец его Михаил Захарович был священником Николо-Молокшинской церкви и прожил здесь безвыездно почти всю свою жизнь. Семья была большая и дружная. Дети (трое братьев и две сестры) воспитывались родителями во взаимной любви, уважении и дружбе. Родственные чувства и любовь к своей маленькой, затерянной в ярославских лесах родине осталась у всех членов этой семьи на всю жизнь.

Не осталось воспоминаний о детстве Александра Михайловича, однако, думая о своих родителях, о жизни в родительском доме, он так пишет своему среднему брату в письме от 28 января 1897 г.: "Я теперь иногда задумываюсь о пережитом, о своем детстве - и при этих думах образ моих родителей выплывает в моей памяти таким светлым, любящим, добрым, что невольно поднимаются все душевные силы. Вспоминаются заботы папы, приходят на память разные факты жизни ... сколько труда, сколько горя и тревог перенес он для меня? Сколько любви проявил ко мне ! сколько раз, не жалея себя, спасал и защищал меня !.. кажется, если бы был тут папа, я бы упал перед ним на колена и со слезами целовал бы края его одежды, и горячо излил бы ему мою благодарность".

В доме Державиных была хорошая библиотека. Образованием детей занимался отец Михаил, знакомя их, по возможности с широким кругом мировой литературы. По достижении определенного возраста сыновья отправлялись в ярославскую семинарию. Однако на все праздники и на каникулы, особенно летом, на Молокшу съезжалось много молодежи. На Рождество в доме устраивалась елка, на которую приглашались дети и из других семей. Об этих праздниках уже в старости вспоминала дочь священника из соседнего села Спасского. Летом же в бывшей усадьбе "Дубровка" для крестьян, приходивших из соседних деревень, разыгрывались спектакли по классическим пьесам, литературные вечера, устраивавшиеся силами молодежи, съезжавшейся на каникулы.

Старший сын отца Михаила Державина - Александр должен был пойти по стопам своего отца. И со времени своей учебы в семинарии он начинает рассуждать о высоком предназначении священника в жизни народа как его пастыря. Ориентиром для него был, конечно его отец. Поэтому особенно тепло он думает о сельских священниках, которые находятся в гуще народной жизни, по сути живут той же материальной жизнью, что и крестьяне. Наиболее сильны эти размышления стали у Александра после окончания семинарии, когда он начал работать в угличской семинарии воспитателем. Вера в высокое предназначение священника, унаследованная им от отца, не раз сталкивала его в жарких спорах с людьми, отвергавшими роль священнослужителей в духовном воспитании народа.

Александр Михайлович переезжает в Углич для работы в угличской семинарии в 1897 г. Это тот период жизни, о котором нам известно более всего благодаря сохранившимся письмам к его среднему брату - Николаю. Пронизанные любовью и заботой о брате, они рассказывают о мыслях, чувствах и занятиях молодого человека, готовящего себя к поприщу пастыря и одновременно сомневающегося в своем соответствии выбранному пути. Более всего времени он посвящает чтению. В основном это, конечно, различные религиозные книги, но одновременно внимание его привлекает и другая литература: История Греции, драмы Эсхила и Софокла. Обратившись к изучению истории Греции, Александр Михайлович решает обратиться к греческой литературе: "Изучая греческую историю, мне хочется вместе пройти и ее литературу, а так как это вещь не мудреная и не обширная, то я и решил заняться чтением древних поэтов; для этого я выписал и книгу; теперь почитываю драмы Эсхила, Софокла и смеюсь вместе с Аристофаном". Кроме того Александр Михайлович не оставляет и своего излюбленнейшего занятия - стихосложения, некоторые из его стихов были в тот период напечатаны в журналах "Епархиальные Ведомости" и "Русский паломник". Однако, о своих литературных способностях он отзывается весьма скромно: "В истории русской литературы есть один Державин и другому никогда не быть там".

Кроме того Александр Михайлович решает углубить свои знания немецкого языка, а также попробовать себя в переводах. Сохранились некоторые его переводы стихотворений Гейне. Однако, сделав несколько переводов, он остается не удовлетворенным ими. Кроме того, в письмах к брату он сетует на то, что в его характере много рассеянности, его увлекает слишком многое, поэтому он часто не может сосредоточиться на каком-нибудь одном занятии.

В Угличе Александр Михайлович знакомится с семьей протоиерея Успенской церкви города Углича Константина Николаевича Приорова, человека в городе весьма заметного и уважаемого. У отца Константина Приорова было три дочери, одна из которых, Лидия Константиновна, в то время работавшая народной учительницей, Александру Михайловичу очень понравилась. Так он описывает ее своему брату: "И какая опять она была чудная. Ее собственно нельзя назвать красавицей, есть в чертах ее лица что-то мужеское, а стриженые коротко волосы еще больше усиливают эту иллюзию, - это скорее мальчик, но такой хороший милый мальчик; но что у ней особенно хорошо - это глаза ... Какие они большие, темные, умные и прекрасные! Кажется не нагляделся бы на них, и как хорошо становится и как замирает сердце, когда она смотрит ими на тебя. И улыбается она чудно, невольно ответишь на эту улыбку - какую-то мягкую и добрую ... Есть и еще черта в ее лице: какая-то серьезность, основательность и строгость, видно, что она привыкла учить и муштровать мальчишек. А когда она говорит с жаром и страстью (а она редко говорит спокойно) - как загорается ее лицо, как ярко зарумяниваются щеки, как вспыхивают очи !" Стихотворение "Одна из многих", напечатанное в "Епархиальных Ведомостях", посвящено им Лидии Константиновне. Чувства молодого человека не остались без взаимности. Их бракосочетание состоялось летом 1897 года, а осенью молодой священник Александр Державин получает место в селе Пречистом, напротив Углича, за Волгой.

Семья переезжает на новое место жительства. Александр Михайлович был поражен бедностью своего прихода. Однако, когда он ближе знакомится с крестьянами, посещая каждый дом, он поразился отсутствию в них унылости и забитости. Он пишет: " Свою бедную долю они переносят как-то твердо, спокойно и совсем не теряют духа бодрости и даже веселости. Видно, что сознание трудности положения, сознание необходимости тяжелого труда (а оно у них есть) не пугает их и они с твердой душой встречают свой жребий. А потом, это радушие, эта доброта и простота, это уважение и почтительность, - как все это радовало мою душу ..." Первая его служба состоялась осенью того же года. Он так пишет об этом событии: "Первая моя служба была 5 октября, народу была полная церковь, служил я - волнуясь и вообще неспокойно, когда говорил свое слово - то слезы подступали к горлу; такое... небывалое ощущение - служить в храме, где собрались люди, порученные твоему вниманию и твоим заботам". Не сидит сложа руки и Лидия Константиновна. Она посвящает себя устройству в селе народной школы. Александра Михайловича и Лидию Константиновну объединяло духовное родство, которое впоследствии поможет им перенести все невзгоды, уготованные на их жизненном пути. Всю последующую жизнь они проживут во взаимном уважении и любви.

Этот период в жизни Александра Михайловича был полон пастырскими трудами и семейным счастьем. В семье рождается две дочери - Ольга и Клавдия.

К 1909 году отец Александр был переведен в Ростов Великий. Здесь он, видимо, впервые так близко сталкивается с творчеством и вещественными "следами", сохранившимися со времени пребывания в Ростове Святителя Димитрия. В том же году в Ростове отмечался юбилей Димитрия Ростовского. К нему Александр Михайлович написал торжественную кантату, которая была исполнена соборными певчими и учениками духовного училища.

К числу материальных памятников, оставшихся в Ростове со времени пребывания там Димитрия Ростовского была конклюзия по поводу окончания его трудов над Четиями-Минеями, преподнесенная ему Московской духовной академией. "Эта конклюзия весьма искусно написанная на куске атласа, сохранялась в ризнице Спасо-Иаковлевского Ростовского монастыря. Она написана на латинском языке и украшена рисунками и фигурами, изображением Святого Духа в виде голубя, окруженного по сторонам ангелами и ликом святых угодников," - так писал Александр Михайлович в своем исследовании, конечно же он видел ее своими глазами.

Александр Михайлович с женой Лидией Константиновной и дочерью Ольгой.

В Ростове Александра Михайловича постигло большое горе - умерла его младшая дочь Клавдия. Она была похоронена на одном из ростовских кладбищ. Может быть это событие было одной из причин желания уехать из Ростова.

В 1910 году Александр Михайлович поступает в Киевскую Духовную Академию и переезжает из Ростова. И здесь, учась в Академии, Александр Михайлович начинает также более серьезно изучать творчество Святителя Димитрия Ростовского, тем более, что Киев связан с самым плодотворным периодом жизни писателя. Здесь в Киевской Лавре он начал свой труд над составлением своих знаменитых Четиих-Миней. В Печерском же соборе Александр Михайлович видел монахов, которые показывали ему место, где в молитве стоял Димитрий Ростовский. После окончания Киевской Духовной академии Александр Михайлович был оставлен там на год стипендиатом. В этот год им была написана первая научная работа о Димитриии Ростовском - кандидатская диссертация, легшая впоследствии в основание труда всей его жизни.

В 1915-17 гг. - семья Державиных живет в Москве, на Малой Ордынке. Многое, что позднее будет написано о Димитрии Ростовском, о его пребывании в Москве и приобщении к ее святыням применимо и к самому Александру Михайловичу. "Как столица великого государства, как сокровищница, в которую русский народ собрал все ценное, чего он достиг в предыдущие периоды своей исторической жизни, Москва должна была произвести сильное впечатление на религиозного и любознательного Святителя Димитрия." Дочь подрастает, ей необходимо было дать хорошее образование. В эти годы Ольга учится в частном пансионе, а на лето неизменно ездят на Молокшу. В двадцатые годы семья Державиных также живет в Москве, но уже в церковном доме в Капельском переулке.

В школах в это время прекращается преподавание Закона Божьего, но дома у Александра Михайловича продолжаются эти уроки для желающих. Летом на даче, которую снимают в селе Леонове (сейчас оно находится в черте Москвы), на именины собираются его ученицы. Очень часто путешествие в Леоново проделывалось пешком.

Не прошло мимо Александра Михайловича и гонение на священнослужителей. В 1931 г. он был арестован. За что его арестовали, сказать сейчас трудно. Когда в руках Александра Михайловича скапливалась некоторая сумма, он раздавал деньги нуждающимся в средствах прихожанам. Говорят о доносе, совершенном на него. Прихожанами была собрана небольшая сумма денег, которую отдали Александру Михайловичу. Он после службы принес ее домой. Обыск и арест последовали как раз тогда, когда у Александра Михайловича была значительная по тем временам сумма. Некоторое время он находился на поселении около города Котласа, где работал на лесозаготовках. Жизнь там была голодная, лишь иногда из дома пересылались сухари. Его дочь и жена ездили к нему однажды. Ольга Александровна не любила об этом рассказывать, лишь однажды она обмолвилась о ночевке на полу Котласского вокзала и о крысах, бегающих между телами спящих людей. После того, как Александра Михайловича освободили, ему с женой было разрешено выбрать себе место для поселения (любое, кроме Москвы и Ленинграда). Александр Михайлович выбирает Ростов - город, связанный с его судьбой и трудом над исследованием жизни и творчества Святителя Димитрия. Здесь Александр Михайлович и Лидия Константиновна живут в небольшой комнатке в стене Ростовского Кремля, в которую надо было по ступенькам спускаться вниз. В комнате стояли две кровати, больше же там ничего не помещалось и даже есть приходилось на подоконнике. "Днем у тусклаго слюдоваго окна, а ночью при слабом свете сальной свечи" - так Святитель Димитрий писал о своих трудах в Ростове, так, очевидно, и сам трудился в своей тесной комнатке Александр Михайлович. Ольга Александровна всеми силами старалась помочь своим, уже далеко не молодым родителям, попавшим в столь затруднительное положение. Она часто ездила в Ростов. Но и ей, как дочери репрессированного священника приходилось достаточно тяжело. Она рассказывала, что какое-то время не могла даже устроиться на работу.

Однако, и это тяжелое время прошло. Перед войной семья Александра Михайловича смогла объединиться. Поселились они в том же доме в Капельском переулке в одной небольшой комнатке. И многие последующие годы Александр Михайлович продолжал служить протоиерем церкви Знамения у Рижского вокзала. Старые прихожане вспоминали всегда его доброту и внимательность к людям. Рассказывали также как торжественно проводил Александр Михайлович Пасхальную службу, начиная ее на греческом языке, а затем переходя на церковно-славянский. Многие в 50 гг., хотя и хотели крестить своих детей, но опасались это делать в церкви. Александр Михайлович не отказывал приехать крестить ребенка, и какой же это был фурор, когда ко двору подъезжала церковная машина и из нее выходил священник в полном облачении.

Все эти годы Александра Михайловича не оставлял свой научный и исследовательский труд над жизнью и творчеством Димитрия Ростовского. Но лишь в 1954 году он смог завершить его и вынести на суд духовный и научный, защитив в Троице-Сергиевой Лавре диссертацию и получив звание магистра богословия. Научная жизнь его на этом не закончилась, хотя своих собственных научных исследований у него не было, он помогал в работе своей дочери и остались еще люди, которые помнят, как в Отдел рукописей ГИМ приходила Ольга Александровна со своим седым согбенным отцом и они вместе садились просматривать рукописи, необходимые для научной работы Ольги Александровны.

Свой жизненный путь Александр Михайлович завершил в 1963 году 92-х летним убеленным сединами старцем. Похоронен он на старинном Пятницком кладбище недалеко от храма Знамения, где служил до последних своих дней.

А.М. Державин - протоиерей
ц. Знамения у Рижского вокзала в Москве.

Елена Игоревна Державина


 
Ссылки по теме:
 

  • Раздел "Святые и подвижники" православного каталога "Русское воскресение"

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"