На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Подвижники благочестия  
Версия для печати

Хвалите Бога во святых Его

По трудам игумена Дамаскина (Орловского)

Национальная доктрина образования в Российской Федерации — государственный документ, определяющий государственную политику, стратегию, основные направления, а также ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года, в качестве основополагающей цели воспитания и обучения сформулировала социальный заказ государства на воспитание человека «…трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, проявляющего национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традиции и культуре других народов». (Цит.: по Материалам Всероссийской конференции Минобразования России и РАН «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: проблемы, традиции, опыт». Москва, 22-23 мая 2001 года. М., 2002, с.3). Настало время, когда после десятилетий атеистического террора Министр образования Российской Федерации В.М. Филиппов в своем докладе на открытии ХI Международных Рождественских образовательных чтений в числе важных факторов воспитания патриотизма и любви к родному Отечеству назвал житийную литературу.

Мы являемся свидетелями и участниками того, как вследствие и перед лицом смертельной опасности и тревоги за судьбу нации общественная мысль прозревает непреложную истину, выраженную в Слове Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии Х1 Рождественских образовательных чтений, что «без возрождения подлинной культуры, без обращения к духовным первоистокам» нам «не преодолеть тяжкое достояние, оставленное ХХ веком», что неоценимое значение для понимания нашего прошлого, для устроения нынешней жизни и созидания лучшего будущего имеет Православие и что судьба России — в руках педагогов, воспитателей, учителей. Сохраняющая историческую память и воспитующая самосознание народа, эта литература подвергалась гонениям и полному изъятию всякий раз, когда на государственном уровне ставилась задача перевоспитания, изменения мировоззренческих основ («менталитета») русского народа. Это было и во времена Петровских реформ и во времена разгула атеизма в ХХ веке. Ибо эта литература — источник воды живой и, по существу, главное противоядие для насаждения чуждой культуры. Эта литература, может и должна стать оздоровляющей прививкой и выполнить свою миссию духовно-нравственного возрождения народа.

В сообщении рассматривается два аспекта проблемы, связанной с возрождением традиции использования житийной литературы в духовно-воспитательном делании. Первый — связан с рассмотрением значения житий святых как исторических источников. Это важно, поскольку от учителя потребуется всесторонняя характеристика и показ реальности и достоверности этого источника. При этом наши суждения и выводы будут касаться исключительно житий новомучеников ХХ века, канонизированных Архиерейским Собором 2000 года и воссозданных в трудах игумена Дамаскина (Орловского), поскольку все чаще на прилавках книжной торговли появляются жития, кои никак нельзя причислить к историческим источникам. Их авторы зачастую полагают достаточным для их написания недоказанных сообщений и художественных вымыслов, которые, как правило, опровергаются при обращении к первоисточникам.

Вторая, заключительная часть сообщения касается вопросов использования житий святых в воспитательном процессе современной школы.

 

Научно-историческое значение житий святых в трудах игумена Дамаскина (Орловского).

В 7 изданных книгах игумена Дамаскина (Орловского) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия» представлено более 800 житий новомучеников, причисленных к лику святых. Это поистине эпопея народной жизни России конца ХIХ и ХХ веков. Лица всех сословий, чинов и званий русского народа, выразителей народного нравственного идеала, представлены в этих книгах. Содержание книг не ограничивается изложением текста жизнеописаний. Они сопровождаются уникальными, сохранившимися в большинстве случаев в единственном экземпляре фотографиями, развернутыми авторскими предисловиями и аналитическими статьями, неизвестными в научном мире документальными публикациями. Основу их написания составили десятки тысяч архивных документов, неопубликованных рукописей из государственных и частных архивохранилищ, устные свидетельства. Справочные данные об источниках, именные указатели, примечания, другие элементы археографического описания свидетельствуют о высоком научном уровне выполненной работы.

Каждое отдельно взятое жизнеописание в его предельно лаконичном изложении и весь труд как единое целое обладают качествами документально выверенного исторического источника. Игумен Дамаскин включает в канву повествования только те детали, и это касается даже описаний природы, которым есть прямые или косвенные документальные подтверждения. В нем отсутствуют факты художественного вымысла. Отсечением всякого художественного субъективизма в изложении фактов объясняется то, что некоторые жизнеописания до боли кратки, они исчерпываются по существу только констатацией засвидетельствованного в следственном деле высшего подвига человека, принявшего кончину как венец служения Богу и Отечеству. Автору удается раскрыть глубокий нравоучительный смысл происходящего, что достигается отдельными, всего лишь несколькими штрихами, выявляющими духовную суть факта или события. Преодолевая грани пространства и времени, автор поднимается до уровня глабального теоретического обобщения, что делает этот труд поистине сокровищницей духовного просвещения, воссоздавая на базе сохранившихся источниковых комплексов историю народа России, облик Святой Руси в образах и лицах ее мучеников. По существу, и это не преувеличение: отечественная, да и мировая наука, получила первое целостное в своей безмерной многогранности научное исследование неизведанной до сего времени духовно-нравственной стороны истории народа России, сохранившего в лихолетьях и страданиях безбожного ХХ века живой душу и передавшего неугасшей Свечу Веры людям третьего тысячелетия.

Отдавая приоритет исторической достоверности тех или иных документальных свидетельств и публикаций о человеке, Секция личных фондов и документальных коллекций Российского общества историков и архивистов совместно с Правлением Союза писателей России провела специальное заседание и круглый стол по рассмотрению итогов использования архивных данных при подготовке для Комиссии по канонизации материалов о лицах духовного звания и мирян, за Веру пострадавших, а также значения создаваемых Житий новомучеников как исторических источников. Познакомившись с трудами игумена Дамаскина и заслушав его доклад, специалисты, а это историки, архивисты, педагоги, филологи, писатели, многие из них присутствуют здесь, пришли к заключению, что жития святых, создаваемые игуменом Дамаскиным (Орловским) на основе архивных документов, имеют самоценность как исторические источники, несущие информацию: о фактах и событиях исторического времени; о человеке России второй половины ХIХ - ХХ вв., воплотившего в своей земной жизни Заповеди Божии; о духовно-нравственных аспектах бытия народа. Отмечалось также, что проводимая работа не что иное, как воссоздание утраченной после революции 1917 года национальной житийной традиции, традиции документирования духовно-нравственного облика святого как образца для воспитания и образования народа.

Важно особо отметить, что в научном плане труд игумена Дамаскина (Орловского) есть открытие в области гуманитарных наук, открытие, противостоящее складывающейся новейшей системе представлений о методах исторического исследования. Специалистам известно, что ряд ученых прогрессистов, ссылаясь на неполноту сохранившейся источниковой базы и недоступность известными методами исследовать народ, это непостижимое «молчаливое большинство», настроение которого все сильнее влияет на ход социального процесса, приходит к выводу о необходимости переосмысления традиционных методов социальных наук в сфере исследования человеческой истории. Действительно, ни системный анализ, ни марксистско-ленинская диалектика, кампаративный, информационный, позитивистский, культурологический и др. методы научного познания не позволяют проникнуть в духовно-нравственные сферы народного бытия, постичь глубинное мироощущение народа. Новаторское переосмысление предполагается осуществить в философском и междисциплинарном направлениях: идет поиск методов, позволяющих простраивать концепции глобальной истории и всеобщей науки о человеке без обращения к источникам и информации о реальном человеке. В качестве предмета и объекта исследования выдвигаются функции взаимодействия человека и природы, людей между собой. Модны ныне идеи исследования целого как «умопостигаемого самого по себе», идеи конструирования и рассмотрения моделей явлений как сущностных и достаточных для построения исторических версий и пр. (с.32, Источниковедение).. (Аргументы и факты. 1995.№ 44, Окуневская Т. Татьянин день. М.,1998). Все более отчетливо формулируется мысль сторонников этих теорий о необходимости опираться на иную эмпирическую базу источников, нежели та, которой ныне располагает историческая наука. Такую базу они видят в развитии информационных технологий и создании виртуальной информационной среды. Аналогичная картина наблюдается и в педагогике, где также изменено представление об объекте педагогического исследования: «вместо «учащихся», «педагогов», «детей» в качестве объекта стала рассматриваться сама же теория, теоретическое описание практики в виде систем и процессов. Объект и предмет познания стали различимы лишь широтой, т.е. границами рассмотрения поставленной проблемы. Так, живой человек был изъят из исследований, что невольно привело к формализации педагогического знания и большому разрыву теории и практики». (Свящ. Алексей Мороз, В.С.Безрукова. Образ русской школы. C.-Пб., 2002?. c. 12).

Труд игумена Дамаскиным (Орловского), полученные ими научные результаты на основе введения в научный оборот неисследованного пласта источников о человеке России ХХ века, воссоздание на их основе широкой панорамы исторического бытия народа, показывает ограниченность этих новейших теорий бездуховного знания и пути преодоления этих ограничений. Творческая лаборатория игумена Дамаскина раскрывает неисчерпаемые возможности применения в науке духовно-ориентированной методологии, вовсе забытой и практически недоступной гуманитарию советской школы с либерально-демократической идеологией.

Разобраться в сути этой методологии, методологии научного исследования, указывающей пути к Истине нам поможет митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Радович), замечательный сербский богослов. Он показал, что метод выступает как свойство самой Истины, которая (Истина) своим содержанием и действием формирует методики. Истина не предмет или абстрактная идея. Она открывается только тайне веры, благодатному опыту и духовному прозрению как живая и живоносно-личная действительность, как всепронизывающая Личность. Подчинить Истину своей «автономии» и своим человеческим, светским методам познания — значит, изгнать ее из себя, совершить над ней насилие, осудить себя на вечное рабство собственной ограниченности, подчинить себя стихиям окружающего тварного мира».

Работа в системе именно такой духовно-ориентированной научной методологии позволила создать ее автору одно из тех редких произведений, содержание и смысл которых намного превышает и гораздо глубже изложенного словами текста. В этом феномен духовного творчества, духовного видения предмета, духовного мышления автора. Для произведения светского характера такая глубина практически недоступна.

Труды игумена Дамаскина (Орловского) получают все большую известность среди православного народа и русской общественности. Их высоко оценили за историческую достоверность, строгую документальность, за уникальную исследовательскую работу по установлению фактов жизни новых православных мучеников и исповедников. В 1997 году книги были удостоены премии Памяти митрополита Макария, а в 2002 году труд отмечен литературной премией Союза писателей России. Находят поддержку специалистов и общественности, предложения о представлении труда игумена Дамаскина к государственной премии.

2. Жития святых новомучеников как источник духовно-нравственного воспитания. Знаменитый русский историк В.О. Ключевский оставил нам исследования «Древнерусские жития святых как историчеcкий источник», «Значение преподобного Сергия для русского народа и государства». Выдвинув краеугольное положение русской истории о том, что «политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной», он показал, что «есть имена, которые выступили за границы времени, когда жили их носители. Это потому, что дело, сделанное таким человеком, по своему значению, так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным действием, так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что с лица, его сделавшего, в сознании этих поколений, постепенно спадало все временное и местное, и оно из исторического деятеля превратилось в народную идею, а самое дело из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом». Такие люди становятся для грядущих поколений путеводителями и люди целые века благоговейно почитают их память, чтобы не забыть правила ими завещанные. ( В.О.Ключевский. Православие в России. М.. «Мысль», 2000).

Огромно и непостижимо воздействие житий новомучеников, о чем свидетельствуют десятки людей. Перед читателями предстают современники, оставшиеся верными духовно-нравственным идеалам в нечеловеческих, но близких и понятных читателю исторических условиях. Жития новомучеников распахивают двери вселенной человеческого Духа, из них бьет источник живой воды, очищающий сердце и душу. Читающий постигает не только историю стойкости духа одной удивительной человеческой жизни, но весь духовный смысл истории народа, ощущает свою сопричастность этой истории не через призму горьковского «человек - это звучит гордо», не через призму одного только сострадательного участия, но через ОБРАЗ святости, через ОБРАЗ осуществленного нравственного идеала Святой Руси.

Чтение житий издревле считалось непременной обязанностью каждого русского человека. Жития святых, воплотивших в своей земной жизни высшие, нравственные идеалы, расширяли кругозор и помогали понять окружающий мир, взаимодействия людей, вводили в атмосферу подвижнического духа, учили различать истинность и ложность, добро и зло, праведность и грех. Давая прочные нравственные ориентиры, жития содержали практические советы человеку для собственного его делания, помогали понять себя и оценить свои поступки. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) отмечает большую пользу и значение житийной, святоотеческой и богословской литературы, чтение которой высоко ценил святитель Тихон Задонский, когда писал: «Духовные книги дают возможность правильно понять смысл Священного Писания, понять состояние своей души. Святые отцы и подвижники не теоретически, но практически, опытно познали человеческую природу с ее немощами и страстями, научились побеждать духов злобы, глубоко постигли путь благочестия и спасения и этот свой богатый духовный опыт зафиксировали в своих писаниях». (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении». М., “Самшит”, 1995, с.298). Святые угодники Божии, осуществив в своей земной жизни высший нравственный идеал, — по словам Иоанна Кронштадтского, — самым положительным и достойным общего подражания способом отвечают нам на главный вопрос о цели жизни и способах достижения этой цели: усердным исполнением заповедей Христовых, презрением к здешней суетной жизни и к многострастной плоти, крайним прилежанием о душе, существе бессмертном, и безвозвратным стремлением к жизни вечной. Святые помогают сформировать представление об истинных ценностях и самой цели земной жизни человека, показывают пример того, как нужно переживать тяжелые испытания, оставаясь верным христианским идеалам. Не наставлением, а конкретным поступком, образом своих жизней помогут они учителю современной школы восстановить систему христианских ценностей как нравственного ориентира в земной жизни каждого человека.

Древняя традиция чтения житий имеет корни в глубокой тяге генетически православной русской души к Истине, к духовному наставничеству в делании жизни, в стремлении подражать образцам, православную веру воплощать в самую жизнь свою, чтобы вера не была только на словах, но оправдывалась на деле”. (Архиепископ Серафим (Соболев). “Русская идеология”. С.-Пб, 1992.с.3.)

Жития святых, погружая подростка в атмосферу народного бытия и русской истории, пробуждают в душе ребенка любовь к своему Отечеству, любовь которой нельзя научить средствами умственного развития. Ведь не секрет, что такая, казалось бы, ясная по постановке задача, как «воспитывать патриотизм» молодежи, по существу, остается и может остаться в современной школе лишь призывом. Родина – не место проживания и начинается она «не с картинки в твоем букваре», как пелось в известной песне советских времен. Эта любовь питается только соками народного бытия, пропущенными через душу и сердце. Другого не дано. Лишенный народных начал внешний политический государственный патриотизм, — великий русский ученый Н.Я. Данилевский, — напоминает «свищ в скорлупе». Истинный русский патриотизм возникает только в критические минуты истории. В иные периоды «народ безмолвствует», не понимая и не принимая антинациональную политику своих руководителей. И только перед лицом внешней угрозы русский народ объединяется и побеждает, демонстрируя несокрушимую силу духа.

Введение в систему образовательно-воспитательной работы забытого пласта православной культуры для современного педагога вопрос новый и сложный. Предстоит не только учить, но прежде и самому постичь утраченные духовно-нравственные истины, возлагая надежды на то, что идущий и вопрошающий получает ответы, прозрение и научение, как свидетельствуют наши святые и вся история России, которая знает немало побед в критических обстоятельствах, добытых силой молитвы, веры, надежды и неиссякаемой народной любви к Отечеству. Так, мы, современники величайшего деяния в мировой истории, все еще не в полной мере осознали значение победы духа нашего народа над господством безбожной тоталитарной идеологии. Венцом этой победы явился акт канонизации Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года сонма мучеников, подвижников и исповедников Русской Православной Церкви, отдавших жизни за Веру Православную в ХХ веке.

«Хвалите Бога во Святых его…» тысячелетиями повторяют православные люди слова молитвы, опытно зная, что если мы поклоняемся Богу, если прославляем прославленных Богом святых, удивляемся их мужеству, просим их молитв перед Богом, то они в строю с нами. (Псалтирь в святоотеческом изъяснении. 1997. Святая Гора Афон, c.528-529.).

Диапазон использования Житий в образовательно-воспитательном процессе не исчерпывается вопросами постижения системы ценностей и восстановления нравственного идеала молодежи на величайших образцах святости. ЖИТИЯ – источник исторической правды о фактах и событиях жизни народа России в ХХ веке. ЖИТИЯ – источник постижения необоримой духовной силы русского человека и Русской Православной Церкви. ЖИТИЯ – источник живого общения и единения с сонмом святых нашего небесного Отечества. Только они, наши святые, могут заставить народ прозреть, отвести от новых коварных заблуждений, и привести к пониманию того, что наше советское государство существовало наперекор Христу, наперекор святым в земле Российской просиявшим, наперекор русскому народному началу, народной мудрости, наперекор всем народным святыням – наперекор и только наперекор. Из-за этого мы имели и ныне еще имеем государство без Христова благословения, свободу без радости, войну без борьбы, крах без славы, страдание без идеала. Такие мысли высказал Святитель Николай Сербский (Велимирович) относительно сербского народа. Они полностью отражают и нашу историю.

Чтение житий, фотопортреты мучеников, паломничества по местам их жизни, создание церковных музеев, посвященных новомученикам, подобно тем, которые создавались героям Отечественной войны – послужат современной школе в деле возрождения нравственных идеалов и воспитания истинных граждан, патриотов Отечества.

Зинаида Иноземцева


 
Ссылки по теме:
 

  • На Пасху Русской Православной Церкви. Беседа с игуменом Дамаскиным (Орловским), членом комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви
  • Главное событие в истории Русской Церкви. Беседа с игуменом Дамаскиным (Орловским)
  • Фонд памяти мучеников и исповедников Русской Правосалвной Церкви (председатель - Игумен Дамаскин (Орловский))
  • Книги игумена Дамаскина (Орловского)

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"