На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Подвижники благочестия  
Версия для печати

Труды и дни проповедника Иоанна Восторгова

Очерк

Очерк посвящён новомученику, протоиерею Иоанну Восторгову, настоятелю Храма Василия Блаженного на Красной площади, видному миссионеру и проповеднику. Его публицистика, духовная и светская, была издана в пяти томах в 1914 году. Иоанн Восторгов – издатель и постоянный автор еженедельной газеты «Церковность» (выходила в свет с 1911 года, не прекращалась и в первые месяцы после Октябрьской Революции). Бесстрашный священнослужитель и патриот открыто бичевал насилие новой власти, отстаивая достоинство и свободу выбора человека, в кризисных обстоятельствах призывал враждующих людей к совести. За смелую публичную деятельность Иоанн Восторгов приговорён Революционным трибуналом к расстрелу. Погиб в сентябре 1918 года. В очерке прослеживается жизненный путь этого энергичного подвижника, раскрывается его уникальная способность открыто отстаивать истину.

 

В августе 2000 года в Москве состоялся юбилейный Архиерейский собор – событие весьма памятное для страны. Тогда  к лику святых причислили священномучеников, пострадавших за Христа, и среди них настоятеля Храма Василия Блаженного на Красной площади прот. Иоанна Восторгова. Это всенародное почитание видного духовного подвижника, патриота и яркого публициста явилось достойным приношением потомков борцу с силами зла и поработителями духа истины. Всего пять лет служил о. Иоанн настоятелем Покровского собора, известного в народе как  Храм Василия Блаженного, что у самых Кремлёвских стен. И за этот недолгий срок Храм сделался главным средоточием церковной и общественной жизни древней столицы. Здесь проповедовал Иоанн Восторгов – и сюда шли люди со всех сторон, чтобы послушать и вразумиться от слов смелого и благодатного батюшки. Раньше этот исстари намоленный Храм посещали больше полюбоваться дивной красотой – ведь подобного белокаменного чуда больше нигде нет и не было. Но до настоятельства о. Иоанна святой Храм богомольцами мало посещался, так что здесь и вправду не приход был, а проход через площадь. Новый – молодой, энергичный и образованный священник сразу оживил и наполнил приходскую жизнь современными интересами, в своих проповедях он умело вскрывал язвы современного общества – богоотступничество и равнодушие части граждан к судьбе государства, а заодно и к устоям семьи; развязность инстинктов у населения, безудержная пропаганда разложения личности – всё это вместе крайне обострилось после революционных событий 1905 года, а уж ближе к Семнадцатому, катастрофическому, году беда и вовсе приняла характер безумия и прямого преступления. Чем ближе двигались к концу Империи, тем острее чувствовалась необходимость крепкого церковного назидания здоровой народной толщи, - тоже, впрочем, уже затронутой смутой и посулами перемен. Всякого рода авантюристы, выжиги, провокаторы – в первых рядах опрокидывателей трона. И вожаки их – террористы да заговорщики. Сладить ли с такой напастью?

Если в самый почин XX века, И. Восторгов был преисполнен «радости осмысленного труда» и надеялся на плодотворную жизнь, уповая: «Мы живы, мы сохранены для земли, для работы, для покаяния, для спасения», то в грозный, гибельный Семнадцатый год в его речи зазвучали исповедальные ноты. Накануне Октябрьского переворота, 15 октября 1917 года он написал в своей газете «Церковность»: «Если нас теперь заточат, убьют, разорвут на части, то и в преследованиях и в смерти сохраним чувство удовлетворения, сознание нашего морального торжества… Мы сильны силою истины». Далее православный исповедник и мудрый пастырь, будто предвидя свой близкий мученический венец, сказал: «Наша, может быть, теперь скоро будет пролита кровь, наши недруги могут быть спокойны: на них наша рука не поднимается, так как мы слишком мирные люди». Это он говорил о себе и подобных ему. Прямая, пламенная речь протоиерея Иоанна всё также настойчиво произносилась им и в дни жестокого Октября. Народ валом валил на его молебны – служились не в тесном древнем Храме, а прямо на Красной площади. Здесь с новой силой зазвучал его умиротворяющий голос, призывая горожан, а с ними и весь народ православный, преодолеть в душах ненависть, всеваемую смутьянами, преодолеть вражду, столь бедственную для людей последствиями.

Но события зловеще развивались, и конца им не виделось. Наперекор угрозам батюшка Иоанн по-прежнему выпускает в свет свою газету «Церковность», каждое воскресенье выходит свежий номер. А в нём поставлены на видное место злободневные вопросы, выдвигаемые яростными буднями. И мучимые очередями и голодом люди жадно читают статьи, огненные проповеди Восторгова, заполняющие почти всё пространство 40-страничной газеты, ведь автор подавляющего большинства публикаций – сам отец Иоанн. Ночами служитель алтаря описывает в дневнике события прошедшего дня, убедительно изображает живые лица, знакомые и незнакомые, то, что увидел на московских стогнах и площадях - репортажи его ёмки, рельефны, почти скульптурны, и на письме он – талантлив как литератор.

Почитая этого новомученика, хочется подробнее остановиться на его жизненном пути – кто наш герой и откуда? Родился прот. Иоанн Иоаннович, в миру Иван Иванович Восторгов, 30 января 1867 года в станице Кавказской на Кубани, в семье священника, профессора духовной семинарии, и наречен в память Иоанна Златоуста. Впоследствии и самого его назовут Русским Златоустом, за мужество и преданность святой вере. Учился юноша в Ставропольской духовной семинарии, а по окончании её в 1887 году побыл там же и надзирателем, и учителем русского и церковно-славянского языков. И. Восторгова вскоре епископ Владимир (Богоявленский) определит служить в одну из станиц всё той же Кубанской области. Место то было заражено расколом, и молодому батюшке пришлось поначалу приложить руки к постройке храма, украсить его всем необходимым, освятить и войти в доверие прихожан, целое столетие не имевших священника. Так начиналась миссионерская работа – привлечение закоренелых сектантов к Православию. И всего-то в посёлке этом Восторгов служил побольше года, а как преобразилась станица! Михаило-Архангельская церковь наполнилась богомольцами, в посёлке уменьшилось буйство, а сто раскольников присоединились к благочестию. Рвение молодого иерея оценило начальство – назначения и повышения следуют одно за другим. Вот он в 1890 году наблюдает за всеми церковно-приходскими школами целого округа Кубани, затем назначен законоучителем в Ставропольскую мужскую гимназию, а чуть позже по настоянию владыки Владимира – экзарха Грузии, его переводят на Кавказ, в Елисаветполь (теперь Гянджа). Даровитый проповедник, усердный законоучитель и педагог-словесник отмечен грамотами и знаками отличия. А с 1900 года он на важном миссионерском посту в Тифлисе. Просветительское дело началось с открытия трёх миссионерских школ, с тремястами учащимися. Занятия в классах, службы и собеседования – всё, как задумано заведующим школами о. Иоанном. От Синода его посылают в Персию для обозрения школ духовной миссии. Проповеди этого миссионера были столь поучительны и успешны, что в середине 1902 года И.И. Восторгова избирают пожизненным членом Императорского Палестинского общества.

В январе 1906 года прот. И.И. Восторгов назначен Святейшим Синодом проповедником-миссионером Московской епархии. Настал самый яркий период жизни этого выдающегося деятеля. Отец Иоанн молод, ему 42 года, и он полон энергии, готов послужить России, изнемогающей от язв, нанесённых ей ещё не до конца подавленной революционной смутой. В церкви он видел наше спасение, радость, счастье и жизнь. Теперь в полную меру развернулся в нём дерзновенный талант миссионера. Творческие его силы укреплялись замыслами, его писания насытились конкретным опытом противостояния подрывным акциям ненавистников мирной, спокойной жизни. Теми же устремлениями были охвачены и многие участники патриотических союзов - по стране их насчитывалось до шести миллионов, представителей всех слоёв общества. К ним в первую очередь и обращался со словами ободрения и горячей проповедью стойкий миссионер-патриот. Он и сам был видным монархистом-союзником, отстаивал, как государственник, интересы Державы, оберегал её национальные ценности. Чтобы слово его и таких же людей, как и он, было слышнее и понятнее, с 13 ноября 1911 года миссионер И.И. Восторгов стал издавать газету «Церковность». Этот православно-народный еженедельник выходил по воскресеньям и праздникам, основная задача его – «открывать правду христианскую», бороться с безверием и сектантством, прилагать усилия к искоренению пьянства и распутства; здоровая семья и душевное воспитание детей – важное попечение патриотической печати. Газета Восторгова в каждом номере разъясняла простым людям основы общественно-политического устройства, к примеру, что такое социализм и как его понимать верующему человеку? Насилие и власть – непременная тема в революционной действительности. Мировая война, всенародная помощь фронту и переживания, страдания наших людей – всё это отражалось на газетных полосах. Здесь можно было встретить крепкую публицистику, вышедшую из-под пера историка и порядочного журналиста, большой массив публикаций касался предсоборных раздумий – ведь Русская Церковь готовилась к избранию Патриарха на предстоящем Всероссийском Соборе. Естественно, в газете прот. И. Восторгова публиковались мнения и соображения на этот счёт.

В спокойной обстановке предыдущего десятилетия роста рядов монархических и патриотических движений не наблюдалось. Более того, численность союзников резко сократилась, а от взаимных пререканий их руководителей единство и вовсе развалилось: появились новые отделения со своими программами. Не отошли от коренных установок движения разве что твёрдые и последовательные защитники державности и церковные монархисты. Иоанн Восторгов был в их рядах, а его газета оставалась противницей распада многовековых устоев нации, духовности и нравственных её начал. Ревностный миссионер о. Восторгов стал известен не только благодаря своему красноречию и верности долгу, но и как обличитель врагов России, поносителей её культуры. Иоанн Кронштадтский в своё время назвал Восторгова «современным Златоустом» и слушал его пламенную проповедь в Андреевском соборе 6 декабря 1907 года. Через год после кончины Кронштадтского пастыря, его, как церковного трибуна, сменит прот. Иоанн Восторгов, пожалованный митрой, высшим отличием приходского священника, отдающего всего себя служению людям, а в лихолетье противоборствующего смуте, беспорядку и гибели России. По поручению Великой княгини Елизаветы Федоровны миссионер Восторгов едет в город Бари, где покупает участок земли и строит там храм и странноприимный дом для паломников. А в августе того же 1911 года он уже в Белгороде, на торжествах по прославлению Иоасафа Белгородского, и произносит там при огромном стечении верующих проникновенную проповедь, посвящённую деяниям Чудотворца. С таким художественным воодушевлением он говорил разве, что в день памяти просветителя Японии, миссионера-подвижника Николая, которого И.И. Восторгов имел счастье знать лично.

С того дня, как в Храме Василия Блаженного начал служить батюшка Иоанн, либеральная печать буквально захлёбывалась в клеветах на него, выдумывала и лгала, очерняя невозмутимый облик подвижника. Зато домашнее горе переживалось им тяжело. Когда в самом начале 1915 года умерла его жена, Елена Евпловна, И.И. Восторгов воспринял эту смерть, как наказание. В письме первенствующему митрополиту Московскому Макарию он поведал о своём тяжёлом, несказанном горе так: «Теперь уже нет у меня ничего на земле, в смысле земных плотских привязанностей: пусть безраздельная любовь к Святой Церкви и служение ей совершенно заполнит мою жизнь». Владыка Макарий предложил Синоду возвести священника Иоанна, по принятии монашества, в сан епископа. Из-за разных напраслин и клевет определение сверху затягивалось. Потом и вовсе грохнуло начало переворота – Февральская революция. Замутилась Россия, и Держава пала. К тому времени Иоанн Восторгов уже был известен, как видный публицист и духовный оратор. Его произведения широко распространялись отдельными книжками, а накануне революционных событий вышли в пяти томах, где были представлены его впечатления о поездках по Сибири, а также капитальное рассмотрение социалистических учений с точки зрения христианина, конечно же, основное место в Собрании сочинений занимали яркие проповеди, сказанные им в православные праздники. Когда совершался Октябрьский переворот 1917 года, настоятель Храм Василия Блаженного ведёт в своей газете цикл статей «Во дни смуты», а в нём на первое место ставится вопрос о совести и греховности мщения и злодейских убийств. Не смолкал голос пастыря в пору расстрела большевиками святынь Московского Кремля – огонь из орудий вёлся прямой наводкой со стороны Замоскворечья. Несколько снарядов попали и в купол Храма на Красной площади. Батюшка спешит на Пятницкую улицу, где печаталась газета «Церковность» и выступает с гневными статьями, разъясняющими суть происходящих событий. А в своём дневнике он рассказывает о зловещих московских улицах и встречах там с самыми разными людьми, чувствуя тревожный пульс горожан и безнадёжность общего положения.

Разумеется, такой прямой и бесстрашный человек, каким был протоиерей Иоанн, водитель совести и патриот, продолжал «Церковность» и в первые месяцы 1918 года, последний раз газета вышла в конце мая; всего за семь лет существования этого необыкновенного печатного органа обнародовано 366 номеров. В самый последний день мая 1918 года И.И. Восторгова арестовала Чека в его собственной квартире, и сразу же он был увезён в тюрьму. А там провокации, жестокое издевательство. Патриарх Тихон пробовал заступиться за всенародного глашатая истины – не помогло. Обречённого на смерть палачами – не спасти… Четвёртого сентября 1918 года Революционный трибунал приговорил протоиерея Иоанна Восторгова к расстрелу, а утром следующего дня его привезли на Братское кладбище возле Ходынского поля и там в числе других приговорённых, а среди них оказались царские министры, государственные и духовные лица, в упор расстреляли. Первым подошёл к краю могилы отец Иоанн, вдохновенно перекрестил всех обречённых на жертву и, обращаясь к конвою, бодро сказал: «Я готов!». Так на голгофе завершился земной круг жизни замечательного человека. Ныне прот. И.И. Восторгов причислен Церковью к мученикам и исповедникам, и к нему возносятся молитвы предстоящих.

 

Об авторах:

Стрижев Александр Николаевич (1934) – филолог, историк литературы, библиограф. Член Союза писателей России. Много лет печатался в журналах и газетах. Его произведения изданы в пяти томах (2007). Филологические разыскания посвящены редким писателям, оттеснённым временем, но не утратившим ценности в русской словесности. Составитель библиографий публикаций произведений и литературы о писателях: В.К. Тредиаковском, М.М. Хераскове, А.Ф. Лабзине, Е.И. Замятине, Л.Ф. Зурове, и совместно с М.А. Бирюковой опубликованы разыскания о Евгении Тур и М.Ф. Львовой-Ростовской.

 

Бирюкова Маргарита Анатольевна – краевед, библиограф, член Российского союза писателей, лауреат премии «Имперская культура» им. Эдуарда Володина за 2015 год. Автор ряда публикаций в журналах «Новая книга России», «Роман-журнал XXI век» и др.;  совместно с А.Н. Стрижевым опубликованы библиографические разыскания о незаслуженно забытых русских писательницах Евгении Тур и М.Ф. Львовой-Ростовской.

А.Н. Стрижев, М.А. Бирюкова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"