На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Подвижники благочестия  
Версия для печати

Священники Соколовы

Очерк

Полистайте для интереса телефонный справочник Россоши. Вы убедитесь, что фамилия Соколов в наших местах встречается часто. Письмо из города Копейска Челябинской области от Людмилы Игоревны Баженовой напомнило нам о её когда-то очень известной в наших местах родне, потомков которых она разыскивает. Речь о семье священников Соколовых.

Что знаем о них?

 

Илья Андреевич Соколов, можно сказать, краевед Россоши.

Первая, известная на сегодняшний день, летопись слободы была написана историком Тихоном Митрофановичем Олейниковым. Он родился в 1883 году в селе Неровновка Острогожского уезда (ныне Ольховатского района) в семье священника. Высшее образование получил в Духовной академии. С 1910 года – преподаватель словесности в Воронежской духовной семинарии, председатель церковного историко-археологического комитета, редактор журнала «Воронежская старина». В советское время работал хранителем краеведческого музея. Был репрессирован.

Очерк о нашем городе Тихон Митрофанович назвал просто: «Слобода Россошь Острогожского уезда и ея Крестовоздвиженская церковь». Опубликовал его в журнале «Воронежская старина» в далёком 1916 году. В предисловии к своему труду автор указывает, что в его основе материал архива Воронежской Духовной Консистории и летопись, «написанная и ныне ещё здравствующим протоиереем Ильею Андреевичем Соколовым, проживающим в своём доме, в слободе Россоши».

Илья Андреевич Соколов 36 лет был священником Крестовоздвиженского храма в Россоши. В 1900 году перешёл в Тверскую епархию. В городе Осташков был произведён в сан протоиерея, служил настоятелем Троицкого собора. В 1905 году, «выйдя за штат», снова вернулся в слободу Россошь. Здесь в XIX веке, кстати, 49 лет прослужил священником и его отец Андрей Степанович, оставил по себе добрую память.

 

В летописи о слободе Россошь сообщается, что Андрей Степанович родился в 1805 году в слободе Колбиной Коротоякского уезда (ныне – село Репьёвского района Воронежской области) в семье священника. Выпускник Воронежской духовной семинарии в 1830 году «был произведён во священника». Волею родителей избранницей сердца – матушкой – стала Надежда, дочь протоиерея Илариона Вуколовича Лаврова, уроженца Тверской епархии, который служил в ту пору в Россоши. Молодой батюшка Андрей в 1834 году участвовал в освящении нового Крестовоздвиженского храма Россоши – «величественного,.. далеко не похожего на обыкновенные сельские церкви. Храм пятиглавый, трёхпрестольный, светлый, вмещающий до трёх тысяч молящихся». Основную «заботу о его построении» взяли на себя породнившиеся землевладельцы дворяне Чертковы – Дмитрий Васильевич и его жена Евдокия Степановна, единственная дочь последнего полковника Острогожского слободского полка Тевяшова, а затем их сын Николай Дмитриевич.

В 1848 году священник Соколов «получил должность благочинного; награждён был скуфьею, орденом Святой Анны третьей степени. В своём благочинии он пользовался любовью и уважением, что видно особенно из того, что в 1865 году духовенство поднесло ему икону Покрова Божьей Матери и почтительный адрес».

Род священников Соколовых разрастался в здешних краях. В слободе Лизиновка в церкви Святого Стефана Сурожского первым батюшкой служил родной племянник Андрея Степановича – Андрей Иванович Соколов.

В 1866 году пастырь «место своё» передал сыну, Илье Андреевичу. В 1879 году, 14 июля, скончался от каменной болезни. Похоронили его в церковной ограде. На могильной плите высекли надпись: «Строгая, подвижническая жизнь твоя, приснопамятный отец Андрей, твоё радение о благолепии храма Господня, твоё странноприимство и милосердие к бедным и твоя забота о распространении грамоты в народе никогда не изгладятся из памяти духовных детей. Вечная тебе память, незабвенный наш пастырь и отец». В этой надписи – верная характеристика отца Андрея. Заботы о грамотности (отец Андрей занимался в школе, открытой в своём доме), о благолепии храма, о чем сказано выше, о нищих, нуждающихся – все это действительно составляли заботы, которыми жил отец Андрей.

Заботился отец Андрей о том, чтобы его паства аккуратно посещала не только литургию, но и утреню. Иногда ему говорили: «просыпаем, батюшка, не слышно звона». Тогда он устроил колотушку. В праздники и воскресные дни за полчаса до заутрени он обходил дома своих присных по духу и стучал под окнами, пока не получал ответа. Перед смертью, за неделю, он положил на себя полное молчание. После отпевания читалось завещание его. Народ рыдал. Завещание, разные записки и сочинения отца Андрея, согласно желанию покойного, были уложены в гроб и опущены в могилу, какую в ХХ веке заметёт атеистическая вьюга. Но доброе имя, святые дела священника не покроет трава забвения.

О делах батюшки. Колокольня – храм в честь благоверного князя Александра Невского второй век украшает город, являясь его «главной архитектурной доминантой». Будто белокаменная лебедь плывёт в речной долине. Глава и крест – «медные, вызлащены через огонь». «Устроителями этой весьма величественной колокольни были всецело два лица: отец Андрей Степанович Соколов и близкий ему по духу церковный староста Михаил Данилович Жарый. К постройке здания приступили они «без гроша денег». Жарый от предшественника своего церковного старосты Ивана Сухомлина принял ключи от церкви и несколько медных пятаков. Между тем, при помощи Божьей, за колокольню уплачено около 30 тысяч рублей».

В середине 1850-х годов, по другим сведениям – в 1861 году, отец Андрей Соколов пешком предпринимает путешествие в Москву. Была цель поклониться московским святыням. А ещё – попросить дворянина, тайного советника Александра Дмитриевича Черткова (1789 – 1858), которому после смерти бездетного брата Николая Дмитриевича Черткова в 1854 году досталась по разделу Россошь, оказать помощь по сооружению колокольни. Сельский батюшка был радушно принят Александром Дмитриевичем. Выслушав просьбу, Чертков обратился к одному из зачинателей поиска национального русского стиля в архитектуре Петру Петровичу Буренину, который и взялся «составить план на колокольню». Пока отец Андрей ходил на поклонение в Ростов Великий, Новый Иерусалим, Звенигород и другие места, план был готов, с которым он и возвратился в Россошь. Колокольню строил московский подрядчик Грязнов. По окончании постройки колокольни, священник приступил к сооружению в нижнем этаже колокольни храма в честь Благоверного Князя Александра Невского, имя которого носил Александр Дмитриевич Чертков. Для этого он неоднократно с преданными ему стариками и своими ученицами-певчими ходил с иконой Божьей Матери по всему приходу из хаты в хату, служил молебны и просил, кто и сколько мог пожертвовать. В очерке «Слобода Россошь…» краеведы – летописцы указали год путешествия батюшки Андрея Степановича – 1861-й. Если это так, то внесём поправку: беседовал с Соколовым и принял решение о сооружении колокольни сын умершего Александра Дмитриевича Черткова капитан гвардии, впоследствии Обер Церемонимейстер Григорий Александрович Чертков. Он же на устройство иконостаса, ценных риз, вытканных из нити чистого серебра, пожертвовал семьсот рублей. Престол освятили в 1876 году 13 января…

Церковь и колокольню окружили оградой.

На площади окнами на храм смотрела усадьба Чертковых, ныне утраченная, как и Крестовоздвиженская церковь…

 

Яблоко от яблони недалеко падает…

Сын Андрея Степановича, тоже «отзывчивый к народным нуждам», священник Илья Андреевич взялся за хлопоты о сооружении нового храма в заречной части слободы.

«По совместном рассуждении» сход вынес приговор: просить Епархиальное начальство о разрешении построить каменную церковь.

«Прекрасный план храма» разработал воронежский архитектор по Острогожскому уезду Иван Николаевич Афанасьев. Церковь во имя пророка Божия Илии заложили в 1897 году 20 июля, а освятили 31 мая 1916 года. Храм на две тысячи молящихся представлял собой величественное здание в византийском стиле – будто сказочный. Увенчанный главным куполом и прилегающими к нему с четырёх сторон четырьмя полукуполами. Обилие света в нем необычайное. Маковка с крестом поднималась на высоту в пятьдесят метров.

Ильинский храм строили без года двадцать лет. Послужил он и того меньше. Освящали в шестнадцатом, а в двадцать девятом взорвали. Строительный материал понадобился уже на городские мирские постройки.

Как сложилась судьба Ильи Андреевича по возвращении из Осташкова в Россошь? Жил в своем доме и «здравствовал». Как и отец, учил ребятишек в церковно-приходской школе. Писал краеведческие «записки». По возможности помогал собственным детям встать на ноги.

Благодаря документам, любезно представленным правнучкой Баженовой, теперь известно, что в семье священника Соколова было два сына и две дочери.

Первенца обычно называли по имени деда. Андрей Ильич служил офицером в русской армии. Уже в годы советской власти возглавлял военный комиссариат.

Дочь Анна Ильинична, возможно, в Россоши вышла замуж, мужем её был священник Иван Сперанский. В 1930-е годы Анна Ильинична и её сестра Наталья Ильинична со своими семьями жили в Петербурге – Ленинграде.

Благополучно складывалось всё у сына Соколова Василия Ильича.

Родился он в Россоши в 1875 году. Учился в гимназии. В 1904-м окончил полный курс юридического факультете Петербургского университета. «Государственные экзамены не держал по причине студенческих забастовок». Пригласили на работу юристом в Маньчжурию на восточно-китайскую железную дорогу. Жил в Харбине. В 1910 году выехал в Казанский университет, где сдал государственные экзамены и получил диплом. Был направлен в Екатеринбург, там служил секретарём в духовной консистории. Это было церковное учреждение – «присутственное место, через которое, под непосредственным начальством епархиального архиерея производилось управление и духовный суд в поместном пределе православной российской церкви, именуемом епархией». «Чин следовал ему за чином». В мае 1915-го его назначили на новую должность в Казань.

Продвижение по службе остановила революция. Её ветрами Василия Ильича и его жену Прасковью Павловну, в девичестве Авдонина, занесло на южный Урал в старинный город Троицк Челябинской области. Здесь он работал заводским юристом. Дело знал, Уважали сослуживцы и соседи. Единственная дочь Нина, 1917 года рождения, поступила в Ленинградский педагогический институт имени А.И. Герцена. Здесь, в бывшем Императорском женском педагогическом институте, видимо, в своё время учились родственники отца из Россоши.

Но – жернова репрессий не миновали «выходца из классово-чуждой среды». В ноябре 1937 года Василия Ильича арестовали. Ему предъявили обвинение в том, что он «вел активно контрреволюционную агитацию, клеветал на советскую действительность». И хоть показания свидетелей были неконкретны и разноречивы, вещественных доказательств по делу не имелось, подследственный «враждебной личностью» себя не признал, судебная «тройка» его приговорила к ВМН – высшей мере наказания. Василия Ильича расстреляли «4 декабря в 22 часа». Спустя десятилетия – 18 мая 1959 года – дочь Нина Васильевна Соколова, главный педагог – логопед Омской области, получила справку о посмертной реабилитации отца. Президиум Челябинского областного суда изучил прежние и новые следственные документы по делу Соколова Василия Ильича и отменил постановление «тройки»: приговор был вынесен «без достаточных оснований».

 

...Уже в текущем двадцать первом веке Людмила Игоревна Баженова, внучка Василия Ильича, ждёт и верит, в Воронежской области откликнутся потомки из рода священников Соколовых…

 

На снимке: Храм-колокольня Александра Невского. Россошь.

Татьяна Малютина, Петр Чалый


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"