На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православная ойкумена  
Версия для печати

Святой равноапостольный Князь Владимир,

как законоположник Русской Культуры – Святой Руси

“Князю Владимиру слава!”

 

Приближается день св. равноапостольного князя Владимира – событие, уносящее наше сознание в седую даль веков. Глубокой радостью отзовется оно в душе русского человека. Снова, как солнечный луч, блеснет пред духовным взором великого русского народа его славно-далёкое прошлое. Чудная, чарующе-потрясающая раскроется картина. Вот несравнимый в своей красоте город Киев – мать русских городов и колыбель русского народа. Вот воспетый Гоголем чудный Днепр – широкий и глубокий – крещенская купель русской души. Вот многотысячная толпа Киевлян, благоговейно погрузившаяся со своими детьми на руках в быстротекущие воды Днепра – эта нарождающаяся Русь Святая. Вот блестящий сонм греческих пастырей и архипастырей чрез святое таинство крещения призывающих русский народ к новой и святой жизни во Христе. Вот, наконец, виновник происходящего духовного торжества – св. равноапостольный князь Владимир.

Восхищенный необыкновенным зрелищем, он весь в молитве; стоит, как свеча, пред Богом. У Него – Подателя всякого блага – он просит милости и благословения к новопросвещенному русскому народу. Душа великого народа вспахана, теперь святым крещением просвещена, а скоро будет засеяна Словом Божиим. И вот равноапостольный Отец будущей Святой Руси с глубоким умилением и духовным восторгом просит Господа оплодотворить ее правдой-святостию; сделать ее достойной вечной жизни: раскрыть в ней всю красоту и силу христианской добродетели.

Дивный, незабвенный момент в истории великого русского народа! Это поистине подлинный праздник русского духа, светлое торжество русского гения, русской культуры.

И в этот незабвенный исторический день невольно наш духовный взор устремляется к тому, кто является подлинным виновником нашего духовного торжества – к св. равноапостольному князю Владимиру, «Красному Солнышку Русской Земли», духовному Вождю и просветителю русского народа, апостолу русского православия, законоположнику русской культуры; тому, кто явился виновником тех благословенных плодов, которыми так богата свято-русская многовековая жизнь. Хотелось бы понять и обнять всё величие, глубину и духовную красоту Владимирового дела. Увы, в обычной речи это едва ли возможно. Моя задача поэтому сводится только к тому, чтобы конспективно подчеркнуть в истории русского народа то, что даёт нам право день св. равноапостольного князя Владимира объявить днём нашего духовного торжества.

Небольшое Киевское княжество образовало великую Россию, охватившую 1/6 часть всего мира. Не многие русские племена, озарённые светом Христовой веры, сумели сплотить вокруг себя свыше ста инородческих племён, чтобы общими усилиями создать тот мощный единый организм-государство, которое впоследствии назвалось Российской Империей.

Кто же, какая сила собрала это многообразие в стройное могучее органическое единство? Кто наполнил его духом глубочайших устремлений, надежд и желаний? Кто в течение веков давал ему силу не только переносить, но и преодолевать те исполинские испытания, те препятствия и преграды, которые неумолимая история ставила ему на пути к осуществлению заветных целей и надежд?

Наследие Владимирово: Вера Православная. В ней народы, населяющие Россию, нашли объединяющий духовный цемент; в ней обрели они кладезь «воды живой», утоляющей жажду человеческого сердца; в ней нашли они и хлеб животный, дающий человеку возможность делать то, что человеку невозможно, но возможно только Богу.

Да, она, – Святая Православная Русь из многочисленных родов, племён и народностей создала то великое народное ц е л о е, которое родило Русь Святую, Русь Православную, поставив ей целью не иное что, как служение в своей исторической жизни идее Царства Божия и Правде его.

Мало того. Указав своему народу великую цель, поставив ему великое задание, равноапостольный князь Владимир указал ему и путь к осуществлению этой цели, этого задания. Какой?..

Это, прежде всего, усвоение Христовой Православной Веры, как Слова жизни и духа. Не отвлечённую идею, не систему мёртвых, хотя бы и глубоких, истин узрел в христианстве великий апостол и просветитель русского народа, равноапостольный князь Владимир, а дух животворящий, рождающий человека в правду и в преподобие истины. А потому, приняв христианство, он захотел и уподобиться Христу, облечься в Его брачную одежду, одежду духовной чистоты, святости, одежду Христианской добродетели. Притом добродетель эта, определяемая двумя Христовыми заповедями: «Люби Бога ... и люби ближнего» ... – должна была явить себя не в слове только, но и в деле и истине. Отсюда строгость к себе и жертвенная готовность послужить другому – характерный признак русского Владимирового дела.

Таков был законоположник русского благочестия, святорусской жизни. Его заветам подражали и его славные потомки. Усвояя Православную Веру всем сердцем, всем существом своей души, они старались правила этой веры сделать законом не только своей личной, но и семейной и общественно-государственной жизни. Отсюда вся жизнь русского народа от простого поселянина до великого князя, позднее, Царя и Императора, есть выполнение устава Церкви, служение Ее Правде, исполнение Ее воли. Великий народный организм, насыщенный духом Христовой благодати, постепенно старался обратиться из царства мира сего в Царство Божие, в Дом Пресвятыя Богородицы, в Русь Святую, Православную, где должна была найти своё осуществление во всех видах человеческой жизни Правда Божия.

Так насажденное и взлелеянное св. равноапостольным князем Владимиром «Доброе дерево» не могло не принести достойных плодов.

Первый плод, это – сама Русь Святая, Русь Православная, как государство, отдавшее себя на служение не прихотям века сего, а идее Царства Божия и Правды Его. Первая и самая ценная задача в таком понимании государства, это – с л у ж е н и е Богу и народу в целях оказания последнему помощи осуществить в своей государственной жизни заветы Божественного Учителя Христа Господа. Вот почему в этом государстве (народе русском) носитель власти есть Божий слуга, защитник добра и отмститель делающему злое. Вот почему и верховный представитель этой власти есть не только народный избранник, но и Божий помазанник. Это – Царь милостию Божиею, в полном смысле этого слова, и потому служение его не есть выполнение им своей воли или воли своего народа, а выполнение воли Божией. Но так как эта воля Божия есть вожделенная мечта сердца народного, то и русский Православный Царь есть не чужой народу, не захватчик власти, а Царь желанный, Царь любимый, Отец – Царь Батюшка.

Второй плод – сама святорусская святость. Это не только вериги, аскетический подвиг, чёрная монашеская ряса, великая схима, а жертвенное служение всегда, всюду и всеми Правде Божией. Осуществление Правды Божией это первое, основное; вериги, схима, монашеский аскетизм – это только средства к тому, чтобы приобрести способность быть самому в правде и в таком же духе служить Богу и людям.

Отсюда велик и безграничен сонм святых угодников Божиих, в Земле Русской просиявших, но он же и чрезвычайно разнообразен. Тут простецы и учёные: тут богатые и убогие; тут князья и простые служилые люди; тут великие святители Церкви и просто иноки-чернецы; тут женский и мужской пол; тут старцы убогие и юноши и дети, – все слились в один светлый луч любви ко Христу и Его Божественной Правде. По-разному горят эти звёздочки на высотах русского духовного неба, но потому-то так и богат, так красочен и так очарователен небосклон духовной жизни земли родной, Святой Руси Православной.

Третий плод – это ни с чем не сравнимая, жертвенная и многоскорбная история православного русского народа. Она – вся порыв, подвиг крестоношения в поисках правды, защиты слабых и примирения всех людей. «О мире всего мира, Господу помолимся!». Для Святой Руси – это не простые только слова, это завет глубокой старины: это глубочайшая мечта русского сердца: это вечная боль и, вместе с тем, великая надежда русской души, жаждущей в людских отношениях откровения Царства Божия и Его лучезарной и всех умиротворяющей Правды. Таковой она была на заре нашего государственного бытия; таковой она оставалась в эпоху «злой татарщины», страшные годы «наполеоновщины», в пору жертвенной борьбы русских «чудо-богатырей» за «Крест Честный» и свободу братьев Славян. Таковой она остаётся и ныне, ибо, как исторический, так и современный Крестный путь Святой Руси – есть спасение всего человечества. Теперь это стали понимать не только русские, но и гордящиеся своей культурой западные иностранцы. «Благодаря России, – пишет известный современный итальянский историк Ферреро, – Европа могла так пышно распуститься во всех областях жизни, охраняемая широкой стеной России от страшных призраков Азии. Теперь эти призраки проснулись и с вожделением глядят на нас. Европа вообще мечется сейчас в поисках мира. Неисчислимые беды грозят нам со всех сторон. Почему? Нет России, а с нею и мира, который она одна только несла миру»...

«Россия всецело отдала себя после победы над Наполеоном, – продолжает тот же историк, – культу мира. Глубокой тайной надо признать это удивительное стремление России XIX в. поддерживать и охранять мир во что бы то ни стало, совершенно бескорыстно».

«Не наступает в мире равновесия, и не избудем мы кризиса до тех пор, пока Россия не встанет в своём былом величии» (Иллюстратион 1931 г. т. I 3.). Так было, так и будет. По крайней мере, представители Западно-Европейской культуры уже заговорили об этом. И вот почему.

«Россия сейчас представляет пустое место, весь мир смотрит на это место, так как Россия одна выведет Европу и всё человечество из тупика» (слова немец. философа Шпенглера).

«Ожидается приход новой, свежей силы, чтобы возродить Европу, водворить принципы братства и царства Христова на земле. Эта сила созревает, она осуществит свои мечты и даст лучшее и высшее развитие цивилизации, чем Запад: это покажет будущий русско-славянский век»  (слова англ. мыслителя Джоржа Уошборн).

«В России находится кладезь истинной человеческой культуры, которая сияет в Русской Церкви, давшей миру неведомую до того литературу и искусство. Сердце русского народа – чистый алмаз, и чья жизнь учит нас, в чём заключается действительная социальная работа» (слова чешского писателя В.Я. Клофач).

«Сейчас всё западное христианство находится в глубоком кризисе и, если можем ждать откуда-нибудь нового слова, то, конечно, только от Р о с с и и. Но, конечно, не России безбожной, коммунистической и даже не от церковных, официальных представителей церкви, а только от благочестия простого народа, от его глубокой веры в жизнь во Христе (вопреки Сталинскому коммунизму), от его милосердия и вечных поисков справедливости здесь на земле» (слова нем. проф. Вундерле).

«Русский народ должен быть поставлен первым среди многих истинно христианских народов. Он христианин не к только по своим обрядам, по своей внешности, чему он придаёт такое большое значение: – без формы нет и сущности; он – христианин по своему нутру, по своему духу. Евангельское золото – в Церкви: в русском народе кроется дух христианства, такой нежный, такой особый, какой не встречается в других народах Европы» (слова фран. историка Леpya Болье).

Таковы плоды Владимирова дела в русской душе, в русском духе, замеченные представителями Западно-Европейской культуры.

Поэтому как пошла, ничтожна и убога мыслию та руссофобия, которая, нередко появляясь на страницах американской прессы, пытается «каиново дело», совершённое и совершаемое богоборческим интернационалом не только в России, но и во всём мире, свалить на плечи великого православного русского народа!..

Наконец, четвёртый плод, это – бесценная русская литература. Русская литература! Это – зеркало русской души. Поэтому как бы далеко творцы её не отходили от истинного вдохновителя русских душ – Солнца Правды, Христа Бога, – они всё же не могли не коснуться в своих творениях самых нежных, самых самых глубоких и святых настроений души и сердца великого русского народа. Отсюда в русской литературе так часты «звуки сладкие и молитвы». «Звуки и молитвы», питающие не страсти звериные, а уносящие сердце и душу человека на вершины горнего мира, мира вечной немеркнущей правды и истины. Это потому, что «звуки сладкие и молитвы» в русской литературе не обычный только стиль или приём; нет, это – звуки и молитвы, насыщенные кровию сердца и слезами русского народа. Это – вопль души, в которой звучит голос христианского призыва: Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его и прочия вся приложатся  вам.

Такова Русь Святая, взлелеянная на заветах святого равноапостольного князя Владимира; таковы плоды, ею взращенные! Такова, скажу, и глубочайшая сущность русской культуры. Это, как видите, не только литература, музыка, искусство, или народный балет или танец, а неудержимый порыв души великого народа взобраться на горные вершины Христовой добродетели, чтобы её светом и теплотой озарить и согреть юдоль человеческой скорби и горя. Отсюда, она – русская культура – не только духовно-идеалистична; она подлинно всечеловечна-кафолична. Забывать этого никогда нельзя. «Горе имеем сердца!».

Таково Владимирово дело в истории – в прошлом и в своей сущности.

Что сказать о нашей действительности? Она поистине достойна слёз. Мы в изгнании; великий русский народ в неслыханном рабстве. Как пыль, ветром гонимая, носятся русские люди по разным странам света, испивая чашу горьких страданий и унижения. Как вещь презренная, ничего не стоящая, истребляется русский народ огнём, мечом, голодом и холодом со стороны своих смертельных врагов – III интернационала. Угасли лампады у преподобных молитвенников и защитников Земли Русской, и по всему беспредельному простору Святой Руси смертным стоном застонала русская душа. Весь мир пришёл в смятение; человечество – в страшных судорогах агонии духа. Весь мир пришёл в смятение; человечество – в страшных судорогах агонии духа. Зато для зверя, вышедшего из бездны, – простор полный. И он царствует, повелевает и действует нагло и решительно.

В чём же дело? Что случилось? В то время, когда горделивый Запад, растеряв свои духовные ценности, шёл неуклонно к своему духовному закату-провалу, не стало Святой Руси, как Дома Пресвятой Богородицы; не стало и русского Царя, как Божьего Помазанника, поставленного на защиту добра и в наказание делающему злое. Заколебался в вере отцов своих русский народ, обольщённый обещанием земного рая. Дух неверия, дух безбожия мрачной тучей старался обложить Землю Русскую Православную, чтобы совершенно погасить в ней огонь святой Православной веры и христианского благочестия. Великодержавная Россия, в пору своих величайших культурных достижений не устояла в духе, в самой основе своей; захотелось сменить заветы святого равноапостольного Владимира безбожными лозунгами марксизма и коммунизма. Померк свет Божественной истины, и Страдалица Родина погрузилась во тьму и сень смертную. Но тьма, поразившая великую Россию, не могла не отразиться и на состоянии Западно-Европейского человечества. Явился мировой кризис.

Что это? Конец великодержавной России и возвращение всего человечества к первобытному озверению?..

Нет, не думаем, не верим этому. Славное прошлое Святой Руси – надёжная порука, что так погибнуть великий народ не может. Переживаемое, это – новый этап тех бедствий и испытаний, которыми не раз, на своём историческом пути, закалялся и очищался дух великого Русского народа.

Значит, будет новый расцвет в жизни многострадальной Святой Руси. Встанет снова великая и мощная Россия во всей своей славе и в небывалой ещё духовной красоте. В это начинают верить Западные народы. Нам ли русским сомневаться в славном будущем своего великого Отечества и народа?..

Нет. Наш долг поэтому содействовать скорейшему наступлению этого момента. Способ к этому один. Снова и поскорее обратиться к светлому Лику Христа и к заветам святого равноапостольного князя Владимира. Только в них обретается истина, сила и свет. Свет рассеет тьму гнусной лжи и лицемерия всех богоборцев; истина укрепит изнемогающую в борьбе свято-русскую душу; сила даст мужество сердцу русских людей не только отвергнуть, но и вменить в ничто обольщения, исходящие от сатанинского богоборчества и неверия. Встанет великая Православная Россия; заря её духовного рассвета уже чувствуется. Отступление допущено только на время. Корень же для здоровой, творческо-благодатной жизни остался невредим.

Встанет же Русь Святая Православная, спасен будет и мир, и всё человечество, обращённое не только лицом, но и сердцем к Богу – Христу Спасителю мира. Буди, Буди!

Святый равноапостольный и великий княже Владимире, моли Бога о нас!

Святые Угодники Божии, в Земле Русской просиявшие, не покидайте нас!

И ТЫ ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ Покров и Утешение всех страждущих, буди Мати и Милосердная Заступница всех нас, в глубокой скорби пребывающих!..

 

* «Православная Русь», 1951 г. № 14 (15/28 июля).

Митрофорный протоиерей Василий Бощановский


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"