На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православная ойкумена  
Версия для печати

Живая Россия

Очерк

Как память. И как покаяние...

 

До 1917 года в Вышневолоцком уезде больше 100 часовен стояло по деревням, вдоль дорог, у святых источников, в монастырях. Эти, как правило, небольшие строения сооружались по разрешению епархиального начальства на средства и силами самих жителей. А довольно часто строил часовенку кто-то один — в память святого или выполняя данный перед Богом обет. Приходский священник совершал в них все положенные таинства и обряды, кроме литургии: здесь крестились, венчались, исповедовались и отпевались многие поколения жителей этого селения.

Деревни, в которой стояла эта часовня, уже нет. Сначала обветшала и разрушилась часовня, потом пропало и само селение. Сегодня на остатках фундамента храма бывшие жители деревеньки устроили небольшой киот с иконками и крестами из той самой часовенки.

Как память.

И как покаяние.

 

Как надежда. И как память

 

В 30 километрах от Вышнего Волочка, на берегу неширокой Володни с незапамятных времен стоит деревенька со светлым именем Липовец. Когда-то людная, а сегодня в ней в семи домах проживают местные жители, да еще столько же занимают приезжающие на лето дачники.

В центре деревни, на самом виду, расположилась новая часовенка и рядом симпатичный, недавно отреставрированный дом с различными хозяйственными постройками, с крытой галереей вокруг. Больше 10 лет прожили в нем Евгений Петрович Тюрев с супругой Ириной Витальевной Липовецкой. Евгений Петрович — профессор, доктор технических наук, а Ирина Витальевна по профессии — преподаватель музыки. Она пишет музыку к романсам и прекрасно их исполняет. Ее творческая деятельность началась в 1991 году. Камерные концерты в Москве — в музеях Рублева, Островского, Ермоловой, М. Горького — знаменитом Гагаринском дворце. Супруги — коренные москвичи, считающие себя местными жителями, вышневолочанами. В Москву они выбирались редко и всего на несколько дней, и сразу назад, домой — в Липовцы.

Здесь, в своих Липовцах, и задумали они построить часовню.

Что объединяло жителей села, являлось центром любого селения?

Храмы и школы. Без школы селение умирает, но оно умирает и без храма. Строить помогала вся деревня, и коренные липовчане и липовецкие дачники — проректор Московского архитектурного института по учебной работе О.Д. Болиславцев; профессор, академик доктор технических наук С.В. Зверев; лауреат премии Совмина СССР художник А.И. Черноусов; художник-монументалист М.В. Ковальков; руководитель Моспроекта-2, а ныне архитектурной мастерской В.Г. Максименко; архитектор, один из авторов проекта реконструкции Манежа В. Кучинский. Евгений Петрович особо выделил Александра Борисовича Матросова, рубившего стены часовни. Тщательно и с любовью собирал крышу Михаил Васильевич Ковальков. Прекрасную Казанскую икону Божией Матери, в честь которой и была освящена часовня, написал Александр Иванович Черноусов.

Освятили часовню 4 ноября 2003 года, в зимнюю Казанскую. А 21 июня 2004 года, в престольный праздник деревни — летнюю Казанскую настоятель Леонтьевского храма отец Александр, который освящал часовню при ее открытии, отслужил праздничный молебен, потом был крестный ход. Обрела душу еще одна умирающая российская деревня. Обрела, благодаря русским людям — Евгению Петровичу Тюреву, Ирине Витальевне Липовецкой и их друзьям и соседям из небольшой российской деревеньки Липовец. И стоит теперь в центре деревни Казанская часовня как знак надежды на будущее и как память о прошлом.

Нам еще многое предстоит заново открыть и осмыслить. Велико сегодня незнание своей истории, к тому же усугубленное тяжкими годами безвременья. Долгое время религия была запретной темой, разрушались монастыри и храмы, осквернялись святыни, уничтожалась сама история и память народа. Сегодня ситуация меняется, и уже нет ничего необычного в том, что освящается начало нового дела или открывается церковно-приходская школа.

В Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе, как и во всей России, восстанавливаются монастыри и приходы, реставрируются поруганные храмы, строятся новые церкви и часовни, на святых намоленных местах ставятся памятные кресты.

 

Главный колокол главного храма города

 

За время работы над книгой мне привелось исходить пешком и изъездить мало не половину территории бывшего Вышневолоцкого уезда. Побывал почти во всех сельских приходах Вышневолоцкого, Удомельского, Спировского районов. Встречался с настоятелями храмов. Разговор, естественно, шел о монастырях, об истории, о вере. Положение одинаковое почти везде: чаще всего батюшкам приходится совершать отпевания усопших, и потому знают они канон об умерших наизусть. Много реже крестины, еще реже венчания. А уж освящение главного колокола храма — явление уникальное: в благочинии такого не было почти 100 лет!

22 октября 2004 года в Богоявленском соборе Вышнего Волочка состоялось торжественное освящение и поднятие 70-пудового колокола. Чин освящения вели о. Валерий — протоиерей Успенской церкви с. Завидова и благочинный Вышневолоцкого округа о. Василий в сослужении священников о. Андрея, о. Виктора, о. Иоанна, о. Олега. Колокол, изготовленный воронежскими мастерами, получился отменный, и плывет теперь его чистый и звонкий голос над родным Вышним Волочком.

Сегодня большая часть добрых дел, связанных с религией, будь то строительство церкви, реставрация храмов и монастырей или установка простого памятного креста, делается не на государственные средства, а на деньги добровольных жертвователей. Среди них и простые граждане, и предприятия всех форм собственности. Средства на новый главный колокол главного храма Вышнего Волочка собирали тоже всем миром.

 

Жива Россия

 

До революции в современных границах Вышневолоцкого района действовали мужской монастырь, женский монастырь с двумя киновиями и женская община. К 1925 году все они прекратили свое существование.

Октябрь 1917 года прервал естественное развитие 1257 российских монастырей, история многих из них уходила в глубь веков. Январский декрет 1918 года лишил Церковь собственности. Национализация монастырей отобрала у них все юридические права и средства к существованию: земли, капиталы, недвижимость. Началась полоса жесточайших репрессий и надругательств, поправшая все основы нравственности и здравого смысла. Вандализм победителей вызвал негодование не только в среде духовенства и верующих, а у всех здравомыслящих людей. Новая власть фактически объявила Церкви террор. Только за 1922 —1923 годы она физически уничтожила 1962 монаха и 3447 монахинь, а к 1938 году в СССР уже не существовало ни одного монастыря. Страшный 1937 год унес жизни около 100 тысяч лиц приходского и монашествующего духовенства. Среди них и десятки вышневолоцких монахов, священников, верующих мирян. В лике местночтимых святых Тверской епархии канонизированы вышневолоцкие иереи Михаил Новосёлов, Дмитрий Беневоленский, Владимир Мощанский, Алексей Сибирский и миряне Михаил Воронов, Петр Жуков, Прохор Михайлов.

Перестройка конца 1980-х коснулась в первую очередь духовной сферы. Стали возрождаться и монастыри, если в 1988 году их было 22, то через 10 лет — почти 500. Возрожденные обители постепенно занимают подобающее место в жизни общества, ведя широкую просветительскую, миссионерскую и благотворительную деятельность.

В Вышнем Волочке первым конкретным шагом в этом направлении стало возвращение помещений бывшего

Казанского женского монастыря в его собственность. И весьма символично, что освящение возрождаемой обители и первое богослужение состоялось 2 января 1991 года, в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского.

В бывшей Николо-Столпенской пустыни в феврале 2009 года отремонтировали одно из монастырских помещений и оборудовали в нем храм. За последние годы вновь открыты приходы в поселке Красномайском, селах Леонтьево, Осечно, Лужниково, Ильинском.

Несколько лет назад на деревенском празднике в селе Матвеево я познакомился с настоятелем храма с. Бирючёва о. Иоанном. С виду крестьянин: натруженные, тяжелые руки, загорелое дочерна лицо, старенькая ряса. Говорит, как привык за многолетнюю службу, ясными простыми словами: «Все дела ведем вдвоем с одной старушкой... Я и за батюшку, и за дьячка, и за истопника.» Но за этой простотой чувствуется интеллект, внутренняя сила и истинная вера. Батюшка — выпускник факультета романо-германской филологии, свободно говорит по-французски и по-немецки. Всю жизнь проработал в школе, читал лекции по атеизму, а теперь больше 10 лет священничествует в дальнем бедном приходе. Церковь в Бирючёве совсем небольшая, устроена в бывшей деревенской лавке.

Сегодня пока еще нет намеков на то, что положение в деревне начинает меняться, но всё равно идут в дальние сельские приходы, в умирающие деревни и села, в каждодневный нелегкий труд батюшки. Они уезжают из больших городов в глушь, поднимают из руин поруганные храмы, строят новые церкви и часовни, восстанавливают приходы...

Возрождают веру.

Евгений Ступкин, член Союза писателей Жива Россия Очерк


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"