На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православная ойкумена  
Версия для печати

Спаси Державная,

Святую Русь спаси…

На Руси немало почитаемых икон с образом Богородицы. Этих ликов – канонических и неканонических – насчитывают уже более двух с половиной сотен.

Богородица для православного человека – это не просто символ веры, именно Божия Матерь – его главная заступница перед Господом и утешение в печали. В истории Православия известно около девяти сотен икон Пресвятой Богородицы, из которых около 260 – особо чтимые и чудотворные, для них написаны отдельные молитвы. Иконы Божьей матери существуют в трех основных типах – «Умиление» («Елеуса»), «Путеводительница» («Одигитрия») и «Молящаяся» (Оранта, Великая Панагия, Знамение). Существует еще один, более редкий, тип иконы Божией матери, на которой Богородица изображается в молитвенной позе без Младенца на руках. Такой тип иконы Божьей матери называют Деисусной (Деисисной) иконой.

Разность названий обусловлена в основном либо местом объявления икон, то есть появления перед людскими глазами – как знак особой благодатной милости, либо ознаменованием тревожных событий. Нередко в истории русского Православия Богородичные иконы объявлялись на деревьях – как, например, Курско-Коренная, Святогорская (на Синичьей горе), Черниговская и др.

В марте, по новому стилю, празднуется сразу несколько икон Божией Матери. Например, 3/16 марта – день Волоколамской иконы Божией Матери, а также Кипрской иконы Божией Матери в с. Стромыни Московской области, 5/18 марта – Иконы Божией Матери, именуемой «Воспитание», а 6/ 19 марта – икон Божией Матери Ченстоховской, «Благодатное Небо», и Шестоковской.

Наше слово сегодня – об иконе Божией Матери «Державная», о которой говорит само красноречивое название, особо внятное в годины испытаний, посылаемых Русской государственности, когда речь идет о рубежных состояниях, о признаках смуты, помрачения умов и сердец, о возрастающих вызовах нашему Отечеству.

Державная икона Божией Матери явила себя 2/15 марта 1917 г. в день отречения царя-искупителя Николая Александровича от Престола. Россию облетело известие, что именно в этот день в селе Коломенском под Москвой произошло чудесное явление новой иконы Божией Матери, названной «Державной»,поскольку Царица Небесная была изображена на этой иконе как Царица земная. Празднование иконе было установлено в этот самый судьбоносный день. Служба и акафист Ей составлены с участием Святейшего Патриарха Тихона (+1925).

Император Николай, уступая силе, будучи предан ближайшим окружением, вынужденно отрекся от престола. Следующие дни знаменовали собою начало быстрого, неудержимого падения страны в бездну. Русский иерарх за рубежом писал после трагических событий 1918 г.: «Не прекратилась еще великая брань Добра со Злом, потребовавшая от России столь тяжелой жертвы, и имя почившего Государя продолжает доныне стоять перед нами как «знамение прорекаемо».

Явление Богородичной иконы «Державная» произошло после таинственного гласа, трижды бывшего крестьянке Бронницкого уезда Евдокии Андриановой и повелевавшего ей идти в село Коломенское, взять большую черную икону и «сделать ее красной».

После долгих поисков священник коломенской Вознесенской церкви обнаружил среди рухляди в подвале старую узкую черную икону. Когда ее очистили от пыли, присутствовавшим в храме представилось изображение Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире, с короной на голове и скипетром и державой в руках, с благословляющим Младенцем на коленях.

В донесении Синоду по поводу данного события митрополит Тихон (Беллавин) написал: «По сведениям, данным Членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (вверху овальная) иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего (и об этом иконостасе известный археолог И. Снегирев сообщает, что он в свое время был перенесен из одной из церквей Московского Вознесенского монастыря».

Вскоре после обретения икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря. По молитвам перед Державной иконой Матерь Божия даровала множество исцелений от телесных и душевных недугов.

Тропарь Иконе Божией Матери «Державная» гласит: «Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы».

В советское время икона хранилась в запасниках Исторического музея.

По мнению ряда православных комментаторов, символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель монархии послана народу в наказание, но сама Богородица хранит символы царской власти, что дает надежду на покаяние и возрождение России и русского государства.

Есть еще два извода Богородичной иконы, о которых мы просто обязаны рассказать в державном контексте, хотя их появление имеет апокрифический характер.

Появились сведения, что в 2003 г. Православному миру были явлены иконы Божией Матери «Самодержавная» и «Яко орля крылья».

Обе написаны в конце XIX в. неизвестным иконописцем в укрепление Самодержавия и до наших дней находились в единственном экземпляре в храме Преображения Господня с. Верзилово Ступинского района Московской области. Храм до 1917 г. принадлежал имению князей Шаховских и, как предполагается, обе иконы были написаны по их заказу в поддержку царствующей династии Романовых.

Доподлинно известно, что в начале XX в. государь Николай II с супругой Александрой Феодоровной посещали имение Шаховских и в память о своем визите подарили храму лампаду с надписью-украшением, выполненной эмалью: «В честь коронования Николая и Александры 1896 г.». Лампада находилась пред иконой «Яко орля крылья», прихожане Преображенского храма помазались елеем из царской лампады, и сам храм считался «Царским» из-за особого государева почитания.

На иконе Божией Матери «Самодержавная», так же, как и на иконе «Державная», Царица Небесная изображена в Царской порфире с Короной на голове, со скипетром в руке, только Царским троном является Двуглавый орел – символ Самодержавия Российской империи, перешедший к нам из Византии.

Комментаторы объясняют символику следующим образом. Младенец Иисус Христос восседает на левой руке Богоматери и благословляет двумя руками. Рядом с троном (слева направо) предстоят святые: равноапостольный император Константин Великий (21 мая/3 июня, 337 г.), первомученица равноапостольная Фекла Иконийская, Селевкийская (24 сент./7 окт., I век), преподобный Сергий Радонежский (25 сент./8 окт., 1392 г.; 5/18 июля 1422 г.), преподобный Варлаам Хутынский (6/19 нояб. и 1-я пятница Петрова поста, 1192 г.). Царский орел стоит на «Камне Веры», он же – Христос-Помазанник (камень, который отвергли строители, сделался «главою угла», Мк. 12,10). Матерь Божия утверждает Царский престол, указуя тем самым, что истинное Православие возможно только при самодержавной власти.

Православные иконографические комментаторы утверждают: несмотря на то, что икона «Самодержавная» написана в реалистичной манере, все же представляется, что рассматривать изображенное на ней необходимо через понимание символов. Мы помним, что случилось в 1917 г.: русские люди «не желали быть под властью царя», «ибо они желали быть без царя», отправив Помазанника Божия на мученическую кончину вместе с семьей, так же как и ветхозаветные первосвященники и старейшины отправили две тысячи лет назад Христа на Голгофу.

С 2003 г. список иконы «Самодержавной» начал свой ход по России, в паломничествах и крестных ходах явил многочисленные знамения, чудеса исцеления. Начал мироточить 1 августа 2003 г. на молебне преподобному Серафиму Саровскому в Нижегородской епархии, мироточение повторилось в Дивеево на могилке иеромонаха Владимира (Шикина) во время панихиды 12 августа 2003 г. в день рождения новомученика царевича Алексея, а также на православной выставке в Москве летом того же года. Мироточило изображение царского креста-мощевика, подаренного Романовым князьями Шаховскими, в настоящее время крест находится в монастыре у «Ганиной ямы» близ Екатеринбурга – места захоронения семьи Царственных Страстотерпцев Романовых.

Летом 2003 г. почитателями икон были сделаны фотокопии, и началось их распространение среди верующих. Народ потянулся в Верзилово к святыням. Однако весной 2004 г., несмотря на растущее почитание в народе икон «Самодержавная» и «Яко орля крылья», они были по распоряжению церковного руководства из храма удалены.

Известно, что множество пророчеств прямо указывают на появление в России православного грядущего царя и о том, что на это есть Божия воля, имеется множество указаний. Это пророчества и преподобного Серафима Саровского, и святителя Иоанна Шанхайского (Максимовича), и преподобного Тайновидца Авеля, и блаженной Пелагеи Рязанской, и святителя Феофана Полтавского и других. Известно и пророчество старца Николая Псковоезерского (Гурьянова) о грядущем царе.

Что же до иконы «Державной», то она в 1990 г. была возвращена в Коломенское. После объединения Русской церкви и Русской Зарубежной Церкви в августе 2007 г. икону провезли по русским приходам Европы, Америки и Австралии.

Спаси, «Державная», Святую Русь спаси,

Возьми, как прежде, это бремя, нас любя.

Настало время испытаний на Руси,

Не устоять ей, не воскреснуть без Тебя.

Это – припев из сочинения, которое называется «Песнь Богородице Державной».

В 2008 г. «Державную» пронесли от Иерусалима до Москвы во время Вселенского крестного хода «Под звездой Богородицы», причем в Севастополе образ замироточил.

Воистину, «несть ина крепость»!

Державная Владычице Пресвятая Богородице, «вкорени в сердца всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе: водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную. Державою Твоею всесильною удержи, Пречистая, потоки беззакония, хотящия потопити Землю Русскую в страшней пучине своей».

Матвей Славко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"