На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православная ойкумена  
Версия для печати

Четыре девы, мальчик в гюйсе синем…

Фотовыставка «Святые Царственные дети» в Харьковской областной филармонии

Чья смерть страшна, у тех прекрасен лик.

Но горяча растравленная рана.

…Анастасія, Ольга, Татіана,

Марія, Алексій…

Это наша общая русская непреходящая боль – наши Царственные страстотерпцы. Но и показательно: как только заводишь о них речь, сразу чувствуешь человека; он либо сострадательно просветляется и ты видишь в нем единоверца, единобольца, единомышленника, либо «пена гнева» начинает вскипать на его губах и включается знакомая «пластинка», дескать, «этот царь страну развалил, войну проиграл, от престола отрекся».

Эта разница в реакции на нашу болевую русскую тему отчетливо говорит о том, что и спустя столетие после страшных событий России («Настанет год, России черный год, корда царей корона упадет», – предрекал угрюмый Лермонтов) наше общество сохраняет в себе это жуткое двоение смуты, утрированное, быть может, годами безбожия.

Кто бывал в ялтинском Ливадийском дворце, в прилепившемся к нему бочком Крестовоздвиженском дворцовом храме, где молилась царская семья, где порой правил службу святой праведный Иоанн Кронштадтский, тот помнит свои светлые, но и горестные чувства. В тех стенах особенно думается о замечательной семье государя Николая Романова, которому еще преподобным Серафимом Саровским была предсказана страшная, мученическая судьба. (Старец почил в 1833-м, а пророческую записку Николаю II вручили в 1903-м, в Дивееве, при прославлении преподобного.)

Имена детей последнего государя Российской империи, их удивительные лики, встречаемые на фото почти во всех залах второго этажа царского дворца, отныне навсегда остаются в вашей памяти и совести. Вот ливадийский класс (небольшая комната), где учились грамоте царевы дети; тут же под стеклом выставлены их рукодельные работы, рисунки, в том числе и цесаревича Алексия, родившегося у царской четы после дивеевской поездки, но с рождения неизлечимо хворавшего несвертываемостью крови.

В кабинете же государя – вещи подлинные, уцелевшие, как ни странно, в годы всех страшных войн ХХ в. Здесь из окна – за кронами удивительных итальянских сосен – открывается замечательный вид на Ялтинский залив, на весь приморский город. Касаясь пальцами кожаной обивки большого императорского стула с тисненным императорским вензелем, вы мгновение глядите на открывающийся в окне пейзаж – словно глазами Николая Романова. Быть может, этот удивительный, если не сказать, близкий к райскому (хоть и со снегом) вид, давал сердечное отдохновение Николаю Александровичу – от государевых забот, от мыслей о непременном страшном исполнении пророчества о гибели его фамилии. «Мы не находим слов, чтобы выразить нашу радость и удовольствие иметь дом, выстроенный именно так, как хотели», – описал он своей матери впечатление о дворце.

В древней греческой мифологии Ливадией назывался вход в рай, от «ливадион» – «луг, лужайка». Историки говорят, что в конце Х в. на этом крымском месте располагался византийский монастырь св. Иоанна. Размышляя о символичности этого названия, вы, наконец, понимаете, что этот благословенный уголок земли (место и сам дворец были особенно любимы Романовыми) стал спасительной отрадой, внутренним убежищем семейству, коему предстояла мученическая кончина. Семья проводила немало времени здесь, «у входа в рай». Да, вот так было назначено провидением, чтобы ее путь от входа в собственно рай прошел через ад унижений и расстрела.

Провиденциально и логично, что именно здесь, в Ялте, была организована особая выставка, которая потом побывала в Симферополе и Одессе и прибыла Харьков, город русской имперской истории, столицу Слобожанских земель, некогда окраинных. Слободской Украйной называли эти земли. Историки сегодня утверждают, что этот слово и ввело в обиход географический термин Украина, который вот уже сто, сто пятьдесят лет более-менее результативно, а в новейшее время особо разрушительно пытаются использовать как политический.

В 2013-м мы отмечаем год 400-летия дома Романовых. В здании Харьковской областной филармонии пребывала не так давно фотовыставка «Святые Царственные дети», которую при поддержке Генконсульства России в Харькове организовали благотворительный фонд «Возрождение культурного наследия», а также Харьковская общественная организация «Русь Триединая», известная своей приверженностью русской монархии.

Фотовыставка рассказала о детях святого государя императора Николая II: великих княжнах Ольге, Татьяне, Марии и Анастасии (княжны называли свое сообщество ОТМА, по первым буквам имен), а также о великом князе и наследнике цесаревиче Алексее Николаевиче.

Когда в 1904 г. родился наследник престола, как его потом в семье называли «солнечный лучик», государь избрал ему имя в честь любимого им царя Алексея Михайловича Тишайшего. В Харькове этот факт подчеркивают особо, поскольку и засечные города, слободы в этой части Юга России стали появляться по указу этого государя.

Известны воспоминания начальника канцелярии Императорского двора А.А. Мосолова об августейшем семействе: «Всего лучше чувствовал себя Николай II в тесном семейном кругу. Жену и детей он обожал. С детьми состоял в тесных дружеских отношениях, принимал участие в их играх, охотно совершал с ними прогулки и пользовался с их стороны горячей, неподдельной любовью. Вообще более идеальной семейной обстановки, нежели та, которая была в царской семье, представить себе нельзя. На почве общего разложения семейных нравов, как русского, так и западноевропейского обществ, семья русского самодержца представляла столь же редкое, сколь и сияющее исключение».

Фотообразы детей удивительной красоты, а также картинки-рисунки, начертанные руками царских детей, получают особую подсветку в нашем восприятии, несомненно, подпитанные нашим знанием о трагической судьбе царственного семейства, совместно вошедшего на Голгофу.

По словам устроителей этой замечательной передвижной выставки, в составе коллекции фотографий много снимков из личных альбомов государыни Александры Феодоровны и ее близкой подруги фрейлины Анны Вырубовой, уникальные и редкие снимки из частных коллекций, личной коллекции фонда – они зримо представляют зрителям, как росли, взрослели, а порой и трудились (например, в госпиталях периода Первой мировой войны сестрами милосердия) дети Николая II. Экспозиция включает немало фотографий детей на фоне дворцов и парков, их игры и забавы, паломничества, участие в воинских парадах и смотрах, церковных богослужениях, снимки царских игрушек, классных комнат и спален. Представлено также немало рисунков, сделанных царскими детьми.

На торжественную церемонию открытия экспозиции в Харькове собрались представители консульства Российской Федерации, харьковского Дворянского собрания (возглавляет Валерий Чернай), художественная и научная интеллигенция, казачество, активисты русских патриотических организаций. И потом, во все дни, в фойе областной филармонии тянулась живая ниточка из людей, неравнодушных к русской истории, к судьбе августейшей семьи.

Заместитель председателя Московского областного отделения Императорского Православного Палестинского общества А. Панин, а следом и другие выступившие на вернисаже говорили с болью, имея в виду как жестокое убиение царской семьи, так и несомненный факт продолжающегося её очернительства, фальсификации тех, до сих пор нами нераскаянных трагических событий.

Подчеркнем: эта выставка, теперь уже отправившаяся по другим городам нашего большого Отечества, временно пребывающего в расчленении, важна еще и в том плане, что она и фактом существования, и своим содержанием ставит одну из препон на пути фальсификации русской истории, вызывает сострадание к нашему государю, его безвинно загубленной семье, понуждает вникнуть, понять сердцем, разобраться.

Глава организации «Русь Триединая» С. Моисеев поддержал в своем выступлении суждения А. Панина о том, что так называемый манифест об отречении Николая II от престола был сфабрикован группой заговорщиков. До сих пор в нашем народе бытует четкое мнение о том, что государь добровольно сложил с себя власть. Чтобы доказательно ответит на это вопрос, утверждают А. Панин и С. Моисеев, требуется большая аналитическая и документальная работа, ибо целый ряд документов, воспоминаний свидетельствует об ином сценарии событий февраля-марта 1917 г., нежели тот, который предлагала нам советская история. Из анализа документов становится ясно, что государь был насильно блокирован в своем поезде, он был отрезан от управления страной, на него оказывалось физическое и психологическое давление, и этот страшный эпизод мало известен людям.

Подлая же казнь Царственных Страстотерпцев есть акт глумления безбожников, врагов над символом Православной Руси. Воистину это страшное преступление положило начало всем дальнейшим злодеяниям минувшего лихолетья.

…Представленные на выставке фотографии являются подлинным свидетельством эпохи. С особым трепетом вглядываешься в фотопортреты столетней давности, словно стараясь уловить какое-то сердечное послание, идущее от наших предшественников на русской православной земле. Они словно спрашивают у нас: правильно ли мы живем, хороши ли мы, не напрасна ли была земная жизнь их?

Рассматривание фотографий семьи последнего русского государя и всей его мученической семьи производит удивительно благотворное впечатление. Похожие на те, которые хранятся в наших семейных фотоальбомах, они показывают обычность и в то же время необычайную возвышенность отношений в этой семье. В самом деле, «они вымывают из наших душ ту грязь, которой запятнаны добрые имена отдавших свои жизни за Россию». Устроители выставки правы: надо изменить отношение русских людей к царской семье в сторону пиетета и почитания, и тогда в новых общественных условиях появляется шанс на возрождение традиций русской семьи.

…Глядим на шторм и молча говорим

о мучениках царственных. Над нами

бело витает облако белым –

четыре девы, мальчик в гюйсе синем;

царевы дети дочерьми и сыном

нам собственными грезятся – самим.

Станислав Минаков


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"