На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православная ойкумена  
Версия для печати

Матушка Иулиания, регент Белой Руси

Встреча в Харькове

В этот день, 25 июня, сошлось многое. И общее благоухание Праздника Святой Троицы, и свет, исходивший от прибывшей в Харьков личности, которая собрала сотни харьковчан в переполненном зале Успенского собора (здесь пока располагается органный зал областной филармонии), — известного регента и  церковного композитора, матушки Иулиании (Ирины Денисовой) из Минского Свято-Елисаветинского монастыря. Это была творческая встреча, совмещенная с концертом. Как оказалось, — первый у матушки авторский вечер.

В лице м. Иулиании и ее песнопений православный Минск прибыл в Харьков. Подчеркнем, что именно в этот день славяне всего мира, а нас около 270 миллионов, отмечают День дружбы и единения славян. Справочники пишут, что праздник этот учрежден для того, «чтобы разные ветви славянских народов помнили о своих исторических корнях, стремились сохранить свою культуру и многовековую связь друг с другом» и наиболее широко отмечается тремя дружественными странами — Россией, Украиной и Беларусью, и это праздник, идущий от общих корней, культурных традиций и обычаев наших народов. Не следует забывать также, что славяне составляют основную часть населения Европы.

Объединительная тема была актуализована, в частности, и накануне, заявлением, сделанным 21 июня в Минске на Всемирном конгрессе русской прессы президентом Беларуси А. Лукашенко, — о том, что время подтвердило правильность придания русскому языку в Беларуси статуса государственного и что «для белоруса русский язык не чужой, а родной, это общее достояние и русских, и украинцев, и белорусов». В условиях растущей фашизации Украины хорошо бы внимательно прислушаться к словам белорусского руководителя: «Сегодня в это сложно поверить, но были времена, когда крайние националисты хотели изгнать из Беларуси не только русский язык, но и всех русских людей. К счастью, мы победили эту опасность. Одной из причин поражения наших националистов является то, что они были ярыми противниками русского языка». Президент Лукашенко также подчеркнул, что в республике удалось «построить мирную, спокойную, добрую страну, в которой никому даже в голову не может прийти мысль притеснять человека из-за того, что он говорит на каком-то не том языке. <…> Русский язык создал великую русскую культуру, которая также является достоянием многих народов, которые когда-то создавали наше единое Отечество, и не только его, и к которой, если брать понятие русской культуры и русской цивилизации в самом широком смысле этого слова, относимся все мы».

На чистом русском языке шло общение с матушкой Иулианией и ее музыкой все два с половиной часа в харьковском Успенском соборе — весь жаркий июньский вечер. Теплота и радушие здесь были таковы, что все позабыли о времени, даже администрация концертного зала. Песнопения — автором или аранжировщиком которых является монахиня Иулиания, звучали в этот вечер на церковнославянском, русском и белорусском.

О жизненном пути, о приходе к вере и Богу современного деятеля культуры, выпускницы Санкт-Петербургской консерватории, матери троих взрослых детей Ирины Денисовой, многие интересующиеся современной православной музыкой знают по часовому фильму «Инокиня» http://www.youtube.com/watch?v=tV3eItYyeQA, снятому документалистом Галиной Адамович.

Побили рекорды по числу прослушиваний и перепостов в Интернете «хиты» матушки, а более всего — «Всего-то навсего» http://www.youtube.com/watch?v=bB8Efqo8Tk4.

Эти стихи протоиерея Андрея Логвинова поют теперь чуть ли не во всех приходах Руси:

Всего-то навсего: полюби,

сердечком-свечкою засветись!

Тогда, как рыба в речной глуби,

вверху увидишь иную высь…

Прозвучали они, разумеется, и в Харькове — как венец встречи, в конце.

Матушка потом подчеркнула, что ей был удивительно слушать свои произведения в таком полноконцертном объеме в исполнении не ее коллектива (а руководит она сразу двумя ансамблями Елисаветинской обители — Праздничным хором и хором сестер), в непривычной для нее интерпретации. К слову сказать, матушка композитором себя не считает. Но музыку пишет уже практически два десятилетия.

В преамбуле к концерту «Всего-то навсего полюби» протоиерей Федор Воскобойников, ведущий вечера, известный в городе хоровик, напомнив о сошествии Святого духа на апостолов и тем самым призвании их к единению, подчеркнул, что целью этого собрания — в связи с приездом матушки Иулиании в Харьков — является и сам факт встречи, и обретение некоего нового духовного опыта.

 

***

Концерт открыл хор храма в честь священномученика Александра (Петровского), в этом новом храме жилого массива ХТЗ матушке привелось побывать в этот день. Дирижировала коллективом его руководитель Юлия Воскобойникова.

Хор исполнил 8 опусов. «Во Царствии Твоем»; «Со всякою скорбию» http://www.youtube.com/watch?v=ZguYV5EnZrA (на стихи иеромонаха Василия Рослякова, новомученика Оптинского, убиенного сатанистом на Пасху 1993 г.); Полиелей — торжественное песнопение утрени, составленное из псалмов 134-го («Хвалите имя Господне») и 135-го («Исповедайтеся Госповеди»); «Память смертная» (стихира на погребение) http://www.youtube.com/watch?v=-oefcc8sYBw, «Попечение жития» и французскую колядку. Прозвучало и повсеместно исполняемое сегодня произведение И. Денисовой «Оком благоутробным, Господи, виждь мое смирение…» http://www.youtube.com/watch?v=K98s-DdUyDY По словам самой матушки, первоисточником ее сочинения стала известная белорусская народная песня «Ой, рэчанька-рэчанька...». Мы помним, что с этой песней в 1978 г. нашу большую страну познакомил ансамбль «Песняры» http://www.youtube.com/watch?v=Qh0Ke6z3shc.

Особое движение слушательских сердец и крики «Браво!» вызвал народный белорусский духовный стих, не требующий в Харькове перевода, «Ой, шли-прайшли тры янгалы») http://muzebra.com/l/-1e30sp9jaltp/hor_svyato-elisavetinskogo_monastyirya_-_oy__shli__prayshli_,

с пронзительным финалом: «Ой, у нашому раю жить весело; / жить весело, тольки некому…».

Затем на сцену органного зала вышел хор харьковского Покровского монастыря под управлением Анны Щегловой, исполнивший в первом отделении 5 сочинений матушки Иулиании. Еще один Полиелей, и кондак из Акафиста, чтомого перед иконой Божией Матери «Утоли моя печали», а также известное песнопение на стихи иеромонаха Романа (Матюшина) «Пресвятая Богородице», текст которого публикуется в антологиях русской православной поэзии; вот его начало:

 

Пресвятая Богородице,

Всем скорбящим Утешение.

Ты избави землю Русскую

От напасти и погибели…

 

В завершение первого отделения прозвучала хоровая обработка популярной, фактически уже народной, из репертуара группы «Любэ», «Песни о коне» (муз. И. Матвиенко, сл. А. Шаганова) http://www.youtube.com/watch?v=tUhXpdrnCQc, а также духовный стих «Дни мои» http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=wWwP0NB8wWc#at=12, (текст протоиерея Андрея Логвинова), являющийся одной из творческих визитных карточек матушки Иулиании.

Был объявлен десятиминутный перерыв, и матушку, слушавшую хоры примерно ряда с восьмого, окружили ее многочисленные слушатели, получавшие автографы на красивом цветном буклетике (вручались бесплатно каждому слушателю перед концертом), дарившие ей букеты розовых, белых и красных роз, коробки с конфетами, православные календарики и книги.

Люди успевали кратко побеседовать с матушкой, усердно и приветливо исполнявшей эту непростую авторскую обязанность.

Перерыв затянулся, однако подошло время дать слово матушке, ответить на многочисленные записки.

 

* * *

«Какой у монашки может быть авторский вечер?» — риторически вопросила матушка Иулиания, и тут впору было вспомнить Великопостные рассуждения диакона Андрея Кураева: «Перед нами на сцене матушка Иулиания, хотя, вообще-то, ей полагается быть в монастыре. Монахиня во время Великого поста здесь?! Но кроме этого понятного монашеского долга есть и другой — общехристианский, человеческий: помочь людям понять смысл поста, души православной. Поэтому матушка игуменья оторвала от себя, от сестер свой любимый хор и благословила певчих начать пост не в храме, а здесь, с нами, в концертном зале. И это все для того, чтобы «наш» Христос перестал быть только нашим, чтобы для людей Он стал ближе».

«Мы на сцене, чтобы через песнопения донести до публики важность покаяния в это время, и, видимо, на то воля Божия…» — добавляла сама матушка, на харьковском вечере подчеркнув, что через это внутреннее раздвоение-недоумение она уже прошла. И поняла, что следует находиться там, куда Бог определил, что следует исполнять дело, на которое благословлена. Потому сегодня больше времени приходится проводить в разъездах, концертах, и меньше — собственно в обители.

Отвечая на вопросы о личном пути к Богу, матушка рассказала о чудесных событиях своей семьи — исцелениях и других — вспомнила о семейной молитвенной привязке к святителю Шанхайскому и Сан-Францисскому чудотворцу Иоанну (Максимовичу), уроженцу Харьковщины, выпускнику Харьковского университета, о том, что исцеление от рака почек она вымолила младшему сыну пред образом Божией Матери Жировицкой в одноименном монастыре в Беларуси («Богу возможно всё», — говорит матушка), однако больше старалась рассказать о своей профессиональной деятельности, при этом подчеркивая, что певчие на клиросе должны рано или поздно воцерковляться. «Путь на Земле у человека один — к Богу, — утверждает м. Иулиания, — остальное — тропинки и увиливания».

«Дело не в том, как мы поем, но прежде всего в том, что мы вкладываем в пение, — говорит регент, и удивительно продолжает, — На клиросе голос особо не нужен, главное — душа и слух. Если большой голос, то куда ты его денешь? Он же просится вовне. И нужно огромное смирение, чтобы его не выпячивать. Поскольку хор — умение соборное, совокупное».

Хор должен петь на клиросе так, чтоб молящиеся не обращали во время службы на него внимания, считает матушка. И подчеркивает, что имеются внятные указания, как именно должен звучать церковный хор: «велегласно», то есть «торжественно провозглашаемо».

«Как стать регентом»? — спросили матушку в записке. «Регентом может стать любой музыкант, — отвечает м. Иулиания, сама по специальности музыкальный теоретик и, как она говорит, «немножко композитор», — главное — развитая речь. Ведь руки связаны с интонацией, с речевым аппаратом. Кто хорошо говорит, у того и руки подвижны. Конечно, приходилось сложно, когда я получила благословение руководить в начале 1990-х церковным хором из трех, а потом из пяти человек». «Начинала дирижировать одной рукой, потом оказалось, что можно и двумя делать разные движения, — всерьез шутит матушка, — Приходилось самой выдумывать дирижерские знаки, потом оказывалось, что их придумали сотни лет назад. Но в принципе, главное — договориться с хором на спевках, что и как ты показываешь. А потом на концертах ты просто напоминаешь хору то, о чем прежде договорились».

Одной из современных хоровых проблем, с которой приходится сталкиваться в работе, м. Иулиания считает нахождение баланса между молитвенно-внутрицерковным характером исполнения песнопений и понятным способом донесения содержания этих песнопений до современного человека.

Харьков — традиционно город очень музыкальный и очень хоровой. Потому матушке были заданы вопросы о современных православных песнопениях для детей. Она назвала авторов, достойных исполнения, с ее точки зрения: Ирину Болдышеву (Санкт-Петербург), регента детско-юношеского хора имени прп. Иоанна Дамаскина при храме в честь иконы Божией Матери Владимирской, и свою воспитанницу Елену Богданову (Москва), которую матушка обучала в Минске с первого класса музыкальной школы. Сейчас популярны в деткой православной среде произведения Е. Богдановой «Херувимская» и «Единородный Сыне».

Одна из важных тем, которой коснулась матушка Иулиания в своем выступлении, был рассказ о подворье Елисаветинской обители, находящемся в деревне Лысая Гора, в 30 км от Минска, где создан приют, для людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью и возведен храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша»(настоятель—известныйпротоиерей Андрей Лемешонок). В реабилитационном центре, под руководством священника, сбившиеся с социального пути люди живут, трудятся, проводят досуг. При приюте имеются разные мастерские, большая скотоводческая ферма, сад, пасека, в питомнике разводятся среднеазиатские овчарки, есть и свой театр, библиотека и вокально-инструментальный ансамбль. К слову, в фильме «Инокиня» есть очень живой эпизод, когда матушка Иулиания подыгрывает на электросинтезаторе этому подворскому ВИА, исполняющему известные поп-песни, в частности, «Вот, новый поворот», вызывая улыбки сестер-монахинь и батюшки.

Сайт obitel-minsk.by/obitel-minsk_mid733.html дает телефон и адрес подворья и сообщает: «Для строительства нового братского корпуса на монастырском подворье в деревне Лысая Гора нужны средства. Сейчас там проживают более 170 человек. Ситуация критическая, селить вновь прибывающих людей некуда». В фонд подворья будут перечислены и собранные от продажи билетов на харьковскую встречу с м. Иулианией.  

 

* * *

Огромное стечение народа в тот вечер в харьковском Успенском соборе еще раз подчеркнуло, что матушка Иулиания — человек провиденциального служения, призванный к своей миссии, к ней стекаются люди, приезжающие на концерты порой издалека. Кто-то по каналу «Культура» посмотрел фильм «Инокиня», кто-то наткнулся на информацию о хоре в интернете. Это же справедливо для ее хорового коллектива, в котором есть певчие даже из весьма отдаленных от Минска мест.

С 2010 г. монахиня Иулиания проводит в Минске фестиваль хоровых коллективов «Державный глас», в котором участвуют все желающие: профессиональные и любительские, церковные и светские хоры, с программами по 20-30 минут. Репертуар фестиваля — любые православные песнопения и песни, а также народные песни и хоры русских композиторов, ориентированные на православие. В фестивале в нынешнем году участвовал хор харьковского храма в честь священномученика Александра.

В социальной сети «ВКонтакте» уже более двух лет существует созданная доброхотами группа «м. Иулиания (Денисова)» http://vk.com/i_denisova, в которую входит уже больше 3 000 человек и где можно найти и записи произведений композитора Денисовой, и выступления ее хора, и ссылки на дневники и статьи матушки, и много интересных материалов.

Одна из поклонниц творчества матушки написала ей такое краткое посвящение:

Птица ли то вспорхнула?
Нет... Это взмах рук.
Солнышко заглянуло? —
Нет — то улыбка глаз, губ.

 

В этих несовершенных строках — полнота любви к матушке Иулиании и уважения к ее труду, столь нужному тысячам православных по всей Руси — Белой, Великой и Малой. И всё правда: и про красоту рук матушки, и про удивительную улыбку ее глаз и губ.

Станислав Минаков


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"