На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православная ойкумена  
Версия для печати

Не оставим русский Север без Христа

Записки паломника

 

В Москве храмы найти легко — издалека видны маковки с крестами, высящиеся в небе. Храм же святого мученика Феодора Тирона — совсем «не московский»: сложенный из дерева, одноэтажный, вроде сельского. И не сразу увидишь. От метро «Октябрьское поле» улицы разрыты, загромождены угрожающими конструкциями, грязь, колдобины, пробираешься и думаешь: какой неприятный район. Спросила человек пять-шесть: где здесь такой храм? Никто не знает. Вдруг одна женщина сказала: я туда иду, провожу вас. Обогнули  кусок высокого бетонного забора, размалеванного безобразными граффити — и вот он, елочки у входа, радостный, как игрушечка! На столе у входа молодежь растапливала еловыми щепками настоящие старинные самовары, струился заманчивый запах. В храме полно народу, прихожане большой дружной семьей сидели за столами с угощением, много детей. Алтарь занавешен, перед ним — экран. Получив благословение, села в уголке — смотреть фильм о миссионерской поездке в Вологодскую область, которая длилась с 26 января по 1 февраля, настоятеля храма о. Дмитрия Крутова. Местом проведения миссии, по благословению владыки Вологодского Максимилиана и владыки Егорьевского Марка, стало село Нижний Енангск Кичменгско-Городецкого района, в 900 км от Москвы. Все храмы здесь разрушены еще в 30-е годы прошлого столетия. До ближайшего действующего — 50 км, люди как будто в другом мире живут. Туда и автобусы-то уже лет 7 как не ходят, по грунтовым дорогам до ближайшего асфальта 40 км. Так что приезда священника с добровольцами из прихожан здесь очень ждали. Их было 20 человек, в их числе — трое детей, даже двухмесячный сын о. Дмитрия вместе с матушкой отправился в свою первую миссионерскую поездку!

 

Основная группа выехала из Москвы на поезде в направлении города Котлас, а пунктом назначения автомобильной группы на 2-х машинах стал Великий Устюг. Мороз стоял минус 33-36 — на то она и вотчина Деда Мороза!  В Устюге миссионеры соединились и пошли в храм:  просить благословения на труды и молитвенной поддержки в своем нелегком деле у святого праведного Прокопия Устюжского, особо почитаемого в тех краях. Затем устюжане во главе с протоиереем Димитрием Фоминым организовали Круглый стол «Любовь и брак. Православный взгляд. Как стать счастливым» для гостей и ребят из местной воскресной школы. Беседа шла больше двух часов: смотрели фильмы, созданные общиной московского храма, молодые задали священникам важные для себя вопросы и получили жизнеопределяющие ответы…

 

Поздним вечером москвичи выехали в Верхний Енангск. Эти 160 км по ночной скользкой дороге в насквозь промёрзшем УАЗике запомнились им на всю жизнь! Отец Дмитрий вёл машину, ноги обмёрзли — в днище оказалась дыра. Приходилось двигаться с минимальной скоростью 30-40 км в час, дорога казалась бесконечной.  «Вот едем мы, едем, и кажется — никогда не приедем! Вокруг лишь лес, лес да лес… Наверное, так чувствовали себя поляки, которых вел Иван Сусанин. Удивительно велика Россия!» — комментировал батюшка кадры, где бесконечный заснеженный горизонт смыкался с тёмным, таким же бесконечным небом. На полпути путешественников встретил о. Сергий Щепелин из Кичменгского Городка, единственный на весь район батюшка, чтобы показать дорогу. Старенький УАЗик миссионеров чудом не развалился, они утешались тем, что нашим предкам было куда сложнее во времена освоения Севера и Сибири — пешком да на лошадке в открытой всем ветрам и морозам повозке…

 

Только к утру прибыли, поселились в гостеприимном доме, стоящем среди огромных сугробов, и сразу легли — спать оставалось всего два часа.

 

Утром, помолившись, двинулись в Нижний Енангск, за семь километров, где в местном Доме культуры весь день проходили встречи и беседы, демонстрировались фильмы, выступил хор гостей, в вестибюле была развернута книжная выставка, где каждый желающий мог бесплатно взять любые понравившиеся книги. А желающих было много. Правда, все — женщины. Затем в местном Доме ветеранов пообщались с каждым, для людей это была огромная радость. Миссионеры подарили всем нательные крестики, иконки. Многие из некрещёных захотели креститься, крещёные — исповедаться, причаститься, что и было сделано на следующий день в местной библиотеке. Крестились 36 человек! Невозможно было без слёз смотреть как старики, словно дети, причащаются Христовых Таин…

 

А ещё о. Дмитрий освятил шесть домов и три колодца. Только поздней ночью прибывали на ночлег, к тёплой печке. Да ещё и приходилось вытаскивать застрявшую в сугробах машину: «Рёв моторов,  кричат и суетятся люди, наваливаются то сзади, то спереди на несчастный УАЗик, роют лопатами снег, хлопают двери, рвутся тросы, светят фонари и фары, густо пахнет выхлопными газами, и пальцы уже давно не сгибаются, и трудно шевелить губами, и так отчаянно хочется в тепло… И вдруг замечаешь, что над всем этим клубком сиюминутных человеческих страстей нависает огромная бездна потрясающего звёздного неба, от одного лишь взгляда на которое захватывает дух! Какими же смешными и нелепыми кажутся наши невзгоды, если смотреть оттуда…» — вспоминает о. Дмитрий.

 

Утром все натягивали на себя тёплые вещи, какие были. Трое штанов, четверо носков, валенки, два свитера, шапка, шарф, перчатки —– примерно так выглядел типичный московский миссионер в тот день в Нижнем Енангске. У одного из участников экспедиции шарф за ночь примёрз к оконному стеклу, пришлось феном отогревать стекло.  «Вспомнилось всё, что читал и слышал о зиме 1941–42 гг., когда немцы подбирались к Москве, и их остановил «генерал Мороз». Невозможно даже представить, как могло кому-то придти в голову идти войной на Россию с ее совершенно невероятными расстояниями и морозами», — говорит о. Дмитрий. В этот день часть миссионеров уехала в соседнее Орлятово, там также провели книжную выставку, беседы, показали фильмы, состоялся концерт. А о. Дмитрию сообщили, что в деревне Митино умерла старушка — поехали, отпели её…

 

Конечно, «мороз и солнце — день чудесный!», но машины не заводились, и пока водители бились над ними, остальные сходили на экскурсию в этнографический музей, созданный усилиями местной жительницы Людмилы Харюковой. В нескольких комнатах там представлены экспонаты, начиная от орудий труда с удивительными названиями и заканчивая предметами быта разных исторических эпох. Значительная часть собрания посвящена жизни родного села и местным жителям. Всё это сохраняется с поразительной заботой и любовью. Есть и несколько икон, одна из которых долгое время использовалась, похоже, в качестве столешницы. Образ на ней практически стёрт и едва виден, но именно это и делает его неповторимым и живым, что ли. «Невольно позавидовали: здесь есть история, а у нас-то и нет! Без роду, без племени живем в столице, не знаем даже, как соседей зовут по лестничной клетке. Есть над чем задуматься!» — восклицает о. Дмитрий. Одно плохо — в помещении холодно, это вам не столичные музеи, где тепло, сухо, можно часами расхаживать по залам. В Верхнеенангском музее зимой особенно не задержишься. Однако и за 20 минут впечатлений набралось множество, о них гости и написали в Книге отзывов.

 

На третий день к 8.30 утра миссионеры уже были в Нижнем Енангске. На Божественную Литургию собралось почти сто человек! Торжественное волнение охватило всех, служба прошла на одном дыхании. После окончания Литургии и праздничной трапезы двинулись в Верхнюю Енталу. Здесь собрали походный храм, наутро пришли человек 60, еле поместились. Для многих — это была первая Божественная Литургия в жизни! Ведь в большинстве сёл богослужений не было десятилетиями. Люди объясняли друг другу, как складывать персты для креста, как ставить свечку…

 

После службы шесть человек захотели принять Крещение, а Людмила и новокрещенный Михаил Карюковы решились обвенчаться...

 

А вечером миссионеры поспешили на поезд до Котласа, а затем — в Москву. Закончилась первая экспедиция. Но осталась любовь к этому удивительному краю. «Завораживающая красота природы, иногда казалось, что мы в сказке: никакие фотографии и видео не в силах передать этой северной красоты. А какие удивительно простые, чистые люди там живут! Не дай Бог этому прекрасному краю обезлюдеть. Дай Бог, и мы своим миссионерским служением внесем посильную лепту в дело возрождения русского Севера!» — такими словами закончил встречу о. Дмитрий Крутов.

 

Наталья Лясковская


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"