На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православная ойкумена  
Версия для печати

Дары волхвов — в очереди за чудом

Записки паломника

Это Рождество Христово запомнится многим православным москвичам и тем, кто успел доехать до столицы в неделю по Рождеству: в канун его чартерным авиарейсом в Москву были доставлены Дары Волхвов. Священную реликвию, с XV в. хранящуюся в монастыре святого Павла на Афоне, привезли настоятель монастыря архимандрит Парфений (Мурелатос), председатель Попечительского совета Благотворительного фонда святителя Василия Великого К.В. Малофеев, руководитель Организационного комитета по принесению Даров волхвов в пределы Русской Православной Церкви С. Ю. Рудов, руководитель Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Москвы Ю. В. Артюх.

В ночь с 6 на 7 января 2014 г. в кафедральном соборном храме Христа Спасителя, в престольный праздник храма, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал перед началом службы: «Этим богослужением в соборном Храме Христа Спасителя и во всех храмах нашей Церкви, и не только нашей Церкви, мы, православные люди, входим в торжество рождественской ночи. И через это соприкосновение с памятью о величайшем событии человеческой истории мы прикасаемся к тому, что является содержанием этого события. Бог пожелал прийти в мир и соединиться с человеком, стать одним из нас для того, чтобы не силой власти, не силой денег, не человеческим могуществом, не силой предопределения, а через свободный выбор человека сделать его сопричастником Божественной жизни (...) Пастухи с радостью восприняли свидетельство неба о рождении Спасителя. К Нему, новорожденному, пришли с дарами волхвы и в благодарность небу, в благодарность неведомому для них Богу преподнесли младенцу золото, ладан и смирну: золото — как царю, ладан — как Богу, смирну — как человеку. Сегодняшнее наше богослужение в этом соборном храме сопровождается молитвой пред величайшей общехристианской святыней. Те самые Дары волхвов были бережно сохранены Девой Марией, Матерью Спасителя, и переданы Ею в Иерусалимскую Церковь, где хранились до IV века, а затем были перенесены в новую столицу Восточной Римской империи город Константинополь. Когда же возникла опасность иноземного вторжения в Константинополь, святыня была перенесена на Гору Афон».

На следующий же день оппозиционные СМИ принялись запугивать читателей: чтобы припасть к святыне, простоять придется не менее 10 часов! И все простудятся, заболеют, отморозят все что угодно, детям изуродуют психику, брюзжащие старики отобьют у молодых последние остатки веры, а целовать ларец с Дарами, к которому до тебя прикасались десятки тысяч больных и чужих — крайне негигиенично и опасно. И вообще — поклонение «самопальным святынькам», это язычество! Но за 8 дней почти 250 тыс человек пришли к Дарам Волхвов. Что нас пугать? Пасхальная служба по полному чину длится 5-6 часов, рождественская — немногим менее. Стой и молись, строй мир Божий внутри себя. Очередь? Так ведь не за водкой и колбасой, не в пафосный клуб, не за визами на выезд в США. «Эта русская очередь — новый способ паломничества, как будто специально придуманный для нынешнего времени и нынешней Церкви. В постыдности стояния посреди большого города, на глазах у осуждающих и не понимающих есть что-то первохристианское, есть маргинальность и изгойство. Бедность, наивность и надежда предъявлены на скорый светский суд. И он безжалостен. Тем лучше», — пишет о стоящих к Дарам Волхвов Наталия Осс в «Известиях». Насчет постыдности — не знаю, по мне, так ничего постыдного в очереди к Дарам, поясу Пресвятой Богородицы или к мощам святой Матроны Московской нет. Это очередь, ведущая вверх, к небу. Как на иконах...

Медленно, по шажочку, мы приближались к святыням, в окружении сомысленно настроенных людей, и вовсе не замечали дождя, который лил в тот день, когда к Дарам Волхвов стояла я, или снега и ветра в другие дни. Были ли все, стоящие вокруг, православными? Воцерковлены ли, в какой мере воцерковлены? Не знаю. Да и важно ли это? Они пришли — с искренней верой, с надеждой. В эту очередь никто никого не загонял, не заманивал, все пришли потому, что не могли не прийти. Мимо постоянно пробегали волонтеры: все ли в порядке, не требуется ли кому помощь, не затесались ли среди нас те, кто пришел с детьми, для них — отдельная очередь. Молодых было много, приходили и большими семьями, даже с колясками.

У волонтеров то и дело спрашивали: не закроют в 10? «Нет-нет, до полуночи будут пускать...» Ни одной вспышки недовольства, никакой суеты. Где популярный колумнист Егор Просвирнин увидел «продрогших, плохо одетых, скорчившихся от мороза и радикулита старух с прокисшими лицами», «месиво серых платков и турецких дубленок, крашеных в кислотные цвета», «сирых, таких убогих, таких зачуханых, несмотря на радикулит крабиком-крабиком ползущих сквозь заграждения и снег к золотой священной коробочке»?! Откуда смотрел, через какую призму презрения к православным? Да был ли он там? Я была. И видела такие прекрасные лица! Люди тихо общались, молились, читали Евангелие: «Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский?» Как только мы начинали читать, к нам тут же оборачивались, воцарялась тишина. «И вот, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, и наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». И всякий замирал в благоговении: неужели сейчас мы прикоснемся к ТЕМ САМЫМ Дарам?! Насельник монастыря святого Павла, представитель обители в Священном Киноте, один из эпистатов (членов правительства) Святой горы Афон монах Никодим уверяет, что «нет никаких сомнений в их подлинности (...) на золотых пластинах мы видим геометрические узоры, полагаем, что их сделали восточные мастера». Я пересказала (70% женщин, как всегда) все, что знала по этому вопросу. Где-то под Андреевским мостом стали выяснять: так все-таки подлинные Дары нет? Дама в кожаном плаще читала «Историю Матери Церквей» Хризостома, архиепископа Афинского и всея Эллады, где, мол, не упомянуто о них ничего, я в ответ пересказывала «Книгу Паломника» архиепископа Новгородского Антония, посетившего Царьград в 1200 г., и свидетельствовавшего: «Во святей же Софии во олтари дароносивыя сосуты златы, иже принесоша Христу с дары волсви». Кое-кого сбила с толку публикация Марии Сенчуковой на сайте «Православие и мир», подвергшая сомнению подлинность святыни. Но скоро все согласились с определением иеромонаха Иова Гумерова, давшего исчерпывающее определение (правда, по отношению к другому артефакту): если происходят чудеса, значит, подлинные.

А всякий, стоявший в этой очереди, ждал чуда! И они начали происходить уже там, прямо в очереди. Первое из них — мы, несколько часов назад еще совершенно чужие люди, делились принесенным в термосах чаем и бутербродами (те, что продавали в трейлерах, были недешевы), валидолом, туалетной бумагой, прикрывали друг друга зонтами, «держали очередь», пока кто-то ходил погреться и обсушиться в спецавтобус. И открывали друг другу сердца. Мы стали близкими и родными, сестры и братья во Христе. Выслушав друг друга, проникнувшись сочувствием и состраданием, все уже молились не только за себя, но и тех, кто рядом. А соборная молитва христианской общины — она во сто крат сильней.

На подходе к Пречистенке все подобрались, сосредоточились. Разговоры почти прекратились. Некоторые плакали от волнения. Я, кстати, тоже. Нас прижало еще теснее друг другу, но никто не роптал: так теплее, и благодаря доверительному общению личные пространства каждого утратили автоматическую защиту, перестали отталкивать. В метро или еще где-нибудь мы часто испытываем вспышки раздражения, неприязни — оттого, что слишком близко прижался человек, которого вы знать не знаете, что кто-то кашляет или навалился на плечо... Здесь все терпеливо сносили неудобства и тяготы.

Вот и Дары Волхвов — в центре храма. Все старались припасть быстро, но если вдруг кто-то задерживался, никто не торопил, не дергал. Из «детской» очереди подходили нескончаемым потоком. Где-то прочла потом, что монахи подгоняли детей, не давали приложиться. Я такого не видела. Инвалидов тоже пропускали вне очереди, волонтеры помогали им.

Когда стала подходить сама — из головы вылетело все, о чем хотела бы сказать мысленно в момент, когда прикоснусь ладонью к ковчегу. Только рождественский тропарь звучал и звучал в голове: «... воссия мирови Свет Разума, воссия мирови Свет разума!»

Простите меня, близкие и друзья, кому обещала попросить за вас и не исполнила.

А может быть, исполнила?

 

P.S.

 

Дары волхвов

Стихотворение

 

о эта очередь претерпий череда середь враждебного бензинового града

туда туда где вифлеемская звезда моё паломничество горняя награда

светясь бессмертной радостью плода висит на древнем древе вертограда

 

да это я в надвинутом платке под испытующе разверзшим хляби небом

держу евангелие в скрюченной руке и со товарищи делюсь водой и хлебом

и покупаю свечи на лотке чтоб дань отдать странноприимным требам

 

здесь все равны бедняк и богатей ребёнок и согбенная старуха

и я бессильная опять других сильней судьба моя служить плечом и ухом

как мать внимаю пересчёту их скорбей и ободряю сокрушенья духа

 

и вот к пречистенке последний поворот я вся восторг и трепет как другие

у врат высоких нас встречает Тот кто в душах зрит и злые и благие

и зная это крестно молится народ в иеротопии стихийной литургии

 

сюда явишися библейские волхвы пав на колени средь торжественного храма

сложили чаши со дарами с головы и растворились в воскуреньях фимиама

орлы и человеки львы волы вошли в ларец с Христовой монограммой

 

лишь на мгновенье длань коснулась их и вместо сердца смирны мёд под грудью

открыта тайна знаков золотых надмирный ладан вдруг вдохнули люди

и дух в блаженном выдохе затих и так нетленно в вечности пребудет

Наталья Лясковская


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"