На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православная ойкумена  
Версия для печати

В Чистый четверг сам Господь благословляет хлеб

верили владимирские крестьяне

Четверг на Страстной неделе в народе называли Великим, а чаще «Чистым», и посвящали этот день, как наведению чистоты, так и очищению перед Светлым праздником.

Во Владимирской губернии с Чистым «четвертком» было связано множество обрядов, в которых тесно переплелись православие и более древние верования наших предков, связанные, прежде всего, с основным занятием крестьян – земледелием.

Прихожане села Жилино Александровского уезда верили, что сам Господь невидимо благословляет хлеб, который в этот день подаётся к обеду. Потому остаток этого хлеба убирали, хранили как святыню и вкушали только во время болезней.

В селе Елизарово, в ближайших сёлах и деревнях Переславль-Залесского уезда каждый хозяин считал обязательным подать на проскомидию в Великий четверг просфору, которую хранил до посева. Когда приходила пора сеять хлеб, «четверговую просфору» привешивал на верёвочке к лукошку с семенами и не снимал её до конца посева. Крестьяне верили, что освящённое таким способом зерно принесёт хороший урожай.

И ещё один обряд был направлен на будущий урожай.

В Юрьев-Польском уезде в Чистый четверг хозяйки варили овсяный кисель, с которым выходили на улицу и говорили: «Мороз, мороз, не побей наш овёс, но приходи кисель есть!». Часть этого киселя берегли до первого дня Пасхи, когда им разговлялись прежде пасхи и кулича.

Особая роль в этот день отводилась и другому жизненно необходимому продукту – соли.

В Чистый четверг хозяйки, во время топки печей, приготавливали «четвергову соль» – завёртывали её в тряпицу, опускали в квасную гущу или свежую воду и клали на под печи. Эту соль давали скоту во время болезней, добавляя в пойло или корм. В некоторых же местах четверговую соль ели и люди во время болезней. А прихожане села Алексино Юрьев-Польского уезда берегли эту соль до Светлого дня (Пасхи) – для трапезы с яйцами.

В Александровском уезде крестьянки верили: если встать рано в Чистый четверг ото сна, то весь будущий год не будешь просыпать по утрам. Поэтому они в этот день вставали раньше обычного.

Свои бытовые обряды крестьяне переносили и в церковь. В селе Иваново Шуйского уезда в Великий «четверток» за всенощной при чтении «страстей Господних» после каждого Евангелия отделяли кусочки воска от свечи и прикрепляли их к нательному кресту – для избавления от лихорадки. Сами свечи уносили домой, и зажигали их летом во время сильной грозы. Считалось, что в этом случае стихия не могла нанести ущерба крестьянским хозяйствам.

В Чистый четверг бабы обязательно убирались избе – чистили и мыли. Начинали и стряпать к Светлому дню. В деревне Кониловке Муромского уезда первым делом красили яйца (в луковой шелухе, сенной трухе, сандале, берёзовых липках), пекли ржаную «куличу» и из того же теста пирог просвирке и краюху попу, а также из творога, сметаны и коровьего масла приготавливали «пасху».

Владимир Дмитриев (г. Владимир)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"