На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православная ойкумена  
Версия для печати

Прощёное воскресенье

в слободе Мстёре

Масленица чаще всего у нас связывается с поеданием блинов, катанием с гор и на лошадях, сожжением чучела зимы. Проще говоря, с языческим разгулом. Но в народной среде бытовали и христианские традиции, приуроченные к этому празднику.

Своеобразный обычай был записан в 70-е годы XIX века в известной своими иконописцами слободе Мстёре Вязниковского уезда Владимирской губернии. Относится он к последнему дню масленичной недели – Прощёному воскресенью.

В этот день даже обедня духовенством отслуживалась раньше обычного времени, чтобы дать возможность жителям обойти и объехать всех близких и знакомых. Было принято ходить «прощаться» младшим к старшим: детям и дочерям, выданным замуж, – к родителям, крестникам – к крёстным отцам и матерям, прихожанам – к своим духовным отцам. Затем домохозяева и старшие в семействах шли к волостному начальству, родители учащихся детей – к учителям, служащие и работники – к своим хозяевам. А заканчивалась эта церемония посещением могил близких на кладбище.

Итак, первыми хождение начинали «креснята» (маленькие крестники), начиная с 5-6-летнего возраста. Малыши шли в сопровождении кого-то из старших. Крёстным они вручали подарок (конфеты, изюм, чернослив, баранки и прочее) и большой – фунтов на 5 или 8 калач, который нарочно пекли к этому дню. В ответ получали пятиалтынные или двугривенные монеты.

Взрослые крестники приходили «прощаться» тоже с подобными приношениями. Кроме того, брали с собой ещё и большие пряники, которые в прежние времена были основными подарками на «прощании».

Эти обрядовые пряники, как и большие калачи, пекли только к Прощёному воскресенью. Они имели форму четырёхгранника: в длину – до 1 аршина, в ширину – 8-9 вершков, на лицевой стороне формой были вытиснуты сплетённые травы, цветы и птицы. Весили пряники от 5 до12 фунтов. Пекли их кислые и пресные. Первые были тяжеловеснее и толще, а вторые – легковеснее и тоньше. Чем больше хотели выразить почёт, тем объёмистее и тяжеловеснее пекли или покупали пряник.

На «прощании» каждый целовался сперва с хозяином и кланялся ему со словами «простите, Христа ради!» (младшие кланялись в ноги), а потом со всеми, кто находился в доме, даже если это были совсем незнакомые люди.

 

Источник: Владимирские губернские ведомости, 1874, №5.

Владимир Дмитриев (г. Владимир)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"