На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православная ойкумена  
Версия для печати

У всех своя дорога к Богу

Очерк

Как приходят люди к вере? – Мне всегда казалось, что идут люди в храм, когда тяжело, когда какие-то проблемы в семье, со здоровьем. Тогда человек и идет к Богу.

 И вот в прошлом году «Человеком года» стал настоятель Михайло-Архангельского храма с. Улёты иеромонах Варлаам. От многих жителей района слышала о нём только хорошие отзывы. И если кто-то нашел дорогу к Богу благодаря встречам с этим человеком, значит, и сам он умеет найти ту тропинку к сердцу каждого прихожанина, по которой вместе идут в мир богослужения. Увы, далеко не каждый взрослый человек умеет найти тропинку, что ведет к сердцу. Особенно страшно, когда такие тропки не проторены в школе. Вот и растут наши ребятишки с пустотой в сердце: не заполнилось ни дома, ни в школе. Кто его знает, не это ли причина той жестокости, что порой демонстрируют подростки?

Поиск ответов на такие вопросы побудил меня пойти к отцу Варлааму (Эдуарду Попову) в Михайло-Архангельский храм для беседы. Он несколько смущен: «После признания меня «Человеком года» и сведений о награждении Патриаршей грамотой ко мне какой-то повышенный интерес. Честное слово, я себя очень неловко чувствую. Мне кажется, я совершено обычный человек, у меня не столь уж высокие успехи, о которых можно говорить, и давать интервью на в СМИ».

 Тем не менее, мне хотелось узнать об этом человеке побольше – с ним просто очень интересно общаться. Дала ему честное слово, что не буду писать новые «Несвятые святые», а просто расскажу о его прошлом и настоящем.

Итак, республика Марий Эл, её глубинка, и поселок Солнечный. «Это вроде нашего п. Горный», – уточняет мой собеседник. Отец – прапорщик в части, до сих пор, кстати, работает. Теперь уже в ранге служащего. Мама – работница детского сада. В этой семье двое детей: мальчик и девочка. Мальчик – как вы догадываетесь – наш отец Варлаам. Но до этого статуса и сана еще очень далеко. Пока – обычное советское детство, школа с 1979 по 1989 годы.

«Пионер, зарницы, походы, спорт – всё это в полной мере, – улыбается мой собеседник.

 – Я был очень подкован, с точки зрения коммунистической морали. Много лет был знаменосцем в школе, выносил в торжественные минуты знамя школы, что меня очень смущало. И вообще, я считаю, что у меня было счастливое детство, потому что там всё это вот было: и гордость, и сопричастность великим событиям, и слово Родина не пустой звук».

Вероятнее всего, он стал бы военным, всё к этому шло. Пошел бы по стопам отца. Но, играя в футбол, так прикипел к этому виду спорта, что появились успехи. Играл в школьной команде, потом в районной, в 9-10 классах – участвовал и в республиканских соревнованиях в Йошкар-Оле по линии ДЮСШ.

В Йошкар-Оле проводились специальные турниры среди спортсменов по линии ДЮСШ, и, так, почти сам собой решился вопрос о дальнейшем обучении: спортфак педуниверситета города Йошкар-Олы, куда и пришел бывший полузащитник из школьной команды.

Педагогом Эдуард себя не видел. Считал что будущее уж совершенно точно связано с футболом. Когда они учились на первом курсе, на второй курс пришли из армии находившиеся в академическом отпуске студенты. Многие из них прошли к тому времени Афганистан и пользовались у первокурсников непререкаемым авторитетом.

Буквально перед началом обучения на втором курсе шла тренировка на футбольном поле. И… падение, травма с разрывом коленных связок, повреждением мениска. Затем длительное восстановление и осознание, что со спортом уже покончено. Без боли можно было ходить только по прямой.

На факультете доучиться, конечно, дали. Но футбол остался в прошлом. Хотя все зачеты и экзамены сдавал, плавал, но именно как футболист уже стал неперспективен. К слову сказать, лет в 19 Эдуард был крещен, но, как он говорит, без фанатизма и особой веры. Имя при крещении ему дали Василий, поскольку Эдуарда в святцах не нашли.

Многие сокурсники достигли бы высот в спорте, но грянула перестройка, а потом развал СССР. Куда только не рванули выпускники спортфака! Большая часть, к сожалению, ушла на «большую дорогу», в рэкет. Границы открылись, свобода пьянила, бывшие спортсмены рванули в Венгрию, Румынию, Чехословакию. Каждый находил в перестройке свои интересы: коммерция, «комки» и вымогательство вокруг всего этого. Но у иных она пошла совершенно противоположным путем.

Трое из университета ушли в священнослужители. С одним из них, Павлом Матвеевым, тогда еще мирянином и общался будущий наш настоятель прихода: «Мы с ним много говорили, я стал ходить в храм. К тому времени уже отчетливо понял, что в спорте у меня нет никаких перспектив, а беседы о богословии все больше и больше затягивали, рассказывает отец Варлаам.

А началось всё собственно еще на 4 курсе. Во время ведения предмета «Мировая художественная культура» преподаватель рассказывала о живописи эпохи Возрождения, европейской живописи прошлых веков, где было много полотен на библейские темы. К чести педагога, предмет свой она очень любила, картинам и сюжетам давала подробное толкование.

«Тогда я впервые услышал слова «Христос, «рай», «ад», «демоны» и стал как-то немного по-иному воспринимать мир. Это и побудило к хождению в храм Воскресения Христова на Набережной. Рядом восстанавливали Собор, там нужны были рабочие руки, люди помогали в восстановлении».

С этого момента и началось восхождение к вере. Это был новый мир, с совершенно другими понятиями. «Начав приобщаться к теме православия в 1993 году, ни разу до сегодняшнего дня не встретил ни одного плохого человека. Наоборот, видел участие, любовь, понимание и прилепился всей душой к этим людям. Протоиерей Павел (Матвееев) служит уже более 20 лет, возглавляет отдел по тюремному служению, а тогда всё терпеливо объяснял. А потом, по инициативе Павла поехал в Спасо-Яковлевский монастырь Ростова Великого. Настоятелем монастыря был архимандрит Евстафий.

Сначала был просто паломником, то есть жил на подворье, трудился на хозяйстве. Паломники жили – кто неделю, кто больше, доходило до полугода. И именно там у меня созрело желание посвятить себя монашеской жизни. И хотя я был в монастыре раза два, мне этого хватило для того, чтобы полностью утвердиться в этой мысли. Мои родные были, конечно, в шоке, полагая, что это какая-то блажь. Но потом, видя, что это твёрдое моё убеждение, мешать не стали.

Архимандрит Евстафий (будущий епископ Читинский и Забайкальский) как раз переводился в Читу. Он и предложил мне приехать в Читу, послужить на благо церкви. Не будучи связан какими-то отношениями. Я собрался и поехал в 2000 году в Забайкалье. Первые месяцы был послушником в храме, посещал богословско-пасторские курсы (сейчас – духовное училище), постигая там основы богослужения. А еще работал на архиерейском подворье в Лесном городке. Там был огромный огород и трудились на нём будущие священники: игумен Софроний, отец Иннокентий. Будущие священнослужители выращивали овощи для епархии: баклажаны, помидоры, огурцы, картофель.

А потом отец Евстафий сподобил меня на постриг и совершил рукоположение на сан иеромонаха».

Проживая там, будущие священники ходили в храм, помогали отцу Андрею, батюшке храма в Лесном городке, проводить богослужения. А потом он направил молодого монаха в с.Улёты. Здесь к тому времени уже образовался приход с молельным домом. Занимался этим подвижническим делом В.И. Середин, который работу в миру совмещал с церковным служением. Поскольку у отца Андрея было много работы, иеромонах Варлаам остался в Улётах.

В 2004-2005 году началось строительство храма в с.Улёты, а в 2009 году ее освятили. С 2005 по 2007 год отец Варлаам жил насельником в Спасо-Преображенском монастыре на Байкале.

Чуть позже началось восстановление Тангинского храма, и в 2007 году отец Варлаам получил назначение – быть настоятелем церкви в с.Танга. Там тоже существовали уже приход и молельный дом

 О своей роли в появлении этих храмов иеромонах Варлаам говорит так: «Моего вклада тут вообще, можно сказать, и нет. Люди добрые предложили. Те, кто мог, пожертвовали средства, другую разную помощь люди оказывали. Это не мои инициативы, мне нечем похвалиться. Воскресную школу, организованную при нашем храме предложили создать Н.С. Лесогор и Л. М. Алексеева. Строительство храма в Улётах было предложено В.Ф. Малковым. Много установлено Поклонных крестов – в Бальзое, Доронинском, Улётах. Но тоже по инициативе прихожан, – в Доронинском – А.С. Саревича, в Бальзое – А.А. Страмилова.

Я не строю планов, а живу реальными делами, потребностями. Бог даст, все замыслы богоугодные воплотятся. Если что-то надо делать, делай сегодня, а что потом Господь пошлет – ему видней. И идеи, и людей посылает. То есть, всё, что у нас есть – это не от моих идей. Скажу одно совершенно точно – мне везло встретить людей добрых, искренних, отзывчивых. Я уже называл Виктора Ивановича Середина, очень много помог Владимир Семенович Лихунча, душой откликнувшийся на нужды нашего прихода.

К сожалению, ушёл из жизни Петр Петрович Хозеев, у которого я жил первое время. Непросто, не однозначно прожил, но уверовал, покрестился, уже в зрелом возрасте. Искренне мне помогал в организации богослужений. Причем вера у него была, скажем так, на генетическом уровне, – один из его предков по линии матери был архиереем».

С момента первого приезда в Улёты минуло уже 14 лет. Отец Варлаам обучается заочно в духовной семинарии г.Хабаровска. Предметов там, как и в любом вузе, немало. И какие! Основными предметами считаются Священное Писание Нового и Ветхого Заветов, догматическое богословие, литургика, церковная история. Кроме дисциплин сугубо христианских, семинаристы изучают множество светских наук. Так, преподаванию древних языков (латыни, древнегреческому и древнееврейскому) может уделяться особое внимание, отечественная история, всемирная история, философия, психология и другие. Умение дискутировать читается на лекциях по риторике и ораторскому искусству, а на гомелетике студентов учат правильно составлять проповеди.

Получается, что человек, получивший диплом об окончании семинарии, является не только специалистом в области богословия, но и может разбираться в основных гуманитарных науках.

Идут люди в храм чаще всего, когда «припрёт» – кто-то из близких заболел, что-то тяжелое случилось в семье. Тогда идут поговорить с Богом. Как правило, эти люди – гости временные.

«А вообще-то Господь ведёт к вере, – считает отец Варлаам. – Человек верующий начинает чувствовать потребность в этом. Это – чудо, и объяснить, как и откуда оно возникло, сложно. Основным мотивом, является, на мой взгляд, осознание своей внутренней потребности в вере. Есть люди, назову их «идейные» христиане, они ощущают на себе действие благодати и перерождаются потом изнутри. Я рад, что у нас в районе много таких людей.

Не правы, кстати, те, кто говорит: «Не иду в церковь, потому что вижу там того или иного, в прошлом грешника». Не правы люди, их осуждающие. Он и в церкви-то появился, потому что переродился внутренне. Не судите по-старому».

Патриаршая грамота, которой награжден отец Варлаам в минувшем году, вызывает у него, пожалуй, больше чувство растерянности, чем гордости за нее.

«Я не вижу в этом никакого подвига, такой же грамоты сподобился чуть позже красночийкойский протоирей Игорь Хованский. Я не считаю себя великим тружеником. Наоборот, думаю, что я самый что ни на есть рядовой, и во многом даже не дорабатываю. Например, у нас есть реабилитационный центр «Кедр». Надо бы туда мне появляться, говорить с детьми, но не выкраивается пока времени», – говорит он.

Хотя, на мой взгляд, отец Варлаам значительно умаляет свою роль. Количество прихожан за годы его служения Богу увеличилось в районе вдвое. Количество венчаний не растет на протяжении ряда лет (их 2-3 в год), а вот крещений побольше. И, кроме того, выезды на службы в селах Танга, Николаевское, на станцию Могзон. А еще по всему Читинскому району наш батюшка помогает при проведении торжественных служб, поскольку назначен благочинным (старшим священником).

Поэтому приятно осознавать, что у него много помощников в нашем районе: тех, кто преподает в Воскресной школе, занимается убранством храма, организацией служб: Б. Бухнер, С. Пляскин. Е. Патрин, Н.А. Шкуратова, Алевтина Григорьевна Патрина, «великая труженица, теплая душа, которая свыше десяти лет безвозмездно пекла просфоры для храма», наши кочегары, за невеликую плату согревающие храм, – обо всех этих людях отец Варлаам рассказывает очень тепло.

 И, может быть, и высокопарно прозвучит фраза, но именно к этому забайкальскому теплу тянет нашего Варлаама из Йошкар-Олы, куда он иногда вырывается. «Хорошо у нас там, дома. Леса, речки, озёра. Снега. Какие у нас снега! Когда половодье, кругом вода, лес в воде, только по мостам понятно, где река. Но, побыв дома, на малой родине, дня три, я вдруг понимаю, что мне надо домой, в Улёты, к моим прихожанам ...»

 Возвращалась я в редакцию в каком-то удивительном состоянии духа. В эпоху повседневной суеты, стремлении успеть повсюду, храм, увы, у многих не стоит первым в этом списке. Но от мысли, что иеромонах Варлаам, которого каким-то провидением Божьим забросило в наш край, стоит на страже наших душ и помыслов, становится не так потеряно и одиноко. 

Елена Чубенко (Забайкалье)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"