На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православная ойкумена  
Версия для печати

Письмо игумении

настоятельницы Свято-Иоанно-Богословского монастыря

Несколько лет назад случай свёл мою маму с удивительной женщиной – настоятельницей Свято-Иоанно-Богословского монастыря, что в деревне Ершовка Архангельской области. Они стали переписываться, и мама рассказала мне об этих необычных письмах издалека. А необычным в них было то, что хотя в них содержались изречения из Святых отцов или наставления о том, как и о чём надо молиться, как себя вести в разных случаях и т.д.,  но эти наставления  и изречения приходили всегда удивительно «вовремя», «в нужный момент» относительно тех жизненных ситуаций, в которых оказывалась семья. Однажды я тоже отправила письмо и небольшое пожертвование в монастырь, и мне пришёл ответ, который помог мне и подсказал многое. С тех пор каждая весточка из Свято-Иоанно-Богословского монастыря для меня – благодатная радость.

В преддверии Великого Праздника Пасхи из святой обители пришло поздравление и новое письмо, хотелось бы поделиться им с читателями «Русского Воскресения».

М.А. Бирюкова.

 

Письмо игумении Афанасии (Рудалёвой),

настоятельницы Свято-Иоанно-Богословского женского монастыря

(Архангельская область)

 

Дорогие Вы наши добрые, хорошие Российские люди!

Так хочется Вас поблагодарить, так хочется показать, что сделано за тот период, когда Вы нам помогали и помогаете. Это обращение посылаем всем, кто хоть немного откликнулся на наш Север – Российский Север. Проснулись наши северяне в своих холодных домах с «дорогими» дровами, и как-то сразу по всему Северу пошли подниматься купола, и причём золотые. Помехи идут, предприятия закрываются, а люди поднимаются общинами и поднимают свои церквушки, часовенки, кресты памятные. Слава Богу, что у нас в России такой народ! Вы все наши Российские – родные, и Родина у нас одна, как нас величали: Святая Русь. Вот что надо нам вернуть – Святость нашей Родины. Но для этого каждый из нас должен поднять свою родословную и отмолить около 4-6 поколений.

Тогда у наших детей, внуков и правнуков «большие проблемы» исчезнут. Наша цель – спасти душу, а мы больше радеем о теле. До Конца Света далеко. Пророк Авель предсказал 2892 год, так что нам спешить некуда. «Всё пройдёт: и печаль и радость» – так пелось в одной популярной песенке.

Самое главное – со всеми жить в мире, любить всех, даже врагов, и они должны вас понять. Оставьте свою гордость, подойдите сами к врагам с возгласом «Христос Воскресе!», и мир восторжествует.

Большую проблему или неприятность может доставить Наш Дом. Дома строились, где придётся, даже на кладбищах. Жильё не освящено. Могут окружать нас люди некрещёные, в соседях могут быть пьянки, шум, скандалы, бесовские голоса, самоубийства. Очень хорошо помогает прогулка перед сном (Крестный ход) с крестом или иконкой в руках и с молитвой. Обходить весь дом. Всё это очень влияет на наше здоровье и быт. Если возможно, постарайтесь как-то эту проблему порешать: освятить жильё (через священника), кропить святой водой, убрать крамольные картины, создать «уголок молитвы». Взаимное уважение, мир, взаимоуступчивость, любовь. Всего этого желаем Вам от всей-всей души!

С любовью о Господе, иг. Афанасия с сестрами.

20.04.2016 г.

 

Несколько страниц из истории Сурской женской общины и  Иоанно-Богословского Сурского женского монастыря.

 

На своей родине – на дальнем Русском Севере, при впадении реки Суры в Пинегу, в древнем селе Сура – Великий русский святой о. Иоанн Кронштадтский, заботясь о духовном состоянии и просвещении своих земляков, среди которых сильны были языческие традиции,  решил устроить обитель, которая своим ежедневным примером благочестия побуждала бы их к молитве и труду.

14 июня 1899 года св. Иоанн благословил место будущей постройки «на поле близ родимого села», и уже к лету 1900 года там возвысился деревянный храм в честь Иоанна Богослова, а рядом – монашеские кельи. Сурская женская община была утверждена указами Императора и Святейшего Синода 30 октября 1899 г. Её начальница – мать Варвара,  инокиня Ангелина (обе прошли иноческий искус в Леушинском монастыре),  и 33 послушницы новоустроенной обители приняли духовное благословение св. Иоанна Кронштадтского. Отец Иоанн сам руководил подготовкой послушниц для Сурского монастыря. Сёстры помогали в строительных работах, занимались разработкой земельных участков под огороды. «Мы пришли на голый песок, где не было никакого строения, каковое и пришлось нам начинать своим трудом, а именно: раскапывать канавы, вырывать пни, разрабатывать землю, носить сырой кирпич…», – так впоследствии писали они о трудном первом годе своего житья на Сурской земле. Интересно, что почти все первые насельницы Сурской общины (за исключением двоих) были грамотными. Отец Иоанн освятил монастырский храм 20 июня 1900 г. В ноябре того же года указом Архангельской Духовной Консистории вместо Сурской женской общины был учреждён Иоанно-Богословский монастырь. Позже в 18 верстах от монастыря, среди величественного векового корабельного леса, был устроен монастырский скит, и в нём  храм во имя Св. Троицы.

В 1903 году, 7 сентября, указом Архангельской Духовной консистории было разрешено строительство в Архангельске Сурского подворья. Сначала было построено деревянное здание, а в июне 1906 г. св. Иоанн Кронштадтский заложил каменное здание Сурского подворья, которое было торжественно освящено 19 октября 1907 года.Прибыть на его освящение батюшка Иоанн не смог из-за болезни, однако послал «в святыню храма и благословение насельницам и обители» ковчежец с мощами 29 святых и частицей Древа Креста Господня, который был привезён в Архангельск ко дню освящения родственником отца Иоанна, священником Иоанном Орнатским. В послереволюционные годы эта святыня была утрачена. Здание Сурского подворья, трёхэтажное, красного кирпича, считалось одним из лучших и красивейших в Архангельске, оно и поныне стоит в центре города, на площади Профсоюзов. В 1913 г. его посетила преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна.

 

Следует отметить, что Иоанновский монастырь в Петербурге также сначала был основан как подворье Сурской общины. Иоанно-Богословский Сурский монастырь являлся детищем праведного Иоанна Кронштадтского.

Отец Иоанн не только духовно окормлял Сурскую обитель, но и жертвовал большие средства на её содержание, вникал во все нужды монастырской жизни и оказывал всевозможную помощь, пожертвовал на содержание женской школы при монастыре значительный (в 40 тыс. руб.) капитал. Отец Иоанн принимал деятельнейшее участие в разработке Устава Сурского монастыря, при этом обращал внимание не только на порядок совершения Богослужений, но прежде всего – на внутреннее состояние.

Обитательницы отвечали своему пастырю искренней любовью, в письмах величали его «досточтимым и дорогим Батюшкой», каждого его приезда они ожидали «так, как ждут Христова дня». Монастырская «Летопись» сохранила даты его посещений Суры: 20 июня 1900, 10 июня 1901, 12 июня 1902… каждый год по 21–23 июня 1907 года включительно. А дата блаженной кончины Батюшки Иоанна, 20 декабря 1908 г.,  в «Летописи» записана в разделе «Времена выдающихся бедствий». Но даже по кончине своей отец Иоанн не оставил своим молитвенным предстательством дорогого ему монастыря. Ещё при жизни своей он произнёс удивительное обетование, сохранившееся благодаря стихам игумении Новгородского Предтеченского Леушинского монастыря Таисии, и воспоминаниям Н. Большакова. Покидая только что открытую обитель, отец Иоанн обещал никогда не оставить её, всегда молиться за её насельниц.

Созданная Батюшкой Иоанном женская обитель (в 1915 г. в ней находилось около 200 сестёр) широко занималась благотворительностью: оказывала помощь нуждающимся и страждущим, поддерживала родственников погибших солдат, собирала средства на благотворительные цели, подавала милостыни.

Женский монастырь стал центром просвещения в Суре и окрестных землях. Здесь работали церковно-приходская школа для детей, читальня и  воскресная школа для взрослых, различные мастерские, аптека и больница для простого народа. В обители желающие могли не только выучить православные молитвы, но и обучиться грамоте, шитью, рукоделью, вязанию и ремонту одежды.

Кроме Св. Иоанно-Богословского монастыря св. Иоанн Кронштадтский построил в Суре два великолепных храма взамен обветшавших деревянных церквей: Свято-Никольский собор (освящен праведным Иоанн Кронштадтским в июле 1891 г. при огромном стечении народа)  и Успенский собор (построен в 1915 г., но проект разрабатывался ещё при батюшке).

В Советское время, в начале 1920-х годов, были закрыты и монастырь (8 декабря 1920 г.), и храмы, и Сурское подворье в Архангельске. Изгнанные из монастыря и подворья сёстры частью разъехались, частью были арестованы и сосланы. По словам старожилов, около тридцати сурских монахинь и послушниц поселились в Архангельске, в основном на окраине города, на третьем лесозаводе, и первое время очень бедствовали, после некоторые из них трудились и пели в храмах Архангельска. Несколько монахинь дожили до глубокой старости и скончались в 1970-е годы.

В отнятом у монахинь здании Сурского подворья в Архангельске разместили Дворец труда. В его разорённой церкви устроили зал, где читались лекции, в том числе и атеистические. На крыше, вместо сбитых куполов с крестами, долгие годы реял красный флаг. Ныне в бывшем здании монастырского подворья размещаются различные военные организации.

От Свято-Никольского собора в Суре остались одни стены, а Успенский храм пустует, разрушается.

 

 

Свято-Иоанно-Богословский женский монастырь в деревне Ершовка (Архангельской и Холмогорской епархии Русской Православной Церкви)

 

Но вот минули годы безбожной власти, и в конце XX века монастырь стал возвращаться к жизни. 31 октября 1994 г. епископ Архангельский и Мурманский Пантелеимон благословил воссоздание в Архангельске женской общины Иоанно-Богословского Сурского подворья, организацией которого по благословению владыки занялась инокиня Вера (в миру Валентина Сергеевна Рудалёва), до принятия монашества она 35 лет работала в школе учителем музыки.

19 декабря 1994 г.  община была зарегистрирована,  а 22 февраля 1995 г. на заседании Священного Синода РПЦ инокиня Вера утверждена старшей сестрой Свято-Иоанно-Богословского женского монастыря. В июне 1995 г. община насчитывала 19 сестёр. Несмотря на все их усилия, вернуть для воссоздаваемого монастыря здание Архангельского подворья Иоанно-Богословского Сурского женского монастыря не удалось, поэтому в 1996 г. по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона община была  переведена в деревню Ершовка Приморского района Архангельской области, что на берегу Северной Двины, и преобразована в самостоятельный Иоанно-Богословский монастырь.

Его настоятельница игумения Афанасия (Рудалёва), бывшая инокиня Вера, рассказывает, что лишь недавно они с сёстрами выяснили, в чём же здесь заключался особый промысл Божий:

«Вот почему здесь Господь открыл монастырь, потому что здесь места расстрелов. Они были от малых Корел до Вайнова и островов. Везти людей на Соловки было дорого, и, вот, приспособились сюда. За каждой ёлкой, за каждым кустом, в каждом озерке, в каждом болоте людей топили, расстреливали. Здесь на реке напротив Ершовки потоплено 2 баржи. Местные жители это видели… Одна баржа была со священниками и монахами, другая с матушками и детьми. Особенно кричали дети (почему местные жители и знают об этом). Здесь за каждым углом поставлено уже 11 крестов».

На угоре, который в 30-е годы прошлого века стал полигоном для расстрела, монастырь возвёл храм в честь Новомучеников Российских.

В 2003 году старшая сестра Иоанно-Богословского женского монастыря монахиня Афанасия была назначена его настоятельницей с возложением Наперсного креста. 21 мая 2010 г., в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Архангельский и Холмогорский Тихон  возвел монахиню Афанасию в сан игумении. За годы её руководства в обители были построены: двухэтажный деревянный корпус (для детского приюта) с домовым храмом в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец», монашеский деревянный корпус с храмом в честь святителя Николая Чудотворца (освящен в 2006 г.), каменный храм во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (освящен в 2010 г.), множество хозяйственных построек.

Божественные литургии совершаются в Св.-Иоанно-Богословском храме, а ежедневное молитвенное правило насельницы исполняют в двух домовых церквях.

Основная деятельность монастыря сегодня – попечение о сирых и инвалидах, выходцах из детского дома, и строительство православных храмов  на местах массовых расстрелов во время репрессий. Уже построены:

– Храм Вознесения Господня в деревне Колачево, что в 103 км от Архангельска (службы идут с декабря 2015 г.),

– Храм святой блаженной Матроны Московской в пос. Боброво Приморского района Архангельской области (освящена в 2013 г.)

– Храм Новомучеников и Исповедников Российских на территории монастыря  (освящен в 2015 г.),

– Храм Тихвинской иконы Божьей Матери в дер. Карандашевская Приморского района Архангельской области (пока не освящен).

При монастыре несколько лет (с 1996 года) находился приют для деток из неблагополучных семей. Сёстры несли непростое послушание заботы и попечения о них. В настоящее время малых деток распределили – кого в детские дома, кого в семьи. А старшие подросли, да так и остались в монастыре. Сейчас здесь 5 насельниц, это девушки от 19 до 27 лет, некоторые из них инвалиды – трудятся на земле, ухаживают за животными на скотном дворе, ведут канцелярские работы. Послушницы и трудницы помогают им вести хозяйство и обрабатывать землю, за счёт которой монастырь и существует.

В данный момент монастырь нуждается в средствах на покупку трактора с косилкой для обработки 2-х гектаров земли и покоса травы на корм скоту. Также нужны средства для оснащения построенных храмов и на нужды монастыря и детского приюта. Пожертвования можно переводить почтовым переводом.

Адрес для писем и почтовых переводов: 163503, Архангельская область, Приморский район, п/о Хорьково, д. Ершовка, Свято-Иоанно-Богословский женский монастырь. Игумении Афанасии (Рудалёвой Валентине Сергеевне).

А в селе Сура Пинежского района Архангельской области тоже сформировалась община возрождаемого Иоанно-Богословского Сурского монастыря. 4 октября 2012 г. Священный Синод Русской Православной Церкви постановил открыть здесь Иоанновский женский монастырь и назначил на должность настоятельницы игумению Митрофанию (Миколко). В планах монастыря – возрождение благотворительной деятельности: создание приюта для девочек-сирот, богадельни для одиноких престарелых людей, воскресной школы, возрождение разнообразных ремесел, оказание всевозможной помощи селу и многое другое.

В заключение хотелось бы напомнить, что Св. Иоанн Богослов, во имя которого устроены святые обители, считается небесным покровителем писателей, и книгопечатников.

Краткую историческую справку подготовила М.А. Бирюкова по материалам официальных сайтов Архангельской и Холмогорской епархии ( http://www.arh-eparhia.ru/ ),  Свято-Иоанно-Богословского женского монастыря ( http://www.ioanno-bogoslovskiy.ru/ ) и по письмам Игумении Афанасии (Рудалёвой).

Публикацию подготовила Маргарита Бирюкова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"