На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православная ойкумена  
Версия для печати

О Преображении Господнем

по иконографическим памятникам и Церковно-Богослужебным песнопениям

Среди крупных русских духовных писателей видное место занимает Василий Сергеевич Арсеньев (1829 – 1915). Верный традициям своей родовитой семьи, он бережно хранил заветы истинно просвещённых христиан, ходивших в свете Премудрости Божией, исповедуя живительные истины, почерпаемые в Священном Писании и святоотеческих трудах. «Священное Писание есть из всех книг подобно солнцу, а Евангелие есть солнце Библии» - его любимая мысль.  Свои богословские исследования  В.С. Арсеньев помещал, начиная с 80-х годов XIXвека, в журналах: Православное Обозрение, Странник, Душеполезное Чтение, Радость Христианина и в главном церковно-апологетическом органе Вера и Церковь. Работы этого мыслителя отличаются знанием первоисточников, изяществом в тоне и манерах изложения. В настоящее время творческое наследие православного философа вновь возвращается к отечественному читателю.

Статья В.С. Арсеньева о Преображении Господнем печаталась всего один раз («Радость Христианина» за 1894 год). Переиздание подготовили Маргарита Бирюкова и Александр Стрижев.

 

Сокровенную молнию под плотию Существа Твоего, Христе, и Божественного благолепия, на святей показал еси горе, Благодетелю, просияв сущим с Тобою учеником, и разумевше нестерпиму сущу славу Твою; свят еси, возопиша, яко неприступен сый, виден был еси плотию мирови, Едине Человеколюбче!.. (Седален 8 гл. на полиелеи службы Преображению).

 

На великое, таинственное событие Преображения Господня взирает Церковь Христова: как на свидетельство о добровольности страданий Искупителя нашего[1], как на предъизображение светлости воскресения мертвых[2] и как на предвозвещение будущей славы царствия Иисусова[3]. Воспевая присносущный свет Отчего сияния, воплощенный в Сыне, и преклоняясь пред тайной Фаворского молитвенного предварения Жертвы крестной, Церковь благоговейнейшим образом созерцает дивное действие Спасителя, Который не с Фавора вознесся на престол небесной Своей славы, хотя уже просиявшей из Него, но благоизволил сойти с горы Преображения и отсюда начать Свое великое завершительное шествие к Иерусалиму, где надлежало Ему совершить исход Свой (Лук. 9, 31). А на вершине Фавора, бывшего и предъизображением Елеона, видели Его ученики славу Единородного Отчего вечного Сына, исполненного благодати и истины (Иоан. 1, 14), и были свидетелями молитвенного, духовного предсовершения Им искупительной Жертвы – в Его самопредании, на которое в ответ последовал голос Отчий, Апостолами по введении их в облако славы слышанный (2 Петр. 1, 18).

Преображение Господа есть и торжество молитвы. Повторим, в отношении этого, сказанное однажды в журнале нашем на празднование Преображения: «Дух молитвы, сливаясь с Духом Божиим, исполнил светом душу Иисусову; преизбыток этого света, не удерживаясь в душе, пролиялся на тело, и просияв в Лице, не вмещаясь и здесь, осиял и преобразил самую одежду; расширяясь ещё далее, объял души Апостолов и отразился в восклицании Петровом: «Добро есть нам зде быти», прошёл в область внутреннего мира и привлёк оттоле Моисея и Илию, достиг самых недр Отца небесного и воздвигнул любовь Его к торжественному свидетельству о Возлюбленном (Лук. 9, 35). О чудо молитвы, единым действием объемлющей и небо, и землю, и самое Божество!»…[4] В чём же состояла эта молитва Спасителя нашего? Ответ на это находим в самом Слове Божием, в особенности же в великой первосвященнической молитве Искупителя, произнесенной Им по тайной Его вечери и пред исшествием на страдания, - молитве, в которой изрек Он, что посвящает Себя за людей (Иоан. 17, 19). В той же молитве глагол Его, чтобы те, которых дал Ему Отец, были бы с Ним единоместно (Иоан. 17, 12), - свидетельствуя о преднамерении Господа иметь некогда скинию с человеками в грядущем с небес Иерусалиме новом (Апок. 21, 3), - даёт нам основание усматривать глубокий, таинственный смысл в словах, обращённых в восторжении духа Петром к преобразившемуся Господу.

Великое Фаворское событие было глубоко напечатлено внутренним образом в сердцах первых христиан, особенно же мучеников. А в христианском искусстве, преимущественно после гонений, изображения сего чудесного события появляются не прежде IV-го века. Таково изображение на мозаике в храме св. Екатерины на Синайской горе, относимое некоторыми археологами к VI-му веку[5]. На этой мозаике изображен, в верхних углах её, Моисей пред Неопалимой Купиной и при получении заповедей Закона; ниже видны два очень характерные и изящные изображения ликов Приснодевы и Крестителя, тут же и два ангела с крестными жезлами и победными венками.

Затем, наиболее замечательное изображение  представляет мозаика церкви св. Аполлинария в Равенне, относимой к VI-му веку. Это изображение – символическое: преобразившийся Спаситель означен крестом, в круге звездном, причем в центре креста находящийся древний знак солнца (кружок с точкой) служит олицетворением «Солнца правды». Благоговейное заменение Лица Христа знамением креста явно свидетельствует о взгляде первых христиан на Преображение, как на предварительное жертвенное самоприношение Христово. Эта образность представления служит также доказательством несомненной древности памятника, подобного встречающимся в Римских и других катакомбах, где во временя гонений Спаситель по большей части изображался в виде креста, или агнца, или рыбы, или винограда, колосьев и т.п. На сей мозаике Моисей и Илия представлены на облаках, Апостолы же символизированы под видом агнцев; кроме того вверху изображена Рука – эмблема Бога Отца, внизу Св. Аполлинарий, в честь коего построен был самый храм.

Встречаются у нас иконографические памятники, представляющие событие Преображения в трёх моментах, а именно: сперва восхождение Спасителя с учениками на гору Фаворскую, потом самое Преображение и наконец схождение с горы, таковы например находящиеся в Благовещенском Соборе в Москве на вновь открытой фреске (на западной стороне храма), также на храмовой иконе Ярославского Спасо-Преображенского монастыря (Новгородского письма XIV-го или XV-го века) и в Новгородском Хутынском монастыре.

Из сохранившихся в разных музеях миниатюрных изображений на рукописях, упомянем лишь о таких, которые имеют иконный характер, а именно: в псалтирях Лобковской и Угличской Моисей и Илия помещены в одном и том же нимбе со Спасителем, для обозначения того, что они явились во славе (Лук. 9, 31) [6]. Эта миниатюра сделана при 88-м псалме, к словам «Фавор и Эрмон о имени Твоем возрадуются» (ст. 13-й). При этом, три луча нисходят на Апостолов, в чём по нашему мнению видеть должно олицетворение трёх главных Божественных свойств: Всемогущества, Премудрости и Благости, чем образно исповедуется Божество Христа. Такие же три луча света представлены исходящими от Преобразившегося Господа на трёх Апостолов и на изображении в Евангелии публичной библиотеки № 118, на котором притом Спаситель представлен с благословляющею десницею, а Моисей со скрижалями завета[7]. – «Из плоти Твоея лучи Божества исхождаху пророком и Апостолом!», - поет Церковь[8].

В особо замечательной миниатюре Афоно-Пантелеймонского Евангелия (XII-го века) Спаситель изображён в общем световом круге (облаке славы), несколько отделившемся от земли, чем подтверждается выраженная нами выше мысль о вольном нисхождении Христовом. На этом же изображении видим семь тройственных лучей, исходящих из святой телесности Христовой, озаряющих и пророков и Апостолов, соответствующих семи дарам Духа Святаго. В шуйце Господа свиток, напоминающий книгу, могущую быть распечатанною лишь Им, - Агнцем Божиим (Апок. 5, 5).

По величайшей важности празднования Преображения Господня, да будет дозволено нам, в заключение, оставляя археологию, устремить взор души на Иисуса Единого (Марк. 9, 8), доколе не отобразится Он в нас, - пришедший, по словам песни церковной, пременить Адамово очерневшее естество[9]. И тогда, как пробужденные от греховного усыпления, сподобимся и мы видеть славу Преобразившегося Господа, и, по молитвам Пречистой Матери Его – Бога кающихся, - «воссияет и нам грешным свет Его присносущный!»



[1] Кондак праздника Преображения.

[2] Стихира 4-я службы навечерия Преобр.

[3] Седален по 1-й стихологии и ирмос 9-й песни сл. Преобр.

[4] «Радость Христианина»

[5] См. изображение означенной мозаики, помещенное в «Радости Христианина», в VIII-й книжке 1893 года.

[6] Так это изображено и в миниатюре кодекса Св. Григория Богослова нац. Библ. № 510 в Париже.

[7] Изображение трёх лучей удержано в подражании древним фрескам Преображения, имеющемся в домовой церкви Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Александровича, в Московском Генерал-Губернаторском доме.

[8] Ирмос 4-й канона Преображ.

[9] Стихира 2-го гласа на стиховне сл. 6 авг.

Василий Арсеньев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"