На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православная ойкумена  
Версия для печати

Введение Пресвятой Девы Марии во храм

Очерк

В мире православных людей издавна всенародно отмечают церковный праздник Введение во Храм Пресвятой Богородицы. По всей Руси создавались Введенские храмы, усваивались соответствующие празднику чтения и службы, благоговейно вслушивались в проповеди и собеседования. Наши духовные писатели создавали проникновенные рассказы о Евангельских событиях, о вселенском их значении. Особенно плодотворно поработал на духовной ниве крупный мыслитель и богослов Василий Сергеевич Арсеньев (1829 – 1915), который целых 35 лет бессменно публиковал в отечественных церковных изданиях свои замечательные очерки и статьи, насыщенные полезным содержанием. Предлагаем вниманию читателей его очерк о празднике Введения Пречистой Девы в Иерусалимский Храм, впервые напечатанный в 1900 году в журнале «Радость Христианина».

Подготовили библиографы М.А. Бирюкова и А.Н. Стрижев.

 

Прежде зачатия чистая, освятилася еси Богу, и рождшися на земли, дар принеслася еси ныне Ему, исполняющи отеческое обещание, в Божественнем же храме, яко сущо божественный храм от младенства чисте, со свещами светлыми, отдана бывши, явилася еси приятелище неприступнаго и божественнаго света. Велико, воистинну  предшествие твое, едина Богоневесто и Приснодево.

(Службы Введению Пресв. Богородицы на утрени, на Бог-Господь, седален по 2-м стихословии).

 

Живый храм, предуготовлявшийся воплощению Вечного Слова, вводится в храм, служивший прообразованием сему, в котором, по пророчеству Аггея, имел явиться Мессия. Пречистая Богоневеста предшествует явлению Слова воплощенного,  и вступлением Ея в Иерусалимский храм символизируется  вступление Христа Господа в открытое служение роду человеческому, а также и вечное вшествие Искупителя «во внутреннейшие завесы нерукотворенного Святого Святых» (Евр. 6, 20. 9, 12) Его Она предъизображает ближайшим образом, нежели ветхозаветные символы скинии, ибо сама является в храме Божием в качестве предначинания исполнения вечного плана Божия или домостроительства о роде человеческом. И вот, стали тогда рядом: образное и существенное, – по введении Приснодевы в храм, где Она возводится Самим Духом Господним прямо в Святая Святых, куда мог вступать один первосвященник единожды в году с кровию окропления; потому что предназначено было вочеловечиться от Нея истинному, вечному Первосвященнику, единою Себя принести благоизволившему с пречистою Своею кровию, излиянною в мир и приобретшею для нас падших вечное искупление (Евр. 9, 12. 7, 27). Ангелы узрели во внутреннем святилище, пред кивотом завета, устроенным из древ и золота и служившим хранилищем заповедей закона, стамны с манной и расцветшего Ааронова жезла, – одушевленный Божий кивот: благодатную Приснодеву, пречистый сосуд истинного хлеба жизни сходящего с небес и процветшую, от неплодной ветви, Богородительницу вечного Первосвященника. И пребывала Она во Святая Святых как истинный ковчег завета пред Богом, на котором имело воссиять само сияние славы Бога и образ Ипостаси Его (Евр. 1, 3). Ея непорочность была подобна нетленному дереву кивота завета, ея совершенства духовные, уподобляясь чистейшему золоту, которым обложен был кивот завета изнутри и снаружи, превосходили эти внешние подобия. Церковь именует Ее: «кивотом одушевленным» , «и ковчегом Божественным, позлащенным от Духа Святаго, носившим не скрижали закона, но Самого Законодателя, предвозвещенного законом и пророками»[i]  [1]. В лице Ее, поистине, соединились прообразованное с прообразовавшимся, а потому и подобало Ей, подобно кивоту, пребывавшему не вне храма, но во Святом Святых храма, – пребывать во внутреннем его святилище до времени исполнения смотрения Зиждителева в Ней, – как во своем истинном святилище живом.

Ко введению Пресвятой Девы во храм относится и следующее, по-видимому, близкое символическое уподобление. – С алтаря кадильного, находившегося в святилище храма пред второю завесою, отделявшею от него Святое Святых, возносился фимиам священный и проникал и за вторую завесу, в самое Святое Святых. Подобно тому и Пресвятая Дева, поистине благоухание Богу и фимиам от всего человечества, поднялась к внутреннему святилищу и проникла в него. Молитвы же Ее возносились к Богу подобно фимиаму кадильного алтаря, поднимавшемуся в высоту, как известно из библейской археологии, прямо к верху, подобно стройной пальме, и опускавшемуся на предстоявших в храме; так и молитвы Пресвятой Богородицы, и ныне, прямо возносятся к Богу и низводят на верующих благодать и благословением нисходят на них.

Пресвятая Дева вступила в храм, имевший три части, – а именно: двор, где приносимы были жертвы, святилище, где находились алтарь курений, с седмосвещником и хлебами предложения, и наконец Святое Святых. Чистые уста Ее, впоследствии, проглаголали о прославлении Бога всем существом человека, всею его тройственностью, состоящею из тела, души и духа (Лук. I, 45, 47 и I Солун. 5, 23 и Евр. 4, 12). «Величит душа моя Господа, – рекла она, – и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе Моем, ибо призрел Он на смирение рабы своей». – Тричастный храм Иерусалимский и соответствовал человеку по телу, душе и духу; а потому от нас не требуется ли сперва принесения в жертву Богу нашей плотской воли, потом освящения души молитвою, а наконец и жизни всецело духовной? Или скажем лучше словами почившего в Боге приснопамятного святителя Филарета Московского [ii] [2]: 

«По подобию ветхозаветного храма прообразовательного, в котором приносились в жертву животные во дворе, курение во святилище и неугасимым хранившийся низшедший с неба огонь, – должны мы воздвигнуть в себе и алтарь внешний, дабы пожертвовать Богу чувственностию, и алтарь внутренний, дабы принести Ему дух сокрушен, и совершить всесожжение ветхого человека, так, чтобы в душе остался один небесный огонь чистой Божественной любви!»

Из предметов Иерусалимского храма упомянем ещё о приличествующем, к уподоблению с Пресвятою Девою, таинственном седмисвещнике, состоявшем из цельной массы золота, с семью лампадами. – Цельностью седмисвещника изображается высшая чистота Ее, а семи лампадам подобны седмь даров Духа Божия, которыми сияла Пресвятая Дева, как невеста Духа Святаго, и была сама как бы седмосияющим свещником, от которого просиял миру, погруженному во тьму, свет Христов, просвещающий всех.

Вступление Пресвятой Девы во храм исполнено небесных чудес, о которых свидетельствует нам священное предание, сущность которого преизящно приведена в слове Св. Димитрия Ростовского в Минее на Введение Пресвятой Богородицы во храм и которыми одушевлена Церковная служба Введению. Оставленная, по Божию указанию, во внутреннем святилище храма, Пресвятая Дева посвящает девство свое Богу, получает пищу и наставления от Ангела, пребывает в непрестанной молитве, поучении в Слове Божием и рукоделиях (между прочим есть предание, что Ее руками исткалась завеса для храма пред Святым Святых). – Поучается в Св. Писаниях Та, Которая Сама предуготована была, как чистый свиток, к тому, чтобы в Ней написалось Ипостасное Слово Вечного. – Церковь, в службе другого праздника, именует Ее: книгою Слова жизни [iii] [3].

Благоговейно преклонимся пред сокровенною жизнью Пречистой Девы в святилище, а немотствуя в восхвалении Ее, произнесем устами Церкви эти полные помазания Духа слова: «Днесь храм одушевленный святыя славы – Христа Бога нашего, едина благословенная, чистая, приводится в храм законный, житии во Святых, и радуются с Нею Иоаким и Анна духом и девственнии лицы Господеви поют, псаломски воспевающее и чтуще Матерь Его»[iv] [4].



[i] [1] Служба на Введение во храм Пресв. Богородицы песнь 9, утрени. И Октоих, глас 4, Богородичная песнь канона Спасителю.

[ii] [2] Слово, произнесенное 17 сентября 1811 года по освящении в С.-Петербурге Казанского Собора (придела во имя Рождества Пресвятой Богородицы), тогда ещё архимандритом Филаретом.

[iii] [3] Служба Рождеству Пресвятой Богородицы.

[iv] [4] Служба Введению, на вел. вечерн. на Господи воззвах.

Василий Арсеньев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"