На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православные обители  
Версия для печати

Колокола Софийского кафедрального собора

Главы из книги "Киевские колокола"

Давно в минулому дні твоєї слави,

І плаче дзвонів стоголоса мідь,

Що вже не вернеться щаслива мить

Твого буяння, цвіту і держави.

М. Зеров

 

Софийский собор — шедевр древнерусской архитектуры — имел исключительное значение для утверждения христианства и развития каменного церковного строительства на Руси. Длительное время он был кафедральным храмом Киевских митрополитов. Истории строительства Софии Киевской, ее архитектуре, фрескам, мозаикам посвящены десятки монографий и множество научных и научно-популярных публикаций.

Собор, построенный в XI в. великим князем Ярославом Мудрым, стал усыпальницей для его основателя. Нашествие в 1240 г. хана Батыя разорило его, и длительное время храм находился в запустении. Одно из первых сохранившихся описаний Софийского собора принадлежит львовскому купцу Мартину Груневегу, посетившему Киев в 1584 г.: «В середине церковь еще стоит неразрушенная, всюду дорого расписана, и щедро позолочена. Там, где высокий алтарь, на стене есть образ Марии, почти такой же высоты, как вся церковь. С виду он такой новый, как будто бы был сделан сегодня. Под образом есть алтарь с деревянной кровелькой на четырех столбах, чтобы из галереи нельзя было свободно туда смотреть».

В период унии София была отнята у православных. Киевские мещане, отличавшиеся стойкостью в вере, не желали мириться с передачей Софийского собора униатам, поэтому они вынесли церковные реликвии из собора и спрятали в здании магистрата на Подоле. Вернуть их не помогли ни жалобы униатов, ни письмо Сигизмунда III (1605 г.) в Киевский магистрат с приказом передать «скриню» с реликвиями в собор. В дальнейшем униатский митрополит Иосиф Рутский продолжал жаловаться на мещан, препятствующих проведению службы в соборе. Небрежение униатов к содержанию храма привело к тому, что упала его западная стена.

К 1611 г. киевские мещане заменили в ряде церквей униатских священников православными. На время удержания Софии униатами соборным храмом Киева становится церковь Успения  Богородицы Пирогощи на Подоле.

Митрополит Петр Могила, который занимал Киевскую кафедру с 1627 по 1647 гг., восстановил в св. Софии православное богослужение, положил начало обновлению собора и созданию при нем монастыря.

Храм святой Софии показан на плане 1638 года лаврского инока Афанасия Кальнофойского. В первой половине XVII в. собор отремонтировали. Архидиакон. Павел Алеппский, посетивший Киев вместе с патриархом Антиохийским Макарием в середине XVII века, пишет, что это была «благополучная церковь, вторая София, ибо она по справедливости достойна этого имени…» (имеется в виду знаменитый храм Святой Софии в Константинополе — Ред.). В своих записках за 1654 г. Павел Алеппский оставил также описание Софийской колокольни: «В то время, как ударили в большой колокол, мы вышли посмотреть и увидели нечто изумительное. Он гораздо больше колокола Печерского, в семь-восемь раз: наверно он будет с небольшой шатер. Железный язык его весит около 1 ½ алеппских кинтара (почти 23 пуда — более 375 кг; заметим, что автор записок мог преувеличивать его вес — Л.П.Р.), двенадцать юношей с большим трудом могли его раскачать, и без того, чтобы кто-нибудь не раскачивал его внутри, он не мог бы дойти до краев колокола по причине его ширины. Когда ударили в него, наши уши были оглушены его сильным, громоподобным звоном: я говорил своему спутнику громким голосом, и он не слышал. Прочная, высокая деревянная колокольня, которая больше всех, виденных нами, шаталась и дрожала. Но звук колокола монастыря Печерского резче и выше, а звук этого колокола мягче и ниже…». (Архидиакон описывает т. н. очепный колокол, когда раскачивали сам колокол, подводя под удар языка.)

По описанию 1695 года, помещенному в «Росписном списке 203 года Киевского повытья», Софийский собор в это время был уже семипрестольным: «Софийского монастыря ограда деревянная в забор, в нем церковь каменная во имя Софии премудрости Слова Божия, да в пределах семь престолов:

Рождества Пресвятыя Богородицы,

Благовещенья Пресвятыя Богородицы,

Архистратига Михаила,

святого апостола Андрея Первозванного,

святых верховных апостолов Петра и Павла,

Николая Чудотворца,

Иоанна Предтечи.

В том же монастыре особая церковь деревянная теплая во имя святого великомученика Феодора Стратилата».

Строения Софийского монастыря нанесены на плане Киева 1695 г. Справа от восточного фасада собора изображена въездная деревянная трехъярусная колокольня, построенная при митрополите Петре Могиле.

Известный украинский исследователь П. Жолтовский установил, что отливкой колоколов для собора в конце 1680-х годов занимался московский мастер Яков Леонтьев с тремя учениками. Деревянные строения и колокольня с колоколами сгорели в пожаре 1696/1697 гг.

После пожара начались восстановительные, а с начала XVIII в. — реставрационные работы в соборе, а также строительство каменных корпусов, трапезной, митрополичьего дома, ограды, келий. «Обитель Свято Софийская» вскоре была «значно обновлена» «призрением» гетмана Ивана Мазепы.

Новая каменная колокольня строилась в 1699–1706 гг. (в дальнейшем из-за неудовлетворительного технического состояния она будет наполовину разобрана, от нее сохранится первый ярус и часть второго). В 1706 г. киевский мастер Афанасий Петрович отлил для нее колокол, названный «Мазепа» — в честь благодетеля Софии.

При митрополите Рафаиле Заборовском 29 августа 1733 г. за подписью московского мастера Ивана Моторина был отлит для Софии колокол под названием «Рафаил» весом 800 пудов (вероятно, его отлили в Киеве помощники и ученики из мастерской Моторина).

В 1739 г. указом митрополита Рафаила Заборовского князю Дадианову предлагалось «для зделания колокола отыскать разорвавшуюся пушку». В том же 1739 г. «Его сиятельством князем Дадиановым людьми» была куплена и доставлена в Нежин «одна целая пушка», другая — «на дванадцати шматов пушка разорвана». По указу митрополита пушки были доставлены в Киев. Отлитый для Софии в 1741 г. киевскими мастерами колокол получил название «Постовик», или «Постовой».

При митрополите Рафаиле в 1744 г. начались перестройка и сооружение трехъярусной колокольни, но завершились работы только в 1748 г., уже после его кончины. Колокольня в стиле барокко была сооружена, вероятно, по проекту архитектора И. Г. Шеделя и вскоре богато украшена лепниной. На внутренней стене колокольни было написано стихотворение, посвященное чуду обретения живым младенца, упавшего из рук матери в Днепр и найденного в Софийском соборе под иконой святителя Николая. Это первое чудо, явленное на Руси Николаем Чудотворцем, которое относят к 1091 г., описывается в памятнике, получившем название "Чудо о некоем детищи утопшем, его же святый Никола жива сохрани". Приведем несколько начальных строк этого стихотворения:

«За князя Всеволода и митрополита Ефрема,

Бывшего зде на престоле лета

В тысяча девяносто второго года, святитель

Чудотворец Николай, в Софийскую обитель.

Призрев свыше, где его икона святая,

Возлюбил место сие, и в дар себя вдавая…»

Над стихами висела картина, вероятно 2-й половины XVIII в., изображающая молящуюся мать и обретенного младенца пред иконой святителя Николая[1].

В 1807 г. «громовым ударом» барочный купол и шпиль колокольни были повреждены. В 1812 г. по указу Святейшего Синода были выделены средства и под руководством архитектора А. Меленского на ней был сооружен в стиле классицизма новый купол с крестом.

В 1840–1850-х годах в Софийском соборе проводились ремонтно-реставрационные работы. Одновременно работы велись и в других зданиях. В связи с этим изготовление святого мира из Софийского трапезного храма было передано в Киево-Печерскую Лавру. Тогда же решено было надстроить колокольню четвертым ярусом. Как реставрация собора, так и надстройка колокольни проходили под непосредственным контролем императора Николая I. На составленном епархиальным архитектором П.П. Спарро проекте царь 22 апреля 1851 г. оставил резолюцию: «Привести в исполнение». 2 мая последовала резолюция митрополита Киевского Филарета: «Для успешнейшего исполнения Высочайшего повеления предлагаю комитету поручить производить работы хоз. образом». В том же году для купола колокольни начали закупать медь.

К ноябрю 1852 г. все работы по сооружению четвертого яруса колокольни были завершены. Был позолочен купол колокольни и вызолочены двуглавые орлы на фасадах. Высота колокольни составила 76 м. Во второй половине XIX в., как и ранее, Софийскую колокольню колокольню называли Триумфальной.

В статусе кафедрального Киево-Софийский монастырь просуществовал с 1633 г. по 1786 год. Именным указом Екатерины II от 10 апреля 1786 г., данным Синоду «О штатах Киевской, Черниговской и Новгород-Северской епархий», в котором под п. 3 записано: «Кафедральный Киево-Софийский монастырь переименовать Киевским Софийским собором, определяя к нему протопопа и прочих священно- и церковнослужителей. Сверх того, в сем монастыре помещено быть долженствует и Главное народное училище Киевского Наместничества». Еще одним указом от 15 июня 1786 г. Екатерина II повелела: «Митрополиту Киевскому позволяется иметь пребывание его как в Киево-Печерской Лавре, так и в доме Архиерейском, при Киево-Софийском соборе построенном». Рядом с южными воротами помещалась духовная консистория.

В дальнейшем на подворье продолжали находиться трапезная палата с церковью, митрополичий дом с крестовой церковью во имя святителя Макария, келии и другие строения.

Тем же указом от 15 июля 1786 г., данным Святейшему Синоду, императрица Екатерина II повелела: «При Киево-Софийском соборе иметь звонарей 10 человек» с жалованием по 12 руб. на каждого. В XVIII и XIX вв. при соборе было 10 указных звонарей (за редким исключением), которые звонили не только при службе митрополита в Софии, но и следовали за ним, когда он служил в других церквах. Так, при митрополите Серапионе в октябре 1813 г. 9 звонарей подали прошение об оплате «за служение 14 апреля в Киево-Печерской Лавре», 23 апреля — в Выдубицком монастыре и Киево-Подольской Воскресенской церкви, 14 октября — в Кафедральном Софийском соборе, и «перебор колоколов был того же дня в г. Житомире».

На Софийской колокольне находилось 20 колоколов. Самый старый из них — отливки 1705 г. получил название «Мазепа»; самый тяжелый, в 800 пудов, — «Рафаил», отлит в 1733 г. Иваном Моториным; отливки 1741 г. — «Постовой»; отливки 1776 г. (отлит мастером Стефаном Кудрявским) — «Буденный» (ежедневный) и колокол 1781 г. — отлит мастером Иваном Коробкиным, а кроме того другие, более мелкие колокола. В основном колокола были киевского производства.

По описанию 1919 г., на колокольне было 16 колоколов. По определению современников,  софийские колокола отличались «замечательно гармоничным звуком».

Сохранилось описание звона в Пасхальную ночь при митрополите Серапионе: «В светлое воскресение, в самую полночь, начинался благовест и продолжался час. К утрени митрополит шел со славою и по окончании оной христосовался, когда был здоров, со всем народом…». И более позднее воспоминание киевлян: «Весенний воздух вздрогнул от первого удара колокола Софии; он, как камень, упал, и от него, все ширясь и ширясь, подхваченный сотнями колоколов, кругами разливался по городу пасхальный звон» (Н.П.Анциферов).

В 1919 г. большой Софийский собор был передан советской властью украинской общине. С июля 1919 г. настоятелем собора стал о. Василий Липковский.

10 ноября 1919 г. епископ Подольский и Брацлавский Пимен запретил в священнослужении приехавшего в Каменец Василия Липковского, а также настоятеля церкви университета в Каменце Евмения Сецинского и еще трех священников.

В Софийском соборе в октябре 1921 г. состоялся первый церковный собор УАПЦ, на котором в результате пресвитерской хиротонии Василия Липковского объявили митрополитом Киевским и всея Украины.

Малый Софийский собор — трапезный храм оставался в пользовании старославянской общины до 1934 г.

Софийской колокольней также владели раскольники.

Почившего 30 марта 1929 г. в келье Михайловского Златоверхого монастыря митрополита Михаила (Ермакова) отпевали в Малом Софийском соборе. Похоронили в склепе около северной стены храма. По воспоминаниям архимандрита Спиридона (Лукича, в схиме Дионисия): «За право звонить на отпевании и при выносе и погребении на большой колокольне Софийского собора, принадлежавшей тогда вместе с большим собором липковцам, последним было уплачено 400 рублей золотом <…> это были громадные деньги».

Попытка инспекции охраны памятников сохранить колокола Софии не увенчалась успехом. Инициатива передачи в утиль колоколов, в том числе и с Софийской колокольни, исходила от музейных работников. НКО, в свою очередь, обратился в ВУЦВК за разрешением «продати дзвони та культове майно Лаври, Софійського собору та Михайлівського монастиря 3500 пудів дзвонів…» (продать колокола и культовое имущество Лавры, Софийского собора и Михайловского монастыря… 3500 пудов колоколов) 17 февраля 1930 г. заместитель наркома НКВД дал согласие на снятие колоколов: «На клопотання НКО УРСР та відношення ВУЦВКУ від 3/1-1930 р. за № 1922 про дозвіл передати дзвони та культосвітне майно, що не мають історичного значення, з Лаври, Михайлівського монастиря й Софієвського собору, що знаходяться в м. Києві, і використання цих коштів на розгортання антирелігійної політосвіти та мистецької роботи Всеукраїнського музейного городка, НКВС вважає за доцільне дозволити Вам реалізувати дзвони та культове майно з закритої Лаври, Михайлівського монастиря та Софієвського собору через Рудметалторг…» (На ходатайство НКО УССР и отношение ВУЦИКа от 3/1-1930 г. за № 1922 о разрешении передать колокола и культпросветимущество, не имеющие исторического значения, из Лавры, Михайловского монастыря и Софиевского собора, которые находятся в г. Киеве, и использовании этих средств на развитие  антирелигиозного политпросвещения и творческой работы Всеукраинского музейного городка, НКВД считает целесообразным разрешить Вам реализовать колокола и культовое имущество из закрытой Лавры, Михайловского монастыря и Софиевского Собора через Рудметалторг…)

Постановлением Президиума Киевского горсовета от 17 января 1934 г. «Про закриття Софієвського собору, що міститься на вул. Короленко № 22» (О закрытии Софиевского собора…), храм был закрыт. В постановлении записано, «що релігійна громада, яка використовує приміщення Софієвського собору не приділяє уваги щодо схоронення приміщення», при ограблении собора «розкрадено дуже цінні історичні речі», община имела «велику заборгованість за приміщення». Решено «передати його до Всеукраїнського містечка».

В том же году был отобран у православных и малый Софийский собор, куда перевезли газетный отдел библиотеки ВУАН.

В 1934 г. территория Софии была объявлена заповедником.

В наши дни на колокольне экспонируется один из старейших колоколов Киева — «Мазепа». Отдельно от него летом 2008 г. были установлены новые колокола. В помещении бывшей трапезной экспонируется несколько малых медных колоколов (возможно, оставленных после снятия их с Софийской колокольни).



[1] Икона, под которой был найден чудесно спасенный младенец, получила название «Николы Мокрого», она является одной из древнейших святынь Киевского Софийского собора и датируется XI в. Икона была написана на доске, с 1810 г. установлена в вызолоченную ризу, с 1843 г. находилась в иконостасе Николаевского придела собора. Каждый четверг пред иконой читался акафист. На протяжении столетий с иконы было сделано множество списков. В годы Второй мировой войны икона Николы Мокрого была вывезена из Киева. Сейчас она находится в церкви Святой Троицы в Нью-Йорке (США). Сюжет картины, висевшей на Софийской колокольне, в XX в. был использован художником И. Ижакевичем для написания его знаменитой иконы, находящейся ныне в Макарьевском храме Киева.

 

Людмила Рылкова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"