На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православные обители  
Версия для печати

Хотмыжская духовная святыня

Очерк

О, Русь – великий звездочёт!

Как звёзд не свергнуть с высоты,

Так век неслышно протечёт,

Не тронув этой красоты.

Николай Рубцов

 

В начале семнадцатого века Московское государство укрепляло южные и юго-западные границы Руси: возводились города-крепости с православными монастырями, которые являлись жизненно важными центрами для привлечения населения по обустройству московских окраин. На Руси было принято основывать новые поселения на реках, где на склонах пойменных и сухих балок обнажались водоносные слои, из которых били ключи. Родниковую воду использовали для питья, приготовления еды, ею поили домашний скот. Живописные долины спокойных рек Готни и Локни с широкими луговыми поймами, с большими площадями черноольшаников и ивняков, с дубравными лесами, с низинными болотными топями, трясинами, мочажинами, с большим количеством родниковой воды, с богатыми рыбными и охотничьими угодьями были привлекательны для переселенцев из центральной России. Граница водных бассейнов двух рек проходила по водораздельному холму, особенностью которого было существование большого количества оврагов и балок разных размеров. Здесь, на самом видном, высоком правом берегу реки Локни, недалеко от водораздельного холма и стоял раньше Хотмыжский Знаменский мужской монастырь. На месте исчезнувшей обители и по сей день виднеется чудом уцелевший божий храм, а рядом, внизу, у подножия холма, как и тысячи лет назад, течёт тихая, спокойная река Локня с шепотом задумчивых ив у воды, с ржанием стреноженных коней на лугу, с морем луговых цветов, с гулом бархатных шмелей, с шелестом вековых дубрав, с избами по оплывшим буграм; и от нетронутой временем увиденной красоты невольно щемит сердце.

Знаменский мужской монастырь в экономическом развитии был опорным центром Хотмыжского уезда. Выбор места оказался самым удобным для управления монастырскими поселениями, расположенными на территории водоразделов двух рек: Готни и ее притока Локни. Управлять этими поселениями не составляло большого труда, даже если они и находились на территории другого водораздела, в верховьях реки Готни. Для этого достаточно было преодолеть лесистую балку Попова леса, а затем следовать по водораздельному холму, оставляя с правой стороны леса Локненского водораздела Царино и Крюковский. И сразу перед глазами открывалась стена удивительного по своей красоте широколиственного дубравного леса Попадино, расположенного уже на территории другого водного бассейна, почти у самого истока Готни. Лесное урочище Попадино вобрало в себя огромное плато луговой поймы реки. Здесь располагалось уникальное пойменно-низменное лесное болото со своим растительным и животным миром. По осени вид на болото открывался на фоне багряного широколиственного дубравного леса, охватывающего его двумя крылами. Как тут не вспомнить слова Николая Рубцова:

Меж болотных стволов красовался восток огнеликий,

Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли,

И разбудят меня, позовут журавлиные крики

Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали…

Плато луговой поймы облюбовали переселенцы из центральной России, бывшие жители старинного города Болхова Орловской области. Город-крепость Болхов в конце семнадцатого века потерял свое оборонное значение в связи с расширением границ Московского государства, и на земли, закрепленные за Знаменским мужским монастырем (нынешняя территория села Введенская Готня), потекли переселенцы с распространённой фамилией Болховитины 1.

Заселение московских окраин происходило не только бывшими жителями центральной России, но и черкассами с Украины. Черкассами называли малоросских казаков, которые поступали на царскую службу и получали угодья и земли в Хотмыжском уезде.

Одновременно с заселением территорий уезда происходило и пополнение братии монастыря западными монахами, что делало Знаменский мужской монастырь более влиятельным среди народа. Западные монахи в сравнении с монахами Знаменского монастыря, набранными в основном из служилых людей города-крепости по старости, болезни и ранениям, были более искусны в духовной брани. Они принесли в православную обитель иконы и книги, опыт и традиции своих бывших монастырей, знание ремёсел и, самое главное, знание учения Святых Отцов о тесном пути.

Монастырь стал источником, из которого народ черпал духовные силы. Святые отцы Хотмыжского Знаменского мужского монастыря называли свою обитель нравственной врачебницей ( «от духовника да от лекаря не таись») и предупреждали, что праздное времяпрепровождение в обители приводит к развитию страстей, которые развращают человека, ибо «великая душа познаётся в напастях». И всякий инок, поступающий в монастырь, должен был жить в строгом послушании, отсекая свою волю, начиная исполнять волю настоятеля своей православной обители. «Не всяк постриженный спасётся, только чистый душою вознесётся»: душа тела дороже, она судьбу свою слышит. И здесь важно было соблюсти разумное сочетание труда и молитвы.

В монастыре с его богатыми сенокосными угодьями, пахотными землями, бобровыми гонами были свои водяные мельницы, хлебопекарни, существовали строительная и рыболовная артели.

 Жизнь в православной обители наполняла человека тихой, немеркнущей радостью, поселяла в его душе мир от предания всего себя в руки Божии и одновременно не допускала праздности. Люди к монашеству относились с большим доверием, недаром святые отцы говорили: «Свет для мира – иноки, а свет для инока – ангелы».

В 1725 году в Знаменский мужской монастырь была перенесена чудотворная явленная икона Казанской Божьей Матери с Карповского Покровско-Соловецкого монастыря. Жизнь Знаменского монастыря ради самого себя окончилась: он начал служить Богу и народу.

Почему же тогда Знаменский мужской монастырь, с успехом решивший поставленные перед ним государственные задачи по колонизации новых земель и по приобщению проживающего народа к православию, оставивший такой мощный след в памяти народа на Хотмыжской земле, исчез? Что явилось причиной исчезновения православной обители? Была ли эта потеря в 1797 году городом Хотмыжском уездного статуса из-за расширения государственной территории или изданный ранее, в 1764 году, указ о секуляризации, когда у духовенства были отобраны населённые имения и монастырь оказался за штатом? Нет ответа…

Мы знаем примеры православных обителей, которые были стёрты с лица земли, но упрямо восстанавливались и продолжали служить Богу и народу. Усилиями монахов Хотмыжского мужского монастыря, не сложивших рук даже тогда, когда он находился в заштатном положении, в 1772 году на территории обители поднимается уникальный по красоте Знаменский храм.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Монашество и монастыри утверждены были Святым Духом чрез избранных сосудов Его преподобных Отцов. Восстановление монастырей в прежней духовной красоте их, если это восстановление входит в состав предопределений Божьих, может последовать только действием особой благодати Божьей чрез посредство таких же достойных орудий». Есть ли такие «достойные орудия» в наше время? Не оскудела ли наша земля людьми высокого духовного полета? Кто же сохранил жемчужину духовной святыни – Знаменский храм на высоком берегу тихой реки Локни? Кто отстоял обитель от гнусного поругания и не позволил превратить её в руины и «мерзость запустения» (Мф. 24;15), о которой ещё недавно говорили: «Убог монастырь: сам игумен воду носит»?

Это они, подвижники нашего времени, «достойные орудия», о которых писал святитель Игнатий.

Есть, есть ещё на святой Руси люди, способные на духовный подвиг! Подвижнический труд настоятеля Знаменского храма села Красный куток отца Иоанна во все тяжёлые времена Отечества покорял сердца людские любовью, окормляя мастеровой народ села и паломников православного мира, которые чтили и продолжают чтить Хотмыжскую духовную святыню.

Доброму добрая и память.

 

1.Старинная фамилия, образованная от названия древнерусского города Болхов с суффиксом – итинов; она принадлежала исключительно дворянскому сословию.

Петр Мальцев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"