На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православные обители  
Версия для печати

Величайший из утраченных навек

К 650-летию Чудова монастыря

Обитель основана святителем Алексием, митрополитом Московским. Название монастырь получил по церкви Чуда архангела Михаила в Хонах. История этого чуда такова.

Во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности Херотопа, в древние времена находился храм во имя Архистратига Михаила. Около храма бил целебный источник. Храм был сооружён усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому архистратигу Михаилу. У этого человека была немая дочь. Архистратиг Михаил, явившись во сне отцу немой девушки, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Так оно и вышло: дочь лаодикийца начала говорить…

От радости отец с дочерью и всё их семейство уверовали во Христа и приняли христианство. А к источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники; многие из язычников, ощутив на себе благодать Божию, отреклись от идолов и окрестились.

В этом храме в течение 60 лет служил пономарём благочестивый человек по имени Архипп. Примером богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере. Другие же неверы злились на него за это. Они задумали уничтожить храм и погубить Архиппа. Действуя тайно, они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Но святой Архипп стал усердно молиться Богу о спасении храма и людей.

Вдруг возле храма явился архистратиг Михаил, одним ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в неё водам бурлящего потока!
Храм остался невредим.

Увидев это, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и другие жители города прославили Бога за помощь.

Место, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие, расселина».

А Чудов монастырь в Москве, единственный, освящённый в честь Чуда архистратига Михаила, в свою очередь, был заложен в память о чудесном исцелении женщины от слепоты, которое совершил уже сам святитель Алексий.

Женщина эта — Тайдула, которая сначала была любимой женой отца хана Золотой Орды Джанибека — хана Узбека. В 1341 году Узбек умер, ханский престол перешёл к его наследнику Тинибеку, брату Джанибека. Джанибек в том же году убил не только Тинибека, но и другого своего брата — Хидырбека, захватил власть и женился на вдове отца своего Узбека Тайдуле, сделав её «Великой хатун» — царицей Золотой Орды.

В 1357 году по грехам мужа своего Джанибека или её собственным Тайдула ослепла.

Лучшие лекари всех покорённых монголами стран три года безуспешно лечили царицу. У её ложа побывали знаменитые персидские и арабские врачи — все их усилия были тщетны.

Тогда Джанибек обратился к великому князю Московскому Иоанну Красному с требованием прислать к нему в Орду святителя Алексия:

«Слышали мы, — писал он, — что Бог никогда не отказывал в молитвах вашему главному священнику. Пришлите его к нам. И если по молитве его исцелеет моя царица, будете иметь со мною мир, а не пришлёте — пойду войной».

После Дюденёвой битвы Москва уже шестьдесят четыре года не знала ордынских нашествий. И вот нависла новая угроза беды. Великий князь Иоанн, которого современники называли не только Красным (за красоту лица), но и Кротким, умолял святителя о спасении Родины.

«Прошение и дело превышает меру сил моих, — ответил святитель Алексий, — но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, Он не презрит молитвы веры».

Святитель Алексий, тогда митрополит Киевский и всея Руси, отслужил молебен с водосвятием при гробе святителя Петра в Успенском соборе Кремля в присутствии высшего духовенства, приближённых князя и многочисленных прихожан. И все они видели, как сама собой возгорелась свеча у раки святого митрополита Петра, хранителя Москвы. Это было всеми принято как благоприятное знамение Господне. Святитель раздробил свечу на кусочки, часть роздал людям, а часть взял с собой в Орду вместе со святой водой. Он отправился в путь 18 августа 1358 года — за месяц до праздника Чуда Михаила Архангела.

Ожидая московского чудотворца, Тайдула увидела сон: как он приближается к ней в торжественном облачении и с ним священники в таких же одеждах. Она повелела изготовить облачения, которые увидела во сне.

Путь в Орду тогда занимал около месяца. Святитель прибыл в середине сентября. Он зажёг чудесную свечу с молитвой, окропил больную святой водой — и Тайдула прозрела!

В благодарность хан Джанибек снизил для русских размер дани, а Тайдула подарила святителю кремлёвскую территорию, принадлежавшую хану, где находился Посольский двор Орды — именно там собирали дань с Руси. Ханский двор перевели в Замоскворечье, на Болвановку.

На месте бывшего ханского посольства святитель Алексий и основал обитель.

Историки считают, что исцеление Тайдулы совершилось именно в день праздника Чуда архистратига Михаила. Поэтому ему и был посвящён новоустроенный московский монастырь.

Начало ему положила каменная церковь во имя Чуда архистратига Михаила, заложенная в сентябре 1365 года, — один из самых ранних каменных храмов в Москве (по другим данным, этот храм был деревянным, а первый каменный храм Чудова монастыря сооружён в 1404 году).

Когда митрополит Алексий умер, он был погребён в основанном им Чудовом монастыре, в храме Чуда архистратига Михаила, а в 1686 году его святые мощи перенесли в специально построенную обительскую церковь во имя Святителя Алексия. Рядом с гробницей святителя стоял его жезл и хранилось облачение, подаренное ему ханшей Тайдулой, — то самое, которое она увидела во сне и в котором чудотворец был в момент её прозрения. Великий князь Василий III истово молился у гробниц святителя Алексия в Чудовом монастыре и святителя Петра в Успенском соборе о даровании ему долгожданного наследника: ведь за двадцатилетнее супружество с первой женой, Соломонией Сабуровой, у него не было потомства.

И, когда от второго брака с Еленой Глинской у московского государя родился первенец — будущий Иоанн Грозный, великий князь «радостной душою обеты исполнял». Он заказал две раки для мощей: святителю Петру золотую, а святителю Алексию — серебряную, но готовы они были лишь спустя два года после его смерти, в 1535 году.

В 1504 году во время великого строительства в Кремле заново перестроили соборный храм Чудова монастыря. В престольный праздник 1504 года он был торжественно освящён.

Своего расцвета обитель достигла в начале XVII века — тогда её называли Великой лаврой.

В пожар 1547 года Чудов монастырь сгорел, уцелела только рака с мощами святителя. Спустя полгода, в 1744 году, по указу императрицы Елизаветы Петровны в монастыре была учреждена кафедра Московского архиерейства. С тех пор обитель стала называться кафедральной. А ещё при Патриархе Филарете здесь открыли греко-латинское училище («патриаршую школу»), ставшее предтечей Славяно-греко-латинской академии. Тут преподавали Арсений Грек и Епифаний Славинецкий, выходец из знаменитой Киево-Могилянской академии, трудившийся в Чудове и над исправлением богослужебных книг во время никоновской реформы. А в 1658 году он перевёл для государя и Патриарха «дохтурскую книгу» — редчайшее в те времена медицинское пособие. Жил здесь и русский просветитель Карион Истомин: в 1692 году он издал свой знаменитый букварь, который подарил царице Наталье Кирилловне для воспитания внука, царевича Алексея, старшего сына Петра I. Для него же Истомин написал целую энциклопедию в стихах.

Истомина иногда называют предшественником самого Василия Тредьяковского. Истомин воспел стихами царевну Софью, а потом и брак Петра I с Евдокией Лопухиной. Такие люди многое могли дать молодёжи. Не зря в Чудов монастырь было принято посылать на учение и воспитание детей знатных бояр. По достижении 16 лет они возвращались в обычную жизнь. Иностранный купец Конрад Кленк, в 1675 году посланный Генеральными штатами и принцем Оранским к царю Алексею Михайловичу для заключения оборонительного и наступательного союза, писал о Чудовой обители, что её скорее можно назвать дворянским учебным заведением, чем монастырём.

В стенах Чудовой обители также жил и работал на благо Церкви Христовой великий иконописец Максим Грек.

В монастыре было четыре храма. Каменный собор Чуда Михаила Архангела построили в 1501 году на месте разобранного древнего храма. Алексеевская каменная церковь, возведённая в 1483 году, несколько раз горела и перестраивалась. В ней на протяжении столетий неизменно совершалось крещение царских детей. Здесь крестились дети Ивана Грозного, в 1629 году тут был крещён будущий царь Алексей Михайлович, в 1672 году — Пётр I, в 1818 году — императорАлександр II. Стены церкви украшали трофеи русских войск, захваченные во время русско-персидской войны 1826 года. К Алексеевской церкви примыкал храм Благовещения, построенный в 1501 году и перестроенный в 1826-м. В Благовещенской церкви хранилась чудотворная икона Святителя Николая Чудотворца. Четвёртая — небольшая монастырская церковь — была посвящена апостолу Андрею Первозванному.

В ризнице монастыря хранились богатые вклады московских царей, великих князей и бояр и другие сокровища: Евангелие, переведённое с греческого святителем Алексием, «Потёмкинская» митра с бриллиантами, подаренная митрополиту Платону князем Потёмкиным, митра и посох — дар императора Павла I. А библиотека монастыря, в которой имелось множество древних редких книг, являлась одним из самых значительных книгохранилищ России. В 1826 году Николай I праздновал в Чудовом первую победу над Персией. Военные трофеи — ключи от крепостей и «знамёна шаховы» — остались на вечное хранение в обители. Здесь же император отслужил благодарственный молебен за избавление от «крамол, угрожавших бедствиями всему государству российскому» и для провозглашения вечной памяти воинам, павшим 14 декабря 1825 года «за отечество и государя» после подавления восстания декабристов.

Интересно, что кроме основных функций монастырь этот исполнял роль вязницы для высокопоставленных церковных лиц. В 1441 году митрополит Московский Исидор (грек по происхождению) в составе церковной делегации вернулся с Флорентийского собора, на котором он согласился с введением унии на Руси. Этот шаг одобрения в Москве не вызвал: Исидор был низложен и заточен в Чудовом монастыре. Вскоре Исидор сбежал оттуда в Рим, где и умер. Князь даже не стал «за сим лжепастырем» снаряжать погоню, но сделал выводы: это был последний иноземец в чине митрополита Москвы. После него сразу же назначили русского митрополита, святителя Иону.

В 1504 году в Чудовом монастыре содержался в заточении выдающийся просветитель, борец с ересями митрополит Новгородский Геронтий, лишённый сана.

В январе 1548 года в Чудов монастырь постригся священник кремлёвского Благовещенского собора и духовник царя Иоанна Грозного Фёдор Бармин — он чувствовал свою вину за мятеж против Глинских. После пожара 1547 года, случившегося вскоре после венчания первого русского царя на престол, именно Бармин пустил в народ молву о том, что бедствие пришло из-за родственницы государя Анны Глинской: якобы она «волхвовала» и навела на Москву пожар. Бояре поддержали этот слух, и царь приказал начать расследование, однако разгорячённая толпа убила князя Юрия Глинского прямо в Успенском соборе…

В 1515 году в монастырь был принудительно пострижен старец Вассиан Косой (Патрикеев). В 1610 году в Чудовом монастыре так же насильно пострижен в монахи свергнутый царь Василий IV Шуйский.

А спустя два года там погиб от голода Патриарх Гермоген, ввергнутый в подклеть монастыря поляками. Он даже из заточения рассылал по всей Руси грамоты с призывом бороться за Отечество с врагами, был идейным вдохновителем русского ополчения. «Благословляю воинов на смерть за веру и на защиту Отечества», — говорил он польским интервентам, принуждавшим его благословить на русское царство польского королевича Владислава.

В 1666 году в Чудовом монастыре Собором патриархов и епископов был низложен знаменитый Патриарх Московский Никон. Вселенские патриархи Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский сняли с него патриарший сан, клобук и панагию. «Возьмите жемчуг себе», — язвительно молвил Никон.

В монастыре покоились мощи не только митрополита Алексия. Здесь были похоронены митрополиты московские Феодосий и Афанасий, последний казанский царь Едигей, во святом крещении Симеон (умер в 1565 году), известный церковный деятель XVII века Епифаний Славинецкий — «муж многоученый, аще кто ни таков во времени сем, не только грамматики и риторики, но и философии и самыя теологии известный бысть испытатель и искуснейший разсудитель, и опасный протолковник еллинскаго, славянскаго и польскаго языков». В монастыре покоились представители многих княжеских и боярских фамилий: сват царя Алексея Михайловича боярин И.И. Морозов, князья Трубецкие, Хованские, Оболенские, Куракины, Щербатовы.

В 1905 году в подклете Алексеевской церкви упокоился великий князь Сергей Александрович, убитый террористом Иваном Каляевым. Останки великого князя были случайно обнаружены во время земляных работ в 1985 году, спустя десять лет их перенесли в фамильную усыпальницу Романовых в Новоспасском монастыре.

Во время Отечественной войны 1812 года Чудов монастырь был поруган и сильно пострадал — здесь находился штаб Наполеона. Архивные документы духовной консистории и Сената французы спустили в выгребные ямы. Мощи святителя Алексия были осквернены и выброшены из раки, а в алтаре собора во имя Чуда архистратига Михаила устроили спальню для маршала Даву…

Но окончательно разрушили Чудов монастырь большевики. Некоторое время после Октября в обители ещё оставались иноки — в тесном соседстве с большевистским правительством, переехавшем в Москву из Петрограда в 1918 году. Разумеется, комиссарам это соседство было не по нраву. В 1919 году монастырь закрыли. В его помещении открылся кооператив «Коммунист», а в подклете Алексеевской церкви — изба-читальня. Монастырские ценности разграбили и передали его под кремлёвское лечебно-санитарное учреждение. Здесь лучшие врачи наблюдали верховных пациентов.

В декабре 1929 года Чудов монастырь был полностью разрушен для освобождения территории под строительство правительственного здания — Президиума Верховного Совета. Соборный храм в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех был взорван в ночь на 17 декабря 1929 года. Сохранилось свидетельство современников — сотрудников Центральных государственных реставрационных мастерских, которые работали тогда в Московском Кремле. Явившись 17 декабря 1929 года в монастырь, они «нашли храм взорванным и представляющим кучу строительного мусора». Две фрески XVI века, аккуратно снятые реставраторами со стен накануне и оставленные на подмостях, были также уничтожены.

Мощи святителя Алексия перенесли в Архангельский собор, а в 1947 году ПатриархАлексий I пожелал переместить их в Патриарший Елоховский собор, где они покоятся и в наши дни. Иконы из монастыря передали в Оружейную палату и в Третьяковскую галерею.

Ныне на месте монастыря — лишь мостовая перед Успенской звонницей и правительственное здание рядом с Сенатом…

Наталья Лясковская


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"