На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православные обители  
Версия для печати

Можайский Лужецкий Ферапонтов мужской монастырь

История обители

Почти шесть веков стоит на высоком берегу реки Москвы, на окраине Можайска Лужецкий монастырь. Основание ему было положено в 1408 году молитвами преподобного Ферапонта Можайского Белозерского и стараниями можайского князя Андрея Дмитриевича.

Преподобный Ферапонт, в миру Федор Поскочин, родился около 1337 года. Происходил он из боярского рода и был уроженцем Волоколамской земли. Стремясь избежать суеты мира сего, он, уже в зрелом возрасте, пришел в Московский Симонов монастырь и умолил архимандрита и братию позволить принять ему иноческий образ. Настоятель монастыря Федор, племянник преподобного Сергия Радонежского, в будущем архиепископ Ростовский (+ 1394, память 28 ноября/11 декабря) благословил постричь его с именем Ферапонт. Произошло это около 1385 года. Подвизавшемуся в Симоновской обители Преподобному по делам монастырским приходилось бывать на Белом озере. Край Белозерский очень полюбился ему, так как "местность эта была очень пустынной, и много там было лесов, непроходимых болот, множество вод, озер и рек", а все это способствовало к стяжанию новых добродетелей, верхом которых для монаха было безмолвие. Молитвы его дошли до Господа и, вскоре, преподобный удалился из Симонова вместе с другом своим преподобным Кириллом (Белозерским, + 1427, память 9/22 июня), которому путь в Белозерье указала сама Пречистая.

В 1398 году преподобным Ферапонтом на Белом озере был основан монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в кагором он десять лет провел в молитве и так преуспел в ней, что слава о старце-подвижнике докатилась до владельца Белозерской земли князя Андрея Дмитриевича Можайского, сына святого благоверного князя Дмитрия Донского (+1389, память 19 мая /1 июня) и Ефросиний (+ 1407, память 17/ 30 мая). Князь Андрей Дмитриевич родился 14/27 августа 1382 года, а Можайск и Белоозеро он получил в удел после смерти отца в 1389 году. Молодой годами благочестивый князь Андрей задумал устроить и вблизи своей столицы обитель во имя Пречистой Богородицы.

"И искал он, где бы найти ему мужа совершенного разумом для осуществления этого дела, и не находил он вокруг себя подходящего для такого предприятия человека. И вот пришел ему на ум блаженный Ферапонт, создавший обитель на Белом озере в его отчине, и понял он, что лучшего человека для начинания такого дела нет.

Как не хотелось Преподобному окончить свои дни среди белозерского безмолвия, а все же по уговорам братии ему пришлось подчиниться воле владетельного князя. Со словами "Воля Господня да будет" семидесятилетний старец отправился в путь.

С Божьей помощью добрался он до Можайска и основал свой второй Богородице-Рождественский монастырь в Лужках на берегу реки Москвы.

На месте, которое благословил преподобный Ферапонт, князь Андрей Дмитриевич начал строительство каменного собора в Честь Рождества Божией Матери, келий. Дом Пресвятой Богородицы он украсил иконами/книгами и снабдил всем необходимым. Преподобного Ферапонта князь поставил начальником того места, и имел постоянное попечение о нем, и хорошо почтил и упокоил его в старости, и ни в чем его не ослушался. Преподобный в сане архимандрита настоятельствовал здесь восемнадцать лет и 27 мая / 9 июня 1426 года на 90. году жизни отошел ко Господу Оплакиваемый князем и его семейством честный отче Ферапонт с почестями был погребен в Лужецком монастыре. Князь Андрей Дмитриевич Можайский скончался 2/15 июня 1432 г. и был похоронен в княжеской усыпальнице - Архангельском соборе Московского Кремля.

Лужецкий монастырь на протяжении почти шести веков освящался почивавшими в нем под спудом мощами своего святого основателя. Немало повидал он за это время годин горьких и тяжелых, не раз терпел за землю русскую, но всякий раз оправлялся от постигавших его несчастий.

Но самое страшное и продолжительное испытание пришлось пережить обители в XX веке, когда рьяными борцами с "проклятым прошлым" выступили не иноземные захватчики, а те, кто жили вблизи ее старых стен. Богоборцы закрыли монастырь, церковь преподобного Ферапонта, упоминавшаяся впервые под 1596 годом, была стерта с лица земли. Однако честные мощи его сохранились нетронутыми и вскоре место могилы святого старца скрыл бурьян.

В 1994 году началось возрождение древней обители и на предполагаемом месте захоронения преподобного Ферапонта был утвержден крест, вокруг него среди зарослей репейника зацвел никем не сеянный розовый и белый клевер, будто святые мощи Преподобного благоухали через этот душистый ковер.

В 1997 году при открытии фундаментов Ферапонтова храма было обнаружено место спуда и 26 мая 1999 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, мощи преподобного Ферапонта были обретены и покоятся в единственном пока восстановленном храме надвратной церкви Преображения Господня, которая в первый раз упомянута в монастырской летописи в 1629 году.

Нынешний ансамбль монастыря начал создаваться при святителе Московском Макарии (+ 1563, память 30 декабря/ 12 января), который с 1523 по 1526 год был архимандритом Лужецкого монастыря и впоследствии, уже занимая первосвятительский престол, жертвовал в монастырь большие вклады. При нем на месте простоявшего сто лет первоначального собора Рождества Богородицы, у северной стены которого и находилось захоронение преподобного, было построено новое здание пятиглавого собора с галереей. Собор был некогда расписан мастерами школы Дионисия. В настоящее время сохранились лишь фрагменты той росписи.

Трехъярусная шатровая колокольня устроена около 1692 года при содействии святейшего Патриарха Иоакима. В палатке нижнего ее яруса было погребено несколько представителей рода Савеловых -- жертвователей монастыря и сродников Патриарха Иоакима. Несмотря на то, что надгробия Савеловых не сохранились, здесь сейчас устроена поминальная часовня. Восстанавливается и трапезная церковь Введения Пресвятыя Богородицы во храм, упоминавшаяся впервые в 1547г. и существующая в нынешнем своем виде со второй половины XVIII века.

К радости обретения мощей основателя монастыря преподобного Ферапонта уже приобщились многие и многие паломники. В числе первых был Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Свой визит на Можайскую землю 6 июля 1999 года Святейший начал с поклонения честным мощам преподобного Ферапонта. На представленном ему Акте обретения мощей Преподобного Алексий II начертал 31 мая 1999 года следующую резолюцию:

" Слава Богу, что еще одна святыня обретена. К мощам преподобного Ферапонта, основателя Можайского Лужецкого монастыря, почивающим ныне в обители, будут притекать люди Божии, прося молитвенного предстательства и укрепления на своем жизненном пути у подвижника земли Русской".

 

Храм преподобного Ферапонта

Храм этот построен был над тем местом, где до недавнего времени (26 мая 1999 г.) под спудом почивали мощи основателя Можайского Лужецкого Тождественно Богородицкого монастыря -- преподобного Ферапонта Можайского и Белозерского чудотворца. Первоначально храм был освящен во имя преподобного Иоанна Лествичника, именоваться Ферапонтовым он стал после пожара 1717г.

Точное время создания этого храма -- неизвестно; одни исследователи, как и архимандрит Дионисий Виноградов, полагают, что на этом месте еще при жизни Преподобного стоял храм [1, стр. 23 [номер цитируемого источника в списке литературы; номера страниц в цитируемом источнике]], другие, как архимандрит Геронтий Кургановский -- что храм был построен в начале XVI века, [2, с. 6] точно же известно о том, что он существовал в конце XVI века.

Известно, что между 1569 и 1574 годами Макарий, епископ Вологодский прислал в Лужецкий монастырь четверо царских дверей. Этим указывается на существование в монастыре тогда четырех церквей или, по крайней мере, трех храмов и одного придела, ибо в то время не было Преображенской церкви [3, с.20]

О том, что из себя представлял храм преподобного Иоанна Лествичника перед Смутным временем и польским нашествием, мы можем узнать из писцовых книг г. Можайска за 1596-1598 гг. (в этих книгах первый раз встречается подробное описание Лужецкого монастыря.

"...Да на монастыре же церковь каменна же об одном верху Иоанна Списателя лествицы подписана со стенным же письмом; а в церкви гробница преподобного старца Ферапонта обложена оловом, позолочена, на верхней цке написан образ Ферапонта чудотворца; да в церкви же двери царские, сень и столбцы на красках, а над царскими дверьми деясус стоячей шесть образов на золоте, да местных образов на правой стороне от царских дверей образ Иоанна Списателя лествицы с деяньем на золоте; да на левой стороне от царских дверей образ Пречистой Богородицы Одигитрия на золоте, да на тябле образов образ мученика Христова Терентия, да, мученицы Христовы Неонилы на золоте. Образ Иакова и Исаия, и Леонтья, Игнатия, Аврамья Ростовских чудотворцев на золоте, образ Николы чудотворца на золоте, образ Иоанна Списателя лествицы да преподобного Ферапонта на золоте. Да в алтаре на престоле Евангелие в полдест на бумаге оболочено камкою черною, распятие и евангелисты меленые, да в церкви же на тябле обозов образ Беседа Иоасафа царя с преподобным с Варлаамом; образ О Тебе радуется; образ Рождество Христво, да три образа деясус, образ Спаса Вседержителя да образ Пречистая Богородицы, да образ Иоанна Предтечи; образ Хвалите Господа с небес, образ Покров Пречистая Богородицы, образ Пятницы Христовы мученицы, да в церкви же два паникадила, одно ценянное не велико, обложено оловом, а на нем четыре шенданца не велики оловянные, кисти и шелк червчат; да паникадило деревянное, а на нем семь шенданов, яблоко деревянное золочено, кисть шелк червчат; да две свечи поставных..." [4; с. 52,53]. По мнению профессора Российской академии живописи ваяния и зодчества Виноградовой Т.В. церковь преподобного Иоанна Лествичника могла выглядеть следующим образом: "Для того чтобы представить, как могла выглядеть церковь Иоанна Лествичника, надо вспомнить, что она была построена, вероятно, над гробницей преподобного Ферапонта, над которой до этого, вероятно, была устроена деревянная сень. Но после строительства нового грандиозного собора "святыня монастыря" "потерялась". И при строительстве церкви над ней строители хотели как-то подчеркнуть значение святыни для монастыря, и церковь была построена шатровой.

Во-вторых, как известно, в середине 16 века именно каменное шатровое зодчество получило на Руси широкое распространение.

И, в-третьих, в пользу шатровой церкви говорит тот факт, что в Ферапонтовом монастыре над гробницей преподобного Мартиниана в 1640 году строят тоже шатровую церковь. А в композиции и устройстве этих двух монастырей очень много сходного. Церковь преподобного Мартиниана в Ферапонтове сохранилась до наших дней, и можно предположить, что она была построена по образцу церкви Иоанна Лествичника можайского монастыря. Так что теперь есть основания предполагать, что церковь Иоанна Лествичника была очень похожа на церковь преподобного Мартиниана". [5; с. З].

Лужецкий монастырь сильно пострадал в Смутное время. В документе "Сотная грамота Лужецкому монастырю на вотчины его и опись его от 1627 г." в первый раз встречается указание на бедственное состояние Лужецкого монастыря, в какое он был приведен в так называемое "смутное время" и в литовское нашествие в 1605 и 1619 годах. Из него мы узнаем, что даже и по прошествии восьми лет после Литовского нашествия, монастырь сей был в таком виде: служба могла совершаться только "в одной соборной церкви, а те все церкви разорены и кровли обожжены", но и в соборной много похищено, особенно оклады икон, и сосуды священные и вся утварь церковная; "в каменном храме Иоанна Списателя лествицы, где положены мощи преподобного нашего Ферапонта, престол разорен, паникадило ценинное -- похищено; гроб преподобного Ферапонта сохранился целым, "в ризнице остались сосуды только деревянные, каких прежде не было, а металлические все похищены: из облачений остались больше холщовые, а пелены и завесы царских дверей выбойчатые; книг осталось самое малое число" [4, с. 130]. В 1627 г. богослужение совершалось только в соборном храме Рождества Пресвятой Богородицы. Когда было возобновлено служение в церкви преподобного Иоанна Лествичника, -- сказать трудно.

30.03.1634 г. князь Дмитрий Михайлович Пожарский пожертвовал в храм покров на гроб преподобного и церковное облачение. Пожертвованные с 1640 г. по 1655 г. деньги на возобновление храма преподобного Иоанна Лествичника (более 300 р.), дали возможность монастырю исправить и благоукрасить этот храм. В 1681 г. в храм пожертвована икона, которая с 1720-х годов была местною в иконостасе церкви Преподобного Ферапонта и находилась с левой стороны царских врат. Это Чудотворная "Страстная" икона Божией Матери. Она была пожертвована 30.06.1681 г. помещиками Рузского уезда Аксаковыми на вечное родовое их поминовение. На оборотной стороне иконы есть надпись: "(7189-1681) году июня в 30 день дали вкладу в дом Пречистыя Богородицы в Лужецкий монастырь. Рузского уезда Петр Иванов сын Аксаков с братом, образ Пречистыя Богородицы Страстныя, обложен серебром резным, позолочен, у образа Пречистыя Богородицы венец и корона и Пресвятаго Младенца венец серебряные, дано при архимандрите Антонии". [3, с. 119] В описи же за 1692 г. о ней сказано, что образ Пречистыя Богородицы Страстныя осмилистовый, а поставил за вклад Иван Александров сын Аксаков с детьми, с Петром да Афанасием Аксаковыми"... [3, с. 119] Предание гласит про образ этот чудотворный образ, что пред ним в период мировых поветрий общенародно служились молебны о прекращении ужасной эпидемии и Небесная Милосердная Мать у Престола Всемогущего Бога молящаяся непрестанно и о всех нас, подавала чудесные знамения благодатной помощи, в этих случаях язва прекращалась.

Переименование храма произошло при следующих обстоятельствах. В октябре 1717 г. в монастыре произошел "огненный пожог". В церкви преподобного Иоанна Лествичника из-за него был разобран и вынесен иконостас, и произошло много повреждений. В 1718 г. "...При необходимости возобновлять после пожара церковь Иоанна Лествичника, предположено было устроить при ней придел во имя преподобного Ферапонта, и для этого был сделан сбор по усердствующим чтителям сего чудотворца, но предположение это осталось без исполнения". [3, с.40] В 1723 г., на собранные ранее деньги, храм был исправлен и вместо пристройки к нему придела во -имя преподобного Ферапонта самая церковь переименована во имя сего чудотворца так как придел в самой церкви по ее тесноте, устроить было невозможно, а на приложение особых стен для него не было средств, между тем. как исправление самой церкви довести до конца после пожара (в 1717 г.) было необходимо и на то были уже собраны деньги, хранившиеся на сей предмет в ризнице.

03.10.1745 г. преосвященный Серапион, викарий Переяславский освятил антиминс для церкви преподобного Ферапонта, но к 1752 г. она сильно обветшала и в 1752 г. была разобрана до основания, в 1752-53 гг. была построена вновь вчерне, а в 1755 г. была отделана внутренность церкви и 26 мая церковь была освящена.

О том, каков был нововыстроенный храм, дает представление выдержка из "Описи имущества монастыря" за 1764 г. (см. Примечание 1) [4. с. 369-371] Видимо, эта перестройка была не очень удачной. потому, что в "Описании монастыря N 3 за 1784 г. говорится, что "...церковь преподобного Ферапонта -- вся расщелилась и к падению клонится", [3, с. 58] -- и это несмотря на то, что в 1780 г. были заделаны трещины в стенах восьмерика и исправлены 2 деревянные стены при входе в церковь. 10.06.1768 г в Лужецком монастыре скончался настоятель монастыря архимандрит Евфимий, завещавший положить себя в заготовленном им дубовом гробе и похоронить при входе в новую паперть храма преподобного Ферапонта. что и было исполнено [6, с. 3] (Кроме него, в 1900 г. при храме, у северной стены крытой паперти похоронен другой настоятель монастыря -- архимандрит Макарий, скончавшийся на 70-м году своей жизни. Могила его была огорожена железной решеткой и обозначена каменной плитой, перед могилой у восточной стены было поставлено живописное распятие, перед которым горела неугасимая лампада [2, с. 7-83]

В декабре 1810 г. Елизавета Петровна Савелова сделала заявление о пожертвовании ею на поминовение мужа, похороненного под колокольнею Лужецкого монастыря.

5000 руб. в пользу церкви преподобного Ферапонта, для служения в ней ранних литургий заупокойных, а для удобства совершать их круглый год назначено ею же еще 1000 руб. на устроение сей церкви теплою, но последнее желание вкладчицы не состоялось почему-то в то время, и только в 1855 г. было получено разрешение устроить теплую церковь преподобного Ферапонта и с этого года. по 1858 г., произведено в ней следующее изменение: свободное узкое пространство между соборною и преподобническою церковью загорожено каменными стенками с восточной и с западной стороны, в стене восточной сделаны два окна, а с западной -- два полу окна и одна дверь, пространство это покрыто крышей и потолком, и обращено в притвор при церкви преподобного; из него для отопления сей церкви устроены пол полом печь и трубы духовые; прежняя входная дверь в церковь заложена кирпичом, и такая же дверь из паперти соборной церкви тоже заложена кирпичом, -- а ход в преподобническую церковь сделан в новом притворе, у которого снаружи устроено крыльцо с каменными ступенями и колоннами, крытое железом в 1876г.

Церковь преподобного Ферапонта сделана теплою (хотя и не вполне) посредством устройства каменной и железной печей, стены окрашены краскою на масле. [3. ее. 64, 82, 89] До войны 1812 г., в церкви успели возобновить иконостас, о чем имеется надпись на самом иконостасе, где на иконе Пресвятой Троицы сказано: "иконостас писан трудами Власа Истомина 1811 лета декабря". [3, с. 65]

В 1812 г., когда французы захватили Можайск, в Лужецком монастыре разместился вестфальский корпус маршала Жюно, превративший церковь преподобного в столярную. О состоянии церкви после оставления монастыря французами казначей Иоасаф докладывал следующее: "церковь преподобного Ферапонта цела. престол и жертвенник не найдены; иконостас и святые иконы целы и невреждены. балдахин над ракою преподобного Ферапонта цела и невреждена, токмо образ преподобного Ферапонта. который лежал на раке, не найден. [3, с. 140] Братия монастыря во главе с казначеем Иоасафом энергично взялась за восстановление монастыря, и через месяц после возвращения братии в монастырь церковь преподобного Ферапонта была готова к полному освящению, на что 23.12 было получено благословение правящего архиерея.

При подготовке к приезду в 1837 г. Государя -- Наследника Александра Николаевича (будущего императора Александра II) в Лужецком монастыре были сделаны серьезные переделки:

"...В церкви преподобного Ферапонта иконостас исправлен позолотою и окраскою, также исправлен балдахин над ракою преподобного, исправлено стенное писание, устроены вновь и окрашены два клироса, наружные стены окрашены желтою краскою на воде; стены внутренние исправлены штукатуркою и расписаны рамы в окнах, сделаны створчатые и вставлены решетки железные, дверь входа створчатая. новая (вместо однопольной, простой) и устроена новая рака над мощами преподобного Ферапонта - медная, посеребренная /с кратким Житием преподобного и тропарем\, а на раке, на икону преподобного серебряная риза с золоченым венцом; устроено снаружи крыльцо с колоннами и ступенями". [7, с. 156] 23.07.1837 г. Лужецкий монастырь посетил будущий император Александр II.

Об этом посещении казначей Лужецкий Мефодий так доносил его высокопреосвященству: "Его Императорское Высочество Государь Наследник, на возвратном пути из села Бородина 23-го сего месяца (июля 1837 г.) в б-м часу пополудни, соизволил посетить Лужецкий монастырь, где Его Высочество встречен мною с братиею по чиноположению, на паперти, со звоном; в соборе по выслушании -ектиньи и многолетия, Его Императорское Высочество, приложась ко кресту изволил отправиться в церковь преподобного Ферапонта. куда предшествовал я со крестом соборно; в сей церкви Его Императорское Высочество прикладывался к раке преподобного Ферапонта; на выходе из церкви изволил опять приложиться ко кресту и отправиться из монастыря в путь в вожделенном здравии". [3, с. 76]

В 1871 г. был устроен иконостас и святой престол в новом приделе церкви преподобного Ферапонта. во имя Усекновения Главы Предтечевой. Местною же храмовою иконою избрана икона Главы Предтечевой, сохранившаяся с лицевой стороны совершенно целою, в 1812 году, тогда как в то же время задняя сторона ее изрублена весьма часто и глубоко. В память чудесного сохранения этой иконы и был освящен придел в сентябре 1871 г. епископом Можайским Игнатием. В 1875 г. жертвенник этого придела провалился в подлазную яму, засыпанную на следующий год. ( По поводу этого подлаза можайский краевед В.И. Горохов через много лет замечает следующее: "...Подлаз, вероятно, шел от соборной церкви, не это ли тот подземный ход, которым в 1941 г. пытались спастись заключенные в монастыре пленные красноармейцы, но, не успев найти выхода, были застигнуты и погибли; рассказ об этом я слышал от одного из работников местной милиции...") [8].

В 1874 г настоятелем Лужецкого монастыря стал архимандрит Дионисий (Виноградов). Он многое сделал для украшения церкви Преподобного и прославления его имени и, в основном, его трудами храм приобрел тот вид, в котором встретил XX век, а затем и страшный 1917 год. (Подробное описание того, что было сделано в церкви Преподобного при архимандрите Дионисии изложено в Приложении N 2. [7, с, 172-174, 179-183],[3,с. 130, 131]

В начале XX века современники так описывали церковь преподобного Ферапонта: "...небольшая, каменная, тесно примыкающая с северной стороны к Соборному храму, теплая, о двух престолах церковь с изящным вызолоченным и с резьбою трехъярусным иконостасом с обилием святых икон, украшенных среброзлащенными ризами. С левой стороны царских врат находится чудотворная икона Божией Матери "Страстная", а в иконостасе придельного храма -- тоже слева от царских врат -- местночтимый святого Иоанна Крестителя, пострадавший с тыльной стороны в 1812 г., от французов. Главная святыня и храма и монастыря -- мощи преподобного Ферапонта, находящиеся под спудом. Над ними у самой южной стены установлена весьма простая медно-посеребренная четырехугольная рака, а над нею металлическая сень с позолотою. [2, с. 6-8] Такой встретила церковь преподобного Ферапонта приход к власти в России большевиков.

В 1922 г., Лужецкий монастырь закрыли. В 1926 г., в год 500-летия преставления преподобного Ферапонта, в монастыре еще шла подготовка ко дню его памяти: на Соборе Рождества Пресвятой Богородицы красили медянкою крыши, а в церкви преподобного Ферапонта инокини Спасо-Бородинского монастыря чистили образа и утварь. Но уже в 1928 г. церковь начали разбирать, и к 1930 году она была разрушена. На ее месте, (использовав частично ее стены), было устроено производственное помещение и сделаны фундаменты под станки.

В 1998 г., было расчищено место, на котором стояла церковь преподобного Ферапонта, а 26 мая 1999 г. были обретены нетленные мощи преподобного Ферапонта, более 570 лет пролежавшие пол спудом в храме его имени.

 

Приложение N 1

В церкви преподобного отца Ферапонта царские двери прорезные, золоченые и на них писаны красками Благовещение Пресвятыя Богородицы, четыре евангелиста; над царскими дверьми сень и вместо Тайной Вечери Святый Дух вкруг с сиянием, иконостас сделан по резьбам, вызолочен, а по гладким пристойным местам расписан мрамором.

По правую сторону царских дверей:

образ Спасителев стоящий.

образ Святыя Троицы

образ преподобного Ферапонта

оные образа писаны на красках, без оклада;

против их гроб преподобного отца Ферапонта, на нем образ его святый писан на красках, по сторонам круги васильковые темные, резьба золоченая;

вкруг того гроба решетка железная крашеная желтою краскою ребьи красные и белые, над ним сень на столбцах резная, столбцы витые, а снизу четверо-угольные: расцвечено мрамором, золотом и серебром.

По другую сторону царских дверей:

образ Пресвятыя Богородицы стоящий на красках;

образ Пресвятыя Богородицы Страстныя писан на празелени, обложен серебром резным золоченым у Пресвятыя Богородицы и Превечного Младенца венцы и корона чеканная серебряные золоченые, в венце и в короне двенадцать камушков разных цветов, на короне три жемчужины, у Пресвятыя Богородицы убрус жемчужный крупного жемчуга, надписи серебряные резные, привесу гривенник да копейка серебряные, около того образа праздники и святые писаны на красках;

двери северные, на них писан архидиакон Стефан, писан на красках.

 

Примечание 1

на стене образ преподобного отца Иоанна списаталя лествицы на красках с житием в деревянных рамках;

пред оными образами шесть лампад медных с приправою луженою;

над царскими дверьми паникадило медное о двадцати одном светильнике, сверху крест литой медный же, чашка медная, кисть ...ая зеленого и желтого шелков о трех :;

...оными иконами и царскими дверьми в ни ... поясе четыре иконы двунадесятых праздников. расписаны все на двое;

в среднем поясе три образа, в средине Спаса и пр.... пять лиц во апостольских двух образах по три лица;

в верхнем поясе в средине Знамение Пресвятыя Богородицы, в двух пророческих по три лица;

сверху над тем иконостасом Распятие Господне с предстоящими в Страсти Господни в клеймах. В алтаре:

У царских дверей завеса тафты зеленой;

на престоле одежда: камка красная, крест, кружево серебряное;

на престоле евангелие печатное в дест александрийской бумаги новое, покрыто бархатом червчетым. в средине Спасителев образ и евангелисты серебряные позлащены, закладки ленты разных цветов в репье, три камушка да пять зерен жемчужных, на обороте пять репьев серебряных, застежки медные:

крест серебряный, позлащен чеканный, испод и бока резные позлащены, на нем два камушка.

На престоле пелена грязетовая рудо желтая, опушка тафта алая, крест кружево серебряное. подложена выбойкою чешуйчатою;

на жертвеннике выбойка бумажная цветная, крест позументу золотного ветх;

на нем потир, дискос, звезда, два блюдца, лжица серебряные резные позолоченные местами, копие черен сердоликовый, вверху камень зеленый, закрепа жемчужная;

два покрова, третий воздух объяри кирпичного цвета, кресты кружево золотое, опушка объяр желтая, подложены красною тафтою;

на горнем месте образ Всемилостиваго Спаса, оклад и венец, серебряные резные, на полях два венца серебряные резные позлащенные, перед ними небольшой лампадец медный;

над жертвенником образ Всемилостиваго Спаса, оклад серебряный басенный, венец резной;

за престолом образ Пресвятыя Богородицы Владимирской, венец серебряный позолощен и убрус на атласе вынизан узорами мелким жемчугом, а на другой стороне образ святой мученицы Екатерины писан на краске, перед тем образом медный небольшой лампад;

в алтаре шкаф со сдвижными ящиками, в которых кладутся ризы и стихари и прочее;

аналой, что читают евангелие, обложен крашенною пестрою ветхою, крест мишурный белый.

 

Приложение N 2

Во время настоятельства архимандрита Дионисия над Лужецким монастырем с 1874 по 1892 г., в сем монастыре:

А) В прославление святаго основателя того монастыря, преподобного Ферапонта, совершилось следующее: возобновлен, в 1875 г., древний обычай двухкратного чествования в году памяти преподобного (в первый раз 27-го мая и второй -- 27-го декабря); а с 1885 г., по желанию братии монастыря и прочих. усердие имущих к преподобному Ферапонту, начато еженедельное (по пятницам, а в седмицы Великого поста, во время воскресных вечерень), общее моление сему чудотворцу с пением акафиста ему при святом гробе его; 3) составлены ему: служба (1878 г.), акафист (1877 г.) и молитва (1883 г.), и все они благословлены не только к употреблению при святом гробе его, но и к напечатанию их для всеобщего употребления; 4) восстановлен, в 1877 г., древний лик преподобного по древнейшей (более 200 лет) иконе его, и с того времени он изображается сходно с сим образцом; 5) с того же почти (1877 г.) начато умножение икон сего преподобного в разных частях храмов монастыря, а также устроение его икон разных размеров и цен, доступных для достаточных и для бедных людей (от 10 коп. до 15 руб.,) не только иконы писаны красками на досках разной величины -- кипарисных и липовых, но и на финифте (1890 г.); 6) Во славу преподобного, при въезжих воротах монастыря, снаружи, помещена большая икона преподобного и над нею малая часовня (1878 г.); 7) кроме икон преподобного, писанных красками, устраивались и печатные изображения его, с 1881 г., разных размеров и разных цен, но преимущественно раздаваемых безвозмездно (всего напечатано до 10 000 экземпляров) и даже для будущих случаев печатания приобретены (1888 г.) две деревянных доски клише; 8) составлена вновь и напечатана (в 1876 г.) Житие преподобного краткое (оно возобновлялось печатанием неоднократно и напечатано его до 5000 экземпляров); кроме сего, составлены -- краткое сказание о преподобном (1883 г.) и подробное изложение жития его (1887 г.) -- то и другое в рукописях монастырских, а также Житие, изложенное стихами, находящееся в рукописи; 9) для составления же сего Жития собраны (с 1874 по 1880 г.) копии с древнейших рукописных Житий и сделаны выписки из всех, доступных для собирателя книг, всего того, что говорится о преподобном Ферапонте и о лицах, к нему соприкосновенных, и все это собранное положено на хранение и руководство в библиотеку монастыря в форме письменных книг, именуемых: а) краткий сборник, б) полный сборник, в) продолжение последнего и г) подлинные копии Житий (1879-80 гг.); 10) кроме повествовательного рассказа о Житии преподобного представлено житие его в картинных изображениях (в 1885, 1886 и 1889 гг.); такие картины писаны частью на внутренних стенах соборной церкви (1 картина) и паперти ее (шесть картин), частью на святом колодезе (две картины), но преимущественно на бумаге и железе (26); последние писаны масляными красками и в рамках за стеклами и помещены над клиросом в церкви преподобного; копии же их писанные тушевальным карандашом, переплетены в особый альбом (краткий подобный альбом состоит из картин, писанных простым карандашом).

О картинах жития преподобного Ферапонта, писанных тушью и писанных красками, можно сообщить следующее: Писанные тушью 27 картин составляют книгу, именуемую "Живописным житием преподобного Ферапонта". Из них несколько -- всего 13 картин имеют по второму экземпляру и составляют малую книгу "Живописного жития"; а писанные масляными красками -- частью на железе (2 картины) и большею частью на рисовальной бумаге (25 картин), всего 27 картин помещены в рамках за стеклами на западной стене в церкви преподобного Ферапонта над правым и левым клиросами, по 13 картин над каждым. Простым карандашом и тушью писал послушник Андрей Алексеев Воскресенский; а масляными красками писал живописец Иван Иванов Гришин, житель деревни Михайловской, Сивковского прихода, близ Можайска. Содержание картин следующее: не считая копий с древней иконы преподобного. помещенной в начале "Живописного жития", писанного тушью: 1) моление Феодора Поскочина о достижении иночества; 2) прибытие его в Симонов монастырь; 3) Ферапонт внимает наставлениям преподобного Сергия Радонежского; 4) подвизается в Симонове; 5) оставляет Симонову обитель: 6) приходит с преподобным Кириллом на Бело озеро на указанное Богом Кириллу место; 7) устрояют они помещение и подвизаются: 8) по соглашению между собою разлучаются друг от друга; 9) преподобный Ферапонт обретает себе особое место: 10) устрояет на нем себе жилище; 11) претерпевает искушения; 12) приемлет к себе подвижников; 13) Трудится с ними вместе; 14) общество сожителей своих обращает в обитель иноков: 15 вызванный князем Андреем в Можайск прощается со своею обителью; 16) князь радостно встречает преподобного Ферапонта в Можайске; 17) преподобный Ферапонт князю Андрею показует место удобное для иноческой обители; 18) с князем полагает основание Лужецкой обители: 19) подвизается в сей обители: 20) расчищает родник близ сей обители; 21) испрашивает цельбоносную силу воде устроенного им кладезя; 22) честное преставление преподобного; 23) святая гробница его в 1596-8 гг.;

24) святая гробница его в настоящее время; 25) святой кладезь преподобного в настоящее время; 26) явление святой Колонкой иконы Богоматери в 1413 году при жизни преподобного Ферапонта, и 27) моление преподобного о святой обители Лужецкой; 28) начата безвозмездная раздача крестиков со святого гроба преподобного Ферапонта (1882 г.) и раздача освященного елея из лампады от сего гроба в малых пузырьках (1886 г.)

Б) ... в церкви преподобного Ферапонта внутренние стены вместо клеевой покрыты краскою масляною (1876-84 гг.); потолки расписаны клеевыми красками (1884-90 гг.); в серединной продольной стене из двух окон (одного глухого, а другого с решеткой) сделаны две проходных арки 1876-7-9); новые двойные рамы в окнах осмерика (1884 г.) и в окнах придельного храма (1876 г.); на алтаре церкви преподобного в среднем окне в переплете вставлены цветные синеватые стекла в форме креста, а по нижним рядам всех трех окон того же алтаря вставлены белые матовые стекла (1888 г.); открыты два входа. закрытые с 1855 года, -- один из них на соборную паперть, а другой в западной стене, и в них устроены стеклянные створчатые двери (1883 г.), а у двух наружных западных входов сделаны железные двери, из которых одна решетчатая (1886 г.); постановлены вновь три печи, из коих одна железная, а две изразчатые и жаровня в стене (1876-80-85-86 гг.); в алтаре церкви преподобного промыты иконы на сводах потолка и покрыты белой поталью; а галтели вокруг них покрыты бронзою (1889 г.); над окнами поставлены прорезные иконы из упраздненного иконостаса (1885 г.); на стенах помещены иконы - две старинные (Спасителя и Божией Матери) и две новые (преподобного Ферапонта и Иоанна Лествичника) и все они вставлены в бронзированные иконостасы и киоты (1887-88-89 гг.); жертвенник исправлен и укреплен при окне (1886 г.); в окне горнего места укреплен запрестольный крест, обложенный медным посеребренным окладом (1883-85 гг.); а в окне за жертвенником, икона 12 праздников в серебряной вызолоченной ризе (1891 г.); иконостас сей церкви вновь покрыт белою масляною краскою (1871-83 гг.); нижние три яруса обложены посеребренными медными листами матовыми, с колоннами полированными (1884-90 г.); иконы в нем промыты (1883 г.) и обложены медными посеребренными ризами (1883-84 гг.), а дверь северная написана вновь (1886 г.); на иконе святого гроба преподобного над ликом и над кистями рук наложено толстое бемское стекло под ризою для сохранения иконы от повреждения (1888 г.); а прежняя - деревянная сень над сим гробом - заменена новою металлическою (1883 г.), на стене же над сим гробом во всю длину его устроена икона преподобного на полотне в медной раме (1884); у северной стены, против святого гроба. устроена вновь икона преподобного Иоанна Лествичника в киоте, покрытом белою бронзою (1884-89 гг.);

над клиросами по стенам помешены в последовательном порядке картины жития преподобного: на каждой стороне по двенадцати одинакового размера картин в отдельных рамках, вставленных в одну большую раму; все рамы покрыты желтым бронзовальным порошком и над каждою из двух больших рам по большой же иконе (одна - явление Колочской иконы Божией Матери, а другая -- моление преподобного о Лужецкой обители), -- обе в деревянных же бронзированных рамах (1888-89 гг.); над входною аркою в клейме написано изображение Спасителя благословляющего, а над святым гробом на стене -- преподобный Сергий и святитель Феодор ростовский, на северной же стене против них преподобные Кирилл и Мартиниан Белозерские; в клеймах же. писанных прежде, евангелисты промыты, покрыты поталью, а обводки сделаны из желтой бронзы (1889 г.); над входом в придел мимо правого клироса, помещена икона явление Богоматери преподобному Сергию (1876 г.); приобретены две металлические хоругви (1884 г.), два больших подсвечника и один выносной -- новые (1888-89 г.) и получено новое паникадило (1886 г.); в притворе по восточной стене устроены новые иконостасы деревянные, покрытые белою бронзою, а пилястры у них покрыты белым алюминием (1884-87-89 гг.); в ни" по три иконы, -- в правом (к югу) икона Спасителя в рост. в киоте .древняя (1884-87 гг.) и по сторонам ее вновь написанные иконы святого благоверного князя Александра Невского и святой равноапостольной Марии Магдалины (1884-87 гг.); в левом (к северу) Тихвинская икона Божией Матери, древняя, а по сторонам ее вновь написанные иконы святого Андрея стратилата и святого Димитрия солунского (1884-87 гг.); оба сии иконостаса увенчаны прорезными карнизами железными, покрытыми белой и желтой поталью и расписаны узорами, а в клеймах у них написаны херувимы (1884-89 гг.); над аркою между сими иконостасами помещена новая икона Господа Саваофа в киоте, а вокруг нее щит, соединяющий оба означенные иконостаса и покрытый белой бронзою, а на нем два ангела в облаках (1884-89 гг.); при тех иконостасах на боковых стенах две новые иконы преподобного Феодора, князя можайского и ярославского (1884г.) и преподобного Сергия (1885 г.), обе в киотах бронзовых; в простенках притвора иконы вновь поставлены -- святой Софии Премудрости Божией, древняя, в ризе. без киоты (1884 г.), а против нее можайская икона святителя Николая, писанная на полотне (1885-87), в большом киоте, покрытом белой бронзой и позолочена (1889); над входною дверью и над проходами в придельную церковь поставлено по одной иконе (1882 г.); в придельном храме Предтеченском в алтаре на стенах размещены разные иконы частью вновь полученные "Умиление" Б.М.. (1888 г.), частью вновь написаны (преподобного Ферапонта) и частью прежде бывшие в иных храмах (1885 г.); жертвенник -- устроен новый, вместо провалившегося в яму, над которой он был поставлен в 1871 году (1876 г.); в притворе по стенам размешены вновь две вновь переписанные иконы Спасителя в темнице и Богоматери (1884-85-87 гг.) и икона преподобного Ферапонта в рост, в раме за стеклом, из калужской часовни (1884-86 гг.), и несколько икон обрезных из древнего иконостаса (1885 г.) и над входами помещены иконы же, между коими икона Трех Радостей, писанная на полотне (1887 г.); снаружи в двух глухих пролетах осмерика помешены писанные вновь на железных листах, иконы Воскресения Христова и преподобного Ферапонта (1885 г.), а во фронтоне западной стены Пресвятая Троица и вокруг ангелы и облака (1884 г.); крыши и стены покрывались красками (1874, 1880-84-89-91), а крест и глава покрыты бронзою (1891 г.); с западной стороны приделана (1883 г.) стеклянная паперть с двумя створчатыми стеклянными дверями, внутри обитая шведским картоном (1883-89 гг.), выкрашенная и расписанная, над входами в храм помешены иконы обрезные, а на стене храмовой помещена возобновленная обрезная икона Богоматери в рост, пол нею херувим резной золоченый; над одною входною дверью икона преподобного Ферапонта обрезная -прежняя, а над другою. - икона Предтечи обрезная же новая, -- обе на железе (1884 г.); по сторонам входа в церковь преподобного на стене написаны с одной стороны святители московские, с другой -- преподобные белозерские с преподобным Сергием (1887 г.); снаружи паперть обита листовым железом и окрашена масляною краскою разных колеров (1887 г.) и у нее над входом с западной стороны три прежних малых иконы, а с южной -- новая на железе икона Спасителя благословляющего (1884 г.); в нишах, у простеночных столбов, написаны херувимы и серафимы (1884-87-89 гг.).

В) В поддержание благочестивых обычаев и священного благолепия в монастыре в течение означенных 1874-91 гг. сделано, сверх еженедельного чтения акафиста преподобному Ферапонту, следующее: 1) крестные ходы в дни святой Пасхи вокруг храма с иконами и артосом, начаты с 1882 г.; 2) служение ранних литургий круглый год -- и в лето и в зиму -- начато в 1884 г.; 3) начато (1885 г.) принятие в монастырь можайской иконы святителя Николая во время обхождения с нею по улицам можайским; 4) возобновлено (с 1875 г.) древнейшее братское постановление творить в 15-й день января каждого года поминовение о всех настоятелях и братии сия обители преставившихся; 5) условлено совершать особое в определенные месяцы и дни поминовение о тех лицах, о которых завещано поминать в дни памяти их (1877 г.), для сего приведен в точный порядок и в правильный состав вечный поминник и книга записей о поминовении (1877 г.)

Литература.

1. "Можайский Лужецкий второго класса монастырь" М. 1888 г (назад)

2. "Можайский Лужецкий 2-го класса Ферапонтов монастырь Московской епархии", составил архимандрит Геронтий Кургановский. М. 1902 г. (назад)

3. "Краткая летопись Можайского Лужецкого второклассного монастыря с 1408 по 1892 г.", составил архимандрит Дионисий. М. 1892 г. (назад)

4. "Можайские акты 1506-1775 гг.", составил архимандрит Дионисий. С.П-г, 1892 г. (назад)

5. газета "Новая жизнь" от 4 июня 1997 г. (назад)

6. Архив Можайского Лужецкого монастыря. "Копия завещания архимандрита монастыря Евфимия", составлена 10.06.1768 г. ЦИАМ, фондN 574, опись 1, ед. хр. N 126 (назад)

7. Список настоятелей Можайского Лужецкого второклассного монастыря с 1408 года по 1892 год составил архимандрит Дионисий. М. 1892 г. (назад)

8. Архив В.И. Горохова ЦГАМО, фонд N 2402, опись 1. (назад)

Печатается по материалам Можайского Лужецкого Ферапонтова монастыря


 
Ссылки по теме:
 

  • Раздел "Монастыри" православного каталога "Русское воскресение"

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"