На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Раритет  

Версия для печати

Племяннушкин сон…

На юбилей композитора Вячеслава Овчинникова

 Композитор Вячеслав Овчинников «Здравствуйте. В студии Елена Черникова», – это было еще своим голосом. Дальше горло моё сжалось и потребовало моральной помощи.   Мне же неловко; у нас так не принято – говорить о своих, – меня не поймут… Скажут, развела семейственность! Потом вспомнила, что я уже в прямом эфире и думать поздно. И если я не разведу, то уже точно никто, поскольку времена и нравы у нас в полной гармонии; зазвучала музыка, про которую я, кажется, собралась пятьдесят минут говорить нечто, чего никто не говорил раньше. Герой моего выступления, возможно, слушает радио, сидя дома. По случаю собственного 70-летия он разрешил мне транслировать его архивные записи, с трудом выкупленные им у какой-то организации, которая годами придерживала у себя золотые фонды музыки и никому их даром не показывала, правильно поняв принципы приватизации.

Все это трудно объяснить марсианам, но соотечественники, конечно, поймут: как это автор годами не может получить из каких-то архивов свою же музыку, свои записи, где он и композитор, и дирижер. А вот нет, не мог,   поскольку в стране очередная революция.

Так же легко поймут соотечественники, почему у народного артиста России Вячеслава Овчинникова нет свежих, этого века, лазерных компакт-дисков: а потому что спонсора нет. Ладно, ладно, не цепляемся за слова: мецената, покровителя и благодетеля – тоже нет.

Орден «За заслуги перед Отечеством» ни к чему не обязывает отечество, поскольку ныне владычествует принцип не заслуг, а грамотного их пиара, и почти нет надежды, что ситуация изменится.

Проблему очертила. Она, конечно, много глубже, а говорить о музыке надо нотами, – но я не могу вам тут ноты напечатать. И не могу порекомендовать музыкальный магазин, в котором продавалась бы музыка Вячеслава Овчинникова на современных носителях. И на старых виниловых пластинках не могу порекомендовать вам ее, поскольку винилы Овчинникова и в Советском Союзе были дефицитом, а сейчас антиквариат.  

Но ему-то всего семьдесят!.. Взрослые, под сто, мужи у нас в стране часто шутят, переписывая друг у друга шутку, что в России надо жить долго. Некоторые мотивируют – «потому что интересно», некоторые – «чтобы наконец получить», но мысль популярная.

…Все это за кадром было, то есть перед началом эфира, в буйной голове моей. А потом включился микрофон, и сказала я нечто более связное. Ниже расположен сухой текст, который я, перемежая музыкой, произнесла весной 2006 года в прямом эфире «Народного радио» по случаю семидесятого дня рождения моего родного дяди (точно: родной брат моей матери) Вячеслава Александровича Овчинникова.

Потом эту передачу несколько раз транслировали в повторе, а осенью автор программы «Современники» Елена Черникова стала дипломантом конкурса премии «Хрустальная роза Виктора Розова». Не только за этот выпуск, а в целом – за три мои еженедельные «культурно-просветительские программы», но на конкурс-то в качестве просветительского примера была представлена запись именно этой передачи, про музыку… Сработало?

Посмотрим, что будет дальше. Требуется чудо, в результате которого в нашей стране (или какая потянет) выйдут диски с музыкой Вячеслава Овчинникова, а многочисленные копии фильмов с его музыкой, широко распечатанные по миру, будут продаваться с соблюдением, наконец, законодательства об авторском праве.  

Еще раз подчеркну, что в эфире текст шел на музыке. Сделайте поправку: довообразите.

 

***

Сегодня я предлагаю вам радиоочерк, материал для которого собирала более сорока лет и который, возможно, отчасти компенсирует поведение нашей отечественной журналистики, недавно пропустившей событие – или вовсе его не заметившей, или проговорившей вскользь. Надо исправить это безумное положение, когда мы позволяем не замечать своих национальных гениев, имеющих мировую славу и всемирное значение.

Событие – в том, что Вячеславу Овчинникову исполнилось 70 лет. Композитор и дирижёр, кто он, народный артист России? Кого мы поздравляем сегодня?

Я выскажу своё мнение, а прозвучит в этой передаче музыка, на трансляцию которой у меня есть   разрешение.

Музыка Вячеслава Овчинникова – это портрет и автобиография русского человека как исторического и культурного феномена.

Не будь музыки Овчинникова, например, в фильме Сергея Бондарчука «Война и мир», вряд ли сверхъестественная мощь этой киноэпопеи была бы ясна всем и каждому сразу, как очевидное, своё, читаемое сердцем.

Фильм к душе приближает именно музыка Вячеслава Овчинникова. Метафизическую, сущностную, бесконечно понятную любовь к России всех, кто был причастен к фильму «Война и мир», объясняет именно музыка. И она же с абсолютной исторической достоверностью воспроизводит движение духа народа-победителя.

Послушав музыку Овчинникова даже раз, мы всю жизнь чувствуем, как кружится в целомудренном вальсе вымышленная Львом Толстым тоненькая девочка, которая вот-вот влюбится в князя Андрея, и пусть все летит к небу, и пусть мир перевернется, но мы так любим, и эта любовь, высказанная мелодией, впечатывается в   нас   как один из самых мощных русских культурных кодов.  

Вот послушайте, вспомните, это вальс первого бала Наташи Ростовой, из фильма Сергея Бондарчука «Война и мир», музыка Вячеслава Овчинникова. (Слушатели   на вальсе Наташи уже все всё вспомнили. – Прим. Е.Ч.)

Во «дни тягостных сомнений» Тургеневу был опорой русский язык, великий, могучий. Мы дышим русским языком, не обращая внимания на соприсутствие в нашем организме его имманентного   могущества.

Точно так же в нас живет и русская музыка.

Во дни любых сомнений, посещавших, например, меня в жизни, мне была опорой русская музыка: Чайковской, Рахманинов, особенно Рахманинов, которого я ощущаю словно родню, каждую ноту.   Такое же чудо – Овчинников. Посчастливится же совпасть по времени проживания на Земле с явлением, которое безусловно, великолепно, величественно и которое   –   родня и по духу, и кровно, и, главное, по музыке бытия. Вячеслав Овчинников – это явление, которое отрезвляет и приводит в чувство любого, кто вдруг возомнит себя больше положенного. Пребывание вблизи   Вячеслава Овчинникова вмиг меняет, подправляет масштаб и формат людей и событий. Испытав это многократно, свидетельствую: как бы ни была вам лично трудна жизнь в данную минуту, достаточно встретиться с Вячеславом Овчинниковым – и к жизни возвращается смысл, многоярусность ее иерархических связей и красота.

  Вячеслав Александрович Овчинников народным артистом России стал, ни секунды не побыв заслуженным, это исключительная редкость,   он сразу   получил звание «народный», и в этом есть   закономерная символика всей его бурной, драматичной и пока что   недопонятой современниками жизни.

29 мая 1936 года родился Вячеслав Овчинников в Воронеже, а рождение в этом городе обычно отпечатывается и на судьбах, и на творчестве, и даже на выражении глаз. Воронеж расположен так по-русски, вокруг такая ширь, воля, и так далеко до горизонта, о, если бы вы видели это! так просторно, что один только взгляд на эту землю навсегда делает человека русским. В Воронежской области понимаешь нерасторжимую связь земли с её землянами.

Воспевать свою землю странно, обычно к ней относишься как данности, но от Воронежа нельзя не запеть, там просто всё – музыка и молитва о России.

Воронеж отпечатался на нашей литературе, родив Алексея Кольцова, Ивана Никитина, Ивана Бунина, Андрея Платонова – и Воронеж дал миру Вячеслава Овчинникова. И хотя с отроческого возраста Овчинников живет в Москве, учился здесь, он навсегда оттуда, то есть вольный человек, и матушка его из донских казаков, что в духовной системе организма даёт виражи от преданности до своеволия, даже буйства, но с уклоном в терпимость до почти святости…

Словом, если когда-нибудь усомнитесь, кто вы, русские люди, что вы делаете на этой земле, зачем живете и по чьему призыву, послушайте музыку, от которой цветы и души распускаются и тянутся к солнцу, музыку, которая физически течет по жилам, я   так чувствую музыку Овчинникова.

Такой человек, Вячеслав Овчинников, у нас один. Он весь состоит из музыки, каждое движение, каждая улыбка его доброго лица, он непримирим и честен, открыт и одновременно бывает абсолютно недоступен. Артист! Народный! Музыка Вячеслава Овчинникова – это портрет и автобиография русского человека как   держателя национального кредо.

Многим людям музыка Овчинникова помогает жить и верить в Россию, в ее вечность, в предзаданность миссии. В мелодиях Овчинникова – воля   и порыв, и ветер по-над травами. Его музыка говорит, что нет ничего, что остановило бы нашу волю, нашу свободу

Ордена у него самые удивительные – от Ордена Трудового Красного Знамени – до ордена «За заслуги перед Отечеством», медали, премии, принадлежность к академиям, включенность в   энциклопедии, он многократно портретирован прекрасными художниками, его любят женщины, его обожает жена, Наталья, ему посвящены стихи и даже некоторые мемуары, которые, правда, не очень точно мемуарируют, но на это обижаться бессмысленно, поскольку   любые мемуары – жанр полуфантастический.

Вячеслав Овчинников если любит, то делает для предмета любви больше, чем может представить себе сам объект любви. Поэтому его любовь к своей стране часто питалась горьковатым дымом безответности, а безответную любовь выдержать нелегко. Были времена, когда за честность и принципиальность он на годы стал невыездным из СССР, а позже, когда уже поехал и гастролировал, стал малоупоминаемым на родине, поскольку неручной он, неприручаемый никакими силами.   

Он неподкупен в самом высоком и самом прямом смысле слова.   Если мир окрест него негармоничен, он первый слышит фальшь, у него не просто абсолютный слух и феноменальная память (это, наверное, для композитора и дирижера естественная фоновая опора), у него безупречное нравственное чутье. Даже когда он безумно, страстно, запойно увлекается людьми или идеями, он слышит все ноты, все обертоны могучего оркестра жизни. Он способен отказаться от миллионного заказа, если в подоплёке, например, в предлагаемом сценарии, что-то не соответствует его представлениям о добре.

Его представления, что характерно, он никому их не диктует, хотя как дирижёр, мужчина, гений – он, конечно, в душе диктатор. Вот как это звучит в музыке: (В эфире здесь звучал его «Русский вальс», который он иногда называет «Вальс-поэма», но я против; первое название мне нравится больше. – Прим. Е.Ч.)

Когда он дирижировал часто, а   мне, к счастью, довелось это видеть, в зале были аншлаги, а поток желающих увидеть-услышать его, бывало, сдерживала конная милиция. Море цветов,   приносимых на его концерты, он собирал в охапки и складывал к памятнику Петру Ильичу Чайковскому, консерваторию имени которого в свое время закончил и в Большом зале которой пережил настоящие триумфы. Я подчеркиваю слово «настоящие», потому что в то время, а первый из таковых феерических концертов состоялся   в 1973 году, в то время не было слова пиар, все связи музыканта с общественностью, в том числе и в особенности метафизические – осуществлялись только через музыку, а не через управляющего по промыванию мозгов. К нему на концерты идут потому, что там – подлинное искусство, в котором дышит Дух.

Когда Вячеслав Овчинников стал звездой,   кстати, давно, его пьеса «Фестиваль» звучала на Всемирном фестивале молодежи и студентов почти 50 лет назад, а он уже написал и симфонию, и балет, и много другой музыки, – то он стал настоящей звездой.

Когда он писал свою невероятную музыку к фильму Андрея Кончаловского «Дворянское гнездо», невероятную, потому что и дворянскую, и русскую, и мировую одновременно, он уже был прославленным человеком. Но как ему удавалось почти одновременно писать музыку к фильмам «Война и мир» и «Андрей Рублев», почти одновременно? Мне кажется, что это немыслимое напряжение, когда пишешь два фильма, каждый из которых потом войдет в сокровищницу человечества, можно   выдержать только с Божьей помощью в прямом смысле   слова…

О его фантастической работоспособности, трудоголизме, бесконечном, до голодного обморока, энтузиазме – потом вспоминали свидетели и сотрудники, с трудом выбирая слова, поскольку слов, любых, тут недостаточно. Знаете, он, музыкант, не литератор, первым получил памятную медаль к 100-летию Михаила Шолохова, в этом году. Может быть, потому, что фильм Сергея Бондарчука по роману Шолохова «Они сражались за Родину» – это мощный видеоряд, снятый, положенный на музыку Овчинникова, передающую те чувства, с которыми побеждают захватчиков твоей Родины.   Вот фрагмент музыки из фильма «Они сражались за Родину», не самый лучезарный, как вы услышите, но самый говорящий: (Как понимает читатель, и здесь в эфире была музыка. – Прим. Е.Ч.)

  Как композитор, Вячеслав Овчинников – мелодист наивысшей иерархии, посвящённый, он совершенно владеет мастерством композиции, у гармонии нет от него ни одной тайны, он живёт сущностью музыки, её дыханием и всеми смыслами, и тем, чего мы, простые смертные, не знаем и только почувствовать можем в минуты чистого совдохновения.

…Его родители прожили вместе 56 лет, Александр Овчинников и Александра Овчинникова, покоятся с миром там же, где и жили, в Воронеже, и как хотели, чтобы сын стал музыкантом – так он и стал музыкантом, как и все остальные их дети, коих всего было пятеро. Сейчас живут в Воронеже его сёстры Алевтина Александровна и Зоя Александровна, обе – учительницы музыки, пенсионерки.

Вячеслав Александрович Овчинников живет и творит в Москве, никогда не соглашался уехать, тем более надолго, хотя очень много пропутешествовал по свету, имеет награды за музыку от нескольких мировых монархов.

В этот – 70-й – день рождения его поздравил телеграммой Президент России Владимир Путин, о чем коротко сообщил канал «Культура» и несколько интернет-сайтов. В ряде журналов и газет были статьи, особенно обстоятельно выступил журналист Валентин Новиков, и вот сейчас ещё и «Народное радио» выполнило журналистский долг перед гением нашей музыки, которого несмотря на его действительно мировую славу, ещё предстоит открыть его соотечественникам.

***

В завершение передачи звучали фрагменты альбома его фортепьянной музыки «Шаг за шагом», трансляция записи   концерта, состоявшегося в Консерватории им. П. И. Чайковского несколько лет   назад.

Что может изменить обстоятельства, кто может? Кроме нас самих – никто.  

С Богом.

*Текст программы Елены Черниковой «Современники», прямой эфир «Народного радио», АМ 612 кГц, 16 ч 05 мин, 6 июня 2006 г .

Елена Черникова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"