На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Поэзия  

Версия для печати

Преображение

Стихотворение к празднику

Звуком Ангельского хора

Полны были небеса;

В светлой скинии Фавора

Совершались чудеса.

Средь эфирного чертога,

В блеске славы и лучей,

Созерцали образ Бога

Илия и Моисей.

*

В то мгновенье, над Фавором

Серафим, покинув лик, 

Вожделенья полным взором

К диву горнему приник.

Братья пели; но, счастливый,

Он их звукам не внимал,

И украдкой, молчаливый,

Тайну Бога созерцал.

*

И в небесное селенье

Возвратился Серафим:

Лучезарное виденье

Неразлучно было с ним.

И полетом неприметным

Век за веком пролетел:

Лишь о нем в эфире светлом

Братьям внемлющим он пел.

*

Раз затерянные звуки

Долетели до земли:

Сколько слез, молитв и муки

Звуки те произвели!

Не одна душа, желаньем

Истомясь узреть Фавор,

С несвершенным упованьем

Отлетела в Божий хор.

*

К тем молениям Создатель

Слух любови преклонил:

Божьей тайны созерцатель

К нам на землю послан был,

Ангел смелый в наказанье

С жизнью принял горе слез;

Но свое воспоминанье

Он в усладу взял с небес,

*

Духом Божьим вышний гений

Осенился с первых лет,

И утраченных видений

Рано в нем проснулся свет.

Слезы лья по небе ясном,

Сквозь их радужный кристалл

Он в величии прекрасном

Чистых братьев созерцал.

*

И любил, осиротелый,

Думой в небо залетать,

И замыслил, кистью смелой

К прочной ткани приковать

Возвращенные виденья,

Часто, облаком живым,

В миг великого прозренья,

Пролетавшие пред ним.

*

Вспоминал, как в мир призванный,

Он на лоне свежих крил,

Гость небес богоизбранный,

За Создателем парил;

Как с крылатым роем братий

В день творенья нес дары;

Как из Божеских объятий

Всюду сыпались миры.

*

Он означил, как стопами

Бог раздвинул свет и тьму;

Как повесил над звездами

В небе солнце и луну;

Как по оставу планеты

Океан перстом провел;

Как из недр ее без сметы

Сонм творений произвел.

*

Раз, томясь своей утратой

Наяву он видел сон:

Вдруг молитвою крылатой

В небо был перенесен,

Слышал Ангелов напевы,

Сонмы их изобразил,

И в среде их образ Девы

Кистью быстрой уловил.

*

Но любимое виденье,

Что утратил Серафим,

В недоступном отдаленье,

Все туманилось пред ним.

Тщетно не смыкались вежды

И пылал молитвой взор:

Погасал уж луч надежды,

Не сходил к нему Фавор.

*

Что земные краски тленья,

Солнца пышные лучи?  –

Пред лучом Преображенья,

Как пред солнцем блеск свечи.

К смерти шествовал унылый,

Не сверша души завет,

И в расселинах могилы

Что ж он видит? – Божий свет!..

*

Луч сверкнул... и воспылала

Кисть Божественным огнем;

Море яркого кристалла

Пролилось над полотном…

И уж Бога лик открытый

Он очами ясно зрел;

Но видением несытый,

Бросил кисть... и улетел!

*

Там его виденье вечно;

Там, без горя и без слез,

Созерцает он беспечно

Диво тайное небес,

У Фавора величавый

Стражем стал – и на крылах

Свет Божественныя славы

Блещет в радужных лучах.

Рим, 1829 год.

 

* «Московский Вестник». 1830, № 2.

 

От публикаторов:

Степан Петрович Шевырёв (1806 – 1864), крупный учёный, теоретик поэтического искусства, критик, литератор. В его обширном наследии немалое место отведено оригинальным стихотворным произведениям. Пока они полностью не собраны и не выявлены, а известные уже – отмечены мастерством и талантом, причём лирика Шевырёва пронизана религиозными мотивами, согласными Евангельскому преданию и Русскому национальному мировоззрению. Стихотворение "Преображание" – один из образцов такого рода стихотворений, посвящено церковному празднику Преображения Господня, отмечаемому каждый год 19 августа и известному в народе, как Яблочный Спас.

Преображение Господне – вселенское событие, оно и в нашей земной жизни проявлено преображением природы, её воздушной стихии. После Ильина дня (2 августа) на Спас-Преображение стало захолаживать по утрам, что отмечено народной мудростью: "На второй Спас бери голицы про запас – ветер пыль по дороге гонит, по красном лете стонет". Но август – месяц-густарь, всего густо. А перед этим – первый Спас, выламывали из ульев соты и лакомились мёдом. Теперь же в садах вволю яблок, потому-то и назван этот Спас Яблочным. Разумеется, в стихотворении С.П. Шевырёва не затрагивается простонародная жизнь, в нём звучат лишь осмысленный восторг и духовное красноречие, а народная поэзия далека от витийства, она ближе к земле и совсем живая, как живы и наши обыкновенные чувства.

Предлагаемое вниманию читателей "Преображение" С.П. Шевырёва написано им в Риме в 1829 году, куда он ездил, будучи воспитателем сына княгини Зинаиды Волконской. Свои Римские впечатления он изложил в письмах из Вечного города. Всё это печаталось в 1830 году в журнале "Московский Вестник", издаваемом М.П. Погодиным в Москве. С нашей столицей, с Москвой, потом будет связана вся учёная карьера Степана Петровича, профессора Московского Университета, где он станет читать курс эстетики и поэзии, русской и зарубежной, включая и памятники античных веков.  Ныне литературное наследие Степана Петровича Шевырёва начинает быть в центре пристального внимания исследователей.

М.А. Бирюкова, А.Н. Стрижев.

Степан Шевырёв


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"