На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Поэзия  

Версия для печати

Похвала Владимиру

Поэма

Литературное переложение с древнерусского языка

(из «Слова о Законе и Благодати» Илариона)

 

Похвалим мы по силе русской нашей

Того, чей век деяньями украшен  –

Хвала тебе, Владимир, государь! –

Внук Игоря, сын славный Святослава,

ковалась их победами держава

и ныне прославляется, как встарь.

 

Ведь не в худой земле владели властью,

но в Русской, и не малой её частью,

а ведомой во всех концах земли,

ведь славные  –  рождаются от сланных,

благие родом  –  в семьях богоданных,

так и в своём роду незаменим

 

Каган Владимир возмужал, окрепнув,

от младости до славы многолепной

единодержцем будучи Руси,

мечом разящим или миром лестным
он покорил немало стран окрестных,

и землю свою пас по мере сил.

 

Пас мужеством, добытым  славой ратной,

и смыслом дерзким и суровой правдой,

и посещенье Высшего сошло,

Благого Бога милостиво око

его призрело, поразив глубоко,

и разум в сердце воссиял светло.

 

Он идольскую суетливость лести

уразумел к своей великой чести,

и Бога он единого взыскал,

Творца всей твари, зримой и незримой,

прослышав, что в дали необозримой

есть вера та, которую искал.

 

Христолюбива греческая вера,

Единобожье  –  праведности мера,

там Троицу святую люди чтут,

как благозвучны в храмах песнопенья,

как чудеса, знаменья и явленья

с молитвою вершатся там и тут.

 

Как греческие грады благоверны,

Как в церквах все коленопреклоненны,

везде в молитвах дивных предстоят,

чтоб встал пред Богом строй единоверцев,

и слыша это, возжелал он сердцем

пополнить христианский этот ряд.

 

Чтоб Русь землёю стала христианской,

с себя начал он, с тленности каганской,

и ветхость вместе с ризами совлек,

как Бог изволил, влез в купель святую,

смыл всё, что было трачено впустую,

неверья прах стряхнул с себя навек.

 

От Духа и воды он породился,

крестившись  –  во Христа он облачился,

и вышел из купели, обелён,

крестившийся  –  он сыном стал нетления,

крестившись  –  стал он сыном воскрешения,

и царственное имя принял он.  

 

Записан в книги жизни как Василий,

в том высшем граде, той нетленной силой,

Иерусалим которой наделён,

явил он к Богу суть благоговения,

и непрерывный подвиг благоверия

от прошлых и до нынешних времён.

 

И словом Божьим, явленным для слуха,

в Отца и Сына и Святого Духа

крестил он Русь и славу ей предрек,

и ясно и всегласно во всех градах,

что Троицу святую славить надо

постигнул каждый русский человек.

 

Быть время христианами настало,

Неважно  –  ты великий или малый,

будь раб ты иль свободный  –  в чём беда,

равно теперь  –  ты юный или старый,

простолюдин или боярин бравый,

богатый иль убогий  –  суть одна.

 

Всем ясное, как солнышка свеченье,

благочестиво было повеленье,

и как любовь, отечески чиста.

Крестилась Русь! Без смуты и напасти,

и не нашлось противников у власти,

и вся земля восславила Христа.

 

Мрак идольский стал отходить за море,

и благоверия явились зори,

всю тьму бесослужения сгубив,

и в землях, где держава пролегала,

Евангельское слово воссияло,

языческие  капища спалив.

 

Святые  церкви всюду возводились,

а идолы бесславно испарились,

и бесы убегали что есть сил,

икон явились праведные лики,

всё это было на Руси великой,

где крест Господень грады освятил.

 

Как пастыри овечек бестолковых,

епископы собрали Божьим словом

пред алтарём в один народ толпу,

бескровную здесь жертву возносили,

попы, и клир, и дьяконы служили,

и храмы одевались в лепоту.

 

Оглашены апостольской трубою,

очищены евангельской грозою,

те грады, где вскурился фимиам,

монастыри в горах сооружены,

и черноризцы в них, мужи и жены,

явились, став опорой временам.

 

И люди все от мала до велика

в святых церквах перед Господним ликом

всем сердцем пребывали вместе с Ним,

восславила Его страна большая,

и так молились, вместе возглашая:

«Един свят, един Господь Иисус Христос

Во славу Богу Отцу, аминь».

 

Христос принёс нам зримые победы!

Христос прогнал  нахлынувшие беды!

Христос царит повсюду на земли!

Христос теперь прославлен всеми нами!

Христос велик словами и делами!

О Боже наш, чудны дела твои!

 

 Пребудь и ты, и в почестях и силе

премужественный из владык, Василий,

тебе благодаренье воздадим,

пусть доброта, которой подивимся,

и крепость духа, с коим возродимся,

во веки пребывает вместе с ним!

 

Ведь мы с тобою Господа познали,

лесть идольскую, изведя, изгнали,

мир принеся, вложили в ножны меч,

ты милости гнездо, так свыше вышло,

ты правды друг, вместилище для смысла,

о, христолюбец, как тебя наречь?

 

Как, призванный, уверовал ты в слово,

как разгорелся искрою Христовой,

Невидимого сердцем возлюбя,

и как в тебя со временем, не сразу,

всей мудрости земной вселился разум,

подвигнув на небесное тебя?

 

Учитель наш, поведай нам, поведай!

рабам Твоим, ступающим за следом,

с каких тебе повеяло ветрил

благоуханием Святого Духа?

Как память жизни будущей досуха

вкусив, ты чашей сладкою испил?

 

Как  благ Господь, увидел ты откуда?

учеником не следовал повсюду,

но сделался им, идучи во тьме,

узрев Его  –  не верили иные,

а на тебе от века и доныне

сбылось благословение Фоме:

«Блаженны не видевшие и уверовавшие».

 

К тебе же с дерзновением взываем,

и без сомненья веру принимаем,

Блажен ведь ты  –  Спаситель так нарек,

как, веруя, о Нём не соблазнился,

по слову по неложному смирился,

нам и сейчас, Блаженный, невдомёк:

«И блажен, кто не соблазнится о Мне».

 

Те, кто Закон изведал и пророков,

Его распяли, будто ненароком,

а Ты, хотя Закон не почитал,

Распятому с любовью поклонился,

в разверзнутое сердце страх вселился,

тот Божий страх, которого не знал.

 

Ещё смиренье сердцем не приемля,
не видел, как прошёл апостол землю,

голодный, нищий  –  всю юдоль твою,

не видел ты, как бесов изгоняют,

немые  –  речь по слову обретают,

горячку сбив, из мертвых восстают.

 

Так как же ты уверовал, не видя?

О, чудо дивное! Пытали, ненавидя

Святых мужей властители судеб,

на муки и страданья предавали,

Христовой веры так и не признали,

и видя всё, любой из них был слеп.

 

Тебе, блаженный, и чудес не надо!

Принял Христа как высшую награду,

уразумев и смыслом, и умом,

что Бог един и вечен в постоянстве,

невидимом и видимом  пространстве,

во царствии небесном и земном.

 

Он в мир послал, спасенья только ради,

возлюбленного Сына, и преграды

ты не нашёл, помысливши, в судьбе,
в святой купели всё само позналось,

и что иным уродством бы казалось 

предстало силой Божией тебе.

 

К тому же, кто поведает с охотой

о милостях ночных, дневных щедротах,

что ты убогим, сиротам творил?

И должникам, и вдовам, и болящим,

всем, требующим милость в настоящем,

услышав то, что молвил Даниил:

 

«Совет мой да будет тебе угоден, царь

                                   Навуходоносор!

Грехи свои милостынями очисти,

А беззакония свои  –  щедростью к нищим».

 

Услышав то, пречестный, не словами,

всё сказанное подтвердил делами,

нагих  –  одеждой тёплою прикрыл,

просящим  –  хлеб и воду подавая,

болящим  –  утешенье посылая,

долги простил и рабство запретил.

 

Среди людей та щедрость не остынет,

а милость поминается доныне,

Бог с ангелами знают, что жива,

из милости, доброприлюбной  Богом,

как раб Христов, к Нему дерзаешь много,

пророческие, в помощь мне, слова:

«Милость превозносится над судом».

и « Милостыни мужа, как печать Бога».

«Блаженны милостивые, ибо помилованы будут».

 

Вернее же всего Господне слово,

к Писанию же обратившись снова,

свидетельство там верное найдём,

Апостолом Иаковом речено,
к тебе оно так ясно обращено,

что мы его смиренно приведем:

 

« Отвративший грешника

             от заблуждения на пути Его,

спасет душу от смерти

          и покроет множество грехов».

 

А если таково вознагражденье,

Василий! Каково твоё спасенье,

ведь душу обратил ты не одну,

рассыпал бремя грешного уродства,

ты отвратил от идолопоклонства

не десять душ, не город  –  всю страну?

 

Показывает нам Спаситель сам,

что честь тебя и слава к небесам

возносят, и про то Он молвит слово:

«Кто исповедует меня перед людьми,

Исповедую того и Я перед Отцом Моим,

                                 который на небесах».

 

Познавший его только пред людьми,

похвален сколь быть должен перед Ним,

приняв исповедание Христово.

 

Не только Сына Божьего познал,

но исповедь и веру утверждал

и не в одном построенном соборе,

Христовы церкви всюду возводил,

служителей Ему ты находил

по всей Руси от моря и до моря.

 

Равнохристолюбивый Константину,

Ему подобный, равноумный чину,

служителей Христа тот равно чтил,

Святых отцов выслушивая споры,

под сводами Никейского собора

для всех людей закон установил.

 

И ты с отцами совещался часто:

Как, с Господа новопознавшей паствой,

тебе в стране, едва крещёной, быть?

Глубокое смиренье проявляя,

к епископам взывал ты, научая,

чтоб Господа закон установить.

 

Эллинов и римлян привлёк тот к Богу,

Ты  –  Русь привёл к Христовому порогу,

Стал как у них  –  единый царь Христос,

тот с матерью из Иерусалима,

крест принеся, в веках необозримо

и утвердил и по миру разнёс.

 

А у тебя  –   превысшая награда:  

из нового Иерусалима града

с княгиней Ольгой, бабкою своей,

Ты крест принёс, и веру утверждая,

как Константин, от края и до края

крест превознёс, землёй приемля всей.

 

Ты с ним единой славы сопричастник,

и честь, и слава  –  всё в Господней власти,

так сотворил на небесах Господь,
по благоверью, что имел ты в жизни,

пастух предобрый в подданной отчизне,

блаженна  жизнь, блаженна твоя плоть.

 

Свидетельство от века и доныне  –

храм Деве Богородице Марии,

как правоверный, ты его воздвиг,

там мужественное тело почивает,

Архангельского зова ожидает,

чтобы предстать пред Богом в тот же миг.

 

Свидетельство тому  –  и сын Георгий,

владычество его да будет долгим,

Бог сотворил наместником тебе,

не на разруху  – а на утвержденье,

на умноженье  –  не на умаленье,

на завершенье благоверных дел.

 

Свершающим, не просто говорящим,

премудрости великой сотворящим,

как следом за Давидом  –  Соломон,

Он всякою украсил красотою,

для града, для священного устоя

сияющий убранством Божий дом.

 

Ту церковь дивную  –  по всем окружным странам,

(пройди  Восток и Запад неустанно)

в полуночье  земном не отыскать,

и Киев град, что славою отмечен,

величеством, словно венцом увенчан,

сумел ты Богородице предать.

 

Святому Благовещению во имя,

в честь праздника Господня исполнима,

возведена Ей церковь на вратах,

Архангел целованье дарит Деве,

оно и граду дарено на деле,

ведь ей когда-то сказано вот так:

 

«Радуйся, обрадованная, Господь с Тобою!»

И граду же «Радуйся, благоверный град,

                                    Господь с тобою!»

    

 

О, честный муж, восстань скорей из гроба,

сон отряхни, поверили мы чтобы,

что общее восстанье впереди,

ведь с верою Христовой смерть нелепа,

Бог дарит миру жизнь, и веря слепо,

прозревшие ты очи возведи.

 

Какой тебя Господь сподобил чести,

увидишь в сыне, что на том же месте,

на той же не беспамятной земле,

стал ныне украшением престола,

он плоть твоя и он тебя достоин,

возвеселись и радуйся вполне.

 

А рядом с ним узри сноху Ирину,

Потомством  –  твоему угодна сыну,

Хранимых Богом правнуков узри,

Как благоверие  держат по завету,

как свято церкви чтут  –  за всё за это

восславь Христа и возблагодари!

 

Узри и град, сияющий величьем,

цветущим поражающий обличьем,

отсюда христианство возросло,

блистающий иконами святыми,

и фимиам, курящийся над ними,

и песнопеньем всё оглашено.

 

Возрадуйся, небес священных житель,

Благой Господь всему тому Строитель,

не плотью ты, но духом восхвали,

когда взошёл посев твой многоплодный,

дождём благоволенья окропленный,

неверья зноем стал неопалим.

 

Ты во владыках правящий апостол,

из мертвых воскресающий не просто,

всех нас, чьи души грешные мертвы,
кто идолослужения недугом

был поражён, и чей недуг поруган,

познав Христа, источник чистоты.

 

И скорченные от бесовской лести,

с тобою лишь мы распрямились вместе,

на праведный вступили жизни путь,

слепыми были, грешные, вначале,

прозрели мы сердечными очами,

невидения познавая суть.

 

Для Божества трёхсолнечного света

прозрели мы, речь обретя при этом,

немые, распрощались с немотой,

так радуйся, наставник, благоверью,

от мала до велика  –  прославленью

Единосущной Троицы Святой.

 

Ты правдой облачён,  наш сокол ясный,

ты крепостью нетленной опоясан,

ты истиною вечною обвит,

увенчан смысла высшим отраженьем,

и милостынью, словно ожерельем,

златым убранством славен и велик.

 

Премудрый  –  для нагих ты стал одеждой,

кормитель стал  –  для алчущих с надеждой,

для жаждущих  –  прохладой ключевой,

пристанищем стал  –  странникам в дороге,

заступником  –  для бедных и убогих,

для всех, кто не имеет ничего.

 

Ты стал помощник сиротам и вдовам,

ты стал бездомным  –  обретенным кровом,

делам твоим был подведён итог,

на небесах приемлешь воздаянье,

и Лика лицезреешь ты сиянье,

что любящих Его сподобил Бог.

 

Молись там о земле своей и людях,

пусть мир и благоверие пребудут

сохранны по преданью твоему,

да будут православные как братья,

да будет еретичеству прклятье,

народ не сгинет в войнах и плену.

 

Да соблюдёт Господь от всякой скорби,

молись о том, чтоб здрав был сын Георгий,

наш государь, во всём тебе под стать,

чтоб смог корабль пройти пучину жизни,

и невредимо, и без укоризны

в небесное заветрие пристать.

 

С богатством добрых дел и без соблазна,

поставив Русь на путь богобоязный,

пред Богом сын предстанут и отец,

со праведными всеми Бога ради,

за общий труд сподобятся награды,

небесной славы принявши венец.

Елизавета Иванникова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"