На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Библиотека  

Версия для печати

Чтоб не исчезли меж народами мосты…

Память

Борис Ильич Олейник был большим ревнителем славянского братства и остался им до конца жизни, несмотря на все сложности отношений последних лет между Украиной и Россией. В 2014 году он лично приехал в Москву на празднование 200-летия Тараса Шевченко, и тогда же в Доме Ростовых состоялась презентация его «Избранного», изданного МСПС и Международным Литературным фондом.

Откликом на печальное событие стала статья о Борисе Олейнике, которую мы предлагаем вашему вниманию это Слово о большом поэте, мыслителе и человеке.

 

Борис Олейник – человек своего времени и своего пространства, поэт своей эпохи и своей среды. Один из лучших поэтов. Великий украинец, великий славянин, великий европеец, великий представитель земной – глобальной – цивилизации. Он писал по-украински, но, благодаря переводам, его произведения прозвучали на многих языках мира, с ними смогли познакомиться в разных странах и жители больших городов, и обитатели отдаленных уголков планеты. Для большинства из них стихи Олейника были близки и понятны: под украинским народным костюмом его лирического героя билось сердце человека мира во всей его универсальности и амбивалентности.

Став чиновным, Олейник не перестал быть человечным. И в этом смысле тоже проявив уникальность своей личности и судьбы. Взлетев в общественно-политической карьере до заоблачных высот, он сумел сохранить себя. И в жизни, и в творчестве. Когда же ветры истории задули в противоположном направлении, Олейник остался самим собой, таким, каким был до кардинальной смены политических декораций. И продолжил в новых условиях делать то, чему посвятил жизнь. Уже в иной, чем раньше, роли, в иной ипостаси – почти как один в поле воин. Или, может быть, лучше будет сказать – один из трехсот современных спартанцев, рискнувших встать на пути набирающего силу и власть Зла.

Олейник был коммунистом, когда это было модно и выгодно, и остался им, когда это стало неприбыльно, а затем опасно. А вот назвать его поэзию коммунистической трудно, если вообще возможно. Гуманистической – да. Оптимистической – да. Исторической – да. Диалектической – да. Материалистической – да. Но ни в коем случае не догматичной, не пафосной, не демагогической, не идеологизированной. Идеология в его литературном творчестве присутствовала, но не доминировала, не подменяла собой остальные компоненты творческого мира – не служила инструментом достижения внелитературных целей, а была естественной составляющей индивидуального мировоззрения и поэтического сознания.

С первых шагов в литературе, а они были сделаны ещё в старших классах средней школы и на первых курсах университета, Олейник целен и целостен. Сомнения, колебания, внутренние терзания его лирического героя сведены до минимума. Хотя, несмотря всю устремленность вступившего в жизнь нового поколения «вперед и вверх», присутствуют. Очень характерно и весьма показательно в этом отношении звучит одно из ранних его стихотворений, датированных 1957 годом, – «Я до тебе йшов…». Лирический герой тут идет к своей любви, казалось бы, находит её, но замирает буквально в одном-единственном шаге от обретения. Не дождавшись признания, девушка уходит, герой бросается за ней вдогонку, но, увы, повернуть ход событий вспять ему не удаётся…

Борис Олейник много видел и повидал, много знал и понимал, многое умел и мог. С самой ранней юности и до конца дней ему неизменно удавалось то, что дано немногим: постигать самые сокровенные тайны бытия. И щедро, радостно, весело, как умел только он один, делиться своими открытиями и откровениями с людьми, с читателями. Умения были самые разные, самые неожиданные. Ему, например, была дана удивительная способность, которую сам он на заре своей высокой поэтической судьбы сформулировал такими словами: «І – дорослі – ми станем од щастя дітьми». Обладая оригинальным взглядом, оригинальным мышлением, Олейник замечал вокруг себя, в себе, в других, то, что не удавалось заметить и подметить никому другому.

Молодой Олейник – тонкий лирик, гражданин, мужчина. Со своим кодексом чести, своим представлением о сущем и должном, своим пониманием того, что такое «хорошо», что такое «плохо», где «свои», где «чужие». А еще – благодарный потомок своих славных предков, ученик своих формальных и неформальных учителей, друг, побратим. Ну, и, конечно, сын. Его сыновьи чувства заслуживают того, чтобы сказать о них отдельной строкой. Их искренность, сила, глубина, эмоциональный накал не могут не вызывать восхищения. Культ матери в творчестве Олейника – это особая история, особая сфера, в которой в полной мере проявились его лучшие качества. Олейник зрелый, отнюдь не менее лиричный, чем в молодые года, теперь еще и поэт-трибун, поэт-мыслитель, пристально вглядывающийся в суть явлений и событий, отслеживающий связь времен, бьющий в набат, пытаясь предупредить свой народ и все человечество о приближении беды.

В последние годы жизни Борис Олейник много внимания уделял молодежи. И как председатель Украинского фонда культуры, и как один из инициаторов и создателей международного гуманитарного проекта «Минская инициатива». В рамках последнего он активно поддерживал проект, связанный с творчеством молодых поэтов Украины, Белоруссии, России. Написал предисловие к поэтическому альманаху «Terra poetica». «Национальная традиция для молодых поэтов Украины, России, Белоруссии является важной, но не единственной, – отметил он там. – Насколько мне известно, это сейчас приобретает характер общей тенденции литературного развития. Тенденцию, которая проявляется и действует не только на наших восточноевропейских, славянских просторах, но и далеко за их пределами – в Европе, в мире. Когда-то считалось, что разрыв с опытом предыдущих поколений – стопроцентная гарантия провала для любого, что без овладения этим опытом и без его использования нет, и не может быть литературы как таковой. В модерном мире и в постмодернистской литературе, оказывается, что наоборот – может быть, и есть. Вопрос в том, что же идет на смену национальной традиции, остается пока открытым».

Творчество Бориса Олейника теснейшим образом связано с традицией, как той, что была сформирована поэтическим поколением, которое непосредственно предшествовала появлению шестидесятников, к которому принадлежал он сам, так и поколениями более ранними, включая, конечно, Шевченковское. Не будет преувеличением сказать, что поэт вырос на традициях: украинской национальной, советской интернациональной, славянской наднациональной, – впоследствии развив каждую из них, привнеся свежую струю. С его же традицией дело обстоит сложнее, проблематичнее. В современной украинской поэзии пока не видно поэтов, которых можно было б причислить к последователям Олейника. И это, как мне кажется, обедняет нашу литературу, лишая её чего-то очень важного, очень ценного и очень нужного.

 

***

«На віщу зустріч віра в нас не гасла, / Ми на плечах несли до неї міст, / Аж доки срібним дзвоном Переяслав / Не провістив братання благовіст». Эта замечательная строфа из стихотворения Бориса Олейника «Ода братству», в котором воспето единство двух родственных народов – украинского и русского, их братство, идущее из глубины веков. Перед читателем предстает широкая картина их общей героической и драматической истории – от Киевской Руси до времен Великой Отечественной войны. Всякое бывало на этой, по словам поэта, "долгой ниве жатв и лихолетий", но выстоять славяне смогли только благодаря своему кровному корневому единству.

В нынешнее время трудных взаимоотношений между Украиной и Россией пафос поэтических обращений Бориса Олейника не всем покажется близким, но ни сам автор, ни его многочисленные читатели и почитатели не усомнятся в праведности сказанного. Олейник – выдающийся мастер эпического слова, писал он не на потребу дня, не к юбилейной дате, но по велению души и, конечно же, для вечности. И в этом он сродни мудрому летописцу. Так ведь действительно было. И, несомненно, будет. Жизнь народов длинная. И кто знает, не придется ли русским и украинцам еще не раз отстаивать свою восточнославянскую православную идентичность. По образному выражению поэта, «славянскую ветвь» и «славянский родовод».

Неравнодушен поэт и к судьбам других славянских народов. В дни югославской трагедии он не раз бывал в югославских фронтовых окопах, выступал с яркими публицистическими эссе, разоблачавшими агрессию НАТО, сопровождавшуюся бомбардировками городов и селений Сербии. Одно из таких эссе – «Кто следующий?» – явилось горьким пророчеством поэта о том, что Югославия не последняя страна, подвергшаяся глобализационной "демократизации" США и их европейских союзников. Вскоре они и ответили поэту на его вопрос. Следующими стали Ирак, Афганистан, Ливия, Сирия… А теперь – Украина.

Разумеется, не мог Борис Олейник не выразить своего отношения к югославской трагедии и в поэтических произведениях. Одно из наиболее пронзительных и набатных озаглавлено «Гей, славяне». Оно о сербах, оказавшихся, как пишет поэт, «средь двадцатого века на смертной меже», и о православии, на которое «замахнулся сатана». Взывает поэт и к общеславянской солидарности. Сказано все это Олейником совсем не задним числом, не после, но в самый разгар кровавой расправы «цивилизованного Запада» над православными сербами. Можно сказать, голос поэта прозвучал прямо из сербских окопов. В стихотворении «Спасибо вам, сербы!» Олейник просит прощения за тех, кто остались в «норах и подвалах, дрожащими, как осиновые листья». И это в то время, когда в Брюсселе, «обнявшись со смертью, смеялся сатана» в генеральском мундире. Повинившись, в том числе и за славянских собратьев, поэт обратился с благодарностью к гордым и неодолимым сербам. «Спасибо, сербы, неодолимо гордые! / Вы шли в огонь, отбросив все щиты, / Чтоб не исчезли меж народами, / Люцифером сожженные мосты».

Тема славянства – не эпизодическое вдохновение, но постоянный духовный родник, к которому поэт припадает на протяжении всей своей творческой жизни. В «Оде Киеву», написанной в дни празднования 1500-летнего юбилея древнейшего русского города, Борис Олейник особо выделил его восточнославянское значение: «Калиновая зыбка / трех мужей, / Что разметали / полчища Батыя, / Возрадуйся, /золотоглавый Киев, / Высокий щит / славянских рубежей!». Рубеж, как символ предела, за которым – отказ от своего многовекового прошлого, своей культурной православной идентичности, стал главным смыслом замечательной поэмы Бориса Олейника. «Трубит Трубеж». В ней о судьбе Украины вместе с поэтом размышляют Богдан Хмельницкий и Тарас Шевченко. О такой ли Украине они мечтали? Такую ли Украину построили «вкраинолюбы ревни»? Поэт не идеализирует прошлое, но и от нынешнего состояния дел он далеко не в восторге. Вложенные в уста Шевченко слова о политических поводырях народа, звучат, как наше родовое проклятье: «Они при всех режимах – на посту, / Им все едино, власть доить какую, / Они святыню продадут любую – / Хоть красную, хоть / желто-голубую…». Поэт заканчивает свою тревожную повесть об Украине призывом отбросить все суетное и мелочное, выполоть «осот розбрата» и явить себя миру единым народом. Увы, его призыв остался не услышанным и не понятым. Украину таки загнали в те самые «мальтийские сети», о которых он упоминал.

Борис Олейник – поэт глубоко национальный. Он был патриотом, когда за патриотизм наказывали, он остался патриотом тогда, когда патриотами стали все. Он никогда не был склонен к елейности, псевдопатриотизму, бездумному восхвалению «самости». Всей своей жизнью и творчеством он приобрел право на правду. В том числе и горькую. Это не всем нравится. Было время, когда чересчур «сознательные» организовали настоящую травлю поэта. В вину ему вменялись политические акцентации советского времени, а также и нынешняя верность идеям социальной справедливости. Определенно, эта хула была поэту неприятна, но он продолжал идти своим путем. Иногда в разговоре с близкими, касаясь наветов недругов, спокойно замечал. «Они не мне мстят. Они мстят себе за собственное криводушие и отступничество». Можно по-разному относиться к приверженности Олейника социалистической идее, но нельзя не признать благородства такой позиции. Да, ее реализация в Советском Союзе не обрела лучших форм, однако вина в этом не идеи, считает поэт, а тех, кто её предал. Ему глубоко чужды так называемые коммутанты, в одночасье «забывшие» свое прошлое и гарцующие на гробах отцов и дедов. Таких оборотней поэт высмеял в ряде сатирических стихотворений: в памфлете «Марш пятой колонны», в поэмах «Сон» и «Переодевание душ», стихотворениях «Третьи», «Прозренье» и других.

Бориса Олейника всегда, везде, при любых обстоятельствах отличало какое-то эпическое спокойствие. Он был начисто лишен услужливой суетливости, чем грешили и грешат многие его собратья по перу. Кажется, ему с самых первых шагов по этой земле был известен истинный смысл собственного прихода в этот мир. Может быть, поэтому он со спокойным достоинством и совершил предначертанную ему земную миссию. Когда-то на Шевченковских празднествах в Запорожье, выдающийся поэт Расул Гамзатов сказал: "С Борисом Ильичем я готов идти в разведку". Нет сомнений, что к этим словам присоединятся все почитатели творчества украинского поэта. Разумеется, это уже будет не маленькая разведгруппа, но огромная армия почитателей Бориса Олейника, армия дружбы и единства.

Петр Толочко, Павел Рудяков (Киев)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"