На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Библиотека  

Версия для печати

Романовы и Харьков

Очерк

В год 400-летия Дома Романовых – Императорской фамилии, в период царствования которой Российская империя достигла наивысшего расцвета, мы всматриваемся в наше прошлое, словно через магический многовековой кристалл, испытывая сонм чувств – восхищения, сострадания, вины, доходящей до отчаяния. И пытаемся найти ответ на вопрос: почему все так завершилось?  Почему он все-таки настал, тот самый «России страшный год, когда царей корона упадет; Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пища многих будет смерть и кровь», как было указано в «Предсказании» (1830) Лермонтова? Почему наше Отечество взял за горло «Некто 1917», как прорицал поэт-футурист Хлебников?

В год 400-летия начала династии Романовых после окончания Смуты мы просто обязаны оглядеть себя, свое многострадальное Отечество изнутри, понять, почему это наваждение стряслось с нами, можем ли мы вернуться хотя бы к подобию гармонии русской жизни, находясь на ином цивилизационном витке, сохраняя и оберегая преемственность своего исторического бытия.

И все же память на удивление существует порой вопреки всему, и сколько ее ни испытывай и ни уничтожай, она все равно пробьется слабыми незабудками сквозь лопающийся бетон забвения. Память хранят не только люди и книги, но и дома, ландшафты. И сказано: «Бог сохраняет всё». Это значит, что Свет сочится к нам из незримого града, Небесного Иерусалима, который всегда есть, только у нас зачастую нет дара этот свет восприять.

* * *

Романовы олицетворяли созидающую роль государства и власти во Всероссийской империи. Самым явным свидетельством их участия в судьбе слободского города Харькова является, безусловно, создание университета.

Харьковский императорский университет был учрежден указом Александра I от 17 января (29 января по новому стилю) 1804 года.

Весь последующий расцвет Харькова связан с наличием в нем университета, который стал смыслообразующим остовом, на который наросло все воспоследовавшее: наука, промышленность, культура, отчасти православная духовность и общественно-политическая мысль.

Под первое здание университета был передан губернаторский дом, ставший таковым сразу после отбытия императрицы Екатерины Великой из Харькова, для остановки которой был построен.

Императрица останавливалась в нем в 20-х числах июня 1787 г., возвращаясь из Крыма. «Историческая хронология Харьковской губернии» сообщает: «В Харьков въехала государыня 10 июня около 8 часов вечера и была встречена на Холодной горе преосвященным Феоктистом, губернатором Норовым, представителями города и народом. При духовой музыке, помещенной на триумфальных воротах, сто одном выстреле из пушек государыня проследовала во дворец…»

Дом уцелел в лихолетьях. Когда было построено новое здание университета, в этом доме открыли Украинский заочный политехнический институт, а в новейшие времена – УИПА (Украинскую инженерно-педагогическую академию).

А в тот памятный день состоялось вечернее гуляние с иллюминацией и фейерверком. На следующий день императрица отправилась на молебен в находящийся рядом Успенский собор: «...опираясь на трость, без зонтика, в полуденный зной, она шла очень тихо, с лицом довольным, исполненным благоволения, величественно и милостиво кланяясь на обе стороны». 

В тот день «Ее Величество отправилась в дальнейший путь».

Событие наделало немало шума в умах горожан. О пребывании императрицы в народе остались изустные байки-легенды о топонимах Холодная гора, Хорошево, Безлюдовка. Или о встрече с философом Сковородой: «Отчего ты такой черный?» – «Э, вельможная мати, разве ж ты где видела, чтобы сковорода была белая, коль на ней пекут и жарят, и она вся в огне?»

А к приезду императрицы готовились беспрецедентно. Очевидец Ф. П. Лубяновский рассказал в своих записках: «За неделю перед прибытием в городе уже не было угла свободного; жили в палатках, шалашах, сараях, где кто мог и успел приютиться; все народонаселение губернии, казалось, стеклось в одно место; к счастью, было это летом при ясной, тихой и теплой погоде». Он же вспоминал: «Показался на Холодной горе Царский поезд; настал праздников праздник. Тысячи голосов в один голос громогласно воскликнули: «Шествует!» – и все умолкло. Неподвижно, как вкопанные, в тишине благоговейной все смотрели и ожидали: божество являлось... От ворот до дворца (ныне университет. – С.М.) версты полторы. Императрица ехала шагом и из кареты по обе стороны кланялась; слышен был только звон с колоколен. Не случалось мне быть в другой раз свидетелем такой глубокой тишины и благоговения при многочисленном стечении народа. Императрица показалась на балконе дворца; тут только обычное «ура» загремело по всему городу. Затем смерклось, зажгли фейерверк, на беду не удавшийся; к тому же ракета угодила в шею секретарю Верхнего земского суда. Придворный врач прибежал осмотреть раненого; фейерверк отменен; затем кто-то из свиты вручил счастливому секретарю золотые часы, в изъявление соболезнования от Всемилостивейшей Монархини. Звучит до сих пор у меня в ушах возглас: «мати ты наша премилосердая», который раздался между тысячами украинцев, когда разнеслась весть о часах».

* * *

Однако мы чуть нарушили хронологию. Сделаем шаг назад. Первым из Романовых, посетивших Харьков, был государь Петр I Алексеевич. Причина была чрезвычайной: в 1709 г. император готовился к сражению с войском Карла XII и поначалу планировал дать главное сражение шведским захватчикам под стенами Харьковской крепости.

Государь начал пребывание в Харькове с молебна о даровании победы русскому оружию. Приняв Николаевскую церковь за соборную, царь присутствовал в ней утром 2-го июня. Теперь известно, что судьбоносную роль в Полтавской победе русских войск сыграла чудотворная икона Богородицы Каплуновской, прославленная в с. Каплуновка Ахтырского уезда Харьковской губернии (ныне Сумская обл.). Поначалу Образ по призванию государя был доставлен в Харьков, а накануне Полтавского сражения был носим перед полками.

В петровский период Харьковская крепость была существенно укреплена, под ней были построены ходы, часть из которых сохранились до нашего времени. С ними связывают таинственные истории. Был прорыт и подземный ход, соединивший соборы Покровский и Николаевский. Сообщалось, что позднее, при работах по закладке фундамента нового здания Азово-Донского банка, принадлежавшего к числу самых мощных финансовых институтов Российской империи, были обнаружены остатки даже двухэтажных подземных галерей.

* * *

С именем государя Александра I Павловича Благословенного связывают два разных визита в Харьков. 17 сентября 1817 г. в честь прибытия императора в доме Дворянского собрания, на Николаевской площади, состоялся бал.

Это прекрасное в стиле классицизма здание с колоннами, увы, было разрушено во время Великой Отечественной войны в 1943 г. Оно имело яркую историю. 13 марта 1893 г. в нем состоялось выступление П. И. Чайковского. В 1914 г., с началом Первой мировой войны, дом Дворянского собрания был отдан под лазарет. В декабре 1917 г. тут состоялся Первый Всеукраинский съезд Советов. В период Гражданской войны, когда с июня по октябрь 1919 г. в Харькове была установлена власть Вооруженных сил Юга России, в здании была размещена штаб-квартира командующего Добровольческой Армией генерал-лейтенанта В. З. Май-Маевского. В 1935 г., после перевода украинской столицы из Харькова в Киев и переезда правительства, здание было передано первому в СССР Дворцу пионеров, и накануне Нового года (1936) перед этим зданием была зажжена первая в УССР новогодняя елка для детей.

О пребывании в Харькове Александра I современником было рассказано, что государь «…изволил прибыть в соборную церковь, прослушать там краткое молебствие и отбыл в дом купца Ломакина, где изволил остановиться. На другой день, в 8 часов утра, Император прибыл в университет, где ему были представлены профессора и все студенты; их вызывали по фамилии, они кланялись и уходили. Осмотрены были библиотека и кабинеты. В поданной Ему книге Государь написал: 18 сентября 1817 года. Александр».

Второй же, если позволительно так выразиться, «визит» произошел при обстоятельствах трагических. Тело скончавшегося в Таганроге в конце 1825 г. императора везли в закрытом гробу в Санкт-Петербург. Путь был длинный и долгий. 9 января 1826 г. прах был доставлен в Харьков и простоял в Успенском соборе до 12 января. Говоря точнее, гроб стоял в примыкающей к храму вплотную строившейся колокольне, названной именно в честь императора Александровской.

Колокольню для харьковского Успенского собора профессор архитектуры Харьковского императорского университета Евгений Васильев принципиально задумал высотой большей, чем колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. Е. Васильев окончил Петербургскую Академию художеств и Горный корпус в Петербурге, стажировался у архитекторов Дж. Кваренги и А. Порто. Хитроумный Васильев, говорят, в чертежах указал высоту колокольни не от основания, а по секциям, потому и выиграл дополнительную высоту. В результате удалось достичь высоты колокольни 89,5 метра (против 81 метра «Ивана Великого»). На протяжении более полутора веков это было самое высокое каменное здание в Харькове, и только в 2006 г. были возведены более высокие постройки – два 25-этажных жилых дома (91 и 95 метров). И сейчас Успенская колокольня – самая высокая в Харьковской епархии.  

Александровская колокольня Успенского собора, возводившаяся с 1821 по 1844 г., и сегодня является одной из важнейших доминант в облике Харькова. Идею воздвигнуть очень высокую новую колокольню в честь государя Александра I и победы русской армии над войсками Наполеона Бонапарта в Отечественной войне 1812 г. высказал протоиерей Стефан Антоновский. Поскольку колокольня собора строилась «въ память избавления отечества отъ нашествія иноплеменныхъ въ 1812 году», Синод счел допустимым сделать на колокольне надпись: «Богу Спасителю за избавленіе отечества отъ нашествія галловъ и съ ними двадесяти языкъ».

Известно, что скорбный груз с прахом Алекcандра I сопровождал конвой из улан Чугуевского полка, среди которых был рядовой Ефим Репин – отец будущего знаменитого художника.

До сих пор ведутся споры: умер ли в самом деле государь Александр I в Таганроге или кончина была им сфальсифицирована, а прославленный победитель, набожный император Александр Павлович, терзаемый виной отцеубийства, еще долгое время жил под именем боголюбивого, рассудительного и кающегося старца Феодора Кузьмича в далеком томском скиту. 

Завершая тему Успенского собора Харькова, следует сказать, что к нему причастен был еще царь Алексей Михайлович Тишайший, который по ходатайству местной общины в 1658 г. издал Указ (отсчет лет от Рождества Христова был введен в России в 1700 г. Петром Великим): «Лѣта 7166 августа въ день по государеву цареву и великаго князя Алексѣя Михаиловича… указу окольничему Ѳеодору Михаиловичу Ртищеву да Григорью Михаиловичу Аничкову да дьякамъ Давиду Дерябину да Игнатью Матвѣеву да Андрѣю Селину. Великій государь царь… указалъ послать изъ приказу Большаго дворца въ новый городъ въ Харьковъ въ соборную церковь Успенія Пречистые Богородицы книги евангеліе напрестольное, апостолъ, псалтырь со возслѣдованіемъ, минею общую, шестодневъ тое жъ соборные церкви съ попомъ Иваном Аѳанасьевымъ…»

Александр I учредил в Харькове не только университет, но и институт благородных девиц, открывшийся – обратим внимание на дату – 22 сентября 1812 г. Через полмесяца после Бородинской битвы!

У истоков института стоял Г. Ф. Квитка-Основьяненко. 

Д. Губин в газете «Время» от 8 августа 2012 г. приводит несколько показательных цитат.

К. М. Сементовский: «Что же касается воспитания девиц, то ни в Харьковской, ни в соседских с нею губерниях в то время для девиц не существовало общественных заведений. Гр. Ф. Квитке принадлежит первая мысль об учреждении такого заведения в Харькове. Его же заботливости, трудам и жертвам (Григорий Федорович потратил на институт почти все свое состояние. – Д. Г.) принадлежит и осуществление этой мысли. Его стараниями открыт институт, где должны были получать воспитание по две девицы благородного происхождения из беднейших семейств каждого уезда Харьковской губернии, чтобы потом, в свою очередь, быть наставницами и учительницами дочерей достаточных помещиков. Вскорости в институт были помещаемы дочери достаточных помещиков на их собственное иждивение, а недостаточных на счет императрицы Марии Федоровны».

Многолетний директор института писатель П. П. Гулак-Артемовский (дядя композитора С.С. Гулака-Артемовского) так вспоминал первые годы его существования: «Когда все было готово к открытию института, получена была роковая весть о занятии неприятелями древней столицы России. Весть эта едва было не разрушила задуманного предприятия при самом приступе к его исполнению. Несмотря на это, институт был открыт. Скудность способов его существования в наемных домах в течение последовавших за тем 1813, 1814, 1815, 1816 и 1817 годах заменялась и восполнялась некоторым образом богатством бескорыстного усердия ученых чиновников здешнего университета и гимназии, предложивших услуги свои этому скромному святилищу отечественного образования, безвозмездным преподаванием воспитанницам онаго учебных предметов. В остальных нуждах заведения сочувствовал ему, с истинным самоотвержением, ближайший блюститель его благосостояния покойный Квитка».

И, наконец, высказывание Великого князя Николая Павловича, посетившего Харьков в 1815 г.,  за десять лет до своего восшествия на престол. «…Я подобного заведения, в рассуждении цели и намерения, в пределах пространной России, не находил еще».

В 1839 г. Харьковский институт благородных девиц по распоряжению Николая І Павловича был переведен  в здание, строившееся для кадетского корпуса [кадетский корпус открыли в Полтаве].

Здание, возведенное по проекту московского архитектора Д. Т. Торопова (ул. Сумская, 33), было разрушено в 1943 г. Теперь на этом месте стоит гигантский куб Харьковского академического театра оперы и балета. Сам институт (с частью имущества, зато в составе 157 воспитанниц, 38 человек персонала и 46 членов семей служащих) через Одессу эвакуировался в 1920 г. в Сербию, где просуществовал до 1932 г.

***

Полагают, что с появлением в России военных поселений именно маленький уездный городок Чугуев близ Харькова на полстолетия стал центром повышенного монаршего внимания. Летние царские смотры кавалерии, маневры всех родов войск, парады и церемониальные марши с салютами стали традиционными для некогда провинциального Чугуева. В городе до сих пор цел царский путевой дворец, в котором неоднократно останавливались Николай I и Александр II.

Бывая в Чугуеве, государи посещали и губернский Харьков. Николай I во время одного из таких посещений в 1832 г. выразил недовольство постройкой университета, определил новое место для женского института за городской заставой, где имелся большой сад, а также указал на отсутствие в Харькове парадного плаца. А в октябре 1852 г., будучи в Харькове проездом, счел нужным вмешаться в затянувшийся конфликт харьковского городского головы купца А. Рудакова с губернатором С. Кокошкиным, которые не смогли договориться относительно размещения и аренды торговых мест в городе. Выслушав доклад Кокошкина, царь взял его сторону и сразу отправил Рудакова в двухлетнюю ссылку. Жандармскую карету, увозившую Рудакова, сопровождала длинная вереница роскошных экипажей. Так харьковское купечество выразило свою солидарность с городским головой. После кончины Николая I и отмены военных поселений за Чугуевом еще долго сохранялась роль военного центра и царского «любимца».

Тенденция сохранилась и при Александре II Николаевиче Освободителе. Военное значение Чугуева сохранилось и в советское, и в новейшее время.

* * *

Император Александр II Николаевич первый раз прибыл в Харьков в сентябре 1859 г. Из Чугуева, где накануне состоялась его встреча с Шамилем, неуловимым долгие годы «имамом Чечни и горного Дагестана». Взятого, наконец, в плен, Шамиля доставили в Чугуев, куда на традиционный смотр войск приехал и государь. Шамилю сохранили право ношения оружия. Это было опасно, но, как считают некоторые наблюдатели, государю была свойственна самоуверенность, отчасти мистическая, что известно и по истории покушений, приведших его к гибели. В честь Александра II и Шамиля в Чугуеве состоялся военный парад и конные состязания, в которых принял участие и сын вождя горцев – Гази-Магомед, заслуживший похвалу Александра Николаевича. Шамиль также отдал должное участвовавшим в параде сыновьям государя. О царских визитах в Чугуев осталась живописная легенда, связанная с сохранившимся до сегодняшнего дня зданием Штаба военных поселений в России. Да и сам град Чугуев хранит память об имперской архитектуре как ее образчик.

Высокую башенку этого здания некогда украшали часы со звоном и музыкой, считавшиеся тогда шедевром часовой механики. Рассказывают, что в определенное время под бой и музыку из дверцы в часах выходили фигурки, изображавшие улана, гусара, драгуна и кирасира, маршировали и скрывались в другой дверце. Простоявшие много лет после поломки часы, говорят, однажды удалось «оживить» – к приезду Александра II.

Связана с государем Александром Николаевичем и университетская Антониевская церковь Харькова. В 1867 г. профессорами университета в память спасения императора Александра II 4 апреля 1866 г. был пожертвован образ Александра Невского, а студентами в память 25 мая 1867 г. (покушение на царя в Париже) – образ Спасителя. Увы, сегодня всего этого в храме мы не увидим, хотя здание отреставрировано и иногда в нем теперь разрешено совершать богослужения.

* * *

Одновременно трагически и духоподъемно связана Харьковщина с таким поразительным событием, как крушение императорского поезда близ станции Борки. Спасов скит (так теперь снова называется железнодорожная платформа, располагающаяся на 865 километре к югу от Москвы) стал местом, где 17 (29) октября 1888 г. произошло крушение императорского поезда.

Вся Россия восприняла спасение царской семьи как чудо. Молебенное благодарственное эхо прокатилось по великой Империи: в честь чудесного спасения повсеместно возводились храмы, по всей  стране собирались пожертвования на постройку близ харьковских Борков огромного храма Христа Спасителя и часовни Спаса Нерукотворенного, что и было осуществлено в 1891-1894 гг. по проекту академика архитектуры Р. Марфельда.

Царский поезд шел из Севастополя в Москву. Официальной причиной крушения  были признаны технические нарушения – превышение численной нормы вагонов и скорости движения состава, приведшие к качке и сходе с пути на изгибе трассы. Существовала также описанная позже версия, что крушение было вызвано взрывом бомбы, заложенной помощником повара императорского поезда, человека, связанного с террористами-революционерами (он впоследствии скрылся за границей).

В результате катастрофы 21 человек погиб, 35 получили ранения. Вагон с царской столовой, в которой находились Александр III Александрович и его супруга Мария Федоровна с детьми и свитой, был весьма искорежен, фактически разрушен полностью, но никто из членов императорской фамилии, по счастью, не пострадал. Большинство пассажиров этого вагона отделались легкими ушибами, ссадинами и царапинами. К слову, в нем находился и будущий российский император Николай II Александрович, старший сын государя, тогда двадцатилетний цесаревич. Рассказывали, что Александр III, человек богатырского телосложения и незаурядной силы, стоя удерживал  на себе крышу сошедшего с колеи и разбившегося вагона, пока пострадавшие выбирались из него.

В вагоне из царских детей в момент крушения находилась великая княжна Ольга Александровна, впоследствии известная художница, выброшенная вместе со своей няней на насыпь, и малолетний великий князь Михаил Александрович, вынутый охраной из обломков при помощи самого государя.

Величественный храм Христа Спасителя был построен в русско-византийском стиле XVII в., в 60-ти метрах от железнодорожной насыпи и вмещал до 700 человек. Часовня Спаса была воздвигнута на том месте, где сошел с насыпи вагон-столовая, и состояла из пещерной части, расположенной в железнодорожной насыпи, и четырехгранной башни с золотой главой. Тут же был разбит парк. В начальный период Спасов скит находился под эгидой Святогорской Свято-Успенской обители (с 2004 г. – пятой русской Лавры).

На деньги железной дороги и добровольные пожертвования здесь были построены больница и дом для престарелых железнодорожников, открыты церковноприходская школа, народная бесплатная библиотека. Спасов скит как место явленного чуда спасения императорской семьи изобильно привлекал паломников. Несколько раз сюда приезжал и император.

Увы, храмовый комплекс был полностью разрушен в годы Великой Отечественной войны. В советское время платформа называлась Первомайской. А в 1992 г. силами местных жителей началось восстановление часовни на прежнем месте. При активном участии ЮЖД реконструкцию часовни завершили к лету 2003 г. Крест с Распятием Спасителя был поставлен в 2007 г. – на месте алтаря разрушенного храма Христа Спасителя. Он изготовлен из дуба, поднятого со дна р. Десны в Черниговской области. Утверждают, что дуб пролежал в воде более 1000 лет.

Теперь в воскресенье и праздничные дни все электрички, идущие из Харькова на юг, в сторону станции Лозовая, делают короткую остановку у платформы Спасов скит, и православные могут поклониться святыне.

«Нам сейчас сложно представить те чувства, которые питал тогда русский народ  к своему Державному отцу, – замечает О. Куценко в газете Харьковской организации «Русь Триединая». – После чудесного спасения Императорской семьи народом русским был засвидетельствован небывалый подъем патриотизма и любви к своему монарху. По всей многонациональной Российской империи, а в то время это была земля от Польши, Финляндии и до Камчатки, служились благодарственные молебны, раздавались призывы увековечить чудесное событие. Были построены десятки храмов, богаделен, учреждены памятные стипендии. В Крыму, в Бахчисарае магометанское общество воздвигло православному Царю памятник-фонтан. …В Харькове был предпринят ряд памятных мероприятий, отливка серебряного колокола для Благовещенской церкви (ныне – кафедральный собор)». Воистину своеобразным приношением государю Александру III стало строительство с 1890 по 1892 г. в конце улицы Немецкой здания Коммерческого училища. Это был первый харьковский проект молодого архитектора А. Н. Бекетова, который впоследствии придаст городу своими строениями особый облик, сохраняемый и поныне.

В вагоне, в котором была семья Александра III во время крушения, находился список древней вологодской иконы Спаса Нерукотворного. Среди разрушений и обломков икона Спаса Нерукотворного была найдена невредимой на прежнем месте, поэтому и решено было освятить престол домовой церкви Коммерческого училища в честь этой иконы с празднованием храмового праздника 16 (29 н.ст.) августа. Церковь эта по своему внутреннему благоустройству была лучшей из всех домашних училищных церквей Харькова и вмещала до 600 человек.

Во время Великой Отечественной войны храм был разрушен прямым попаданием авиабомбы, при восстановлении здания на его месте возвели актовый зал. Теперь в этом доме располагается Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», а улица давно носит название Пушкинской.

После той катастрофы Александр III стал испытывать сильные боли в пояснице. Обнаружился нефрит почек, усилившийся простудой. Осенью 1894 г., почувствовав сильное ухудшение самочувствия, царь отправился в Крым. 20 октября 1894 г. император скончался, фактически на руках у святого о. Иоанна Сергиева (св. прав. Иоанна Кронштадтского).

Харьковчанам была предоставлена возможность проводить всенародно любимого Государя в последний путь: для прощания гроб с телом был выставлен на Харьковском вокзале.

* * *

Через неделю после кончины Александра III в дневнике его сына, престолонаследника Николая II, появилась запись: «28-го октября. Пятница. День свадьбы дорогих Папа и Мама! Сколько страданий для нее – ужасно! Помоги, Господь! Останавливались в Борках и Харькове для панихид. Везде такие же встречи – почетные караулы, все начальство, учебные заведения и пр.» Через десять лет Николай Александрович снова приедет в Харьков.

Свой визит в Харьков 4 мая 1904 г. Николай II предварил остановкой в деревне Малиновка под Чугуевом, где был лагерь пехотной дивизии, пятый по величине в империи (деревню кинозрители помнят по комедии «Свадьба в Малиновке»). Уже началась война с Японией, войска готовились к отправке на фронт. Император осмотрел квартировавшие в то время в Харькове полки – Пензенский и Тамбовский пехотные и 1-й Оренбургский казачий. Государь нашел их в отличном состоянии и напутствовал в поход. Затем вернулся в поезд и приехал к харьковскому вокзалу, где был встречен депутацией от Харьковской губернии. Проехав по городу, он отметил царивший в Харькове порядок, однако задерживаться в городе не стал, выехал в Полтавскую губернию.

И снова судьба отмеряла десять лет. Уже началась война, 23 ноября 1914 г. Николай II прибыл в Харьков. После приема в зале Дворянского собрания поехал в собор, где архиепископ Харьковский Антоний отслужил обедню. Затем посетил раненых – в трех клиниках университета и в доме дамского комитета. После завтрака продолжил объезд лазаретов, а уже в 4 часа пополудни отбыл на юг. Покидал царь город, как отмечено в его дневнике, «очень довольный встречей и порядком в городе и внешним видом войск. Это был последний визит в Харьков последнего Российского Императора, Страстотерпца.

Посещаемый Николаем II храм в Харькове носил имя в честь святого Николая, небесного соименника последнего Русского государя. Храм начинался с деревянной церкви, а в конце XIX в. превратился в храм-красавец византийского стиля. Он был взорван в 1930 г. Так тогда Николаевскую площадь очистили «для движения трамваев». Потом площадь носила имена Тевелева, Советской Украины, а теперь – Конституции. Совсем недавно она была освобождена от трамвайных путей.  

«Мы рушим на века, и лишь на годы строим», – горько воскликнул поэт-харьковчанин Б. Чичибабин.

Место Николаевского храма зияет зримой пустотой, по которой ныне проносятся ни о чем не подозревающие автомобилисты. Однако православные люди знают, что Ангел Хранитель продолжает пребывать на месте, где был освящен алтарь, даже если храм снесен с лица Земли.

В своем сердце надеюсь, что и этот, символично-державный, храм будет когда-то восстановлен.

Образ незримо присутствующего храма глубоко символичен. То же можно сказать и о присутствии в сердце русского православного человека неотменимого образа Русской Монархии. А если сделать проекцию из сферы идеального на земное, то следует неукоснительно помнить, что принцип Царской власти являлся одной из важнейших скреп тысячелетней русской истории. Св. праведный Иоанн Кронштадтский, на руках коего почил государь Александр III, наставлял: «Запомните: если не будет монархии – не будет и России. Только монархический строй дает прочность России, при конституции она вся разделится по частям».

Нет, совсем не случайно в июне 2012 г. приуроченная ко Дню России в одной из центральных художественных галерей Харькова состоялась выставка работ Елены Борисовой «Цвет императора», посвященная семье Царственных Страстотерпцев.

Станислав Минаков


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"